ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА №5»
Работа
с одарёнными детьми
во внеурочной деятельности
средством проектных
технологий
при реализации
Госстандарта
Подготовила и выступила:
учитель начальных классов
Потоцкая Т.П.
25.02.2021г.
«Давно замечено , что талантливые являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития».
Г.В.Плеханов
Госстандарт делает акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очередными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Виды одарённости:
-Академическая одаренность- ярко выраженная способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов.
-Интеллектуальная одаренность- умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то "пять", то "два"): блестяще по одному предмету и "так себе" по другому.
-Творческая одаренность - это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь. имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности.
В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях Госстандарта, где акцентируется работа с одарёнными детьми в школе. И одним из направлений реализации национальной образовательной инициативы является система поддержки талантливых детей. В Госстандарте прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент, может быть, еще не проявилась), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Такая задача решается на внеурочных занятиях. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Перед каждым из педагогов, в том числе и внеурочной деятельности, стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.
Одна из форм работы с одарёнными детьми — научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний.
Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, творческие способности, навыки проектно- исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость от отступления от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.
Профессор К. К. Платонов писал: «Одаренность — генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». И от того, какой деятельностью занимается ребенок, зависит развитие его потенциальных способностей. Сегодня чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.
Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности, каждый день находить радость в общении с детьми, нести ответственность за их будущее. Дать почувствовать каждому ребенку радость от маленьких открытий.
В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.
Задача учителя начальных классов:
· во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации,
· во-вторых, умело их развивать и применять на практике.
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Работа с одарёнными детьми, должна состоять не только из урочной, но и из внеурочной деятельности.
К внеурочной деятельности относятся следующие виды деятельности:
- факультативы, курсы,
- предметные недели,
- театрализованные праздники,
- олимпиады и конкурсы по предметам.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в
исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
1. исследовательский;
2. частично-поисковый;
3. проблемный;
4. проектный.
Я использую такие интерактивные методы как мозговой штурм, групповая дискуссия, звездочка обдумывания, ролевые, деловые игры и т.д.
Очень важны для развития одаренности младших школьников:
1. предметные олимпиады;
2. интеллектуальные марафоны;
3. различные конкурсы и викторины;
4. словесные игры и забавы;
5. проекты по различной тематике;
6. ролевые игры;
7. индивидуальные творческие задания.
Организовывая работу в малых группах, можно максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одарённых учащихся обладает система внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся, которой присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества.
Проектная деятельность – одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.
Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, школьники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.
Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.
Важная роль при подготовке проекта отводится этапу контроля, ребята учатся презентовать свою продукцию, учатся отвечать на вопросы учащихся, преподавателей, справляться со своим волнением во время выступления.
Технология презентации помогает учащимся (да и учителям на уроках) представлять учебный материал (иллюстрации, фотографии, видеоматериалы) и обеспечивает большую наглядность, с одной стороны, а с другой - обеспечивает более глубокое усвоение материала и позволяет приобрести навыки работы с информацией разного рода (текстовой, графической, мультимедийной), развивает эстетический вкус, расширяет кругозор. Применение технологии презентации повышает интерес к предмету, приобщает учеников к использованию современных информационных и коммуникационных технологий, позволяет наиболее эффективно передавать накопленный опыт, излагать проект или рассказать об итогах исследуемой проблемы.
Предлагаю вашему вниманимю пример внеурочной деятельности :
Создание коллективного проекта «Зима в природе».
На первом этапе происходит погружение в проект, где определяются проблемы, темы и цели проекта, выдвигаются идеи. С помощью карточек происходит жеребьёвка, разделение на группы.
Далее планирование деятельности. Выбор лидеров, которые ведут записи в блокнотах, отвечают за:
• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;
• распределение ролей в группе;
• планирование работы;
• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;
Я, как учитель, направляю процесс поиска информации, предлагаю учащимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации.
Две группы решают оформить папки, третья группа стала оформлять материал в виде газеты. Каждая команда выбирает презентацию в форме интересных сообщений с использованием игр, занимательных заданий, предоставления собственного творчества.
Далее идёт подготовка проекта. Подбор материала: тексты о неживой и живой природе в зимний период, составляются монологи зверей, стихи, загадки, кроссворды, составляются так же самостоятельно, рисунки, фотографии и др. На этом этапе развивается умение общаться со взрослыми и сверстниками. Так же ребята решают подготовить эмблемы для команды, костюмы и декорации, оформляют доску, проводят репетиции.
На этапе презентации учащиеся в командах выступают по теме и рассказывают о проделанной работе.
Затем подводят итоги и рассказывают о трудностях, с которыми столкнулись. Работа всем понравилась, она прошла увлечённо, с радостью и в творчестве.
Следующим становится индивидуальный проект «Мой портфолио». Это уже сложнее, т.к. готовить его нужно самостоятельно. Работа проходит под руководством учителя, можно работать в паре, группе.
Сначала определяется, что такое портфолио, его структура. Затем создаётся алгоритм сбора информации.
Портфолио делится на рубрики:
· Деловая информация (сообщение о себе, своей семье, город, в котором я родился, в котором проживаю, мои друзья, мои увлечения, мои мечты, мои цели, что значит моё имя, моя школа, мой класс)
· Моё творчество (поделки, рисунки, стихи собственного сочинения, сказки, рассказы)
· Мои достижения (грамоты, дипломы за участие в школьной и внеклассной жизни).
Всем учащимся предоставляется в свободной форме формировать каждый раздел. Используются фотографии, рисунки, материал в напечатанном виде и от руки. Дизайн у каждого свой по выбору.
Я провела с ребятами работу по созданию портрета друга с определением качеств личности, которыми он обладает. Работа всех вдохновила, ребята с удовольствием потрудились в группах, в которых могли советоваться и делиться своими результатами. Затем устроили выставку рисунков.
Провели игру «Похвали своего одноклассника»
Так же было предложено написать сочинение о школе, о своём классе. Сочинение оформляли на формате А-4. Некоторые добавили иллюстрацию к нему.
После того, как дети подготовили информацию о своём имени, я предложила нарисовать цветок, соответствующий их характеру. Обсудили виды цветов, названия, внешний вид, назначение, принялись за работу. Использовали краски, цветную бумагу, проявляли аккуратность и терпение. Нужно было рассказать- Почему ты выбрал этот цветок. Развивалось умение обосновывать собственное мнение.
Работая над разделом «Моё творчество», я предложила сочинить стихотворение о весне. Результаты оформили в свободно форме.
Так же были созданы портреты свой мамы, дети писали сочинения для мамы и стихи. Можно было написать сенкан ( Сенкан — это стихотворение, состоящее из пяти строк. Слово ”сенкан” имеет французское происхождение и обозначает стих, состоящий из пяти строк. Сенкан строится по определённой слоговой схеме, и развивает в человеке способность кратко выражать суть вопроса, аналитические способности и системное мышление. На французском языке это слово звучит, как "cinquains", на английском – «cinquain», на русском - "синквейн" или "сенкан", на украинском "сенкан" . Вот как строится сенкан:
1 строка: 1 слово-понятие;
2 строка: 2 слова, описывающие качество;
3 строка: 3 слова, рассказывающих о действиях, связанных с понятием;
4 строка: предложение из 4–5 слов, отражающее отношение к понятию;
5 строка: 1 слово-резюме, выражающее суть темы.
Пример:
Погода
Солнечная, прекрасная.
Изменяется, радует, согревает.
Не существует плохой погоды.
Природа).
Каждое портфолио выполнено в творческом и индивидуальным стиле. Ребята сами участвуют в накоплении материала портфолио. Портфолио представляет ежегодный отчет по развитию ребенка, фиксирует изменения, и рост за определенный период времени, носит накопительный характер поощрения творческой деятельности самого учащегося и всей семьи, обеспечивает непрерывность процесса развития ребенка от года к году.
Практическая часть.
Предлагаю вам создать образ своего цветка, написать на нём его признаки, характеризующие вас или составить синквейн. (Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные.
В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения. Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество.)
Цветы собираются в общий букет.
Работа с одарёнными детьми осуществляется так же и на других видах внеурочной деятельности, как «Занимательная математика», «Занимательный грамматика», «Юным умникам и умницам» и др.
Можно сказать, что внеурочная деятельность является одним из самых важных этапов в развитии способностей одарённых детей, так как позволяет работать индивидуально с каждым ребёнком. Кроме того, такие занятия посещают дети, проявляющие повышенный интерес к предмету. Именно они, впоследствии, и становятся основными участниками творческих конкурсов, олимпиад и научно-практических конференций разного уровня.
В заключении я могу сделать вывод, что детям в школе комфортно, им интересен в целом учебно-воспитательный процесс. Хотелось бы добавить, что успех и даже одаренность детей зависит не только от генетической предрасположенности, но и в большей мере от среды, которую создают наши талантливые, одаренные педагоги нашей школы. Мы – учителя, стараемся развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся и удерживать высокий уровень школьной мотивации.
Дети быстро взрослеют. Жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей, безусловно, важный вопрос. Наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области , были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.
Все дети рождаются быть успешными. Единственное , в чём они нуждаются – в развитии своих талантов.
Список литературы:
1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ.-2005. - №6. - С.4-30.
2. Банникова И.Ю., Марков С.В. Социально–образовательная среда как главный фактор развития исследовательского мышления детей // Исследовательская работа школьников. – 2003. №3. – С. 8-17. 1.
3. Лейтес, Н.С. Об умственной одарённости. /Н.С. Лейтес // - М.: 1960.
4. Лебедева, В.П. Панов, В.И. Учителю об одарённых детях. /В.П. Лебедева В.И. Панов // - М.:1997.
5. Попова, Л.В. Учитель для одарённых. / Л.В. Попова // - М.: 1997.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.