Работа с текстом как одно из условий успешной сдачи ЕГЭ
Оценка 4.6

Работа с текстом как одно из условий успешной сдачи ЕГЭ

Оценка 4.6
Научные работы
DOCX
русский язык
11 кл
17.05.2021
Работа с текстом как одно из условий успешной сдачи ЕГЭ
Печатная работа.DOCX

 Кутузова Татьяна Вениаминовна,

учитель русского языка и литературы МОУ

                                                                                                                                                      «Кокуйская СОШ №2»,

Сретенский район,

Забайкальский край

 

Работа с текстом как одно из условий успешной сдачи ЕГЭ

 

  Одним из  условий успешной сдачи экзамена по русскому языку в 11 классе является работа с текстом. Создание сочинения-рассуждения на основе данного текста- наиболее трудная часть ЕГЭ. Если на вопросы орфографии, пунктуации, лексики ученик может правильно ответить, опираясь на знание программы средней школы, то на «текстовые» вопросы он отвечает, опираясь чаще всего на интуицию, логику, здравый смысл.

  Структура ЕГЭ по русскому языку такова, что две его части (тестирование и сочинение) тесно связаны между собой. Первые четыре вопроса построены на основе небольшого текста (всего три предложения), они являются как бы разминкой, прелюдией к большой работе с текстом, который предлагается внимательно прочитать и ответить на вопросы теста. Их правильное понимание и выполнение очень важно для успешного написания сочинения (вопрос № 27).

  Заработать высокую сумму баллов  можно грамотным подходом к тексту. Для написания сочинения нужно сформировать главное умение – определение проблемы, поднимаемой в тексте. Из 12 критериев, по которым оценивается сочинение, оно стоит под номером 1. Неверное определение проблемы влечет за собой потерю всех баллов за последующие три критерия.

  Выпускников необходимо нацеливать на создание сочинения, повышая мотивацию с помощью приема «прогнозирование перспективы».

  Возможна беседа с учениками, в которой поясняется, почему в экзаменационную работу по русскому языку включен этот вид работы – сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. По утверждению ученых, объем научных знаний усваивается каждые 8 – 10 лет, а это значит, что полученное образование быстро стареет. Наиболее доступный способ решения этой проблемы – образование и самообразование. И здесь необходимы совершенно конкретные умения: работать с текстами различных стилей, извлекать необходимую информацию, излагать собственные мысли четко и последовательно.

  Основа создания сочинения ЕГЭ – уроки развития речи,  которые проводятся с 5 класса. Все они должны быть подчинены задаче – подготовить учащихся к созданию текста на основе данного.

 В своей работе применяю дифференцированный алгоритм чтения, блоками которого являются:

  1. Выделение ключевых слов в каждом смысловом абзаце текста. Эти слова несут основную смысловую нагрузку.
  2. Составление смысловых рядов. Это словосочетания или предложения, которые состоят из ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов.
  3. Выявление доминанты. Это основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды.

  Осваивая технику данного алгоритма, следует читать текст с карандашом в руках три раза. При первом прочтении надо подчеркнуть только ключевые слова. При втором – построить смысловые ряды, которые удобно записывать на отдельном листе. Рациональное чтение предполагает не только отбор полезной информации, но и ее анализ. В третий раз читаются смысловые ряды, на основе которых выявляется главное значение текста – доминанта.

  Опыт  показывает, что не меньшую проблему для старшеклассников представляют критерии, по которым необходимо правильно выделять тему, проблему, позицию автора.

  Работу над этими понятиями также следует проводить  с 5 класса, беря за основу микротекст художественного произведения (урок литературы) или упражнение учебника русского языка, выполняемое в форме комплексного анализа текста.

   Для совершенствования и закрепления данного навыка необходима правильно организованная работа с учащимися и оптимальная дидактическая база. Тексты подбираю из разных источников, наиболее сложными являются те, где речь идет о нескольких явных, равных по значимости, на первый взгляд, проблемах

  В старших классах все знания систематизируются, и тогда  удобно и эффективно использование крупных блоков, таблиц, шаблонов, схем, клише, которые содержат информацию о:

    • плане сочинения-рассуждения по отрывку;
    • критериях оценивания;
    • видах вступлений и заключений к сочинению;
    • видах определения темы, проблемы текста;
    • способах выражения позиции автора;
    • способах выражения собственной позиции;
    • видах доказательной базы

  В заключение хочу сказать, что, применяя самые разные методики, мы не должны забывать о «святом правиле, правиле повествования» - любой учебный материал должен излагаться доброжелательно, спокойно и естественно. Если оно нарушено, то ребенок начинает бояться, испытывает беспокойство, начинает внутренне «сжиматься в комок», появляются боли в желудке, в сердце. И о каком осмыслении, внутреннем понимании текста тогда можно говорить? Никакие методики не оправдывают психологические, нервно-эмоциональные сдвиги, которые получают наши дети, поэтому:

    • не забывайте похвалить ученика за выполнение заданий;
    • не говорите ученику, что он хуже других. Следует терпеливо помогать ему в том, что он сам сделать не может;
    • необходимо давать школьнику посильные творческие задания;
    • создавате на уроке ситуации творческого поиска, побуждая детей к проблемному и творческому фантазированию,даже по скучным и трудным текстам наших учебников;
    • работа с текстом по подготовке к ЕГЭ должна носить системный характер, касаться всех основных предметов, начинаться уже в начальной школе, продолжаться в среднем звене и углубляться в старшем.

Успехов в работе!

 


 

Кутузова Татьяна Вениаминовна, учитель русского языка и литературы

Кутузова Татьяна Вениаминовна, учитель русского языка и литературы

В своей работе применяю дифференцированный алгоритм чтения, блоками которого являются:

В своей работе применяю дифференцированный алгоритм чтения, блоками которого являются:

Следует терпеливо помогать ему в том, что он сам сделать не может; необходимо давать школьнику посильные творческие задания; создавате на уроке ситуации творческого поиска, побуждая…

Следует терпеливо помогать ему в том, что он сам сделать не может; необходимо давать школьнику посильные творческие задания; создавате на уроке ситуации творческого поиска, побуждая…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2021