Работа с одаренными детьми
Оценка 4.7

Работа с одаренными детьми

Оценка 4.7
Документация
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
19.12.2018
Работа с одаренными детьми
В данном материале содержится информация о том, как работать с одаренными детьми. Приводиться примерный план работы на учебный год.Какие отличительные особенности имеют одаренные дети. Прописаны формы и методы работы с детьми, как организовать контроль за развитием познавательной деятельности одаренных учащихся.
Работа с одаренными детьми.docx
Работа с одаренными детьми Осипова Светлана Викторовна, учитель начальных классов Содержание 1. Цели  и задачи программы работы с  одаренными детьми.  2. Методы работы. 3. Особенности одаренных детей.  4. Черты, свойственные одаренным детям. 5. Наиболее важные способности и умения,  подлежащие развитию у одаренных детей. 6.  Стратегия работы с одаренными детьми. 7.  Основные качества интеллекта. 8. Карта одаренного учащегося. 7.  План работы с одаренными детьми. 8. Анализ работы   Цели  и задачи программы работы с одаренными детьми.  Цель программы: выявление одаренных детей и создание условий для  их оптимального развития. Самореализации данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного,  дополнительного и индивидуального образования. Задачи программы. (cid:216)  разработать систему диагностических исследований для  определения интересов, способностей и наклонностей детей на этапе  начального общего образования; (cid:216)  определить и использовать при организации образовательного  процесса методы и приемы, способствующие развитию  возможностей самовыражения одаренных детей; (cid:216)  стимулировать творческую деятельность педагогического  коллектива и создать условия для удовлетворения потребности  педагогов в продуктивном самовыражении; (cid:216)  совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в  реализации его интересов в школе и семье. (cid:216)  проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных  игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности; (cid:216)  предоставление возможности совершенствовать способности в  совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем  через самостоятельную работу. ОДАРЕННОСТЬ – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми .   ОДАРЕННОСТЬ ­ значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. ОДАРЁННЫЙ РЕБЕНОК — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. ОДАРЁННЫМИ принято считать: • детей с интеллектом выше среднего; • детей с высоким уровнем творческих способностей; • детей,   достигших   успехов   в   некоторых   областях   деятельности   (юные музыканты, художники, математики, шахматисты); • детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).  Выделяются следующие виды одарённости: •  Одарённость в практической деятельности;  • • • •  Одарённость в познавательной деятельности;  Одарённость в художественно­эстетической деятельности;  Одарённость в коммуникативной деятельности;  Одарённость в духовно­ценностной деятельности.  Одаренные   дети   имеют   более   высокие   по   сравнению   с   большинством   интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари   и   специальную   литературу.   Поэтому   именно   в   школе   важно   выявить   всех,   кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты,   вывести   школьников   на   дорогу   поиска   в   науке,   в   жизни,   помочь   наиболее   полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду   при   решении   актуальных   проблем   современной   цивилизации,   именно   их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его   способностей   ­   это   особо   значимая   задача   обучения   одаренных   детей.   Наиболее характерной   чертой   одаренных   детей,   отмечаемой   всеми   исследователями   и   педагогами, является   их   ярко   выраженная   познавательная   потребность,   проявляющаяся   в любознательности   и   жажде   новых   впечатлений,   в   умственных   усилиях.   При   воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям ­   «любознательность»,   а   последняя   ­   в   устойчивое   психическое   образование   ­ «познавательную потребность». Отличительные особенности одаренных детей 1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные   способности,   восприимчивость   к   умению,   творческие возможности и проявления. 2.Имеют   доминирующую,   активную,   не   насыщаемую   познавательную потребность. 3.Испытывают радость от умственного труда. Категории одаренных детей 1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях. 2.Дети с признаками специальной умственной  одаренности ­ одаренности в определенной области науки, искусства. 3.Учащиеся, не достигающие по каким ­ либо причинам успехов в учении, но обладающие   яркой   познавательной   активностью,   оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами. Принципы работы с одаренными детьми 1.Принцип   дифференциации   и   индивидуализации   обучения   (высшим   уровнем реализации   которых,   является   разработка   индивидуальной   программы   развития одаренного ребенка). 2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей. 3.Принцип   обеспечения   свободы   выбора   учащимися   дополнительных образовательных услуг. 4.Принцип   возрастания   роли   внеурочной   деятельности   одаренных   детей   через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ. 5.Принцип   усиления   внимания   к   проблеме   меж   предметных   связей   в индивидуальной работе с учащимися. 6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя. Виды одаренности: ­Общая интеллектуальная (академическая) одаренность; ­Информационно ­ коммуникативная одаренность; ­Творческая одаренность; ­Социальная одаренность; ­Спортивная одаренность. Одаренным и талантливым детям  свойственны следующие черты:  Сильно   развитое   чувство   справедливости,   проявляющееся   очень   рано.   Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.  Остро   воспринимают   общественную   несправедливость.   Устанавливают   высокие требования   к   себе   и   к   окружающим   и   живо   откликаются   на   правду, справедливость, гармонию и природу.  Не могут четко развести реальность и фантазию.  Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают.  Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.  Для   одаренных   детей,   как   правило   ­   характерны   преувеличенные   страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.  Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них. Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей. 1. Познавательные способности и навыки Владение большим объемом информации. Богатый словарный запас. Умение улавливать сложные идеи. Умение замечать тонкие различия. Чувствительность к противоречиям. Умение делать выводы. Умение интегрировать и синтезировать информацию. Участие в решении сложных проблем.    Перенос усвоенного на новый материал.  Установление причинно­ следственных связей.  Обнаружение скрытых зависимостей и связей.     Организация информации.     Использование альтернативных путей поиска информации.  Анализ ситуаций.  Умение оценивать как сам процесс, так и результат.  Умение предвидеть последствия.  Умение рассуждать.  Построение гипотез.  Применение идей на практике.    Способность к преобразованиям. Критичность в мышлении. Высокая любознательность. 2.Творческие способности Способность рисковать. Дивергентное мышление. Гибкость в мышлении и действиях. Быстрота мышления. Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что­то новое. Богатое воображение. Восприятие неоднозначных вещей. Высокие эстетические ценности. Развитая интуиция. 3. Особенности эмоциональной сферы Реалистическая Я­концепция.            Уважение к другим.  Эмпатическое отношение к людям.  Терпимость к особенностям других людей.  Склонность к самоанализу.  Терпимое отношение к критике.  Готовность делиться вещами и идеями.  Настойчивость в выполнении задания.  Независимость в мышлении и поведении.  Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.      Соревновательность. Чувство юмора. Чуткость к анализу нравственных проблем. Уверенность в своих силах и способностях. Внутренняя мотивация. Стратегия работы с одаренными детьми                  Успешность  работы с одаренными  детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных   детей   учитываются   их   успехи   в   какой­либо   деятельности:   учебной, художественной, физической и др.                  Этот этап (1­4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе   очень   важно   организовать   урочную   и   внеурочную   деятельность   как   единый процесс,   направленный   на   развитие   творческих,   познавательных   способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Урочная   и   внеурочная   деятельность   должна   строиться   таким   образом,   чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.          Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Условия успешной работы с одаренными учащимися. Учитель должен быть: ­ увлечен своим делом;  ­ способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;  ­ профессионально грамотным;  ­ интеллектуальным, нравственным и эрудированным;  ­ проводником передовых педагогических технологий;  ­   психологом,   воспитателем   и   умелым   организатором   учебно­воспитательного процесса. Формы работы с одаренными учащимися. ­ творческие мастерские; ­ групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;  ­ кружки по интересам;  ­ конкурсы;  ­ интеллектуальный марафон;  - участие в олимпиадах;  ­ работа по индивидуальным планам;  ­ научно­исследовательские конференции. Образовательный процесс 1. Использование в образовательном процессе интерактивных методов обучения. 2. Организация дифференцированной работы в рамках урока на этапах объяснения и закрепления материала, инструктажа домашнего задания. 3. Проведение предметных олимпиад, «Интеллектуальных марафонов». 4. Проведение  предметных недель, для развития  интереса к учебным  предметам и познавательных мотивов учеников. 5. Организация   внеурочной   деятельности   по   развитию   интеллектуального   и культурного пространства школы: (cid:252) участие детей в традиционных общешкольных мероприятиях; (cid:252) выставки художественного детского творчества; 6. Организация работы дополнительного образования для расширения возможностей самореализации учеников. Деятельность учителя                                Проведение целенаправленных наблюдений за учебной деятельностью обучающихся   для   выявления   детей,   имеющих   склонность   и   показывающих высокую   результативность   в   различных   областях   деятельности,   методом педагогического наблюдения.     Изучение   и   развитие   уровня   развития   организационных, коммуникативных,   информационных,   мыслительных   общеучебных   умений   и навыков;   характеристики   уровней   развития   мотивационно­потребностной   и эмоционально­волевой сферы учащихся.                 Отбор   методов,   форм   и   приёмов,   способствующих   развитию   самостоятельности мышления, инициативности и творчества, применение этих форм, методов и приёмов. Подготовка дополнительного материала к урокам для развития креативности одарённых и высокомотивированных учеников.                   Разработка   гибких   индивидуальных   программ   развития   одарённого ребёнка. Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и   самоизменения   (умения   выделять   учебную   задачу,   организовывать   свою деятельность во времени, распределять своё внимание и т.п.).   одарённых учащихся в виде: (cid:252) контроля по результатам (итогового контроля); (cid:252) процессуального контроля; (cid:252) предметного контроля.             Организация   контроля   за   развитием   познавательной   деятельности забота   о   сохранении   здоровья,             Использование   в   обучении   междисциплинарного   подхода   на   основе             Обеспечение   и   сохранение   душевного   здоровья   и   эмоционального   благополучия   детей:   полноценном функционировании нервной системы ребёнка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха,   достаточной   физической   активности   в   целях   удовлетворения возрастных способностей.               Формирование   коммуникативных   навыков,   способности   включаться   и инициировать учебное сотрудничество.   интеграции учебных тем и проблем.        Изучение проблем «открытого типа», учёт склонности детей к проблемности обучения, исследовательскому типу поведения, формирование навыки и методы исследовательской работы.   углублённого изучения учебных тем, выбранных самим учеником.        Содействие изучению способов получения знаний.            Обеспечение гибкости и вариативности учебного процесса с точки зрения содержания форм и методов обучения.        Поддерживать и развивать уровень самостоятельности в учении.   Обучение   детей   оценке   результатов   своей   работы   с   помощью   содержательных   критериев,   формирование   у   них   умения   публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности.        Содействие развитию рефлексии.              Учёт   интересов   одарённого   ребёнка   и   максимальное   поощрение           План работы с одаренными учащимися 1 класса № п\п 1 Изучение нормативной документации и  Мероприятия  2 3 4 методических рекомендаций. Выявление способностей к различным  предметам Создание банка данных по одарённым детям  класса Беседа с родителями о создании условий для  развития способностей ребенка 5 Индивидуальная работа по развитию  способностей Работа с учащимся на стимулирующих  6 сроки в течение года сентябрь ­  октябрь сентябрь ­ октябрь сентябрь ­  октябрь в течение года в течение года 7 8 9 занятиях Участие в общественной деятельности школы Участие в школьных олимпиадах,  дистанционных конкурсах Анализ замечаний и предложений по  результатам предметных  олимпиад,  конкурсов, марафонов. 10 Подготовка научных проектов 11 Индивидуальный подбор дополнительного  материала для работы в летний период 12 Анализ работы за учебный год   в течение года в течение года в течение года в течение года май май Одарённые дети Способности одарённого учащегося предмет Виды одарённости я а н ь л а и ц е п с я я н н а р я я н д з о п я а н в я я а т ы р к с ь л а у т к е л л е т н и я а н ФИО учителя № п/п Фамилия Имя одарённого ученика 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15                                       Карта одаренного учащегося   ее   структура 1.Фамилия, имя, отчество учащегося:____________________________________ ______________________________________________________________________ 2.Состав   семьи, многодетная):____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 3. Жилищно­бытовые условия:_________________________________________ ______________________________________________________________________  (ФИО   родителей,   полная,   не   полная, 4.Взаимоотношения   в  семье  (доверительные,   основанные   на   взаимопонимании,   теплые): ________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Наличие   отклонений   от   норм   поведения   в   семье наблюдались:_____________________________________________________________________  (наблюдались/не 5.Культурный уровень семьи (высокий, средний, др.)___________________________ ______________________________________________________________________ 6.Воспитательный   потенциал   семьи   (высокий,   уделяют   большое   внимание   обучению, развитию ребенка как в школе так и дома и т.д.)__________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ 7. Характер ребенка: (перечислить качества личности)________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ 8.   Положение   ребенка   в   коллективе   (пользуется   авторитетом,   является   лидером, интроверт, аутсайдер, взаимоотношения с другими детьми и т. д.) ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ _____________________________________________________  9.Учебная деятельность (успеваемость:  имеет положительные отметки по всем предметам, есть отрицательные отметки по некоторым предметам, отсутствуют положительные отметки по предметам, средний балл):________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________ Мотивация   обучения   (высокая,   хорошая   школьная   мотивация,   положительная,   низкая, посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины, бывают пропуски без уважительной причины)____________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________  Способности к обучению (высокие, средние, низкие) ___________________________ __________________________________________________________________________________ Познавательный интерес (высокий, средний, низкий)________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 10.Трудовая   деятельность   (наличие   трудовых   навыков   предпочитаемые   виды   труда: умственный, физический, спортивный. Участие в трудовых делах: самое активное, пассивное): _______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 11.Получение дополнительного образования (перечислить, если имеет склонности к другим видам деятельности (спортивная, художественная и др.)) ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Сведения об участии в школьных и дистанционных  конкурсах, олимпиадах Название конкурса, олимпиады Результат № Фaмилия, имя учащихся Дата участия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Основные качества интеллекта Методы работы с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми
Скачать файл