Работа со словарем в начальной школе на уроке русского языка.
«МБОУ Гимназия №12» город Ростов-на-Дону
Одним из важных направлений в развитии навыков устной и письменной речи учащихся начальных классов является работа со словарями. При условии систематического использования на уроках словарей разных типов можно добиться значительного обогащения словарного запаса школьников, таким образом, повысить уровень их речевого развития.
Использование орфографического словаря в учебнике русского языка, а также включение в УМК этимологического, орфоэпического, толкового словаря, не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения, окружающего мира стало необходимым.
Важно на доступном объёме слов «открыть» детям, прежде всего сам факт: есть словарь,
который позволяет решить возникшую орфографическую задачу. Затем необходимо научить школьников пользоваться этим словарем и обеспечить накопление ими соответствующего опыта. Эти задачи должен решать словарь учебника. Если они решаются успешно, то через какое-то время у самих учеников появляется потребность в словаре большего объёма.
Для того чтобы учащиеся уже на начальном этапе приступили к овладению словарным запасом родного языка, необходимо развивать потребность обращаться к словарю за справками, создавая на уроках и во внеурочное время ситуации поиска лексического значения слова, а также использовать возникшие спонтанно ситуации анализа незнакомых слов в тексте учебников или дополнительной литературы.
В процессе работы учащиеся должны узнать назначение словарей, научиться находить в них нужное слово и уметь работать со словарной статьёй.
Цель учителя - пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяемой буквы и для развития ряда важнейших, интеллектуальных качеств ребёнка. Необходимым условием является гибкая, постоянная работа над словом в системе, планируемая на каждый урок. На уроках русского языка я использую немало интересных
и эффективных методов работы с этими словами. Это могут быть:
- устный словарный диктант (с орфографическим проговариванием);
- разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов;
- орфографические игры;
- работа в парах, в группах, работа с карточками;
- подбор однокоренных слов и т.д.
При работе с орфографическими словарями могут быть использованы следующие формы и приёмы. Еще в 1-м классе, на уроках обучения грамоте, проводилась работа по ознакомлению и запоминанию и написанию словарных слов.
Придумай слово
Для этой игры понадобятся все наборы карточек предыдущих двух игр. Учитель предлагает всем ребятам придумать (вспомнить) любые слова с теми приставками или словами, которые он будет показывать ученикам. Затем учитель молча показывает любую карточку, например, «кот» — возможные слова; котик, Котофеевич и т.д. Или карточка «за» — занавес, застолье и т.д. Можно предложить ребятам путем приставления карточек друг другу придумать несуществующее животное и пофантазировать, как бы оно выглядело.
Из букв — слово
Из словосочетания из двух — трех букв путем приставления к нему всего одной буквы образовать как можно больше новых слов:
• ОМ — (сом, ром, дом, том, ком, лом и т.д.).
• УК — (лук, сук, жук, бук и т.д.).
• АК — (мак, рак, бак, лак и т.д.).
• ОЛЬ — (боль, соль, роль, моль, ноль и т.д.).
• ОЧКА — (точка, дочка, мочка, кочка, бочка и т.д.).
• ОРА — (нора, гора, пора, кора и т.д.).
Слова с цифрами
Вспомните или придумайте сами такие слова, в которых «закрались» цифры, например, 40-а — сорока. Напишите эти слова на листе бумаги или на классной доске с помощью цифр.
Варианты ответов: смор1а — смородина, по2л — подвал, элекЗк — электрик, меЗка — метрика, 100л — стол, виЗна — витрина, паЗот — патриот, о5 — опять, 100рона — сторона, 100янка — стоянка, пи100лет — пистолет, 7я — семья, 100п — стоп, 100н- стон, 100лб — столб, Зтон — тритон, 2жды — дважды и т.д.
Задания
1. Царь зверей. (Лев.)
2. Животное пустыни с двумя горбами. (Верблюд.)
3. Вымершее доисторическое животное, но такое популярное среди ребят. (Динозавр.)
4. Добыча рыбака. (Рыба.)
5. Самая большая змея. (Анаконда.)
6. Очень жаркий континент, где водятся слоны и бегемоты. (Африка.)
7. Вождь волчьей стаи, который однажды промахнулся. (Акела.)
8. Самый огромный (миссисипский или китайский) представитель отряда крокодилов. (Аллигатор.)
9. Серый заяц. (Рысак.)
10. Маленький пушистый мурлыка. (Котенок.)
Составление орфографических словарей по определенной теме объемом 15 – 30 слов. В заранее подготовленный «волшебный мешочек» прячутся подготовленные темы. Ребенок закрыв глаза вытягивает себе тему для работы на уроке. Тематика словарей может быть самая разнообразная:
1) космический словарь,
|
5) школьный словарь,
|
9) растения
|
2) словарь моих любимых слов, |
6) словарь добрых слов,
|
10) животные
|
3) словарь вежливых слов,
|
7) игрушки
|
11) профессии людей
|
4) спортивный словарь,
|
8) посуда |
|
Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.
При знакомстве с новым словарным словом работа проводится в такой последовательности:
- чтение слова с доски;- обозначение ударения; - выделения корня; - нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением; - проговаривание слова вслух; - письмо слова в тетрадь;
- разбор слова по составу; - подбор родственных слов; -этимологический анализ (если возможно и необходимо); - составление с данным словом словосочетания, предложения(устно или письменно).
На уроке русского языка знакомлю учащихся с новым словарным словом тетрадь и провожу такую работу: Толкование. Сшитые листы чистой бумаги в обложке. Этимология. Слово тетрадь произошло от греческого тетро, что значит «сложенный вчетверо». Раньше тетрадки имели всего четыре листка: один большой лист складывали пополам, потом ещё пополам, разрезали, сшивали посередине - и тетрадь готова. Тетрадь - тетра -
«четвертая часть листа». Однокоренные слова. Тетрадь, тетрадочка, тетрадный. Пословицы и поговорки. В тетради не пером пишут - умом. Тетрадь - зеркало ученика. Запоминание нового слова. Хорошему усвоению правильного написания способствует письмо по памяти или списывание, предполагающие опору на все виды памяти. Первичное закрепление.
Трудное слово включается во все виды работ, которые может позволить использовать тема данного урока.
Обобщение полученных знаний о слове: грамматические игры, ребусы, кроссворды.
Всё это содержит в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти. Необходима систематическая и целенаправленная работа над словарными словами, нужно чтобы одно и то же слово учащийся использовал 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.
Процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве.
Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.
1 .Как назвать одним словом чашки, ложки, миски, тарелки, бокалы. (Посуда).
|
2. На бахче у нас растёт, как разрежешь, сок течет, свеж и сладок он на вкус. Называется.... (арбуз). |
3.Приветствие, пожелание здоровья. (здравствуй).
|
4. Птица, прилетающая к нам с севера вместе с первым снегом. (снегирь).
|
Загадки.
Он весь железный и стальной, Кряхтит, хотя и не больной. Не конь, а к бегу, он привык, Он пашет землю, а не бык, Он тащит плуг, хоть не верблюд. Скажите, как его зовут? (трактор).
|
Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (арбуз). Красная, как кровь, вкусна, как мед. На ветке висит, ребят манит. (малина).
|
Раскололся тесный домик на две половинки, И посыпались в ладони бусинки - дробинки. (горох).
|
Урок - путешествие
Урок - путешествие дает возможность отработать правописание слов.
Например: путешествие, одиннадцать, шофер, автомобиль, вокзал, вагон, билет, морковь, огурец и т.д. На этом уроке мы отправляемся в далёкое путешествие. Как правильно
написать последнее слово? Сверим в словаре, определим его род, выделим окончание. Продолжается игра, в которой картинки, цифры, ребусы дети заменяют словом и записывают.
- Мы сядем к шоферу в современный (рисунок автомобиля) и ровно в 8
часов отправимся на в?? зал. Поезд опаздывает на 11 минут. Мы ещё успеем купить.... (Угадывают: б.лет? бук..т? обе.?). Все, что нужно на обед, сложим мы сейчас в пакет (м.рковь, .гурец, к.ртофель).
Игра «Эрудит»
Раскрой значение слова. Ведущий (учитель или ученик), не называя слова, объясняет всем его лексическое значение. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений.
Хорошо зарекомендовал себя такой вид работы, как вариативный диктант, обеспечивающий большую самостоятельность. Проверку лучше проводить по «Словарю» учебника, по индивидуальному словарику; ученики меняются тетрадями, проверяя друг друга, подчеркивают карандашом неверную орфограмму.
Словарные диктанты можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами: C целью выяснения запоминания и выработки прочных навыков правописания изученных слов можно проводить различные виды диктантов.
Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. (В случае необходимости выясняют значение слова.)
Картинный диктант:
1) учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его;
2) учитель показывает карточку- картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения;
3) учитель показывает карточку- картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставят знак ударения.
Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный).
Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания. Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают отгадку и выделяют в написанном слове орфограммы.
Диктант по памяти:
1) записать по памяти слова на определенную тему;
2) записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е.
Диктант с комментированием.
Учитель называет слово из «Словаря» или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.
Творческий диктант.
Заменить развернутое определение одним словом. Проверка выполнении может сопровождаться объяснением правильности написания слов, а может осуществляться и с помощью сигнальных карточек.
Современный мир будущего невозможен без компьютеров, поэтому необходимо учить детей умению осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием сети
Интернет.
Применение новых технологий повышает заинтересованность детей на уроке. Ребята с удовольствием выполняют эти задания. Конечно, задания и виды работ могут быть разнообразны. Благодаря такой работе к 3-4 году обучения учащиеся уже легко ориентируются в словарях и с удовольствием используют их. Постоянное использование словаря на уроках, регулярное обращение к нему за помощью и советом поможет сформировать жизненно важное для каждого человека умение работать с информацией
Словарно - орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями, придается большое значение в начальном курсе грамматики, правописания и развития речи. Обязательный список словарных слов должен соответствовать содержанию учебного материала и основным требованиям к знаниям учащихся к концу каждого учебного года. В процессе словарно-орфографической работы учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями. Навык написания трудных слов во многом зависит и от активного словаря учащегося. Чем богаче словарь, те выше уровень орфографической грамотности. Словарная работа на уроках русского языка дает положительные результаты: у младших школьников формируется навык написания слов из словаря, обогащается словарный запас, воспитывается внимание к слову, интерес к истории возникновения слов, к овладению богатствами родного языка. Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ Изучение детского словаря, его увеличение, углубление и обогащение должно стать постоянной заботой учителя, так как индивидуальный словарь любого человека, и тем более младшего школьника во многом зависит от его индивидуального жизненного опыта, уровня образованности, самостоятельности мысли. Не случайно К.Д.Ушинский считал, что ребенок, поступивший в школу, нуждается в том, «чтобы его, хоть немного, приучали правильно глядеть на самые простые, окружающие
его предметы, правильно думать, правильно выражаться, сознательно читать и давать себе отчет в прочитанном, - словом, чтобы его приготовить к учению.»
Литература
1.Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка, Л. 1993.
2. Грушников П.А.Орфографический словарик: Учебное пособие для учащихся начальнойшколы. – М.,1994.
3.Жуков В.П., Жуков А.В.Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1994.
4.Канакина В.П.Работа над трудными словами в начальных классах. – М., 1991.
5.Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы. – М., 2003.
6.Словарь русского языка в четырёх томах. – М., 1985.
7.Бельдина Е. Развитие орфографической зоркости // Начальная школа. 2004. -No3.
8.Головина Л. Использования материалов орфографического словаря па уроках русского языка в начальной школе // Начальная школа. - 2006. - No 7.
9.Жовнер Е. Изучение словарных слов // Начальная школа. - 1998. - No 7.
10.Золотых Н. Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка // Начальная школа. - 2001. - No 3.
11.Кармалькова Г. Как я учила детей «видеть» орфограммы» Начальная школа.-1998. - No 7.
12.Конкина Ю. Словарно - орфографическая работа на уроках русского языка // Начальная школа. - 2004. - No 7.
13.Межонова Г. Как научить ребёнка грамотно писать // Начальная школа. -2003.-No7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.