Что изучается в учебном предмете «Технология» ?
Технология изучает конструкторско-технологические понятия и способы преобразования (технологические операции), а также процесс творческой деятельности.
• Первоначальное представление о материалах (материаловедение) и инструментах.
• Технология (в узком смысле) – последовательность технологических способов и операций по преобразованию сырья (материалов) и информации в конечный продукт (изделие), имеющий личную или общественную значимость - предметное содержание.
• Технология (в широком смысле) – любая преобразующая, творческая, продуктивная деятельность человека, направленная на создание культуры как второй природы, а не только связанная с материальным производством - (проектная деятельность).
ВАЖНО! Изделия на уроках технологии являются только средством для открытия нового конструкторско-технологического знания и умения.
По своему характеру учебники представляют собой учебно-справочные книги, в которых зафиксирован базовый минимум содержания учебного предмета, обязательный для усвоения каждым учеником. Большая часть материала в учебнике содержит сведения прикладного характера по изготовлению, соединению деталей и изделий. Но вместе с тем в основе их лежит система стержневых понятий, фактов и техника – технологических сведений, предусмотренных программой. Информация в основном рассчитана на усвоение её учащихся с наглядно – образным мышлением. Это материал, где описание практических действий сопровождается пояснением в рисунках, схемах. Школьникам с практическим складом мышления облегчает усвоение лабораторно – практические работы.
Общий подход к построению содержания и отбору изделий
• Содержание курса построено по разделам (блокам), в которых технологический процесс преобразования (обработки) каждого изучаемого материала представлен в полном объеме в соответствии с программой классов. Свойства и способы обработки материалов в разных разделах изучаются в сравнении.
• В каждом разделе изучаются и осваиваются универсальные конструкторско-технологические новые знания и умения. Новое универсальное знание отражено в темах уроков. Большинство тем дано в форме вопросов, на которые следует ответить в конце уроков.
• Для открытия нового универсального конструкторско-технологического знания и способа преобразования (умения) ученики проводят небольшие доступные исследования, обсуждают несколько схожих образцов изделий, представленных в учебниках, выявляют известное и неизвестное. На уроках открывается одно универсальное или 1-2 частных знаний и умений.
• Изготавливается одно из предложенных изделий.
• Изделия учитель может подбирать и свои, но в соответствии с изучаемой темой.
Вся методика урока отражена на
страницах учебника.
Ученики открывают учебник и работают по
нему.
1. Тема – проблема урока.
2. Введение нового (композиция).
3. Творческое задание.
4. Организация рабочего места.
5. Практическое закрепление нового
(составление композиции ). 10-15 мин.
5.1. Открытие - точечное наклеивание
листьев.
6. Итоговое обобщение – что нового узнали,
чему научились.
Обсуждение и открытие нового строится на
исследовании реальных предметов , изделий с дополнением иллюстраций ученика
Инструкционная карта (назначение):
1. Иллюстрации для анализа последовательности практической работы.
2.Пподсказки последовательности выполнения действий во время самостоятельной
практической работы учащихся.
Урок по освоению универсального нового технологического знания и умения
(1 класс)
Урок по освоению частного нового технологического знания и умения (1 класс)
Вся методика урока отражена на страницах учебника.
Ученики открывают учебник и работают по нему.
1.Тема – Орнамент.
2. Обсуждение композиций. Учебник. Вывод.
3. Анализ образцов изделий.
4. Проговаривание последовательности работы.
Практическое закрепление нового. 10-15 мин.
5. Итоговое обобщение – что нового узнали, чему научились.
Урок по освоению универсального нового знания и умения (1 класс)
Вся методика урока отражена на страницах
учебника.
Ученики открывают учебник и работают по нему.
1. Тема – проблема урока.
2. Осуждение и подведение к проблеме. Учебник.
3. Открытие нового (ножницы).
4. Промежуточное обобщение .
5. Открытие нов знаний и умений.
6. Промежуточное обобщение.
7. Практическое закрепление нового (пользование
ножницами). РТ
8. Итоговое обобщение – что нового узнали, чему
научились.
Обсуждение и открытие нового строится на
исследовании реальных предметов (инструментов,
изделий) с дополнением иллюстраций ученика.
Нужен ли предмет «технология» в начальной школе?
Технология – это учебный предмет, на котором учащиеся воспринимают
информацию не только зрением и слухом, но и тактильно . Через кончики пальцев
в мозг поступает наибольшее число сигналов, что способствует развитию
когнитивных (познавательных) способностей мозга. В этом великая роль
наглядности, практического исследования.
• Абстрактное мышление без опоры на предметную среду станет доступно
детям в более взрослом возрасте – пубертате. Поэтому учебные предметы, где
дети делают учебные открытия через предметно-манипулятивные действия, –
самые развивающие. И на первом месте стоит технология.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.