Работа над связной речью
Оценка 5

Работа над связной речью

Оценка 5
Повышение квалификации
pptx
русская литература +2
Взрослым
03.06.2019
Работа над связной речью
Для этого необходимо учить: Рассуждать (продумывать аргументировать, выражать отношение); Выделять главное и второстепенное в объекте, сравнивать; Строить логически обоснованное высказывание (жанры, которые могут использовать: загадка, лирическая миниатюра, рассказ, воспоминание) 1. «Если бы…» 2.Повествование от имени неживого предмета 3.Кветные рассказы 4.РолевДля этого необходимо учить: Рассуждать (продумывать аргументировать, выражать отношение); Выделять главное и второстепенное в объекте, сравнивать; Строить логически обоснованное высказывание (жанры, которые могут использовать: загадка, лирическая миниатюра, рассказ, воспоминание) 1. «Если бы…» 2.Повествование от имени неживого предмета 3.Кветные рассказы 4.Ролевые диалогиые диалоги
Презентация к лекции. Формирование культуры речи.pptx

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Министерство образования Республики Дагестан РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа над связной речью

Работа над связной речью
«Из всех … знаний и умений самым важным, и самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке» В.И.Чернышёв

Работа над связной речью

Работа над связной речью
План 1.Необходимость работы над культурой речи  младших школьников 2.Виды работы по развитию речи младших школьников на уроках русского языка и литературы

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Задачи:  Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио);  Обеспечить создание речевых ситуаций;  Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;  Предупреждение и преодоление ошибок в произношении слов, в словообразовании, в построении предложений;  Формирование навыков связной речи (устной и письменной);  Воспитание интереса и уважительного отношения к слову;  Создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.  Формирование умения работать над текстом художественного произведения;

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Усвоение речи ребёнком зависит:  От натренированности мускулатуры его органов речи;  От понимания ребёнком лексических и грамматических значений языковых единиц;  От развития у ребёнка восприимчивости к выразительности речи;  От развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц в речи;  Усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной;  Темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речи творческой системы ребёнка

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Требования к уровню развития речи учащихся:  Содержательность  Логичность  Точность  Выразительность  Ясность  Правильность  Чистота  Произнотельность

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Уровни развития речи: произносительный лексический уровень уровень грамматический уровень уровень текста

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Виды речевой деятельност и: связанные с восприятием связанные с созданием чужой речи собственного высказывания на слух зрительно устно письменно слушание чтение говорение письмо (аудирование)

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Произносительный уровень  Работа со скороговорками, работа над выразительностью речи:  прочитай их шепотом, беззвучно, тихо, громко;  прочитай с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно;  Поиграй в игру «Скороговорная лента»

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Лексический уровень:  подбор антонимов;  подбор синонимов;  подбор прилагательных;  «Что бывает?»(зеленый- ель, трава….);  «Узнавание» (зеленая. Кудрявая, белоствольная);  «Кто что делает?»(обогащение лексического запаса детей словами-действиями);  «Сравни»:  А)по вкусу; Б)по цвету;  В)по высоте.

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Грамматический уровень:  Формированию грамматических навыков правильной речи у детей помогут  следующие упражнения:  1)Найди ошибку  Зимой в саду расцвели яблони.  В полу лежит красивый ковер  2)Составление предложений по разным моделям:  Кто? Что делает? Что?  3.Изменение порядка слов.  На пороге сидела и жалобно мяукала кошка.  4.Распространение предложения

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Работа над связной речью  Для этого необходимо учить:  Рассуждать (продумывать аргументировать, выражать  Выделять главное и второстепенное в объекте, отношение); сравнивать;  Строить логически обоснованное высказывание (жанры, которые могут использовать: загадка, лирическая миниатюра, рассказ, воспоминание)  1. «Если бы…»  2.Повествование от имени неживого предмета 3.Кветные рассказы  4.Ролевые диалоги

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Но речевая деятельность – двусторонний процесс, таким образом, нужно  учить детей не только строить свои высказывания, но и их воспринимать:  умению слушать и понимать обращенную речь.  Это необходимо для того, чтобы:  ­ развить речевой слух, который нужен для успешного  овладения всеми другими видами речевой деятельности ;  ­ полноценно воспринимать информацию, которая  содержится в чьей­то устной речи, включая настроение,  отношение говорящего к сообщаемому. 

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Этого можно добиться с помощью следующих несложных  упражнений:  1.      Развитие внимания к звуковой стороне слышимой  речи:  1)     повторение вопроса  2)     хоровое повторение вывода  3)     чередование индивидуальных ответов с хоровыми.                  2.      Для развития слуховой памяти..  1)     Выделение  голосом главного  2)     Проговаривание хором   3)     Построение ответа на основе слов вопроса

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Следующий прием, который способствует формированию культуры речи это:  Дидактическая игра.   Можно включить разнообразные игры со словами, т.к. они развивают  природное  языковое чутье.  1.Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что это  предмет может делать  2.Назови другой предмет такой же белый как снег  3.Подбери рифму к словам, отгадай кроссворд или составь сам.  4.Назови новое слово, поменяв порядок слов  « гила­ »  5.Объясни значение, поменяв одну букву: «бочка­точка»

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Следующий прием, который способствует формированию культуры речи это:  Словесное рисование-это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Для этого я предлагаю специальные задания, направленные на пробуждение воображения и фантазии школьников:  Представьте, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы используете для неба, облаков, зелени, земли и т.д.  Вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к нему;  Какие звуки повторяются в этой строке и что они “рисуют”?

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Направления в развитии р ечи: Работа над словом (лексический уровень) Работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) Работа над связной речью (уровень текста)

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Слово – основная значащая единица языка. Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека. Словарная работа включает в себя 4 направления:  обогащение словаря;  уточнение словаря;  активизация словаря;  устранение нелитературных слов.

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Источники обогащения словаря Речевая среда речевая среда: в семье, среди друзей книги, газеты, радио, телевидение, интернат учебная работа в школе словари, справочники (учебники, речь учителя)

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Работа над словосочетанием  Выделение словосочетаний из предложения;  Установление связей между словами с помощью вопросов;  Составление самостоятельных словосочетаний

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Предложение Упражнения с предложениями я делю на 3 группы:  Упражнения на основе образца или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций.  Конструктивные упражнения –это построение предложений на основе усвоенных закономерностей.  Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструкций.

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Основные умения связной речи, которыми овладели учащиеся:  Умеют понимать, осмысливать тему; умеют писать на тему, не выходя за её рамки, достаточно полно раскрывают тему, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому.  Умеют собирать материал, отбирать то, что наиболее важно, что относится к теме и наилучшим образом реализуют замысел, и отбрасывают второстепенное.  Умеют спланировать работу – сначала в общих чертах, затем составляют план, записывают его, располагают накопленный и отобранный материал в соответствии с планом, строят свой рассказ, своё изложение или сочинение.  Готовят языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверяют правописание трудных слов.  Составляют весь текст – правильно распределяют время для сочинения, сосредоточиваются и не пропускают чего-то существенного, постепенно и последовательно развёртывают свою мысль, строят предложения и связывают их между собой, следят за орфографией и пунктуацией, записывают текст с соблюдением полей и красной строки, требований каллиграфии.  Умеют совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять  повторения, убирать лишнее.

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Виды школьных текстовых упражнений:  Устный пересказ прочитанного в различных вариантах: пересказ, близкий к тексту образца; пересказ сжатый, выборочный, творческий; заучивание текстов наизусть и их выразительное чтение.  Различные текстовые выступления учащихся: развёрнутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения.  Различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок, стихотворений и т.п.  Сочинения по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложению или самостоятельно составленному плану, по заданной схеме сюжета.  Записи по наблюдениям, ведение дневников погоды, природы  Различные виды драматизации.  Сочинения устные и письменные разных видов в соответствии с личных дневников. классификацией.  Отзывы о прочитанном, письма, деловые документы и т.п.

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Развитие речи через малые жанры загадки сказки пословицы скорогово рки игры считалки

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Развитие речи через малые жанры загадки сказки пословицы скорогово рки игры считалки

Работа над связной речью

Работа над связной речью
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым СКАЗКА молодцам урок» Цели: развитие речи; творческой фантазии детей; стимулирование театральной деятельности; воспитание нравственных ценностей.  1. Продолжи сказку: «Жили-были…»  2. Угадай, кто я?  3. Инсценировка.  4. Угадай сказку.  5. Растеряшка.  6. Доскажи имя литературного героя и в какой сказке он живёт.  Докажи характер героя примерами из сказок.  Опиши героя.  Придумай конец сказки.  Придумай кроссворд к сказке.

Работа над связной речью

Работа над связной речью
ЗАГАДКИ «Загадка – иносказательное описание какого- либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса» Чичеров В.И. Цели: учить выделять свойства и признаки загаданного предмета и доказывать правильность отгадки, воспитывать любовь к русской словесности, народному творчеству.  1. Для выделения нового или изученного звука.  2. Словарная работа (загадки об овощах, фруктах и т.д.).  3. Сочиняем загадку.  4. Отгадай кроссворд (из загадок).  5. Нарисуй отгадку.  6. Подбор загадок, так, чтобы слова-отгадки объединяла одна орфограмма.  7.Звуковой анализ отгадок.

Работа над связной речью

Работа над связной речью
ПОСЛОВИЦА «Пословица – короткое предложение, содержащее народную мудрость». Цели: знакомство с пословицами, их ролью в жизни людей, воспитывать интерес к устному народному творчеству, развивать умение объяснять смысл пословиц, их содержание, формировать личностные качества и отношения к культуре и обычаям страны.  1. Вместо точек вставь название животных.  2. Доскажи пословицу.  3. Кто больше? (Вспомнить пословицы на определённую тему).  4. Соотнести пословицу и картинку.  5. Составить пословицу.  6. Игра «Пословичная лента».

Работа над связной речью

Работа над связной речью
«Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение СКОРОГОВОРКА слов». Цели: развитие речи обучающихся, работа над выразительностью речи, правильном произношении, силой голоса, приобщение учащихся к устному народному творчеству.  1. Работа над артикуляцией.  2. Письмо по памяти.  3. Конкурс на звание чемпионов по скороговоркам.

Работа над связной речью

Работа над связной речью
«Считалка – фольклорный жанр, творцом которого является не один человек, а целый СЧИТАЛКА народ». Цели: изучить историю создания считалок, их назначение в древние времена.  1. «Дополни считалку».  2. игры с использованием считалок.  3. «Составить считалку».  4. «Найти рифму».  5. «Найти концовку».

Работа над связной речью

Работа над связной речью
«Игра - огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем В.А.Сухомлинский ИГРА мире.  1. «Кто это сказал?»  2. «Продолжи стихотворение или рассказ».  3. «Кто мы?»  4. Игра «Умники и умницы».  5. Викторины по сказкам.  6. «Игра «Знатоки русского языка».

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Составление синквейна:  В первой строчке называется тема (обычно это существительное).  Вторая строчка – это описание темы в двух словах (прилагательные).  Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя глаголами.  Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.  Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Образец синквейна: Клестята.  Маленькие, голодные. Вывелись, пищат, спят. Можно и зимой родиться. Крепыши.

Работа над связной речью

Работа над связной речью
«Естественный путь усвоения языка – это развитие речи. Речь – канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания» Н.И.Жикалкин

Работа над связной речью

Работа над связной речью
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2019