Литературное чтение. С. Васильев. Белая береза..docx
Тема урока
Тип урока
Цели и задачи
Планируемые
результаты.
Урок по литературному чтению (2класс)
Технологическая карта урока 2 класс
С. Васильев «Белая береза»
Комбинированный урок
познакомить с биографией С. Васильева, стихотворением «Белая береза»;
формировать у младших школьников ценностную ориентацию, представление о Родине и ее людях.
развивать навык выразительного, правильного и осознанного чтения;
Личностные:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
формирование чувства гордости за свою Родину;
формирование уважения к людям, которые сражались в годы ВОВ и памяти погибших;
формирование умения оценивать собственное поведение и поведение других
содействие воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки,;
людей.
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи урока;
формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей;
использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач на основе
работы с текстом, с пословицами;
овладение навыками смыслового чтения.
Предметные:
формирование представлений о Родине и ее людях;
овладение выразительным чтением вслух и про себя;
умение использовать элементарные приемы анализа лирического произведения, определять главную
мысль произведения;
находить средства художественной выразительности. Формы работы на
уроке:
Оборудование:
индивидуальная, коллективная, работа в группах
мультимедийная презентация, проектор, карточки оценивания, словарные слова на карточках, памятка
работы над выразительным чтением.
Ход урока
Этапы
урока
Деятельность обучающихся Формируемые УУД
Деятельность учителя
I.
Организаци
онный
момент.
II. Речевая
разминка
Формы, методы,
методические
приёмы
Словесный.
Упражнения
для развития
мелодики,
тембра,
ритма, дикции
II.
Актуализац
ия знаний.
Работа в
группах
Слайд 1
Отставляем все дела! Заниматься нам пора!
Улыбнитесь солнышку! Урок начинаем с
хорошим настроением!
Слайд 2
Речевая разминка.
Прочитайте чистоговорку про себя.
Прохлопайте ритм.
Составьте звуковой рисунок. Какой звук
повторяется?
Почему? Прочитайте, выделяя этот звук
голосом.
Прочитайте вопросительно.
Прочитайте с удивлением.
Прочитайте с радостью.
Организация работы в группах.
Ребята, на уроках литературы нам
необходимо воображение, поэтому одна
группа будет собирать картинку.
Проявляем эмоциональную
отзывчивость на слова
учителя, настраиваемся на
работу.
Выполняют упражнения
Личностные:
самоопределение.
[з] [р]
Чтобы услышать звон,
почувствовать холод.
Вспоминают правила
работы в группах.
Выполняют задания.
1 группа – собрать пазлы с
Коммуникативные:
учимся
взаимодействовать в
группе при Мысль литературного произведения можем
выразить пословицей, поэтому 2 группа
собирает пословицы на карточках.
А на уроках литературного чтения в старших
классах вы будете изучать ритм
стихотворения, поэтому 3 группа составит
четверостишие.
Прежде чем приступить к выполнению
заданий, вспомните правила работы в группе.
Проверка работы. Каждая группа
рассказывает о результатах своей работы.
Посмотрите еще раз на доску, прослушайте
аудиозапись и предположите, о чем пойдет
речь на уроке.
Какая связь между пословицами и березой?
Чему будем учиться на уроке?
изображением березы.
2 группа – собрать
пословицы о Родине.
3 группа – собрать текст
стихотворения.
1.Помещают рисунок на
доску.
2.Читают пословицы,
определяют общую тему.
3.Читают отрывок из песни.
(может комуто знакомы
эти слова)
Формулируют тему урока и
задачи. (Будем читать о
березе. Будем учиться
выразительному чтению.)
Прогнозировани
е
Словарная
работа
Чтение текста
учителем,
проверка
восприятия.
Сергей Васильев «Белая береза»
В стихотворении есть слова, значение
которых вам может быть непонятно.
Возьмите на парте лист «Словарик»,
прочитайте значение слов:
осколок – отколовшийся кусок
заря – яркое освещение горизонта перед
восходом или заходом солнца
студёный – очень холодный
Знакомимся с новыми
словами, объясняем их
значение.
выполнении
учебного задания;
оцениваем свою
работу и других.
Познавательные:
умение определять
тему, главную мысль
и обосновывать своё
мнение.
Метапредметные:
расширение
словарного запаса,
читательского
кругозора.
III.
Сообщение
темы и целей
урока.
IV.
Первичное
восприятие Рассказ об
авторе
изувеченный – получивший сильную рану,
поврежденный
грохотали – сильный шум с раскатами
порох – взрывчатое вещество для
изготовления зарядов огнестрельного оружия
угроза – запугивание, обещание
причинить кому-нибудь зло
Послушайте стихотворение скажите, Когда
происходило действие?
О какой войне идет речь?
Когда была ВОВ? карточка
От чьего имени написано стихотворение?
Когда рассказывает солдат о случившемся?
Как вы думаете, почему С.Васильев так
подробно и точно описал этот случай с
березой?
Слайд 3
Сергей Александрович Васильев 19111975.
Родился в Кургане. После окончания школы
семилетки он переехал к сестре в Москву, где
стал учиться актёрскому мастерству в Доме
искусств. Одновременно работал санитаром,
сторожем, истопником в больнице, а позднее
рабочим на фабрике. В 20 лет Сергей
Александрович увлёкся литературой –
сочинял стихи.. В 1941 году Васильев ушёл
Определяют тему
стихотворения.
Во время войны.
ВОВ
Началась 22 июня 1941г,
закончилась 9 мая 1945г
От имени солдата
После войны, т.к. говорит...Я
помню…).
Познавательные:
знакомимся с
биографией писателя,
задумываемся о
чувстве уважения к
его жизни.
Коммуникативные:
умение с
достаточной полнотой
и точностью выражать
свои мысли; умение
слушать и слышать
других и уважать их
точку зрения. V.Вторичное
восприятие
добровольцем на фронт. На фронте он был
военным корреспондентом. Он воевал в
Подмосковье, участвовал в освобождении
Украины и Крыма, вошёл через Польшу в
Германию.
Откройте учебники на стр. 122
Прочитайте стихотворение самостоятельно и
ответь на вопрос, где проходил бой?
_Ребята, битва под Москвой проходила в
1942г.
Сколько частей в стихотворении? (4)
Стих, который состоит из 4 частей называется
четырехчастным.
Прочитайте 1 часть, определите тему.
В какой момент солдат испытывает жалость?
Прочитайте 2 часть, определите тему. Какой
звук повторяется? Почему?
В какой момент солдат испытывает страх?
Гордость?
Прочитайте 3 часть, определите тему.
Какие чувства передает солдат?
Прочитайте 4 часть, определите тему. В этой
части мы слышим призыв солдата оберегать
березу от врагов.
Почему так важно защитить березу?
Читают самостоятельно Под
Москвой
Ранило березу.
Сок, как слезы
Спасли березу.
{ р }
Пушки грохотали
Столицу отстояли
Оделась и стала землю
украшать.
Радость
Родную русскую березу в
обиду больше не дадим.
Предметные:
овладение
элементарными
приёмами
интерпретации,
анализа в работе с
текстом.
Коммуникативные:
вести диалог,
аргументировать свою
точку зрения. Защитить березу – защитить
Родину.
Как думаете, ребята, почему так дорога нам
берёзка, так трепетно мы к ней относимся?
(ответы детей)
Это дерево особенное. Ни в какой другой
стране нет такого обилия берез как у нас в
России. Берёза – символ родной земли,
отечества, Родины. Это любимое родное
деревцо России. Рассказ в стихах поэта
Сергея Васильева о берёзе – это рассказ о
судьбе нашей Родины, нашего народа.
Березу воспевают и поэты, и художники
Слайд 4
Всеволод Рождественский
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Исаак Левитан
Александр Прокофьев
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную, В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную…
Игорь Грабарь.
Сергей Есенин.
Вспомните стихотворение, которое мы
изучали.
Иван Иванович Шишкин
Почему поэты и художники воспевают
русскую березу?
С.Есенин «Береза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
Физминутка
Берёзка в белом сарафане
Весною водит хоровод.
Звенит серёжками тихонько
И птичек в гости всё зовёт.
Раскроет свои рукиветки
шаги на месте
руки на поясе,
повороты в правую и левую
сторону
ритмичные взмахи руками к VI.Работа
со
средствами
художест
венной
вырази
тельности
Работа в
группах
Опустит веткипальцы вниз.
Подставит солнышку листочки,
Чтоб лучик на ветвях повис.
Ребята, какие прилагательные нам помогают
ярко представить картину, описываемую в
стихотворении?
Сок какой?, дым какой? пороховой, берёза
какая? родная русская.
Как называются такие прилагательные в
литературе? (Эпитеты)
С чем сравнивает автор березовый сок?
Как называется такой прием в литературе?
(сравнение)
Какие слова помогают нам представить
березу живой? (оделась, стала украшать).
– Как называются такой прием в литературе?
(олицетворение)
Поработаем над выразительным чтением.
Воспользуемся памяткой «Готовимся к
выразительному чтению»
Выберите главное слово в каждом
предложении или строке.
себе.
руки в стороны,
сводят руки к центру вниз
ритмичное покачивание рук
над головой
Эпитеты: студёный сок,
дым пороховой, родная
русская берёза.
Сравнения: «…сок бежал,
как слёзы…»;
Олицетворение: оделась,
стала украшать
Используют
вспомогательные карточки
1 строфа – вместе
2,3,4 строфы по группам
Предметные:
осознание самого себя
как грамотного
читателя, способного
к творческой Расставим паузы в стихотворении.
Определите мелодику речи.
С каким чувством будем читать.
Дальше вы работаете самостоятельно в
группах.
Подготовьтесь к выразительному чтению.
Выберите по одному представителю от
каждой группы для чтения у доски.
Ребята, вы внимательно слушаете, в
карточке оцениваете чтение каждого чтеца с
помощью знаков «+», «» .
Дайте оценку чтения.
Самостоятель
ная работа
Итоговое
выразительное
чтение детьми
(конкурс).
С каким стихотворением мы работали на
уроке?
Какая главная мысль стихотворения?
Читаем самостоятельно
(жужжащее чтение)
4 человека читают вслух у
доски по 1 части.
Дети оценивают чтение
(выразительность
эмоциональность,
соблюдение пауз,
партитуры)
Прослушивают аудиозапись
деятельности.
Личностные:
осознание значимости
чтения для своего
дальнейшего развития.
Личностные:
умение
декламировать
стихотворение,
выступать перед
классом,
нравственно
этическое
оценивание.
Личностные:
нравственно
этическое
оценивание.
Выставление
оценок
Слайд
Оцените на уроке свою работу. Закончите
предложения.
Оценки
Сейчас, ребята, я предлагаю вам послушать
песню «Белая береза», слова и музыка
Я сегодня узнал …
Могу похвалить себя за ….
У меня получилось …
Коммуникативные:
умение давать
оценку своим
действиям.
VII.
Подведение
итогов.
VIII.
Рефлексия написаны С.Васильевым.
IX.
Домашнее
задание.
Выразительно прочитать стихотворение.
Нарисовать русскую берёзку по желанию.
Спасибо за работу!
Записываем домашнее
задание в дневники.
Работа над лирическим произведением. С. Васильев "Белая береза"
Работа над лирическим произведением. С. Васильев "Белая береза"
Работа над лирическим произведением. С. Васильев "Белая береза"
Работа над лирическим произведением. С. Васильев "Белая береза"
Работа над лирическим произведением. С. Васильев "Белая береза"
Работа над лирическим произведением. С. Васильев "Белая береза"
Работа над лирическим произведением. С. Васильев "Белая береза"
Работа над лирическим произведением. С. Васильев "Белая береза"
Работа над лирическим произведением. С. Васильев "Белая береза"
Работа над лирическим произведением. С. Васильев "Белая береза"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.