Работа с понятиями (6 класс)
Оценка 4.9

Работа с понятиями (6 класс)

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
география
6 кл
27.01.2017
Работа с понятиями (6 класс)
Формирование географических понятий у учащихся, их твердое усвоение и запоминание очень важно, т.к. через них учитель формирует и передает учащимся огромный объем знаний по географии. В последующем, при изучении курсов географии “География материков и океанов, 7 класс” и “География России, 8-й класс”, происходит усложнение понятий. Это необходимо, т.к. к ранее изученному материалу, добавляются новые, более сложные составляющие. Усложняется содержание образования, усложняются и сами формулировки определения.
Понятия.docx
Понятия – основа географических знаний. Понятия не могут быть усвоены только путем заучивания определений. Необходимо обеспечить активную познавательную деятельность школьников с различными источниками географических знаний – картами, статистическими материалами, в процессе наблюдений. Научные понятия представляют собой систему, в которой одни из них связаны с другими. Так, при изучении физической географии учащиеся усваивают единую систему знаний о природе Земли, строении и развитии ее оболочек, о дифференциации географической оболочки, различия в ней. Поэтому физико-географические понятия связаны между собой логически. Отсюда вытекает вторая особенность усвоения географических понятий – они усваиваются в системе, в связи друг с другом («ПТК», «географическая оболочка», «компонент природы»), планируя усвоение понятий , нужно учитывать его содержание, отобрать те опорные знания, повторение которых необходимо в первую очередь, наметить понятия, связь с которыми будет предусмотрена в последующем. Географические понятия усваиваются не сразу, а по мере изучения курса. С помощью программы и учебника учитель отбирает понятия, определяет последовательность их усвоения, способы закрепления и применения их на практике, намечает этапы выполнения различных работ. Этот процесс происходит по двум направлениям: А) от восприятия элементарных представлений к простейшим, а затем более общим понятиям; Б) от общих понятий к их конкретизации, подтверждения конкретными примерами, практическими действиями. Алгоритм работы с понятиями: - Назвать понятие, дать его определение. - Вычленить ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода. - Привести примеры для конкретизации понятий, найти область его применения. - Связать понятие с другими, касающимися данного предмета. - Составить небольшой рассказ, употребляя данное понятие. - Определить термин своими словами. - Назвать иной смысл понятия в какой-то другой области знаний. Понятие усвоено, если ученик: А) знает его определение и содержание; Б) имеет образное представление об изучаемом объекте, явлении; В) умеет самостоятельно применить понятие при решении учебных задач. Работу по усвоению терминов и понятий можно сделать интересной, и увлекательной, а их запоминание активным творческим процессом, используя различные формы работы по их формированию. 1. Создание словаря терминов. (В конце тетради учащиеся записывают термины и их определение, при этом подчеркивая главное и второстепенное в определении). В словаре можно посмотреть, как правильно пишется слово, повторить термин, если он забылся, использовать для создания творческих работ (например, кроссвордов). 2. «Эскалатор» – групповая форма изучения терминов. 3. Тестовые задания Использование заданий с пропущенными в тексте словами направлено на формирование у учащихся умения связно излагать учебный материал. Их целесообразно предлагать на первых уроках по теме, на этапе формирования понятий, при проверке знаний слабоуспевающих учеников. а) Учитель подбирает текст, исключает из него термины и предлагает вставить пропущенные слова. Например, в 6 классе можно использовать такой тест: «Неровности земной поверхности называются … Он создан при взаимодействии … и … Движение земной коры и вулканизм это …, а выветривание, работа текущих вод, ледника, морского прибоя, деятельность человека это … Образование складок, разломов, подъем, и опускание земной коры происходит под действием … Сглаживание, выравнивание земной коры под действием …» б) Дописать предложение. Азимут – это … в) Выбрать правильный ответ. Учитель дает 4-5 вариантов ответа, один из которых правильный. г) Найдите соответствие. Смысл задания заключается в необходимости установить соответствие между термином и его определением. С одной стороны даны понятия, они пронумерованы цифрами, а с другой стороны ответы. Их в два раза больше и они пронумерованы буквами. Например: Нивелир А. Прибор для определения относительной высоты . Эхолот Б. Прибор для определения абсолютной . Флюгер . Баромет р высоты Г. Прибор для определения температуры воздуха В. Прибор для определения атмосферного давления Д. Прибор для определения глубины океана Е. Прибор для определения крутизны холма Ж. Прибор для определения землетрясений 4. Активные формы, активизируют деятельность ученика, обеспечивают усвоение терминов, развивают логическое мышление, вызывают живой интерес к географии. а) Составление кроссвордов требует знания терминов, творческого процесса, умения оформлять сетку кроссворда. При составлении или решении кроссворда запоминается правильность написания. б) Аукцион знаний. Учитель называет термин, кто из учащихся первым поднимет руку, дает определение. Если определение дано, верно, ученик получает карточку с термином, если нет, учитель оставляет термин и через несколько терминов может его снова назвать. Игра продолжается 3-5 минут. г) Карты – карточки понятия. Карточки 5 х 8 см, делятся пополам. В верхней части карточки находится термин, в нижней – определение. Учащиеся работают в парах, у каждого 5-6 терминов по какой-то теме. Сначала учащиеся 1 варианта указывают на одну из карточек у соседа и сосед, держащий карточку , читает термин. Учащийся 1 варианта, если дает правильное определение, получает карточку и откладывает ее на свой край парты, а если нет, определение остается у соседа. Далее учащийся 2 варианта выбирают карточку у учащегося 1 варианта. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не окажутся на краях парты. Победил тот, у кого больше карточек. Более сложные задания проблемного характера, требующие обобщений, анализа: 5. Задание на обобщение группы понятий. Даны слова – термины, определить, что между ними общего. Например: пролив, залив, море. Общее – это части Мирового океана. 6. Провести анализ понятий. а) Подчеркнуть главные существенные признаки и второстепенные. б) Из готовых вариантов выбрать существенные и случайные признаки. Озеро – а) большое; б) глубокое; в) природное углубление; г) синее; д) скопление воды на суше. 7. Построить схему. Расположить предложенные понятия по порядку. Например. Хозяйство, производственная сфера, промышленность, здравоохранение, транспорт, сельское хозяйство, образование. Хозяйство производственная сфера промышленность сельское хозяйство транспорт непроизводственная сфера здравоохранение образование 8. Составление опорных конспектов (ОК). а) Учитель дает готовый ОК, учащиеся срисовывают, учат и рассказывают друг другу. Отработка терминов идет в парах или в парах смешанного состава. б) Учитель дает опережающее задание: составить ОК следующей темы. В начале урока учитель с учеником разбирает ОК и далее идет взаимообучение по ОК. 9. Проблемно-поисковое изучение терминов. Учащиеся сами при помощи учителя дают определение термину, а потом сравнивают с определением, данным в учебнике, в словаре. Анализируя, записывают в свой словарь, наиболее точное определение. Например. Учитель называет термин: «Что такое масштаб? Давайте найдем его на карте, на плане и попытаемся дать определение». Учитель записывает на доске термин и ответы учащихся и задает наводящие вопросы: «Что это?», «Кто еще так думает», «Вы уверены, что это число?», «Для чего он указан на всех картах?», «Что он показывает?». В результате рассуждений получилось: Масштаб – это дробь, у которой числитель единица, а знаменатель показывает, во сколько раз уменьшена территория. Сравниваем. А как в учебнике? Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности. А как в словаре? Масштаб – это отношение длины отрезков на чертеже, плане, карте к длинам соответствующих им отрезков в натуре, на местности. Встречается ли этот термин в других предметах, какое определение дается в учебниках других предметов? 10.Ключевые слова. 11.Прием верно или неверно утверждение. 12. Перепутанные логические цепочки. 13. Синквейн. Формирование понятий и научных терминов одна из актуальных проблем географии. Считаю, что использование разнообразных форм работы, дает возможность более эффективно формировать понимание понятий. Б) от общих понятий к их конкретизации, подтверждения конкретными примерами, практическими действиями. С учетом сказанного для уроков географии наиболее характерны два пути формирования географических понятий – индуктивный и дедуктивный. Для индуктивного пути формирования и усвоения понятий характерна последовательность деятельности: Наблюдение объектов и явлений – сопоставление особенностей и выделение среди них главных – обобщение главных особенностей и формулирование определение понятия – работа с определенными понятиями, последовательность изложения – применение нового понятия на практике, его связь с уже усвоенными. Но этот путь не может обеспечить решение главных задач обучения – овладение закономерностями, причинно-следственных связей, зависимостями. Поэтому основным является дедуктивный путь усвоения и формирования понятий, при котором учитель сначала дает определение понятия, затем организует работу над усвоением его признаков и связей, раскрывающих особенности образования или его изменения. Понятие усвоено, если ученик: А) знает его определение и содержание; Б) имеет образное представление об изучаемом объекте, явлении; В) умеет самостоятельно применить понятие при решении учебных задач. Формы усвоения базовых понятий Использование игр на уроках географии. Понятия, включенные в современные программы и учебники по географии, могут служить основой для создания деловых игр в процессе изучения тем. В процессе реализации у учащихся должна складываться целостная картина ситуации, должны быть понятны причины явлений. Навыки самостоятельной и групповой работы активно применяют при проведении деловых игр, где обучаемый становится в активную позицию по отношению к усваи- ваемым знаниям. Организация и проведение деловых игр на уроках географии активизирует деятельность учащихся, расширяет круг используемых источников информации, способствует развитию учебных навыков и закреплению приемов учебной деятельности. Основные этапы игр: подготовительный, выполнение индивидуальных и групповых заданий и обсуждение работы в группах, подведение итогов игры. Модульные блок-циклы в преподавании географии. Особенности МБЦ в соединении трех характеристик трех понятий: Модульные блок-циклы, составленные из модулей разных уровней. Под модулем понимаются функциональный узел, объединяющий учебное содержание, и технологию овладения им. Блок – совокупность модулей одной темы. Только уроки заменяются на модули. Цикл – последовательность расположения модулей блока по кругу. В МБЦ модули настолько автономны, что ученик может начинать освоение любого из них. Класс делится на группы, распечатка модулей сокращается. В модуле упор делается на самооценку и взаимоконтроль школьников. Самооценка осуществляется путем сравнения выполненного задания с эталоном, показанным в контроль-листе и контрольной карте, где задания выполнил учитель. Сводную ведомость готовится учителем, которая служит и для контроля, и для анализа деятельности учащегося. Групповая работа на уроках географии. Распространенной технологией является и коллективные способы обучения (КСО), позволяющаяобучение каждого и всех, а также взаимообучение. Педагог делит класс на 4-5 групп. В каждой выбирается лидер, проявляющий склонность к предмету, и, умеющий работать с картой, схемами. Учитель с лидерами опережающе готовит карточки с теоретическими и практическими заданиями, проблемами, задачами, упражнениями, раздаточный материал. Если какая-то из групп затрудняется или неверно дает ответ, то лидер дает пояснения и комментарии. Удачным считается применение КСО на уроках обобщения, т.к. ученики проговаривают понятия, развивают мыслительно-аналитическую деятельность, делают выводы. 6 Структурно-логические схемы. Для успешного усвоения школьниками основных понятий практикуется на уроках составление схем. Структурирование материала сопровождается комментарием взаимосвязей, что приводит к осознанному усвоению материала. Составление схем позволяет избежать многословия и учит детей делать выводы из полученной информации, что является чрезвычайно важным навыком в процессе самообразования и зрительному восприятию информации. Наличие схем в тетради облегчает учащимся подготовку к уроку, помогает восстановить и осмыслить изученный ранее материал. Понятие – иметь, получать понятие о чем-нибудь; способ, уровень понимания чего-нибудь; логически оформленная общая мысль о классе предметов, идея чего- нибудь (понятие времени, качества, науки) С точки зрения приемов формирования общие научные понятия можно подразделить на понятия одноэтапного развития и понятия многоэтапного раскрытия. Понятия одноэтапного развития вводятся сразу с полной характеристикой и упоминаются в последующих темах как уже известные учащимся и не нуждающиеся в дополнительных разъяснениях. Примерами подобного рода смогут служить понятия о демографической политике, о портово-промышленном комплексе в 10 классе, абсолютная и относительная высота, горизонталь в 6 классе. К числу понятий многоэтапного раскрытия относится более сложные, комплексные понятия, формирование которых происходит постепенно. Как правило, они вводятся, а затем «обрастают» развивающими понятиями. Например, понятие об урбанизации в 10 классе. В теме «География населения мира» дается понятие урбанизация, ее основные черты, темпы, уровни, регулирование урбанизацией, ее влияние на окружающую среду. Далее в теме «Зарубежная Европа» вводится – субурбанизация, европейский тип города. В следующих темах – мегаполис, азиатский тип города, североамериканский тип города, латиноамериканский тип города, «ложная урбанизация». Хотя в учебниках географии многие научные термины вводятся одноэтапно, но, тем не менее, формирование (закрепление) их, по существу имеет многоступенчатый характер, поскольку вводимые термины затем несколько раз упоминаются в последующих темах в течение года или в последующих курсах. Формы работы по формированию понятий, научных терминов Работу по усвоению терминов и понятий можно сделать интересной, и увлекательной, а их запоминание активным творческим процессом, используя различные формы работы по их формированию. 1. Создание словаря терминов. (В конце тетради учащиеся записывают термины и их определение, при этом подчеркивая главное и второстепенное в определении). В словаре можно посмотреть, как правильно пишется слово, повторить термин, если он забылся, использовать для создания творческих работ (например, кроссвордов). Не надо искать термины по всей тетради. 2. «Эскалатор» – групповая форма изучения терминов. 3. Тестовые задания Использование заданий с пропущенными в тексте словами направлено на формирование у школьников умения связно излагать учебный материал. Их целесообразно предлагать на первых уроках по теме, на этапе формирования понятий, при проверке знаний слабоуспевающих учеников. а) Учитель подбирает текст, исключает из него термины и предлагает вставить пропущенные слова. Например, в 6 классе можно использовать такой тест: «Неровности земной поверхности называются … Он создан при взаимодействии … и … Движение земной коры и вулканизм это …, а выветривание, работа текущих вод, ледника, морского прибоя, деятельность человека это … Образование складок, разломов, подъем, и опускание земной коры происходит под действием … Сглаживание, выравнивание земной коры под действием …» б) Тест – дописать предложение. Азимут – это … в) Выбрать правильный ответ. Учитель дает 4-5 вариантов ответа, один из которых правильный. г) Тест – найдите соответствие. Смысл задания заключается в необходимости установить соответствие между термином и его определением. С одной стороны даны понятия, они пронумерованы цифрами, а с другой стороны ответы. Их в два раза больше и они пронумерованы буквами. Например: Нивелир А. Прибор для определения относительной высоты . Эхолот Б. Прибор для определения абсолютной высоты Г. Прибор для определения температуры воздуха В. Прибор для определения атмосферного давления . Флюгер . Баромет р Д. Прибор для определения глубины океана Е. Прибор для определения крутизны холма Ж. Прибор для определения землетрясений 4. Активные формы, активизируют деятельность ученика, обеспечивают усвоение терминов, развивают логическое мышление, вызывают живой интерес к географии. а) Составление кроссвордов требует знания терминов, творческого процесса, умения оформлять сетку кроссворда. При составлении или решении кроссворда запоминается правильность написания. б) Игра-домино. Составляются карточки 5 х 8 см, которые делятся пополам. В верхней части карточки пишется определение, в нижней – термин. Учащийся должен за определенное время (или если в паре работает, кто быстрее составит цепочку) собрать последовательно все карточки и замкнуть их. Должен получиться прямоугольник. в) Аукцион знаний. Учитель называет термин, кто из учащихся первым поднимет руку, дает определение. Если определение дано, верно, ученик получает карточку с термином, если нет, учитель оставляет термин и через несколько терминов может его снова назвать. Игра продолжается 3-5 минут. г) Карты – карточки понятия. Карточки 5 х 8 см, делятся пополам. В верхней части карточки находится термин, в нижней – определение. Учащиеся работают в парах, у каждого 5-6 терминов по какой-то теме. Сначала учащиеся 1 варианта указывают на одну из карточек у соседа и сосед, держащий карточку как игральные карты, читает термин. Учащийся 1 варианта, если дает правильное определение, получает карточку и откладывает ее на свой край парты, а если нет, определение остается у соседа. Далее учащийся 2 варианта выбирают карточку у учащегося 1 варианта. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не окажутся на краях парты. Победил тот, у кого больше карточек. д) Географическое лото. Учащимся дается поле, размеченное на 20 прямоугольников, в которых вписаны термины и дается 20 карточек с определением терминов. Задача учащихся быстро и правильно разложить карточки на игровое поле лото. Более сложные задания проблемного характера, требующие обобщений, анализа: 5. Задание на обобщение группы понятий. Даны слова – термины, определить, что между ними общего. Например: пролив, залив, море. Общее – это части Мирового океана. 6. Провести анализ понятий. а) Подчеркнуть главные существенные признаки и второстепенные. б) Из готовых вариантов выбрать существенные и случайные признаки. Озеро – а) большое; б) глубокое; в) природное углубление; г) синее; д) скопление воды на суше. 7. Построить схему. Расположить предложенные понятия по порядку. Например. Хозяйство, производственная сфера, промышленность, здравоохранение, транспорт, сельское хозяйство, образование. Хозяйство производственная сфера промышленность сельское хозяйство транспорт непроизводственная сфера здравоохранение образование 8. Составление опорных конспектов (ОК). а) Учитель дает готовый ОК, учащиеся срисовывают, учат и рассказывают друг другу. Отработкам терминов идет в парах или в парах смешанного состава. б) Учитель дает опережающее задание: составить ОК следующей темы. В начале урока учитель с учеником разбирает ОК и далее идет взаимообучение по ОК. 9. Проблемно-поисковое изучение терминов. Учащиеся сами при помощи учителя дают определение термину, а потом сравнивают с определением, данным в учебнике, в словаре. Анализируя, записывают в свой словарь, наиболее точное определение. Например. Учитель называет термин: «Что такое масштаб? Давайте найдем его на карте, на плане и попытаемся дать определение». Учитель записывает на доске термин и ответы учащихся и задает наводящие вопросы: «Что это?», «Кто еще так думает», «Вы уверены, что это число?», «Для чего он указан на всех картах?», «Что он показывает?». В результате рассуждений получилось: Масштаб – это дробь, у которой числитель единица, а знаменатель показывает, во сколько раз уменьшена территория. Сравниваем. А как в учебнике? Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности. А как в словаре? Масштаб – это отношение длины отрезков на чертеже, плане, карте к длинам соответствующих им отрезков в натуре, на местности. Встречается ли этот термин в других предметах, какое определение дается учебниках других предметов? Дифференциация форм работы по формированию понятий и научных терминов с учетом особенностей дифференцированного обучения Дифференцирование в переводе с латинского языка означает разделение, расслоение целого на отдельные формы, ступени. Дифференцированное обучение – это: а) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с учеником, с группой учащихся, составленной в наличии в них каких – либо значительных для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа); б) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучающихся; в) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; г) комплекс методических, психолого–педагогических и организационно – управленческих мероприятий обеспечивающих осуществление процесса обучения в гомогенных группах. Итак, в силу неравномерности развития, различных личностных качеств и других причин в классах базового стандарта появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому учитель организует уровневую дифференциацию работы учащихся на всех его этапах; при объяснении материала, закреплении, повторении, контроле. При объяснении нового материала выделяют обычно следующие уровни: Ядро, основное, главное содержание знаний, теоретическая сущность предмета, опорные сведения. Первый уровень вскрывает самое главное и в то же время самое простое в каждой теме, предоставляя обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть не плохую, но обязательно цельную картину основных представлений. Дополнительные сведения. Они расширяют материал первого уровня, доказывают и иллюстрируют, конкретизируют основное значение, показывают функционирование понятий. Этот уровень увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной. Развивающие сведения существенно углубляют материал, делают его логическое обоснование, открывают перспективы творческого применения. Данный уровень позволяет проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. На уроке учитель излагает материал на втором уровне всему классу, объясняя, выделяя, делая особый акцент на том, что надо усвоить для первого уровня (стандартного минимума). Затем идет закрепление: фронтальная самостоятельная работа (с частичным выбором уровня значений). На этом этапе отслеживается дифференциация учащихся по уровню усвоения. Далее учитель переходит к закреплению в режиме «диалога», привлекая сильную группу детей для разбора заданий с более слабыми учащимися (добиваясь безусловного усвоения первого уровня и стимулируя переход ко второму). Третий уровень предъявления предполагает дополнения к объяснению, обобщающее повторение, индивидуальные самостоятельные задания учащимся. При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Выделяются три варианта уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач и практических заданий. Первый вариант точно соответствует обязательным результатам обучения. Второй вариант предполагает дополнительные задачи и упражнения из учебника, третий – задания из вспомогательной учебно-методической литературы. Выбор уровня изучения каждого предмета предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося). По принципам и содержанию внутрипредметная уровневая методика сходна с методикой «полного усвоения». Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Для этого используются следующие формы организации занятий: работа в группах (по столам, рядам, командам и т.д.), работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары), семинарско-зачетная система, модульное обучение, внеурочные дополнительные индивидуальные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на уроке, учет знаний по системе «зачет-незачет». Покажем дифференциацию форм работы по формированию понятий по уровням сложности. I. уровень сложности. Создание словаря терминов. Тестовые задания (дописать, заполнить пропуски, выбрать правильный ответ, найти соответствие…). Аукцион знаний. “Эскалатор”. Карты-карточки задания. II. уровень сложности. Игра-домино. Кроссворды, ребусы. Географическое лото. III. уровень сложности. Задания на обобщение группы понятий. Задания на анализ понятий. Построение схем. Создание опорных конспектов. Составление определения термина и сравнение с определениями учебника, словаря. Применение методических приемов технологии критического мышления при формировании понятий Урок технологии критического мышления отличается структурой. Рассмотрим это в виде таблицы, отражающей базовую модель урока данной технологии и методические приемы. Структура урока 1-й этап урока Методические приемы, используемые для формирования понятий 1. Ключевые слова 2. Прием верно или не верно утверждение (до чтения) 3. Создание кластер Вызов 4. Прогнозирование 2-й этап урока Содержание 3-й этап урока Размышлени е 5. Перепутанные логические цепочки 1. Денотатный граф 2. Сводная таблица 1. Эссе 2. Презентация графических форм 3. Ключевые слова (подтверждение или опровержение выдвинутых на этапе вызов) 4. Верно или не верно утверждение (после чтения) 5. Расширение кластер (реконструкция) 6. Синквейн 7. Образ результата Формирование понятий и научных терминов одна из актуальных проблем педагогического процесса. Я считаю, что использование разнообразных форм работы, учет индивидуальных особенностей учащихся, использование технологий ЛОО, дает возможность более эффективно формировать понимание понятий и использование их в изложении материала научным языком. При достижении поставленной цели возникли трудности в размножении составленных карточек-заданий, это занимает много времени при подготовке к уроку. А так же, особенно на первых уроках, при анализе терминов и проблемно-поисковом изучении терминов, как у учащихся, так и у учителя уходит много времени. Тем не менее, дальнейшее умение учащихся рассуждать, мыслить, анализировать на уроке, оправдывает первоначальную трату времени. Считаю, что надо учить учащихся размышлять, анализировать, а эти умения хорошо формируются при проблемном, исследовательском изучении понятий и научных терминов.

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)

Работа с понятиями (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017