Работа над постановкой дыхания с детьми
Оценка 5

Работа над постановкой дыхания с детьми

Оценка 5
Домашнее обучение +2
docx
искусство +2
Взрослым
23.05.2018
Работа над постановкой дыхания с детьми
Считается, что хорошее пение - это мастерство «выдоха». Однако, чтобы «мастерски выдыхать», надо научиться «вдыхать». Постановка дыхания – это необходимый первый этап обучения пению и постановки голоса. Без поставленного певческого дыхания все усилия по освоению песенного материала и сценической речи приведут к нулевому результату в лучшем случае, в худшем - к полной или частичной потере голоса. Правильная постановка дыхания – это, прежде всего, использование полного объема легких, использование мышц брюшного пресса и диафрагмы во время дыхания, и использование естественных резонаторов, которые усиливают и обогащают звучание нашего голоса. Кроме того, правильная постановка дыхания нужна каждому, кто хочет быть здоровым.
Работа над постановкой дыхания с детьми.docx
«Работа над постановкой дыхания с детьми» Оглавление Певческое дыхание..................................................................................................3 Основные типы певческого дыхания...................................................................3 Певческая установка хористов................................................................................4 Методы работы над певческим дыханием с детьми.............................................4 Упражнение 1........................................................................................................4 Упражнение 2........................................................................................................5 Упражнение 3........................................................................................................5 Упражнение 4........................................................................................................5 2 Певческое дыхание. Считается,   что   хорошее   пение     ­   это   мастерство   «выдоха».   Однако, чтобы «мастерски выдыхать», надо научиться «вдыхать».  Постановка дыхания – это необходимый первый этап обучения пению и постановки   голоса.   Без   поставленного   певческого   дыхания   все   усилия   по освоению   песенного   материала   и   сценической   речи   приведут   к   нулевому результату в лучшем случае, в худшем ­   к полной или частичной потере голоса.  Правильная   постановка   дыхания   –   это,   прежде   всего,   использование полного объема легких, использование мышц брюшного пресса и диафрагмы во   время   дыхания,   и   использование   естественных   резонаторов,   которые усиливают   и   обогащают   звучание   нашего   голоса.   Кроме   того,   правильная постановка дыхания нужна каждому, кто хочет быть здоровым.  Основные типы певческого дыхания. Певческое   дыхание   во   многом   отличается   от   обычного, физиологического. Выдох, во время которого происходит пение, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием, переходит в произвольно управляемый, волевой. Работа дыхательных мышц становится более интенсивной. В певческой практике различают четыре основных типа дыхания:  ключичный или верхнегрудной   ­ при   котором   активно   работают мышцы плечевого пояса, в результате чего поднимаются плечи; такое дыхание часто встречается у детей, но оно для пения неприемлемо;  грудной ­   внешние   дыхательные   движения   сводятся   к   активным движениям   грудной   клетки;   диафрагма   при   вдохе   поднимается,   а   живот втягивается;  брюшной или диафрагматический ­ дыхание осуществляется за счёт активных сокращений диафрагмы и мышц живота;  смешанный ­ грудобрюшный ­ осуществляемое при активной работе мышц как грудной, так и брюшной полости, а также нижнего отдела спины. Вдох перед пением нужно брать достаточно активно, но бесшумно и с ощущением   «скрытого»   зевка.   Вдох   через   нос   способствует   углублению дыхания,   а   стремление   певца   к   сохранению   положения   вдоха   во   время фонационного выдоха, т.е. во время пения, будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука. 3 Певческая установка хористов. Весьма   существенным   для   правильной   работы   голосового   аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть   сформулировано   так: при   пении   нельзя   ни   сидеть,   ни   стоять расслабленно;   необходимо   сохранять   ощущение   постоянной   внутренней   и внешней подтянутости. Для   сохранения   необходимых   качеств   певческого   звука   и выработки внешнего   поведения певцов   акцент   их   внимания   на   следующие правила: ­ голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая; ­ стоять твёрдо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела; ­ сидеть на краешке стула, также опираясь на ноги; ­ корпус держать прямо, без напряжения; ­ руки (если не нужно держать ноты) свободно лежат на коленях. Сидеть, положив нога на ногу, совершенно недопустимо, ибо такое положение затрудняет работу мышц живота при пении. Если поющий откидывает голову или наклоняет её, то гортань сразу же реагирует на это, перемещаясь по вертикали соответственно вверх или вниз, что отражается на качестве звучания голоса. Во время репетиционной работы учащиеся   часто   сидят,   сгорбив   спину.   При   таком   положении   корпуса диафрагма   оказывается   сдавленной,   что   препятствует   её   свободным движениям при осуществлении тонких регулировок подсвязочного давления на   различных   гласных.   От   этого   пропадает   активность   дыхания,   звук снимается   с   опоры,   теряется   яркость   тембра,   интонация   становится неустойчивой. Методы работы над певческим дыханием с детьми. Существуют различные точки зрения на целесообразность использования этих   упражнений   для   формирования   навыка   певческого   дыхания. Большинство   педагогов­вокалистов   всё   же   считают   их   необходимыми, особенно на первом этапе работы, когда лишь вводится понятие о правильных дыхательных движениях.  Комплекс дыхательной гимнастики: Упражнение 1 Короткий   вдох   через   нос   по   руке   дирижёра   и   длинный   замедленный выдох со счётом: раз ­ два ­ три ­ четыре ­ пять... При каждом повторении упражнения   выдох   удлиняется,   благодаря   увеличению   ряда   цифр   и постепенному замедлению темпа. 4 Упражнение 2 Короткий   вдох   через   нос   при   выдвижении   стенки   живота   вперёд, активизации мышц спины в районе пояса и небольшом раздвижении нижних рёбер с фиксацией на этом внимания хористов. Каждый ученик контролирует свои   движения,   положив   ладони   рук   на   косые   мышцы   живота.   Выдох   по возможности длинный и равномерный со счётом. При повторении упражнения выдох удлиняется. Упражнение 3 Короткий   вдох   через   нос,   задержка   дыхания   и   медленный   выдох   со счётом, но теперь ученикам впервые предлагается сохранить положение вдоха на   протяжении   всего   выдоха.   Для   этого   необходимо   научиться   упираться диафрагмой   изнутри   в   стенки   туловища   по   всей   его   окружности,   как   бы стараясь сделаться толще в районе пояса. Упражнение 4 Короткий   и   глубокий   вдох   через   нос   при   выдвижении   вперёд   стенки живота, задержка дыхания, по руке дирижёра мягко воспроизвести закрытым ртом   звук   заданной   высоты   в   середине   диапазона   и   тянуть   его   ровным   и умеренным по силе голоса. Сначала звук длится 2­3 секунды, затем время звучания   постепенно   увеличивается.   При   этом   необходим   постоянный самоконтроль учеников за сохранением положения вдоха во время пения. Для скорейшего   формирования   прочного   навыка   правильных   дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно: на первом этапе работы ­ на одном уроке по нескольку раз. Поскольку на них уходит не более 2­3 минут,   эти   упражнения   хористы   воспринимают   как   отдых   в   процессе репетиционной работы. Как уже было сказано, тип дыхания влияет на качество звука, а звук, в свою   очередь,   ­   на   качество   певческого   дыхания.   В   этой   цепи   действует принцип обратной связи. И действительно, если певец будет петь тихим или громким голосом, спокойно, мягко или взволнованно, твёрдо, долго тянуть или   петь   отрывисто,   то   характер   вдоха   и   фонационного   выдоха   будет соответственно   меняться.   построенное   на нисходящем   гаммообразном   звукоряде,   ровным   по   силе   голосом,   мы   с учащимися тренируем плавность и постепенность выдоха, а это непременное   Используя   упражнение, условие формирования навыка хорошего певческого дыхания: 5 Регуляцией   продолжительности   фонационного   выдоха   является   длина   Я   рекомендую   использовать   упражнение, музыкальной   фразы. способствующее продолжительности фонационного выдоха: Упражнение №1 Представьте, что перед вами зажженная свеча, которую вы должны задуть, погасить. Что вы сделаете? Никто даже не задумается над этой «проблемой», а спокойно наберет воздух и дунет на пламя. Правильно. Теперь повторите ваши действия и проследите за ними. Воздух наполняет грудь (легкие), а потом направленным потоком посылается наружу. Подобный процесс должен происходить, когда вы говорите или поете, то есть в каждой новой фразе. Сначала вдох, потом направленный выдох. « Свечка» Очень   часто  дети во  время пения  пользуются  грудным,   ключичным  дыханием.  Это   когда  диафрагма  мало  подвижна,   в дыхании участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. При вдохе у детей поднимаются плечи вверх. Педагог обязан обратить на это внимание и объяснить ребенку, как правильно нужно делать вдох. Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить, как опали ребра.  В этом помогут простейшие упражнения:  упражнение №2 «Собачки» ­ постановка правильного вдоха Изобразить, как дышит собачка. Положить руки на нижние рёбра и полуоткрыв рот, высунув язык начать дышать. Дышим вместе с ребёнком. Можно изображать какие­либо действия. Собака прибежала к хозяину радостная или уставшая и т. д. Когда ребёнок почувствует движение нижних рёбер диафрагмы, можно начинать подражать голосам животных:  собаке (гав­гав), корове (му­у), овце (бе ­е ­е), и др.  №3 «Кугиклы» Поиграть на кугиклах. Во время выдоха в кугиклу (тростниковую трубочку) ребенок должен добиться хорошего звучания, что является правильным, глубоким вдохом и активным выдохом. Упражнение №4 ­ на активизацию диафрагмы. "Паровоз" ­" попыхтеть": "п ­  п ­ п ­ п ­ п" и последний раз протянуть ­ выдохнуть. «Ежик» ­  попыхтеть «пФ­пф­пф­пФ» и последний раз протянуть ­ выдохнуть. Упражнение №5 «Насос» ­  на активизацию диафрагмы и развитие навыка экономичного выдоха. Исходное положение: встать прямо, руки опустить, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклониться вниз к полу, округлив спину, голову опустить, шею не тянуть и не напрягать, руки опустить вниз. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке наклона. Вдох должен кончиться вместе с наклоном. Слегка приподняться, но не выпрямляться, и снова сделать наклон с коротким шумным вдохом.  Обязательным условием остается шумный короткий вдох через нос. Кисти рук при наклоне должны опускаться не ниже колен. Выдох делать после каждого вдоха автоматически через рот. Норма: 12 раз по 8 вдохов­движений. Затем, когда «насос» хорошо поработал, надул большой шар, ребенок, держа перед собой вытянутые закругленные   руки, изображает большой надутый шар, который потихоньку сдувается на произносимый звук «с». Таким образом, дети учатся экономно расходовать выдыхаемый воздух. Диафрагма – это самая большая мышца в организме. Когда в легкие поступает воздух, грудная клетка раздвигается в стороны за счет ребер,   а   внизу   за   счет   диафрагмы.   Купол   диафрагмы   сокращается   и   опускается   под   давлением   увеличившихся   легких.   В   свою   очередь, сократившаяся диафрагма давит сверху вниз на содержание брюшной полости и поэтому живот выпячивается вперед – это следствие вдоха! Вот и получается при вдохе: ребра в стороны, а живот вперед. Самая сложная задача певческого дыхания – это контролируемый и регулируемый выдох. Именно диафрагма помогает в этой задаче. Упражнение №6 «Восьмерочки»  ­ развитие навыка экономичного выдоха.  Взять вдох в живот, в момент выдоха проговаривать счёт до восьми восемь раз подряд.  Упражнение №7 « 33 Егорки» ­ развитие навыка экономичного выдоха. Проговорить скороговорку:»Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки». Затем взять вдох в живот, в момент выдоха считать до 33 –х Егорок. Итак, пришло время разрабатывать, тренировать определенные мышцы для постановки профессионального дыхания, голоса. Та группа мышц, которая раздвигает ребра, когда воздух входит при вдохе в легкие, совсем не тренированна, и мы «совершаем первые шаги». Очень часто бывает, что человек не ощущает никаких новых ощущений в этих упражнениях. Это говорит о том, что его природа уже скоорденированна и эти мышцы наработаны. Можно идти дальше, не задерживаясь на этом этапе. Иногда природа дает людям и поставленное дыхание, и поставленный голос, хотя такие случаи бывают крайне редко. Если ощущения во время упражнений новые,   то не пренебрегайте их простотой, они заложат фундамент вашего певческого дыхания. Упражнение №8  «Лесная полянка»  Ребёнок представляет, что он нюхает цветок. Вдох медленный глубокий, выдох активный на звук "а". Затем очень глубоко резко и быстро нужно взять дыхание через нос (в нижние ребра). Следите, чтобы плечи не поднимались. Резко, активно выдохните через рот. Делать это упражнение 8 раз, затем отдохнуть и повторить еще 8 раз. Чем хорошо это упражнение? Оно сильно активизирует дыхательный аппарат. Вы дышите активно, сознательно контролируемо. Упражнение рекомендуется для установления правильного состояния гортани и языка. Это хороший массаж связок активной воздушной струей. Когда вы готовитесь к выступлению, сделайте это упражнение несколько раз, тогда вы войдете в состояние «боевой готовности», так как это упражнение не только активизирует аппарат, но и собирает внимание ко всей системе голосообразования.  Упражнение №9 «Купол»­ активизация нёба Активно (через рот) берете дыхание, а на выдохе говорите слог Да­Да… Говорите, «ощущая» корни передних зубов, «щелочку» между двумя передними зубами, через которую «идет ниточка звука». Язык дробно ударяет по твердому нёбу около корней верхних резцов. Нижняя челюсть свободная, но «не падает». Подключите воображение: ваше твердое небо, по которому ударяет язык, очень высокое, как купол храма, поэтому звук А (в слоге ДА) получается объемный, красивый. Следите, чтобы дыхание было плавное, без толчков. 6 №10   Громко  за учителем повторять гласные звуки: а, о, е, ё, э и т. д.  №11  Изобразить сирену скорой помощи на распетый слог «э ­ э – э» №12 Взять ртом глубокое дыхание, а выдох ­ через нос со стоном, в удобной тесситуре протянуть, промычать звук «М». Губы слегка сомкнуты, но не сжаты. Руки следят за дыханием. Звук должен отозваться в груди, в голове, «заполнить вас» своим объемом. №13 Усложняем предыдущее упражнение: Произносим   три   слога,   на   третьем   делаем   ударение,   гласную   третьего   слога   протянуть,   послушать:   «да­да­да….»   Все   время   проверять правильность ощущений, контролировать дыхание. Можно брать разные слоги, нужно обязательно следить, чтобы каждая новая гласная не теряла силы и объема, не меняла тембральной окраски звука. Нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению. Все эти простые упражнения развивают грудное (реберное) дыхание, дают первые представления о певческой позиции, резонаторах. Навыки, полученные в этих упражнения, закрепляются простыми вокальными упражнениями, вернее переносятся в вокальные упражнения.  По свидетельству Фучито, аккомпаниатора Корузо, великий певец систематически тренировал дыхание на специальных упражнениях, доводя до высшего совершенства контроль за расходом воздуха. Исполнитель не должен забывать, что дыхание  ­ это фундамент пения. 7

Работа над постановкой дыхания с детьми

Работа над постановкой дыхания с детьми

Работа над постановкой дыхания с детьми

Работа над постановкой дыхания с детьми

Работа над постановкой дыхания с детьми

Работа над постановкой дыхания с детьми

Работа над постановкой дыхания с детьми

Работа над постановкой дыхания с детьми

Работа над постановкой дыхания с детьми

Работа над постановкой дыхания с детьми

Работа над постановкой дыхания с детьми

Работа над постановкой дыхания с детьми

Работа над постановкой дыхания с детьми

Работа над постановкой дыхания с детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2018