Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младших школьников
Оценка 4.7

Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младших школьников

Оценка 4.7
docx
04.11.2024
Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младших школьников
Работа с текстом..docx

Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения

 

Проблема чтения находится в настоящее время в зоне пристального внимания, активно предпринимаются меры с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания его роли для развития общества. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. 

Формирование читательской грамотности у ученика начальной школы, непосредственное самосознание как компетентного читателя, способного использовать читательскую деятельность как средство самообразования, это является основной целью федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), где в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования» .

Н.Ф.Виноградова  в своих работах отмечает, что основная работа по формированию читательской грамотности в начальной школе проходит на уроках литературного чтения.

По мнению А.В.Кивинова, читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы   расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Работа по формированию читательской грамотности на уроках литературы свою специфику, поскольку текст выступает здесь и как объект изучения, и как средство и результат обучения. При изучении литературы происходит овладение понятийно-терминологическим аппаратом речеведения, текстовыми нормами и на этой основе формируются коммуникативные умения, связанные с восприятием, анализом, интерпретацией, оценкой текстовой информации и порождением текста. Перечислим этапы работы над текстом и формы взаимодействия учителя и учащихся.

Для формирования читательской грамотности сегодня активно используются стратегии работы с текстом

Эффективными приемами являются приемы технологии критического мышления. Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Например, при использовании на уроках литературы приёма «Чтение с остановками» материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Например, приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации, помогает понимать информацию в тексте, извлекать ее для анализа произведения.

Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

Прием «Словарики» позволяет при первичном чтении произведения читать текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем попросить встать тех ребят-словариков, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает. Этот прием помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом.

Использование на уроках игровых приемов обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает.

Например, игра по мотивам русской народной сказки. Дети работают с текстом, учатся находить в нем нужную информацию.

Таким образом, использование методических приемов формирования читательской грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения в процессе работы с текстом формируют навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность», развивают умения работать с информацией и находить ее в тексте, строить на ее основании простейшие суждения, отвечать на поставленные вопросы, умения, основанные на собственных размышления о прочитанном, интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.


 

Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения

Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения

После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета

После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2024