Работа с текстовой информацией на уроках русского языка
Оценка 4.6

Работа с текстовой информацией на уроках русского языка

Оценка 4.6
Документация
doc
русский язык
9 кл
09.06.2020
Работа с текстовой информацией на уроках русского языка
Методический материал предназначен для подготовки к письменному экзамену по русскому языку в 9 классе. Цель- научить учащихся писать сочинения-рассуждения по предложенному тексту.
РАБОТА С ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.doc

 

РАБОТА С ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 9-Х КЛАССАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПИСЬМЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ

(Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Кодинская средняя общеобразовательная школа №4» Прощенко Елены Анатольевны).

 

В соответствии с требованиями ФГОС ООО работе с текстовой информацией на уроках русского языка придаётся первостепенное значение. В ходе анализа текста формируются личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. Учащиеся учатся работать с разными источниками информации, находить главное и второстепенное, определять в действиях причину и следствие, делать выводы (познавательные УУД); участвовать в диалоге, работать в группах (коммуникативные УУД); определять цель учебной деятельности, вырабатывать способы её достижения, оценивать результаты своей работы (регулятивные УУД). Кроме того, на занятиях по работе с текстом учащиеся учатся определять тему (проблему) текста, находить главных героев и характеризовать их поступки, выявлять авторскую позицию и средства её выражения (это предметные результаты обучения). Закономерным итогом урока является создание учащимися собственных текстов. В 9-м классе это сочинения-рассуждения по предложенному тексту (9.1, 9.2, 9.3). Их следует рассматривать как одну из форм письменной рефлексии. Она позволяет получить представление о том, насколько успешным было осмысление предметного содержания, связанного с анализом текста.

Написание сочинения – весьма сложная задача, решение которой требует специальной подготовки. Поэтому в предлагаемых методических рекомендациях главное внимание уделено алгоритму написания сочинений-рассуждений в формате ОГЭ.

 

Текст для  прочтения.

 

(1)Дедушка спал. (2)Руки у дедушки лежали на столе; они были большие, кожа на них стала как кора на дереве, и под кожей видны были толстые чёрные жилы, эти руки много земли испахали.

– (3)Дедушка Тит, а ты всё знаешь?

– (4)Всё, Афоня, я всё знаю.

– (5)Проснись, дедушка, скажи мне про всё!

– (6)Да уж проснулся уже, пойдём сейчас белый свет пытать, – ответил дед.

(7)Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу. (8)Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже. (9)Дед повёл Афоню полевой дорогой, и они вышли на пастбище, где рос сладкий клевер для коров, где колосились травы и цвели цветы. (10)Дед остановился у голубого цветка, терпеливо росшего корнем из мелкого чистого песка, показал на него Афоне, потом согнулся и осторожно потрогал тот цветок.

– (11)Это я сам знаю! – протяжно сказал Афоня. – (12)А мне нужно, что самое главное бывает, ты скажи мне про всё! (13)А этот цвет растёт, он не всё!

(14)Дедушка Тит задумался и осерчал на внука.

– (15)Тут самое главное тебе и есть!.. (16)Ты видишь: песок мёртвый лежит, он каменная крошка, и более нет ничего. (17)Камень не живёт и не дышит, он мёртвый прах. (18)Понял теперь?

– (19)Нет, дедушка Тит, – уверенно сказал Афоня, – тут понятного нету.

– (20)Ну, не понял, так чего ж тебе надо, раз ты непонятливый?.. (21)А цветок жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мёртвого праха. (22)Стало быть, он мёртвую сыпучую землю обращает в живое тело и пахнет от него самого чистым духом. (23)Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда всё берётся. (24)Цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь…

– (25)А трава и рожь тоже главное делают? – спросил Афоня.

– (26)Одинаково, – сказал дедушка Тит.

– (27)А мы с тобой?

– (28)И мы с тобой, мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помогаем. (29)А этот вот жёлтый цвет на лекарство идёт, его и в аптеке берут. (30)Ты бы нарвал их да снёс. (31)Отец-то твой ведь на войне; вдруг поранят его или он от болезни ослабнет, вот его и полечат лекарством.

(32)Афоня задумался среди трав и цветов. (33)Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь, он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, жёлтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет.

– (34)Теперь я сам знаю про всё! – сказал Афоня.

(35)Дед Тит ничего не сказал. (36)Он невидимо улыбнулся своему доброму внуку и пошёл спать в избу на печку.

(37)А маленький Афоня остался один в поле. (38)Он собрал жёлтых цветов, сколько мог их удержать в охапке, и отнёс в аптеку на лекарства, чтобы отец его не болел на войне от ран. (39)В аптеке Афоне дали за цветы железный гребешок. (40)Он принёс его деду и подарил ему: пусть теперь дедушка чешет себе бороду тем гребнем.

– (41)Спасибо тебе, Афонюшка, – сказал дед.

(42)Старик кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него как на цветок, растущий на земле.

(По А. П. Платонову)*

* Андрей Платонович Платонов (1899–1951) – известный русский советский писатель, драматург, поэт, публицист и сценарист.

Создание сочинения-рассуждения 9.2.

Задание 15.2 проверяет умение самостоятельно интерпретировать  (истолковывать, раскрывать) смысл ключевого фрагмента текста, в котором заключена главная мысль исходного текста.

1.Читаем текст и анализируем его по плану:

1.  Какова тема текста?

2. Кто герои? Что вы можете сказать о характере каждого из них?

3. Какие отношения связывают героев?

4. Почему дед Тит обратил внимание внука Афони на голубой цветок?

5. Что понял внук из рассказа старика?

6. Какой совет дед Тит даёт  Афоне?

7. Как мальчик отреагировал на его слова?

8. В чём смысл текста?

2. Читаем формулировку задания 9.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Старик кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него как на цветок, растущий на земле». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Вспоминаем структуру сочинения-рассуждения. Она состоит их трёх смысловых частей:

1. Вступление:

А) краткая формулировка темы исходного текста;

Б) тезис-цитата;

В) комментарий (объяснение смысла) к тезису-цитате.

2. Основная часть:

А) краткая характеристика главных героев текста;

Б) обоснование собственного суждения о смысле фрагмента:

Б1) первый аргумент;

Б2) второй аргумент.

3. Вывод. Суждение пишущего о том, как фраза помогает понять основную мысль текста.

 

4. Записываем тему текста и тезис-цитату.

Тема текста А.П.Платонова – разговор деда Тита и внука Афони о самом главном в жизни. В финале текста автор пишет: «Старик кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него как на цветок, растущий на земле».

5. Комментируем тезис – цитату.

Я считаю, что дед Тит был счастлив оттого, что внук усвоил его урок жизни. Он (мальчик) понял, что самое главное в жизни – трудиться и помогать другим.

6. Приводим аргументы, которые соответствуют объяснению содержания фрагмента.

Главные герои текста – дед и внук. Старик – мудрый и трудолюбивый крестьянин. Афоня – добрый и любознательный мальчик. Герои уважают и понимают друг друга. Дед Тит старается передать внуку уважительное отношение к труду. Он называет голубой цветок, выросший из песка, «самым святым тружеником» Он (цветок) «из смерти работает жизнь» (предложение 24). Старик называет себя и внука пахарями («Мы хлебу расти помогаем»). Он советует Афоне нарвать жёлтых цветов и сдать их в аптеку на лекарство. Оно может спасти от ран и болезней Афониного отца, который воюет. Слова деда запали в душу мальчика. «Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь» (предложение 33).

7.Формулируем вывод.

Таким образом, смысл жизни человека заключается в неустанном труде и стремлении делать добро другим. Эта мудрость передаётся из поколения в поколение.

8.Объединяем все части сочинения.

Тема текста А.П.Платонова – разговор деда Тита и внука Афони о самом главном в жизни. В финале текста автор пишет: «Старик кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него как на цветок, растущий на земле». Я считаю, что дед Тит был счастлив оттого, что внук усвоил его урок жизни. Он (мальчик) понял, что надо трудиться и помогать другим.

Главные герои текста – дед и внук. Старик – мудрый и трудолюбивый крестьянин. Афоня – добрый и любознательный мальчик. Герои уважают и понимают друг друга. Дед Тит старается передать внуку уважительное отношение к труду. Он называет голубой цветок, выросший из песка, «самым святым тружеником» Он (цветок) «из смерти работает жизнь» (предложение 24). Старик называет себя и внука пахарями («Мы хлебу расти помогаем»). Он советует Афоне нарвать жёлтых цветов и сдать их в аптеку на лекарство. Оно может спасти от ран и болезней Афониного отца, который воюет. Слова деда запали в душу мальчика. «Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь» (предложение 33). Афоня собрал в поле цветы и сдал их в аптеку, а деду подарил гребень.

Таким образом, смысл жизни человека заключается в неустанном труде и стремлении делать добро другим. Эта мудрость передаётся из поколения в поколение.

9.Оцениваем сочинение в соответствии с критериями (Демоверсия экзаменационной работы по русскому языку в 9-м классе).

 

Создание сочинения-рассуждения 9.3.

Задание 9.3 проверяет умение писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с опорой на предложенный текст.

1. Читаем формулировку задания 9.3

Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое жизненные ценности?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

2. Воспроизводим структуру сочинения-рассуждения.

1.Вступление (1-й абзац):

А) определение морально-этического понятия;

Б) комментарий к определению (ответы на вопросы: насколько актуально данное понятие? Какую роль оно играет в нашей жизни?)

2.Основная часть:

А) главные герои текста;

Б) краткий анализ их поступков, связанных с морально-этическим понятием:

Аргумент из прочитанного текста (2-й абзац)

          Аргумент из жизненного опыта (3-й абзац)

А) случай из собственной жизни;

Б) случай из жизни других людей (родителей, знакомых, друзей);               только

В) поучительные истории из жизни выдающихся людей;                                1 факт из 5.

Г)  читательский или зрительский опыт;

Д) обращение к историческим фактам.

3. Вывод (4-й абзац). Размышления о значении в наши дни морально-этического понятия.

3. Даём определение понятию «жизненные ценности».

Жизненные ценности – то, что люди считают важным в своей жизни, что определяет их поступки, поведение.

4. Прокомментируем определение понятия.

У каждого свои жизненные ценности. Одни дорожат родными и близкими, заботятся о них. Другие стремятся к материальному благополучию и карьере. Выбор ценностей зависит от воспитания и условий жизни человека.

5. Приводим аргумент из прочитанного текста, который связан с морально-этическим понятием.

Главный герой текста А.П.Платонова – дед Тит. Это трудолюбивый и мудрый крестьянин. Больше всего в жизни он ценит труд.  Старик считает голубой цветок, выросший из песка, «самым святым тружеником», потому что он «из смерти работает жизнь» (предложение 24). Также старик не мыслит своей жизни без помощи людям и всему живому на земле. «Мы хлебу расти помогаем», - говорит он внуку. Дед Тит советует Афоне собрать цветы и сдать их в аптеку на лекарство, которое спасёт  отца мальчика от ран и болезней на войне (предложения 30-31). И внук следует наставлениям деда.

6. Приводим аргумент из жизненного опыта.

Размышляя о жизненных ценностях, хочется вспомнить о нашей современнице – Е.П.Глинка. Главным для неё было  желание помочь людям.   Доктор Лиза  бескорыстно лечила больных и раненых детей Украины. Она погибла, но память о ней живёт в наших сердцах.

7.Делаем вывод.

Таким образом, жизненные ценности могут быть разными, но главные из них – труд  и доброта.  Они передаются из поколения в поколение.

8.Объединяем все части сочинения.

Жизненные ценности – то, что люди считают важным в своей жизни, что определяет их поступки, поведение. У каждого свои жизненные ценности. Одни дорожат родными и близкими, заботятся о них. Другие стремятся к материальному благополучию и карьере. Выбор ценностей зависит от воспитания и условий жизни человека.

Главный герой текста А.П.Платонова – дед Тит. Это трудолюбивый и мудрый крестьянин. Больше всего в жизни он ценит труд.  Старик считает голубой цветок, выросший из песка, «самым святым тружеником», потому что он «из смерти работает жизнь» (предложение 24). Также старик не мыслит своей жизни без помощи людям и всему живому на земле. «Мы хлебу расти помогаем», - говорит он внуку. Дед Тит советует Афоне собрать цветы и сдать их в аптеку на лекарство, которое спасёт  отца мальчика от ран и болезней на войне (предложения 30-31). И внук следует наставлениям деда.

Размышляя о жизненных ценностях, хочется вспомнить о нашей современнице – Е.П.Глинка. Главным для неё было  стремление помочь людям.   Доктор Лиза  бескорыстно лечила больных и раненых детей Украины. Она погибла, но память о ней живёт в наших сердцах.

Таким образом, жизненные ценности могут быть разными, но главные из них – труд  и доброта.  Они передаются из поколения в поколение.

9.Оцениваем сочинение в соответствии с критериями (Демоверсия экзаменационной работы по русскому языку в 9-м классе).

 

Примечание.

Представленная  система работы над сочинением-рассуждением 9.2 и 9.3. оправдывает себя. Об её эффективности свидетельствуют результаты ОГЭ по русскому языку в 2018 году. Из 25 учащихся получили высший балл  13 человек, что составляет 52% от общего количества учащихся.

Использованная литература:

1.Драбкина С.В. Основной государственный экзамен. Русский язык. Комплект материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./ С.В..Драбкина, Д.И.Субботин.- Москва: «Интеллект-Центр», 2017.

  1. Егораева Г.Т. Работаем над заданиями части 3 (15.1, 15.2, 15.3). Презентация, 2015 г.
  2. Егораева Г.Т. ОГЭ. Формирование метапредметных умений учащихся в процессе подготовки к заданиям 15.1 - 15.3. Презентация, 2016 г.
  3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. –М.: «Просвещение» 2011.

 


Скачано с www.znanio.ru

РАБОТА С ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

РАБОТА С ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

А мы с тобой? – (28)И мы с тобой, мы пахари,

А мы с тобой? – (28)И мы с тобой, мы пахари,

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов

Таким образом, смысл жизни человека заключается в неустанном труде и стремлении делать добро другим

Таким образом, смысл жизни человека заключается в неустанном труде и стремлении делать добро другим

Основная часть: А) главные герои текста;

Основная часть: А) главные герои текста;

Таким образом, жизненные ценности могут быть разными, но главные из них – труд и доброта

Таким образом, жизненные ценности могут быть разными, но главные из них – труд и доброта

Работа с текстовой информацией на уроках русского языка

Работа с текстовой информацией на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020