Речь как способность говорить. Развитие речи у младших школьников. Рассказ об организации обучения для развития младшего школьника. Исследование путей более качественного развития личности ребенка. Я считаю, что уроки развития речи помогают разбудить в обучающихся интерес к русскому языку, поэтому стремлюсь разннобразить методы и приемы влияющие на развитие личости.
статья 2.docx
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать, как
прошлый, так и настоящий опыт, является речь. Речь является основным
средством человеческого общения. Без нее человек не смог бы получать и
передавать информацию, в особенности ту, которая несет в себе смысловую
нагрузку или фиксирует то, что нельзя усвоить при помощи органов чувств.
Речь отличает человека от животных, выступая основным средством не
только общения, но и мышления. Животные не обладают речью как средством
общения. Только «в человеке прибавляется, можно думать,— пишет И. П.
Павлов,— специально в его лобных долях, которых нет у животных в таком
размере, другая система сигнализации, сигнализация первой системы —
речью». В речи отражаются возрастные, интеллектуальные, половые и
профессиональные качества, главным образом, присущие человеку. Что же
такое речь? Из толкового словаря Ожегова, мы узнаем, что:
Речь – способность говорить, говорение; разновидность или стиль языка;
звучащий язык; разговор, беседа.
Роберт Семенович Немов, пишет, что речь — система используемых
человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для
представления, переработки, хранения и передачи информации.
Маклаков, видит речь как процесс общения людей посредством языка,
который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса,
приказания.
По мнению С.Л. Рубинштейна, речь это деятельность общения
посредством языка, это язык в действии.
По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер.
Психологическая природа речи раскрыта А. Н.Леонтьевым (на основе
обобщения этой проблемы Л. С. Выготским):
1. речь занимает центральное место в процессе психического развития,
развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием
сознания в целом;
2. речь имеет полифункциональный характер:
3. речь является полиморфной деятельностью, выступая то, как громкая
коммуникативная, то, как громкая, но не несущая прямой
коммуникативной функции, то, как речь внутренняя. Эти формы могут
переходить одна в другую;
1. в речи следует различать ее физическую внешнюю сторону, ее форму, ее
семическую (семантическую, смысловую) сторону;
2. слово имеет предметную отнесенность и значение, т. е. является
носителем обобщения;
3. процесс развития речи не есть процесс количественных изменений,
выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но
процесс качественных изменений, скачков, т. е. это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с
развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные
функции, стороны и связи слова
Речевая деятельность требует не только механического воспроизведения
известных случаев применения слов, но и творческого оперирования словами,
понимания и оперирования их в новых ситуациях, в новых значениях.
Поэтому успешность овладения учащимися лексикой определяется и
количеством запоминающихся слов, и возможностью широко и адекватно
пользоваться ими: самостоятельно понять новые случаи применения уже
известных слов по аналогии с ранее бывшими в опыте ребенка, догадаться о
значении нового слова, умение выбрать наиболее верное в данной ситуации.
Развитие речи в младших классах осуществляется в первую очередь на
уроках родного языка. Овладение речью идет одновременно в нескольких
направлениях: по линии развития звукоритмической, интонационной стороны
речи, по линии овладения грамматическим строем, по линии развития
лексики, по линии все большего и большего осознания учащимися
собственной речевой деятельности.
При такой организации обучения в центре оказывается самая важная
функция языка коммуникативная. Раскрыть коммуникативную функцию
языка для ребенка значит научить его планировать, высказывать свои замыслы
языковыми средствами, предвидеть возможные реакции участника общения,
контролировать свою речевую деятельность.
Вообще язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в процессе речевой
деятельности. Но этого недостаточно; стихийно усвоенная речь примитивна и
не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты языка стихийно, как
правило, усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.
Это усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать
литературный, правильный язык от нелитературного, от просторечия,
диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его
художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объем
материала, многие сотни новых слов, тысячи новых знаний уже известных
слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которые дети
в устной дошкольной речевой практике совсем не употребляли.
В школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение и письмо
речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знания его фонетики,
графики, лексики, грамматики, орфографии. Все это не приходит к ребенку
само собой, всему надо учить; этим и занимается методика речевого развития.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная
деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Содержание учебной
деятельности имеет отличительную особенность: его основную часть
составляют научные понятия, законы науки, общие способы решения
практических задач.
В учебной деятельности усвоение научных знаний и умений, навыков
выступает как основная цель и главный результат деятельности. Ребенок под
руководством учителя начинает оперировать научными понятиями. В учебных
ситуациях усваивает общие способы выделения свойств понятий или решения
некоторого класса конкретнопрактических задач.
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.
Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать,
обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также
в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и
письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Проблема
развития речи в период обучения – это важная задача не только для учителя,
но и для родителей. Современные учебные пособия созданы и направлены на
решение этой трудности в обучении.
Необходимо формировать навыки устной и письменной речи младших
школьников. В своей работе мы решали вопросы, связанные с трудностями у
младших школьников связанные с развитием письменной речи. Так как этот
вид речи начинает приобретать большую значимость именно во время учебной
деятельности. Это находит свое отражение на навыках письменной речи:
снижение зрительно – двигательной координации, неправильное
звукопроизношение и практически неразвитый фонематический слух.
Поэтому целенаправленное изучение в школе языка, и в частности
грамматики, вызывает существенные изменения в речевой деятельности детей.
В настоящее время одной из важнейших задач в развитии грамотной личности
является раскрытие коммуникативной функции языка, т.е. развитие реи
каждого школьника, в том числе и связной письменной речи. В связной речи
отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое
и выразить его в правильной, четкой логичной речи. По тому, как ребенок
умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого
развития. Речь всегда рассматривается в единстве содержания и формы.
Работа по развитию речи на уроках русского языка
Работа по развитию речи на уроках русского языка
Работа по развитию речи на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.