Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению.
Оценка 4.8

Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению.

Оценка 4.8
doc
14.01.2020
Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению.
Работа с текстом 1.doc

ФИО автора: Панько Ирина Николаевна,

Должность: учитель русского языка и литературы

Место работы: МБОУ СОШ № 37 г. Пензы,

Тема доклада: «Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению».

Домашний адрес: г. Пенза, пр. Строителей, 134-32

Тел. 41-12-27, 8-909-317-3672

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация,  комментирование текста и др.

Умение работать с текстом рассматривается в современной дидактике как важное общеучебное умение, характеризующее не только уровень функциональной грамотности, но и культуры человека вообще. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная.

Обращение к данной теме, связанной с обучением осмысленному чтению текста, обусловлено следующими причинами:

- низкий уровень восприятия, понимания прочитанного текста на уроках русского языка и литературы;

- анализ итогов экзамена в формате ГИА и ЕГЭ по русскому языку, который подтверждает то, что многие учащиеся неверно выполняют задания  из-за неправильного прочтения формулировки задания;

- затруднение при написании части С из-за того, что выпускники часто неправильно определяют проблему текста, а значит и сочинение пишут не о том.

Сложности прежде всего возникают из-за слабого восприятия учащимися содержания написанного, а отсюда и нежелание читать, а значит, и сниженная познавательная мотивация и типично переживание «школьной скуки».

Поэтому возникла необходимость выявления  оптимальных методов и приемов по формированию осмысленного чтения у учащихся 5-11 классах и применение их на практике в своей деятельности.

Для реализации цели обучения учащихся осмысленному чтению использую совокупность таких методов и технологий:
     - текстоцентрический подход,

- развитие критического мышления через чтение и письмо,

- проблемный диалог,

- продуктивное чтение.

Самые распространенные  следующие приемы работы над формированием умения осмысленно читать:

ü творческое чтение («медленное» или «пошаговое»);

ü выразительное чтение (акцентно-смысловое) Блок «О доблестях, о подвигах, о славе» ( последние строки стих-я: «Твое лицо в его простой оправе СВОЕЙ рукой убрал я со стол»);

ü комментированное чтение;

ü чтение с попутной формулировкой вопросов;

ü приём прогнозируемого чтения( «Преступление и наказание», «Герой нашего времени»,  «Тринадцатый подвиг Геракла») ;

ü работа со словарём;

ü подбор слов-ассоциаций.

На мой взгляд, эффективной является   проблемно-диалогическая технология.

Это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

Я использую следующие приемы проблемно-диалогического обучения:

I) Использования цитат на уроке:

1)прием отрицательной цитаты при организации проблемного диалога, т.к. ученикам для того, чтобы опровергнуть или подтвердить цитату, необходимо провести исследование, обратиться к тексту статьи о писателе в учебнике, к тексту  самого произведения и выяснить,  прав ли автор цитаты.

2) прием «столкновения» цитат ( например, к концу урока выбрать цитату, которая наиболее полно и точно отражает  точку зрения ученика, и обосновать этот выбор. (Так, при изучении творчества В.В. Маяковского в 11 классе ученикам предлагаю несколько высказываний:1)Иван Бунин: «Думаю, что Маяковский останется в истории литературы большевицких лет как самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства, по части литературного восхваления его и тем самым воздействия на советскую чернь».2)Пастернак " Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демоническая и в то же время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь»).

3)подбор цитаты в качестве эпиграфа к уроку (после прочтения текста):  данная работа позволяет начать диалог в классе между учениками и помогает увидеть учителю, насколько учащиеся поняли смысл прочитанного.

Подберем эпиграф к уроку по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»:

Люди с характером – это совесть того общества, к которому они принадлежат.

Р. Эмерсон

 

Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила - человеческая красота.

А. Толстой

 

Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям, языку, товарищу.., оставаться человеком в нечеловеческих условиях - это трудное дело. И.С. Грачева.

Невозможно  всегда быть героем,  но можно всегда  оставаться человеком. Гёте

Человек не рождается, а становится тем, кто он есть. Гельвеций

Следите за своими мыслями, ибо они порождают действия, действия порождают привычки, привычки формируют характер, который строит нашу судьбу.   Народная мудрость

II ) Ключевой вопрос урока.

«Почему впервые роман «Мастер и Маргарита» был напечатан через полвека после его написания?» или «М.Ю. Лермонтов. «Люблю Отчизну я, Но странною любовью…» Отчего поэт называет любовь к Родине странной?» Ключевой вопрос урока позволяет организовать поисковую деятельность и активный диалог на протяжении всего учебного занятия.

III) Прием сравнения, например, «Кто является положительным героем – Обломов или Штольц? Почему?». На основании подобных вопросов можно организовать и такую форму урока как дебаты, которая так же предполагает осмысленное чтение текстов разного стиля и разного идейного содержания.

IV) Прием аннотации.

Например, при изучении творчества М.М. Зощенко в 7 классе я начинаю урок с сообщения, что, к сожалению, не смогла найти полной информации о жизни и творчестве этого писателя. А есть только множество аннотаций к его книгам. Например, «В книгу вошли смешные рассказы о маленьких детях - шалунах, проказниках и больших выдумщиках. Веселые истории учат малышей быть добрыми и честными, сильными и храбрыми, уважать старших. Юные читатели с удовольствием посмеются над забавными приключениями своих непослушных сверстников».  А далее организуется поисковая деятельность ребят в группах, когда ребята, анализируя предложенные аннотации, находят информацию о личности писателя, его творческой деятельности.  В результате такой поисковой деятельности возникает устойчивый интерес к творчеству писателя и мотивация к его изучению. Естественно, что позднее я признаюсь, что схитрила и предлагаю ребятам материалы по биографии Зощенко и его произведения. Или после прочтения и анализа произведения предложить ученикам написать собственную аннотацию к произведению.

V) Использовании ошибки. Например, при изучении темы «Склонение порядковых числительных» можно предложить рассмотреть ошибки, допущенные при употреблении различных дат: «В феврале двухтысячно четырнадцатого года олимпиада состоялась в городе Сочи» (Программа «Вести»).

-использование мнимой ошибки. Например, на доске записываю 2 словосочетания: «выберите слова с орфограммами»  и «выберЕте слова с орфограммами» и задаю вопрос обучающимся: «В каком случае я ошиблась и почему?» Предлагая и проверяя различные гипотезы, ученики придут к выводу, что ошибки здесь нет, а есть 2  формы глагола – в изъявительном и повелительном наклонении, правописание которых подчинено разным орфографическим правилам и связано с различием в морфемном составе форм слова.

С целью повышения эффективности проблемного диалога  можно сочетать данную технологию с другими технологиями и методами:

А) с технологией группового обучения, прежде всего потому, что малый состав группы дает каждому ее участнику больше возможностей, чтобы проявить себя, предложить свои гипотезы и способы решения учебной задачи, а также позволяет дополнительно организовать диалог разных групп;  Б) с дифференцированным и индивидуальным подходом к обучению (индивидуальные задания, например, при изучении рассказа Шолохова М.А. «Судьба человека, ученик, обращаясь к различным источникам по истории, самостоятельно приготовил сообщение о военнопленных в годы Великой Отечественной войны).

В) написание синквейна, такой прием  требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, развивает познавательные  и творческие способности.

Данко.
Бесстрашный, мужественный.
Жалеет, любит, жертвует. 
Во имя других готов пожертвовать собой.
Герой.

Организация проблемного диалога на уроке и во внеурочной деятельности связана с рефлексией, на этом этапе урока дети учатся фиксировать результаты своей учебной и внеурочной деятельности.

Рефлексия на уроке организую различными способами:

1) через подведение итогов урока по вопросам  (Что узнал? Чему научился? Что понял? В чем испытываете затруднения? Что мне больше всего понравилось на уроке? Что мне не удалось выполнить и почему? Добился ли я своей цели? Какие задания вызвали наибольший интерес и почему? Какие вопросы я задал бы учителю, товарищам и автору произведения? И т. д.);

2) через использование сигнальных карточек-смайлов, отражающих удовлетворенность или психологическое состояние ученика на уроке («веселый», «нейтральный», «грустный);

Использование технологии проблемно-диалогического обучения позволяет детям самостоятельно открывать знания, учиться осмысленно читать, строить собственные высказывания, а учителю - обеспечивать развитие каждого обучающегося,  сделать каждый урок интересным.

Таким образом, система работы по обучению учащихся читать осмысленно помогает формировать и развивать у них коммуникативные умения и навыки, раскрывать их творческий потенциал, активизировать мыслительную деятельность, развивать воображение, воспитывать чувство языка, а главное, учить детей вдумчиво читать, эмоционально откликаться на прочитанное, внимательно относиться к слову.

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Дидро Д.

Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению.

Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению.

Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению.

Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению.

Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению.

Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению.

Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению.

Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению.

Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению.

Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению.

Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению.

Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению.

Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению.

Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2020