К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину, научиться многое делать самому и как – то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Работа с родителями
Консультации для родителей
«Кризис трех лет»
К трем годам родители начинают замечать серьезные
изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным,
вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется
выражением озабоченности, растерянности и некоторого
раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень
важный для ребенка психический процесс: это первое яркое
выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно
отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину,
научиться многое делать самому и как – то решать свои
проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку
сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы
психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года – двух) периоду в жизни,
в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают
не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При
этом всегда происходит смена периодов: относительно длинных и спокойных - стабильных и более
коротких, бурных – критических, то есть кризисы – это переходы между стабильными периодами.
Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности личностного развития.
Родители не должны пугаться остроты протекания кризисов, это вовсе не отрицательный показатель.
Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в
его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и
адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия,
может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих
изменений.
Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в
этот момент у родителей и педагогов. Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как
помочь ребенку выйти из него, не внося в душу негативные качества: ведь упрямства – это крайняя
степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность – демонстрация собственной
значимости для других, ощущение своего «Я», эгоизм – в здоровом виде чувство «самостоятельности»,
собственное достоинство; агрессивность – крайняя форма самозащиты; замкнутость – неадекватная форма
проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок
должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не
допустить закрепления их крайних проявлений.
Что необходимо знать воспитателям и родителям о детском упрямстве и капризности:
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
Как правило, фаза эта заканчивается к 3.5 – 4 годам (случайные приступы упрямства в более
старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная);
Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни;
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день (у
некоторых – до 19 раз);
Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то
вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах
манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского
поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители:
Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.
Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его
понимаете.
Не пытайтесь во время приступа что – то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругань не имеет
смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних:
«Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего
помогает только одно – взять его за руку и увести.
Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!», «А что это
за окном ворона делает?» - подобные маневры заинтересуют и отвлекут.
Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом
мнении.
Я сам!
Я негативен и упрям,
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.
Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О боже! Как же тяжелы
Сердечные оковы.
Система «Я» кипит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я – самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!
(Булдакова Л. А.)