В данной работе "Работа с одарёнными детьми в начальной школе" рассказывается о работе учителя с детьми по развитию познавательной активности, творческой одарённости на занятиях кружков разной направленности. Работа знакомит с разными формами работы - это проекты, ролевые игры, экскурсии, мини-конференции
Работа с одарёнными детьми в начальной школе
В настоящее время изменения во всех областях жизни происходят с
невиданной скоростью. Для того чтобы успешно жить и действовать в
современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям,
сохраняя при этом свою неповторимость. В обществе возрастает потребность
в людях неординарно мыслящих, активных, способных нестандартно решать
поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели; людях,
умеющих творчески мыслить. Поэтому, одной из приоритетных задач
начальной школы является создание условий для развития творческой
одаренности учащихся,
Исходя из
вышесказанного, можно считать, что развитие уникального творческого
потенциала и творческой одаренности каждого ученика, является актуальной
проблемой, стоящей перед начальной школой. Главной целью работы с
одаренными детьми в школе является создание комплекса различных условий
и средств, которые направлены на совершенствование системы выявления,
поддержки и развития одаренных детей в условиях образовательного
пространства школы.
предъявляемых ФГОС НОО.
Одним из вариантов сопровождения развития одаренных детей в школе
является реализация программ внеурочной деятельности, которые составляют
основную образовательную программу (ООП) начального, среднего, общего
образования в соответствии с ФГОС. Каждая школа индивидуально
разрабатывает программу внеурочной деятельности, определяет ее цели,
содержание, формы организации, ожидаемые результаты.
Самой распространенной формой организации внеурочной деятельности
учащихся по интересам являются предметные кружки. Они предназначены в
основном для учеников, у которых интересы выходят за пределы программы,
но не исключают возможности посещения их всеми учащимися. На занятиях в
кружках каждый ученик найдёт себе дело по душе.
При комплектации кружков следует помнить, что действовать нужно
осторожно. Необходимо учитывать интересы и желания учеников. Поэтому
задачей педагога является внимательное изучение реальных интересов детей
вне школы, которые позволят соединить интересы учеников с содержанием
кружка.
Творческая одаренность – особое явление, которое невозможно без
деятельности, причем продуктивной. В рамках творческой деятельностиформируется общая способность искать и находить новые решения,
необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к
рассмотрению предлагаемой ситуации. Этому способствуют различные
формы работы, успешно реализуемые педагогом во внеурочной деятельности
в условиях реализации ФГОС НОО.
С первых дней учёбы в нашей школе ведётся целенаправленная
систематическая работа по развитию учащихся. В школе работают кружки
разной направленности. Одним из этих кружков является театральный. Дети
любят принимать участие в спектаклях, подготовленных на занятиях кружка.
Но на занятиях кружка дети также знакомятся с техникой речи дыханием,
голосом, дикцией. Дыхание для устной речи имеет огромное значение.
Правильное дыхание это ещё и здоровье. Выразительное чтение зависит от
умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен
быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок. Голос, как
и дыхание, следует развивать. Для развития данных средств речи
используются специальные упражнения. Работа над выразительностью ведётся
в течение всех репетиций постановки спектакля. Начинается работа со
сказки. Сказка для ребёнка это особая реальность. Сказка раздвигает для
ребёнка рамки обычной жизни. Только в сказочной форме дети сталкиваются
с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и
ненависть, гнев и сострадание, предательство и т. д. Слушая или читая
сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний
импульс к содействию, к помощи, к защите. При чтении сценария дети
анализируют прочитанное. Каждый ребёнок может высказать свою точку
зрения, попытаться найти главную мысль текста и основную идею, которую
хотел донести до нас автор. Если в тексте попадаются непонятные слова,
объясняют их значение, Занятия в кружке помогают детям раскрыть свои
таланты, возможности, приобрести уверенность в себе и найти новых друзей.
Они становятся более открытыми и доброжелательными, учатся ясно
выражать свои мысли и чувства.Кроме занятий в театральном кружке ребята хорошо учатся, посещают
спортивные секции и другие кружки.
Например, познавательный клуб «Почемучка». Он помогает приобщить
учащихся к исследовательской деятельности, учит наблюдать, делать выводы,
помогает сформировать духовнонравственные ценности, такие как любовь к
России, к своему народу, своему краю, уважение к родителям, стремление к
познанию и истине. Школьники приобщаются к исследовательской
деятельности. Занятия проводятся в форме тренинга, экскурсии, прогулки,
выставок, опыта, просмотра фильма, презентации, ролевой игры, мини
конференции. Продуктами занятий являются альбомы, инструкции, коллажи,
наборы открыток, проекты, исследовательские работы.У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы
любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои
способности нужно создать условия для развития познавательных интересов.
На кружке «Умники и умницы» формируется стремление ребёнка к
размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в
возможностях своего интеллекта. Во время занятий у ребенка происходит
становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки.
Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство
учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей
формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей
личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений,
специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях
применяются занимательные и доступные для понимания задания и
упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что
привлекательно для младших школьников.
Всё это разносторонне развивает ребят. А главное они становятся активными,
самостоятельными и уверенными в себе личностями.
Все дети талантливы, нужно только найти и раскрыть у них этот талант.
работая с одарёнными детьми очень важно, чтобы зерна детского таланта
попали на благодатную почву.