Урок по литературному чтению (2класс)
Технологическая карта урока 2 класс
Тема урока |
С. Васильев «Белая береза» |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Цели и задачи |
- познакомить с биографией С. Васильева, стихотворением «Белая береза»; - развивать навык выразительного, правильного и осознанного чтения; - формировать у младших школьников ценностную ориентацию, представление о Родине и ее людях. |
Планируемые результаты. |
Личностные: - формирование чувства гордости за свою Родину; - развитие навыков сотрудничества со сверстниками; - формирование уважения к людям, которые сражались в годы ВОВ и памяти погибших; - содействие воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки,; - формирование умения оценивать собственное поведение и поведение других людей. Метапредметные: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи урока; - формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач на основе работы с текстом, с пословицами; - овладение навыками смыслового чтения. Предметные: - формирование представлений о Родине и ее людях; - овладение выразительным чтением вслух и про себя; - умение использовать элементарные приемы анализа лирического произведения, определять главную мысль произведения; - находить средства художественной выразительности. |
Формы работы на уроке: |
индивидуальная, коллективная, работа в группах |
Оборудование: |
мультимедийная презентация, проектор, карточки оценивания, словарные слова на карточках, памятка работы над выразительным чтением. |
Ход урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
I. Организационный момент. |
Словесный. |
Слайд 1 - Отставляем все дела! Заниматься нам пора! Улыбнитесь солнышку! Урок начинаем с хорошим настроением! |
Проявляем эмоциональную отзывчивость на слова учителя, настраиваемся на работу. |
Личностные: самоопределение. |
II. Речевая разминка |
Упражнения для развития мелодики, тембра, ритма, дикции |
Слайд 2 -Речевая разминка. -Прочитайте чистоговорку про себя. -Прохлопайте ритм. -Составьте звуковой рисунок. Какой звук повторяется? -Почему? Прочитайте, выделяя этот звук голосом. -Прочитайте вопросительно. -Прочитайте с удивлением. -Прочитайте с радостью. |
Выполняют упражнения
[з] [р] Чтобы услышать звон, почувствовать холод. |
|
II. Актуализация знаний.
|
Работа в группах |
Организация работы в группах. -Ребята, на уроках литературы нам необходимо воображение, поэтому одна группа будет собирать картинку. - Мысль литературного произведения можем выразить пословицей, поэтому 2 группа собирает пословицы на карточках. -А на уроках литературного чтения в старших классах вы будете изучать ритм стихотворения, поэтому 3 группа составит четверостишие. Прежде чем приступить к выполнению заданий, вспомните правила работы в группе. Проверка работы. Каждая группа рассказывает о результатах своей работы. |
Вспоминают правила работы в группах. Выполняют задания. 1 группа – собрать пазлы с изображением березы. 2 группа – собрать пословицы о Родине. 3 группа – собрать текст стихотворения. 1.Помещают рисунок на доску. 2.Читают пословицы, определяют общую тему. 3.Читают отрывок из песни. (может кому-то знакомы эти слова) |
Коммуникативные: учимся взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания; оцениваем свою работу и других. |
III. Сообщение темы и целей урока. |
Прогнозирование |
- Посмотрите еще раз на доску, прослушайте аудиозапись и предположите, о чем пойдет речь на уроке. -Какая связь между пословицами и березой? -Чему будем учиться на уроке? |
Формулируют тему урока и задачи. (Будем читать о березе. Будем учиться выразительному чтению.) |
Познавательные: умение определять тему, главную мысль и обосновывать своё мнение. |
IV. Первичное восприятие |
Словарная работа Чтение текста учителем, проверка восприятия.
Рассказ об авторе |
Сергей Васильев «Белая береза» В стихотворении есть слова, значение которых вам может быть непонятно. Возьмите на парте лист «Словарик», прочитайте значение слов: осколок – отколовшийся кусок заря – яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца студёный – очень холодный изувеченный – получивший сильную рану, поврежденный грохотали – сильный шум с раскатами порох – взрывчатое вещество для изготовления зарядов огнестрельного оружия угроза – запугивание, обещание причинить кому-нибудь зло - Послушайте стихотворение скажите, Когда происходило действие? -О какой войне идет речь? -Когда была ВОВ? карточка - От чьего имени написано стихотворение? -Когда рассказывает солдат о случившемся? -Как вы думаете, почему С.Васильев так подробно и точно описал этот случай с березой? Слайд 3 Сергей Александрович Васильев 1911-1975. Родился в Кургане. После окончания школы-семилетки он переехал к сестре в Москву, где стал учиться актёрскому мастерству в Доме искусств. Одновременно работал санитаром, сторожем, истопником в больнице, а позднее рабочим на фабрике. В 20 лет Сергей Александрович увлёкся литературой – сочинял стихи.. В 1941 году Васильев ушёл добровольцем на фронт. На фронте он был военным корреспондентом. Он воевал в Подмосковье, участвовал в освобождении Украины и Крыма, вошёл через Польшу в Германию. |
Знакомимся с новыми словами, объясняем их значение.
Определяют тему стихотворения. Во время войны. ВОВ Началась 22 июня 1941г, закончилась 9 мая 1945г От имени солдата После войны, т.к. говорит...Я помню…). |
Метапредметные: расширение словарного запаса, читательского кругозора.
Познавательные: -знакомимся с биографией писателя, задумываемся о чувстве уважения к его жизни. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение слушать и слышать других и уважать их точку зрения. |
V.Вторичное восприятие |
-Откройте учебники на стр. 122 -Прочитайте стихотворение самостоятельно и ответь на вопрос, где проходил бой? _Ребята, битва под Москвой проходила в 1942г. -Сколько частей в стихотворении? (4) Стих, который состоит из 4 частей называется четырехчастным. -Прочитайте 1 часть, определите тему. -В какой момент солдат испытывает жалость? -Прочитайте 2 часть, определите тему. Какой звук повторяется? Почему? -В какой момент солдат испытывает страх? Гордость? -Прочитайте 3 часть, определите тему. -Какие чувства передает солдат?
-Прочитайте 4 часть, определите тему. В этой части мы слышим призыв солдата оберегать березу от врагов. - Почему так важно защитить березу? -Как думаете, ребята, почему так дорога нам берёзка, так трепетно мы к ней относимся? (ответы детей) -Это дерево особенное. Ни в какой другой стране нет такого обилия берез как у нас в России. Берёза – символ родной земли, отечества, Родины. Это любимое родное деревцо России. Рассказ в стихах поэта Сергея Васильева о берёзе – это рассказ о судьбе нашей Родины, нашего народа. Березу воспевают и поэты, и художники Слайд 4 Всеволод Рождественский Чуть солнце пригрело откосы Исаак Левитан Александр Прокофьев Люблю
берёзку русскую,
Сергей Есенин. Вспомните стихотворение, которое мы изучали. Иван Иванович Шишкин
-Почему поэты и художники воспевают русскую березу? |
Читают самостоятельно Под Москвой
Ранило березу. Сок, как слезы
Спасли березу. {р} Пушки грохотали Столицу отстояли Оделась и стала землю украшать. Радость Родную русскую березу в обиду больше не дадим.
Защитить березу – защитить Родину.
С.Есенин «Береза» Белая
береза На
пушистых ветках И
стоит береза |
Предметные: овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа в работе с текстом. Коммуникативные: вести диалог, аргументировать свою точку зрения. |
|
Физминутка |
Берёзка в белом сарафане Весною водит хоровод. Звенит серёжками тихонько И птичек в гости всё зовёт. Раскроет свои руки-ветки Опустит ветки-пальцы вниз. Подставит солнышку листочки, Чтоб лучик на ветвях повис.
|
шаги на месте руки на поясе, повороты в правую и левую сторону ритмичные взмахи руками к себе. руки в стороны, сводят руки к центру вниз ритмичное покачивание рук над головой |
||
VI.Работа со средствами художест-венной вырази-тель-ности |
|
-Ребята, какие прилагательные нам помогают ярко представить картину, описываемую в стихотворении? Сок какой?, дым какой? пороховой, берёза какая? родная русская. -Как называются такие прилагательные в литературе? (Эпитеты) -С чем сравнивает автор березовый сок? -Как называется такой прием в литературе? (сравнение) -Какие слова помогают нам представить березу живой? (оделась, стала украшать). – Как называются такой прием в литературе? (олицетворение) |
-Эпитеты: студёный сок, дым пороховой, родная русская берёза.
-Сравнения: «…сок бежал, как слёзы…»;
Олицетворение: оделась, стала украшать Используют вспомогательные карточки |
|
Работа в группах |
-Поработаем над выразительным чтением. Воспользуемся памяткой «Готовимся к выразительному чтению» Выберите главное слово в каждом предложении или строке. Расставим паузы в стихотворении. Определите мелодику речи. С каким чувством будем читать. Дальше вы работаете самостоятельно в группах. |
1 строфа – вместе 2,3,4 строфы по группам |
Предметные: осознание самого себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Личностные: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития. |
|
Самостоятель-ная работа |
-Подготовьтесь к выразительному чтению. |
Читаем самостоятельно (жужжащее чтение) |
||
Итоговое выразительное чтение детьми (конкурс). |
-Выберите по одному представителю от каждой группы для чтения у доски. -Ребята, вы внимательно слушаете, в карточке оцениваете чтение каждого чтеца с помощью знаков «+», «-» . Дайте оценку чтения. |
4 человека читают вслух у доски по 1 части. Дети оценивают чтение (выразительность-эмоциональность, соблюдение пауз, партитуры) Прослушивают аудиозапись |
Личностные: умение декламировать стихотворение, выступать перед классом, нравственно-этическое оценивание. |
|
VII. Подведение итогов. |
- С каким стихотворением мы работали на уроке? -Какая главная мысль стихотворения? |
Личностные: нравственно-этическое оценивание. |
||
VIII. Рефлексия |
Выставление оценок |
Слайд - Оцените на уроке свою работу. Закончите предложения. - Оценки - Сейчас, ребята, я предлагаю вам послушать песню «Белая береза», слова и музыка написаны С.Васильевым. |
-Я сегодня узнал … -Могу похвалить себя за …. -У меня получилось … |
Коммуникативные: умение давать оценку своим действиям. |
IX. Домашнее задание. |
-Выразительно прочитать стихотворение. Нарисовать русскую берёзку по желанию. -Спасибо за работу! |
Записываем домашнее задание в дневники. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.