ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«Медико-психолого-педагогические аспекты образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможостями здоровья»
По теме:
«Работа с неуспевающими школьниками»
Исполнитель:
Чакилева Лариса Федоровна
Москва 2019год
Содержание
1. Понятие школьной неуспеваемости.
2. Пути устранения неуспеваемости.
3. Рекомендации педагогам при работе с неуспевающими детьми.
4. Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
Заключение
Список использованной литературы.
2
Введение
Трудности в учебном процессе существенно мешают
овладению ребенком обязательной школьной программой. В начальной период
обучения детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются
в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные
и практические операции, действия и навыки, без
которых невозможно последующее обучение и практическая деятельность.
Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями
и умениями, приводит к чрезмерным трудностям в овладении
программой средних классов. В результате такие дети нередко выпадают
из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые
нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку
своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо
знать возможные причины трудностей в
учебной деятельности, установить, какие из
них действуют в конкретном случае и уметь устранить
их.
В условиях модернизации образования проблема неуспеваемости учащихся остается острой. И связано это с тем, что неуспеваемость — это сложное, многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних и неоднозначных подходов при ее решении. Зная причины и пути устранения неуспеваемости, учитель в силах справиться с ней. Какую бы педагогическую задачу учителя не решали, в общении с ребенком, прежде всего, необходимо хорошо понять его, вникнуть в его душу, в суть его переживаний и никогда не ставить себя выше ребенка.
Цель: Изучить причины неуспеваемости школьников и пути их преодоления.
3
1. Понятие школьной неуспеваемости
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.
Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.
Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение и воспитание детей в школе.
Исследование проблемы все более связывается с широким кругом социальных вопросов, предполагает использование данных всех наук о человеке, индивиде, личности. Именно дидактика призвана дать определение неуспеваемости, эта задача не может быть решена другими науками, так как понятие неуспеваемости есть прежде всего дидактическое понятие, связанное с основными категориями дидактики - содержанием и процессом обучения. Хотя
4
задача раскрытия сущности неуспеваемости в литературе не поставлена, во многих работах можно обнаружить подходы к ее решению. Один из этих подходов состоит в анализе условий, порождающих неуспеваемость. Однако исследования, выполненные в русле этого подхода, нельзя считать достаточными, они направлены на выяснение внешних связей явления и оставляют в тени его внутреннее строение. Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса. Противоречивость такого понимания и терминологии заложена в самой сущности исследуемого явления: процесс отставания складывается из фактов отставания.
2. Пути устранения неуспеваемости
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:
1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю.Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно - воспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.
2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого
5
применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю. Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.
3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые принципиальные положения.
На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развививающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.
Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательных обстоятельств и усиление положительных моментов).
6
При разработке путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению учёта и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. Плодотворными представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психологических работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе. Обращено внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.
Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять
7
три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.
Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос относительно мало разработан, но имеются интересные соображения, которые хотелось бы отметить: о полезности программированных пособий для домашних заданий отстающим, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий. В практике школы широко используют разного рода дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что она увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.
Еще один важный вопрос относится к организации обучения учащихся, оставшихся на повторный год обучения. В литературе справедливо отмечается, что повторный курс наносит большой ущерб школе, травмирует учащихся и малоэффективен. В связи с этим возникла идея и имеется довольно широкая практика создания специальных классов (и школ) как для неуспевающих учащихся с замедленным темпом развития, так и для переростков, второгодников и оставшихся на третий год в том же классе. Особенностью
8
обучения в специальных классах является их меньшая наполняемость, специальные методы обучения и программы, предусматривающие ликвидацию пробелов за предыдущие классы. Используется режим школы продленного дня; учителя получают повышенную заработную плату. Положительные результаты работы таких классов описаны в литературе.
В педагогической литературе рассматривается вопрос об условиях перевода неуспевающих школьников в следующий класс. Весьма своевременными представляются попытки модифицировать условия перевода, сделать их более гибкими. Суть дела состоит в том, чтобы дать возможность учащимся, которые могут и хотят догнать свой класс, будучи условно переведенными в следующий класс, в течение I четверти ликвидировать свои пробелы, пройти испытательный срок.
Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом.
Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Тогда родители обращают внимание на состояние ребенка и начинают в срочном порядке брать репетиторов. Но, как правило, бывает поздно. У ребенка сформировалось уже негативное отношение к процессу обучения, и он не понимает большинства дисциплин. Бесконечные «проработки» со стороны родителей ухудшают иногда и без того плохой микроклимат в семье.
9
3. Рекомендации педагогам при работе с неуспевающими детьми
Как помочь неуспевающему ребенку преодолеть неуверенность в себе?
Учителю нужно создавать условия для переживания школьником успеха и связанных с
ним положительных эмоций. Для этого рекомендуется ставить перед учителем такие
задачи, которые будут ему посильны и выполнимы.
Нужно стараться вычленять те сферы деятельности, в ходе выполнения которых
ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе. Это могут быть
работа в летнем лагере, туристический поход, занятие спортом и пр. Выявление
«успешных» сфер деятельности отстающего школьника позволяет изменить отношение
к нему педагогов, родителей, учеников.
Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в
учебной деятельности, самые, казалось бы, незначительные сдвиги к
лучшему.
Особое внимание следует уделить тому, чтобы не дать закрепиться новым неудачам.
Для этого, тренируя волю ребенка, нужно заставлять его доводить начатое дело до
конца, не откладывая его на «потом» при первых же ошибках.
Особое внимание стоит обратить на характер и форму порицания и поощрения
отстающего ученика. Порицание ни в коем случае не должно касаться способностей
ученика. Оно должно быть предельно конкретным и направленным на устранение ясно
осознаваемых самим учеником недостатков (например, нарушений дисциплины,
небрежности в работе и т.д.).
Психологи рекомендуют порицание в форме простого удивления учителя
по поводу наступившего ухудшения в работе или поведении ученика («Я не ожидал»,
«Меня очень удивило…» и т.д.).
Немаловажно, каков тон речи учителя в момент порицания. Раздражение,
злость в голосе вызывают только негативную реакцию ученика. Нужно стараться
говорить с ним спокойно, доброжелательно и заинтересованно.
Следует обращать внимание и на такие моменты, связанные с получаемой
10
неуспевающим
оценкой, как ее подробное обоснование, а также выделение тех критериев, по
которым идет оценивание, с тем чтобы они были поняты самим учащимся.
Достаточно эффективным может быть прием, который использовался известным
педагогом Ш.А. Амонашвили, - превращение отстающего ученика в «учителя»,
наставника, помогающего слабому ученику из младшего класса.
Изучение неуспевающих и недисциплинированных школьников показывает, что их
плохое поведение является, чаще всего, реакцией на неуспех, в форме протеста
против сложившегося отрицательного отношения к ним.
В итоге, хотя ребенок посещает ежедневно школу, учебная деятельность для
него уже перестала быть основной, ведущей, потому что он не может с ней
справиться и потерял к ней интерес, он потерял социальную позицию
ученика.
Поэтому работа с такими детьми должна быть направлена не только на
восполнение пробелов в знаниях, но и на изменение их социальной позиции.
4. Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
1.
В
процессе контроля за подготовленностью учащихся:
- создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;
- снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски;
- предложение учащимся примерного плана ответа;
- разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть
явления;
- стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
2. При изложении нового материала:
- более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим
степень понимания ими учебного материала;
11
- привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов,
опытов;
- привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы.
3. В ходе самостоятельной работы на уроке:
- разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда
простых;
- ссылка на аналогичное задание, выполненное раннее;
- напоминание приема и способа выполнения задания;
- указание на необходимость актуализировать то или иное правило;
- ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач,
упражнений;
- инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к
их оформлению;
- стимулирование самостоятельных действий
слабоуспевающих;
- более тщательный контроль за их деятельностью, указание на
ошибки, проверка, исправление.
4. При организации самостоятельной работы:
- выбор для группы успевающих наиболее рациональной системы
упражнений, а не механическое увеличение их числа;
- более подробное объяснение последовательности выполнения
задания;
- предупреждения о возможных затруднениях, использование карточек
консультаций, карточек с направляющим планом действий.
12
Заключение
Неуспеваемость влечет за собой нежелание ходить в школу; у детей может быть любимый учитель или может нравиться общение с друзьями, но в целом кажется, что они смотрят на школу как на своего рода тюрьму. Казалось бы, школа, в которой дети проводят столько времени, должна доставлять радость, быть местом приобретения опыта и знаний в широком смысле этого слова. Учителя как будто считают важным научить детей чтению, письму и арифметике, но мало обращают внимания на тот факт, что если они не учитывают психологических, эмоциональных потребностей детей, то способствуют созданию и поддержанию общества, в котором люди не представляют ценности.
Необходимо, чтобы учителя смогли почувствовать, если ребенок тревожен или страдает от чего-либо, или считает, что он недостоин многого, и поэтому не стоит учиться. То, что дети отвергают школу, сказывается, в первую очередь, на учителях, а иногда их отрицательные эмоции обращаются на детей. Педагогам необходимо самим учиться лучше понимать детей и научить детей
пониманию и
терпимости, видеть, что они могут друг для друга сделать и помогать друг другу
чувствовать себя сильнее и лучше.
Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных
условия: отсутствие существенных недостатков умственного развития; достаточный
культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;
материальные возможности удовлетворения важнейших духовных потребностей
человека; мастерство и неравнодушие учителей, работающих с ребенком в школе.
13
Список использованной литературы
1. Бадмаева С.А. «Психологическая коррекция отклоняющего поведения» – М.: Педагогика, 1993
2. Безруких М.М., Ефимова С.П. «Знаете ли вы своего ученика?» – М.: Просвещение, 1991
3. Божович Л.Н., Благонадежина Л.В. «Изучение мотивации детей и подростков» – М.: Педагогика, 1972
4. Венгер А.Л., Цукерман А.Г. «Психологическое обследование младших школьников» – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004
5. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М, 1954.
6. Занков Л.В. «Обучение и развитие». – М.: Педагогика, 1992
7. Немов Р.С. «Психология» кн. 3 – М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002
8. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М. К. Акимова и др; Под ред. И.В. Дубровиной.-М.: Просвещение, 1991.
9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании- М.: Владос,1996
14
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.