Работа с понятием «общественное развитие» на уроке обществознания по теме «Динамика общественного развития»
Оценка 4.8

Работа с понятием «общественное развитие» на уроке обществознания по теме «Динамика общественного развития»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
обществознание
10 кл
08.12.2018
Работа с понятием «общественное развитие» на уроке обществознания по теме «Динамика общественного развития»
«Динамика общественного развития» в 10 классе. Тема «Динамика общественного развития» изучается на двух уроках. Категория «общественное развитие» рассматривается на первом занятии. План первого занятия. 1. Структура категории «развитие». 1) Становление. 2) Развитие до полной зрелости. 3) Этап зрелого развития. 4) Кризис. 2. Многовариантность общественного развития. 1) Эволюционное развитие. 2) Путь реформ. 3) Революция как фактор и вариант развития. 4) Модернизация как вариант общественного развития.
Трошин К.Е. Работа с понятием....docx
Трошин К.Е. Работа с понятием «общественное развитие» на уроке обществознания по теме «Динамика общественного развития» в 10 классе. Тема «Динамика общественного развития» изучается на двух уроках. Категория «общественное развитие» рассматривается на первом занятии. План первого занятия. 1. Структура категории «развитие». 1) Становление. 2) Развитие до полной зрелости. 3) Этап зрелого развития. 4) Кризис. 1) Эволюционное развитие. 2) Путь реформ. 3) Революция как фактор и вариант развития. 4) Модернизация как вариант общественного развития. 2. Многовариантность общественного развития. План второго занятия. 1. Цивилизационные особенности развития. 2. Целостность и противоречивость современного мира. 3. Глобальные проблемы развития. 4. Проблема общественного прогресса. 5. Грозит ли человечеству регресс, движение вспять. Определяющей для понимания вопросов темы является одна из базовых категорий обществознания – категория развития. Самое общее определение развития, известное учащимся, как правило, вспоминается и воспроизводит-ся без затруднений: процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, изменение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к новому качественному состоянию. Термин «качественное состояние» дополняет определение, данное ученика-ми, вводится учителем. Всякое развитие проходит ряд этапов: становления, развития до полной зрелости, этап зрелого развития и кризис. Это новое знание для учащихся. И объяснение может предполагать различные варианты в зависимости от уровня подготовленности учеников. В простейшем варианте для усвоения этой сложной категории мы используем метод аналогии, используется наглядный и простой вариант развития – развитие человека: рождение, детство – молодость, наступление зрелости – этап зрелого возраста – поздняя зрелость, старость. Усвоив схему развития вообще, мы переносим её на общественное развитие и историческое развитие, в частности. Именно в исторической области развития учениками уже накоплены после первого концентра знания, необходимые для закрепления понимания нового теоретического понятия. Учащиеся получают задание вспомнить, найти, привести примеры развития, его этапов в истории. Сами собой возникают межпредметные связи с историей Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени, историей Отечества. Говоря о метапредметных компетенциях, в исторических примерах развития имеет место умение использовать практически ранее полученные знания, тренируются память и мышление. Собранные на этом этапе урока примеры позволяют предметно говорить о многовариантности развития. В качестве примера эволюционного развития сильные ученики сами могут привести становления экономики капитализма в, так называемых, странах первого эшелона капиталистического развития. Можно, при необходимости, учителю напомнить этот пример, и учащиеся быстро восстанавливают его в своей памяти. Пример эволюционного развития в политической сфере – неписаная Конституция Великобритании. Классический пример развития капиталистических экономических и политических отношений путём сознательного реформирования «сверху» - это страны «второго эшелона» развития этой формации. Путём реформ на наших глазах прошло становления капитализма в странах Восточной Европы. История дала многочисленные примеры, когда решающим фактором общественного развития были социальные (формационные) и политические революции. Даже страны первого эшелона капитализма прошли через ранние буржуазные революции для становления политических условий капиталистического развития. Примерами модернизационного развития являются петровские (Пётр I) и столыпинские реформы. Это резкое экстремальное жёсткое и жестокое, как правило, запоздалое «революционное» реформирование. С оговорками к этому типу развития можно отнести сталинскую модернизацию и реформы в Китае от Дэн Сяопина до наших дней. Эти реформы не облегчают, а навязывают развитие, не считаясь с человеческими и материальными потерями. Видимо, только такой путь развития возможен для отсталых стран Африки. По форме первое занятие темы это дискретная, прерывающаяся обменом мнениями с учащимися, разъясняющая и комментирующая лекция. Ученики «набрасывают» примеры, учитель уточняет, разъясняет смысл, углубляет, приближает к усвоению сложных теоретических положений. Ученики готовы возражать, оспаривать точку зрения учителя. Здесь нет закрепления, как такового, здесь и изложение и закрепление нового материала идёт одновременно. Лекция перемежается с эвристической беседой. Конечно, в сильном мотивированном, готовом к открытому обмену мнениями коллективе учащихся это работает лучше, эффективнее. В слабом и слабо мотивированном классе это больше лекция, чем эвристическая беседа. При обсуждении многовариантности общественного развития учащимся приходится применять навыки сравнения, анализировать и обобщать факты, слушать и вступать в диалог с учителем и между собой. В качестве домашнего задания ученикам предлагается найти или придумать восемь примеров (по примеру на каждый пункт плана), которые ещё не были рассмотрены на уроке. Возможна кооперация: восемь примеров от группы из двух-трёх человек. Напомню, что ученики в вечерней школе взрослые, с определённым жизненным опытом. В этом есть и преимущества и сложности при работе с ними. У них часто остаточные знания по предмету, но более разнообразные знания и предубеждения «по жизни». Тем интереснее работать с такими учениками.

Работа с понятием «общественное развитие» на уроке обществознания по теме «Динамика общественного развития»

Работа с понятием «общественное развитие» на уроке обществознания по теме «Динамика общественного развития»

Работа с понятием «общественное развитие» на уроке обществознания по теме «Динамика общественного развития»

Работа с понятием «общественное развитие» на уроке обществознания по теме «Динамика общественного развития»

Работа с понятием «общественное развитие» на уроке обществознания по теме «Динамика общественного развития»

Работа с понятием «общественное развитие» на уроке обществознания по теме «Динамика общественного развития»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2018