Работа по развитию речи на уроках русского языка

  • Лекции
  • docx
  • 30.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Речь как способность говорить. Развитие речи у младших школьников. Рассказ об организации обучения для развития младшего школьника. Исследование путей более качественного развития личности ребенка. Я считаю, что уроки развития речи помогают разбудить в обучающихся интерес к русскому языку, поэтому стремлюсь разннобразить методы и приемы влияющие на развитие личости.
Иконка файла материала статья 2.docx
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать, как прошлый, так и настоящий опыт, является речь. Речь является основным  средством человеческого общения. Без нее человек не смог бы получать и  передавать информацию, в особенности ту, которая несет в себе смысловую  нагрузку или фиксирует то, что нельзя усвоить при помощи органов чувств.  Речь отличает человека от животных, выступая основным средством не  только общения, но и мышления. Животные не обладают речью как средством общения. Только «в человеке прибавляется, можно думать,— пишет И. П.  Павлов,— специально в его лобных долях, которых нет у животных в таком  размере, другая система сигнализации, сигнализация первой системы —  речью». В речи отражаются возрастные, интеллектуальные, половые и  профессиональные качества, главным образом, присущие человеку. Что же  такое речь? Из толкового словаря Ожегова, мы узнаем, что:  Речь – способность говорить, говорение; разновидность или стиль языка; звучащий язык; разговор, беседа.  Роберт Семенович Немов, пишет, что речь — система используемых  человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для  представления, переработки, хранения и передачи информации. Маклаков, видит речь ­ как процесс общения людей посредством языка,  который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса,  приказания.  По мнению С.Л. Рубинштейна, речь ­ это деятельность общения  посредством языка, это язык в действии. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Психологическая природа речи раскрыта А. Н.Леонтьевым (на основе  обобщения этой проблемы Л. С. Выготским): 1. речь занимает центральное место в процессе психического развития,  развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием  сознания в целом; 2. речь имеет полифункциональный характер:  3. речь является полиморфной деятельностью, выступая то, как громкая  коммуникативная, то, как громкая, но не несущая прямой  коммуникативной функции, то, как речь внутренняя. Эти формы могут  переходить одна в другую; 1. в речи следует различать ее физическую внешнюю сторону, ее форму, ее семическую (семантическую, смысловую) сторону; 2. слово имеет предметную отнесенность и значение, т. е. является  носителем обобщения; 3. процесс развития речи не есть процесс количественных изменений,  выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но  процесс качественных изменений, скачков, т. е. это процессдействительного развития, который, будучи внутренне связан с  развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные  функции, стороны и связи слова Речевая деятельность требует не только механического воспроизведения  известных случаев применения слов, но и творческого оперирования словами,  понимания и оперирования их в новых ситуациях, в новых значениях.  Поэтому успешность овладения учащимися лексикой определяется и  количеством запоминающихся слов, и возможностью широко и адекватно  пользоваться ими: самостоятельно понять новые случаи применения уже  известных слов по аналогии с ранее бывшими в опыте ребенка, догадаться о  значении нового слова, умение выбрать наиболее верное в данной ситуации. Развитие речи в младших классах осуществляется в первую очередь на  уроках родного языка. Овладение речью идет одновременно в нескольких  направлениях: по линии развития звуко­ритмической, интонационной стороны речи, по линии овладения грамматическим строем, по линии развития  лексики, по линии все большего и большего осознания учащимися  собственной речевой деятельности. При такой организации обучения в центре оказывается самая важная  функция языка ­ коммуникативная. Раскрыть коммуникативную функцию  языка для ребенка значит научить его планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции участника общения,  контролировать свою речевую деятельность. Вообще язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в процессе речевой  деятельности. Но этого недостаточно; стихийно усвоенная речь примитивна и  не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты языка стихийно, как  правило, усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы. Это усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать  литературный, правильный язык от нелитературного, от просторечия,  диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его  художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объем  материала, многие сотни новых слов, тысячи новых знаний уже известных  слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которые дети в устной дошкольной речевой практике совсем не употребляли. В школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение и письмо  ­речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знания его фонетики,  графики, лексики, грамматики, орфографии. Все это не приходит к ребенку  само собой, всему надо учить; этим и занимается методика речевого развития. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная  деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие вразвитии психики детей на данном возрастном этапе. Содержание учебной  деятельности имеет отличительную особенность: его основную часть  составляют научные понятия, законы науки, общие способы решения  практических задач. В учебной деятельности усвоение научных знаний и умений, навыков  выступает как основная цель и главный результат деятельности. Ребенок под  руководством учителя начинает оперировать научными понятиями. В учебных ситуациях усваивает общие способы выделения свойств понятий или решения  некоторого класса конкретно­практических задач. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.  Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать,  обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и  письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Проблема  развития речи в период обучения – это важная задача не только для учителя,  но и для родителей. Современные учебные пособия созданы и направлены на  решение этой трудности в обучении.  Необходимо формировать навыки устной и письменной речи младших  школьников. В своей работе мы решали вопросы, связанные с трудностями у  младших школьников связанные с развитием письменной речи. Так как этот  вид речи начинает приобретать большую значимость именно во время учебной деятельности. Это находит свое отражение на навыках письменной речи:  снижение зрительно – двигательной координации, неправильное  звукопроизношение и практически неразвитый фонематический слух.  Поэтому целенаправленное изучение в школе языка, и в частности  грамматики, вызывает существенные изменения в речевой деятельности детей. В настоящее время одной из важнейших задач в развитии грамотной личности  является раскрытие коммуникативной функции языка, т.е. развитие реи  каждого школьника, в том числе и связной письменной речи. В связной речи  отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой логичной речи. По тому, как ребенок  умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого  развития. Речь всегда рассматривается в единстве содержания и формы.