1
Ляля и-ииии? Нет.
Соса упала! Ляля пи-пи
3
Ляля спит. Ляля пьёт!
Разными играми упражняем в произнесении звука «И» в обозначении плача.
Ребёнок плачет, даём ему разные игрушки или он успокаивается, когда видит маму.
4
Мама БА!
Детям нужно сказать: плачет, любит, целует, чтобы они понимали.
Затем вводим предложения: «Мама уходит», «Мама любит Анну», « Анна любит маму».
5
Детей учат: Не буди того, кто спит.
6
О! Лампа!
7
8
АМ-АМ
![]() |
ЛЕВ НЕ ЕСТ. ПЁС ЕСТ. МИША ЕСТ. ЛЯЛЯ ЕСТ.
9
КОШКА ЛОВИТ ЦЫПУ.
Вова ловит Анну. Лови меня! Ты кошка. Я цыпа. Кошка ловит цыпу. Кошка идёт, идёт, идёт… Цыпа идёт, идёт, идёт…
Допустимо, если дети какое-то время произносит вместо «цыпа» - типа, пиу-пиу, «кошка»- коша, но необходимо требовать правильного произнесения. Для легкости дети могут говорить: Я мяу-мяу. Ты пиу-пиу. Мяу-мяу ап пиу-пиу.
10
МЯЧ ТУТ - ТАМ
Ляля тут. Баба там. Мяч тут – там.
Страницу можно фотокопировать. Можно сделать подвижную аппликацию. Вырезать мяч и наклеить его на картон, чтобы затем перемещать мяч по картинке тут-там. В игре можно использовать слова: я, ты, мне, тебе, мой, твой. ( Мяч мой, твой мяч, сейчас мой, теперь твой, нет мяча ).
11
А,О, У, Е, И
О И Э У А
От ребёнка требуется пальцем показать картинку и произнести гласный, передавая эмоции.
12
ГДЕ МЯЧ?
Эту страницу можно вырезать, наклеить на картон и разрезать по пунктирным линиям. Картинки с мячом, кошкой и карандашом также нужно вырезать. Вставляем их под разные предметы и задаём вопрос: Где …? Учим отвечать: тут. Позднее используем предлоги: под, за, в ….
13
БИ –БИ
Детей побуждают к высказываниям: Бобби кака. Бобби пи-пи. Это стыдно. Это плохо.
Учить произносить слова со звуком «Ф».
15
Мама не спит. Папа не спит. Вова не спит. Анна не спит. Ваза упала. Ваза бум… Кошка хоп… Кошка на столе. Кошка пьёт воду. Мама спит. Папа спит. Вова спит. Анна спит. Кошка не спит.
Работая над картинкой, учим называть предметы в комнате и слова: ночь, цветы, стол ….
При демонстрации храпа пробуем произносить звук «Х».
16
На верхней картинке
карандашом соедините людей и животных с предметами, на которых они спят.
На нижней картинке вырежьте людей и кровать, на кровати сделайте надрез. Вставьте в надрез кого-то из членов семьи и задайте ребёнку вопрос: Кто спит? 17
ГАЛЯ и ГАГА.
В этом упражнении используем слова: гусь, дай мне, прости, прошу тебя.
19
Анна идёт в лес.
Анна зовёт. Анна одна. Анна идёт, идёт … далеко в лес. Анна собирает ягоды. Анна идёт в лес.
20
22
КТО ИДЁТ?
Во время игры одного ребёнка накрывают тканью, а другие дети отгадывают кто идёт.
23
Деда идёт домой. Папа идёт домой. Вова идёт домой. Анна пишет. Баба вяжет. Баба глядит ТЕ-ВЕ. Мама метёт. Мама дома. Баба дома. Анна дома. Бобик, иди вон!
Вопросы к упражнению: Кто дома? Кто идёт домой? А затем: Что делает? Что несёт?
24
Кто идёт? Куда идёт?
Вопросы: Кто идёт домой? Кто идёт к авто?
Детям на картинке можно дать имена. На вопрос «Куда идёт?» отвечают: пить, есть, копать, играть …
Позже можно использовать картинку для усвоения вопроса «Что несёт?» 25
В игре-драматизации у каждого ребёнка по одной
игрушке. Учим, кто стоит перед кем. Выражения: я сначала, ты потом. Дети ставят игрушки на стол одну за другой. Учим: Кто
первый пьёт воду? Кто последний? Кто после кого пьёт воду? Идёт кошка мяу-мяу, Идёт пёс ав-ав, Идёт гусь га-га-га, Идёт кока ко-ко-да, Идёт пипи пиу-пиу-пиу, Идёт мышь пи-пи-пи, Идёт сова, Идёт аист. Куда идут? Пить воду.
Вырежьте картинки, наклейте на картон. Надрежьте по пунктирным линиям дом и корзину. Эта картина используется для постановки вопросов: «Кто тут?», «Что тут?». Затем: Кто внутри? Кто дома? Что внутри? Что в корзине?
Детям объясняется, что всё «живое» может есть, ходить, спать…
Необходимо учить, что «живое» отвечает на вопрос «кто?», а «неживое» на вопрос «что?». 27
Р-р-р-р
Упражнения на воспроизведение голосов животных; звуков, издаваемых животными, звонка будильника, смеха.
30
Где моя мама? Ребёнку нужно соединить животного с его детёнышем. Затем
выучить их названия.
ПОПУГАЙ
Позднее даются понятия: Птица хочет летать.
Птица любит свободу.
Есть? Нет?
Упражнения и игры для освоения понятий «есть» и
«нет». Открываем и закрываем предмет. Выражения: Тут есть. Тут нет. Где есть?
У кого кукла?
Тут есть. Тут нет. Тут нет. Где конфета?
ПОДАРКИ
Пришёл Дед Мороз.
У Деда мешок.
Там подарки.
Тут дети. Это Вова, это Анна, это Дима, это Коля.
Дед Мороз сидит.
Дети стоят.
Дети весёлые.
У деда борода.
Борода длинная.
Борода белая.
Вопросы: Кто пришёл? Что принёс? Кто сидит?
35
Алеша Алеша Вова Дима Аня Дима Аня Вова У Вовы мяч.
37
Письменные упражнения: зима, зима, кха, кха, кха, быстро идём домой.
Учить называть одежду и обувь. Отвечать на вопрос: «Почему мальчику холодно?»
38
Упражнение в действиях: стоит, сидит, лежит, спит, идёт, спит и т.д.
Затем: возьми, говори, держи, принеси, покажи, открой, закрой и т.д.
39
Знакомство с противоположными понятиями.
40
Это лев! Бежим! Во время этой
игры дети, которые не успели быстро спрятаться, становятся львом. Вместо
льва это может быть медведь, который говорит «Бу-бу» или какая-то большая
птица, которая говорит «Гра-гра».
Кока, это твой цыпа! О! Вот цыпа! Кока пела: ко-ко-да! Кока-мама это я! Цыпа пела: пи-пи-пи, Моя мама – это ты! Нельзя! Яйцо треснуло.
41
Кока пела: ко-ко-да! Кока-мама это я! Цыпа пела: пи-пи-пи, Моя мама – это ты! Ой! Больно! Кока, это твой цыпа Яйцо треснуло Нельзя! О! Вот цыпа! У коки яйцо. Это кока.
42
СКОЛЬКО?
Страница фотокопируется и разрезается, наклеивается на картон. Разрезать картинки пополам по пунктирным линиям. Это даст нам возможность комбинировать количество шариков в руке у клоуна. Вопрос: Сколько?
57
Потерял зайка тапочек
Цель игры: закрепление названий цифр.
Дети садятся полукругом, прячут руки за спиной. Один ребенок «водит» - ищет пропавший тапочек. Педагог дает одному из детей в полукруге тапочек так, чтобы никто не видел. Каждый ребенок имеет свой номер, прикрепленный на груди. Ребенок, который ищет тапочек стоит в центре и говорит: «Потерял зайка тапочек. Нашел его номер …(н-р 5). А ребенок с номером 5, если у него есть тапочек, то показывает его и встает на место ведущего, а ведущий садиться на его место. Если у ребенка под номером 5 не оказалось тапочка, то он демонстрирует пустые руки и отвечает, н-р: «Не 5, а 3». Если и у ребенка под номером «3» нет тапочка, то игра продолжается до тех пор, пока тапочек не будет найден. Дети должны реагировать быстро, и называть дальше номера.
59
У КОГО ДЛИННЫЙ НОС?
Рассматриваем животных и обращаем внимание на длинный или короткий нос, длинные или короткие ноги, длинные или короткие уши, толстые или
тонкие ноги, длинную или короткую шею. Спрашиваем: Какой (ая,ие)?
Учим сравнивать: большой-больше, маленький-меньше, высокий-выше, низкий-ниже. 61
ПОЧЕМУ ДЯДЯ СЛОМАЛ НОГУ?
ПОЧЕМУ ДЕДА И БАБА ГРУСТНЫЕ?
63
Доброе утро! Добрый день! Спокойной ночи!
Перед едой мой ты руки, После еды чисти зубы. Это делай Каждый день, Будешь здоров И аккуратен. Доброе утро!
Упражнения в постановке вопроса «Когда?» ( встаёшь, играешь, спишь ) и в ответах:
утром, днём, ночью. Использовать данные выражения с детьми в детском саду и дома.
69
Упражнения в задавании вопросов: Кто это? Что это? Что делаешь? Что рисуешь?
В употреблении предлогов: под, над.
Мама, мама, я глупый мышонок!
Мама, мама, какой я глупый!
Учим употреблять глагол «петь» в сочетании: медленно-быстро, тихо-громко, жалобно-весело. Отвечать на вопросы: Как поёт? Как говорит? После игры-драматизации пробуем с детьми рассказать сказку: Мышонок не хочет спать. Он хочет, чтобы мама пела. Мама зовёт мишку. Мишка поёт плохо и т.д..
Вывод: Не всегда надо верить ласковым словам.
Вова поймал рыбу. Вова ловит рыбу. Анна ловит рыбу. Вова и Анна ловят рыбу.
Упражнение учит ребёнка говорить правду.
Вопрос: Какая была рыба?
ЛУНА-ПАРК
Уточнения: Кто едет на автобусе и куда? Кто сидит перед кем? У кого есть билет? У кого нет билета? Кто сидит в самолёте (в лодке, в машине)? Кто с кем сидит?
Упражнения: Кто покупал мороженое перед медведем, а кто после и т.д.. Какое мороженое ты любишь? (банановое, ягодное и т.д.). Какой сок ты любишь?
Упражнять в понимании и выполнении заданий: Встаньте в ряд! По порядку!
Отвечать на вопросы: Кто идёт вверх? Кто едет вниз?
Использовать эти и более сложные выражения, когда дети к ним будут готовы.
Вопросы: Куда ты идёшь? Зачем? Что ты купила? Когда ты придёшь? Что кому купила? или Что для кого? В игре-драматизации могут использоваться бытовые фразы: Мама, купи мне …» и т.д..
78
Уберём в комнате!
Картинка используется для усвоения предлогов. Вопросы: Где что? Куда что нужно положить (поставить)? 79
Утёнок и цыплёнок.
80
ТРИ МЕДВЕДЯ.
81
Для папы Мишки большая кровать, большой стул, большая
тарелка. Для мамы- средняя кровать, средний стул, средняя
тарелка. Для маленького медвежонка маленькая кровать, маленький
стул и маленькая тарелка.
Юра не послушал маму.
Прости, за то, что я не слушался.
Драматизация ситуации «Юра заболел». Демонстрация как Юра не послушался маму, а затем трясётся от холода, кашляет, меряет температуру, как пришёл доктор и т.д.
Важно учить просить прощения.
Дима играет.
Упражнение в употреблении личных местоимений. Учить ребят играть вместе и делиться своими игрушками.
КОРИЧНЕВЫЙ КАК БЕЛОЕ КАК ЧЁРНЫЙ КАК КРАСНОЕ КАК ЖЁЛТЫЙ КАК ЗЕЛЁНАЯ КАК СИНЕЕ КАК
Учить детей определять цвет индивидуально и в группе, показывая игрушки и предметы.
Ребёнок отвечает: это жёлтое, это красное …. Затем на вопрос: Какой цыплёнок? Отвечает: «Цыплёнок жёлтый» и т.д.. Затем можно сравнивать: Это жёлтое, как цыплёнок. Зелёный, как трава и т.д.. Эти выражения подготавливают их к игре: иди как …, прыгай как… и т.д.
А
ещё красивее нарисовала Надя. Серебряная
бумага, коричневый
шоколад. А
тут ты сам нарисуй корову. Чёрную
корову и зелёную траву. Анна
нарисовала. Анна
рисует. Анна
идёт рисовать. А
ещё лучше нарисовала Зоя. Жёлтое
солнце над синим морем. Эту картинку нарисовал Дима. На белой тарелке красное яблоко.
Вопросы: Какой рисунок тебе больше нравится? Какого цвета солнце? и т.д.
89
Определите цвет предмета, который каждый раз называется.
Кто-то из детей держит предмет за спиной, пряча его. Ребенок, который
угадал цвет, водит дальше. Во время игры дети учатся называть цвета и
предметы. Цель игры: закрепление названий цветов и обучение вопросам: Какой
по цвету? Какого цвета?
90
Лисица Пёс
унюхал и увидел лисицу. Пёс
лает. Все
проснулись. Ночь. Тут
спят папа, деда и Боря. Пёс
не спит. Пёс
сторожит дом. Тут
коко
91
Лисица
испугалась. Отпустила петуха и убежала. Деда
с палкой. Папа с веткой.
Учить отвечать на вопросы и демонстрировать.
Как лает пёс? Как кричит курица?
Как крадётся лисица? Как дед прогнал лису?
Чем дед прогнал лису? Лисица съела курицу?
Кто охраняет дом ночью?
Нельзя брать чужое!
92
Три
дня нужно лежать в кровати. Нужно
пить таблетки, чай и сироп. Си-роп чай
Вопросы
к упражнению:
Чья это голова? Чей это хвост? Чьи это ноги? Вопрос
«Чьё это…» Тренировка
детей в определении чьи это вещи: сумка, тетрадь, игрушка и т.д. Можно
сделать фотокопию страницы, вырезать и дополнять картинки с изображением
животных частями тела. Чей
это хвост?
ё
94
Шар Анна
плачет. У
Анны жёлтый шарик. У
Вовы зелёный шарик. Им
весело. У
Коли иголка. Пик!
Шарик лопнул. Коля
злой.
95
Лети,
лети, шарик
лети! Лети
к маме, лети
к папе, Лети
к тёте, лети
к бабе. И
опять (возвращайся) ко мне.
Вопросы: Какой шарик у Анны? Какой у Вовы? Какой шарик тебе нравится? Коля добрый? Или Вова добрый? Почему Анна плакала? Почему Вова дал свой шарик анне? Кто злой?
96
Даша
и Соня. Две
сестры Даша
и Соня. Одна
старше, Другая
младше, Тут
и пёс. Маленький
Боби С
ними играет И
шагает. Боби
ест из тарелки, Боби
мячиком играет. Просит
Дашу, Просит
Дашу: «Дай кусочек шоколаду».
97
ДАЙ
КАРАНДАШ
АННЕ ПОЛОЖИ
МЯЧ
НА СТОЛ Игра
«Почта». ВКЛЮЧИ
СВЕТ ВОЗЬМИ
БУМАГУ
Детям даётся в конвертах задание, которое они должны выполнить.
Отрабатываются слова: почта, письмо, марка, печать.
98
99
Света
рвёт траву.
100
Гнездо
Вопросами стимулируем детей к составлению самостоятельного рассказа и ответу на основной вопрос: Почему папа вернул птицу в гнездо?
Вывод: Нужно помогать слабым и все будут благодарны тебе за добрые дела.
101
Кто кого ловит?
Ребёнок соединяет карандашом ловца с жертвой.
102
Что
делает?
Упражнение на понимание, произнесение, составление и восприятие на слух двухсложных и трёхсложных предложений. Затем можно тренировать в употреблении их в прошедшем и будущем времени. Сначала вопросы «Кто и что делает?», а затем «Что делает утром?» и «Что делает вечером?»
103
104
Что делает мама? Мама
режет хлеб. Мама
моет дверь. Мама
пишет письмо. Мама
метёт (подметает) пол. Мама
чистит туфли. Мама
гладит платок. Мама
варит суп. Мама
вяжет кофту. Мама
вытирает стол. Мама
шьёт брюки.
Упражнение на понимание, произнесение, слуховое восприятие и чтение трёхсложных предложений. Затем предложения изменяются в прошедшем и будущем времени.
Страница фотокопируется, разрезается, чтобы при затруднении можно было найти предложение к картинке и прочитать его.
105
ЧТО
ДЕЛАЕТ ПАПА?
ПАПА
ЧИТАЕТ НОВОСТИ ПАПА
ПЬЁТ КОФЕ ПАПА
ВЫБИВАЕТ ПАЛАС ПАПА
ВОДИТ АВТО ПАПА
КРАСИТ ДВЕРЬ ПАПА
ЕСТ ЯЙЦО ПАПА
ИГРАЕТ НА ГИТАРЕ ПАПА
НЕСЕТ МЕШОК ПАПА
ПИШЕТ ПИСЬМО ПАПА
СМОТРИТ ТИ-ВИ
Упражнения на произношение, понимание , слуховое восприятие, построение и чтение трёхсложных предложений. Затем употребление предложений в прошедшем и будущем времени.
Фотокопирование даёт возможность разрезать картинки, соединить их попарно и сказать предложение. 106
Слушай хорошо
ТО-ТО-ТО ПССС!
ТОП-ТОП-ТОП УФ!
ЛА-ЛА-ЛА КУКЛА СПИТ
БРРР… АВТО БУМ! ПАПА
МОЕТ АВТО МАМА МОЕТ ДВЕРЬ БРАТ МОЕТ МЯЧ БАБА
МОЕТ ПОЛ
БАБА
ВЯЖЕТ МАМА МЕТЁТ УТКА ПЛЫВЁТ ПЁС
СПИТ
107
Слушай хорошо
У
ДЕДА СУМКА У ДЕДА КЕПКА У ДЕДА ПАЛКА
СЕСТРА
ЛОВИТ РЫБУ БРАТ ЛОВИТ РЫБУ ЦАПЛЯ ЛОВИТ РЫБУ УТКА
ЛОВИТ РЫБУ У
БАБЫ БОЛИТ ГОЛОВА У БАБЫ БОЛИТ ГОРЛО У БАБЫ БОЛИТ
РУКА У БАБЫ БОЛИТ НОГА ИДЁТ…
ИДЁТ… ИДЁТ БАБА ! ИДЁТ… ИДЁТ ПЁС! ИДЁТ.. ИДЁТ… ИДЁТ ПАПА!
ИДЁТ… ИДЁТ… БРАТ!
Картинка фотокопируется. Лучше наклеить на картон и разрезать.
Сначала ребёнок работает с четырьмя картинками, которые нужно научить понимать и называть. Педагог произносит предложения в микрофон, а ребёнок должен на слух идентифицировать и показывать.
Позже картинки можно свободно комбинировать.
108
Слушай хорошо!
Ляля и-и-и!
Ляля ам-ам Ляля оп-оп. Ляля ла-ла.
Мишка бррр. Мишка упал. Мишка и-и-и Мишка ба.
Мама плывёт. Утка плывёт. Пёс плывёт. Папа плывёт.
Дима любит Дима
любит Дима любит Дима любит
маму. папу. бабу. деду
Пчела и голубь.
Пчела и голубь.
Пчела захотела попить воды. Села на камень. Поскользнулась и упала в воду.
Это увидел голубь. Пчела быстро села на лист. Солнце высушило её крылья и она полетела. Не утонула. Так голубь спас пчелу.
На другой день охотник увидел голубя. Взял ружьё. Хотел выстрелить и убить голубя. Это увидела пчела. Быстро подлетела и ужалила охотника в нос. Охотник не мог стрелять. Голубь улетел. Так пчела спасла голубя. Они стали друзьями.
Макака Роки.
Макака Роки.
Дедушка прилетел на самолёте. Привёз маленького макаку.
Макаку зовут Роки. Дедушка сказал: Анна, Вова, вот вам Роки!
Вова и Анна были рады. Долго играли, целый день. Вечером пошли спать. Роки лёг в корзину и сразу заснул. Анна и Вова ещё немного посмотрели на Роки. Потом они тоже уснули.
Была ночь. Все спали. Макаке приснился лев. Роки очень испугался и проснулся. И убежал через окно. Перепрыгнул через стену, пошёл по дороге, под мостом, около озера. Потом пришёл в лес, залез на дерево, ухватился за ветку и стал качаться.
Ветка была тонкая. Ветка сломалась и он упал в яму. Утром Вова и Анна проснулись. Макаки не было. Анна сказала: « Нет Роки. Идём его искать.» Они кричали: «Роки! Роки! Где ты?» Анна сказала: «Видишь, там яма! Там кто-то плачет. Слышишь?»
Вова сказал: «О! Тут ты! Зачем ты убежал?»
Яма была глубокая. Еле достали Роки из ямы. В яме была вода и Роки был мокрый.
Анна сказала: «Сейчас тебя отнесём домой». Она взяла и понесла Роки. Пришли домой к обеду. Анна сварила Роки суп и сказала: «Ешь пока тёплый». Вова сушил Роки феном. Он сказал ему: «Мы тебя любим. Ты же наш. Прошу тебя никогда больше не убегать ночью».
Рассказ может рассказывать Вова, тогда Анна проходит путь, которым шёл Роки и вернулся обратно. Упражнять во взаимоотношении времени и пространства, а также в употреблении прошедшего времени.
Переписать рассказ, а затем работать над вопросами: Кто прилетел на самолёте? Что привёз? Кому? Кто был рад? Как звали макаку? Кто играл с ним целый день? Кто заснул первый? Почему Роки испугался? Как он побежал? Куда вскочил? Под чем прошёл? Куда пошёл потом? Куда залез? За что ухватился? Что делал? Почему ветка сломалась? Почему не мог вылезти из ямы? Что было в яме? Что случилось утром? Кого детям было жалко?
Кто сказал «Идём искать Роки»? Кого дети искали? Как Роки кричал и плакал? Кто услышал? Кто вытащил Роки из ямы? Кто Роки понёс домой? Кто сварил суп на обед? Кто сушил феном?
ОДЕЖДА
И ОБУВЬ
Что
есть у тебя? Что есть у папы? Что есть у мамы? У сестры, у брата? На чём
ты ездишь? ТРАНСПОРТ
ФРУКТЫ
ОВОЩИ
Что ты любишь есть?
СЕЛО
Покажи реку, мост, лес, гору, птиц, дом, антенну, коня.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.