Изучение "трудных"
Изучение "трудных" учащихся предполагает исследовательскую деятельность воспитателя. Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, выявляются ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания. Определяются причины трудновоспитуемости, воспитательные возможности среды и способы перевоспитания, включения самого подростка в процесс ресоциализации.
Диагностическая карта "трудного"
1. Выявление "трудных" школьников с 1 по XI класс, составление карточек на каждого из них с учетом: фамилии, имени, года рождения, класса, здоровья, учебы, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем.
2. Проведение анкеты "Выявление трудновоспитуемых детей в классе".
3. Установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, отставания, проявления волевых качеств.
4. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона.
5. Изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений.
Документ Microsoft Office Word.docx
Работа с трудными детьми
1. Изучение "трудных"
Изучение "трудных" учащихся предполагает исследовательскую деятельность воспитателя. Изучаются
нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, выявляются ошибки в
постановке задач, выборе методов и форм воспитания. Определяются причины трудновоспитуемости,
воспитательные возможности среды и способы перевоспитания, включения самого подростка в процесс
ресоциализации.
Диагностическая карта "трудного"
1. Выявление "трудных" школьников с 1 по XI класс, составление карточек на каждого из них с учетом:
фамилии, имени, года рождения, класса, здоровья, учебы, поведения, общественной активности, состава
семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем.
2. Проведение анкеты "Выявление трудновоспитуемых детей в классе".
3. Установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, отставания,
проявления волевых качеств.
4. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к
группировкам микрорайона.
5. Изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений.
Возрастная педагогика в работе с "трудными"
"Трудный": младший школьный возраст
В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского
воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща,
старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе,
обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.
Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически
запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима
жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей,
затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое
плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу,
досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых,
учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости,
необходимо снять "синдром неудачника".
"Трудный": средний школьный возраст
В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом
развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых,
несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость,
невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них
сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.
Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить
различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному
поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку.
Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества
сверстников. Подростковая лень - особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные
качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость:
необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться на нем, проявить настойчивость и
организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности,
предупреждение невротических расстройств и патологических влечений - вот заботы воспитателя в работе
с подростковым "трудным" детством.
"Трудный": старший школьный возраст.
Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических
умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм
поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием
мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут,
безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.
Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на
самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитани, активное
приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура
общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.
Реализация учителем личностного подхода.
Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к
ребенку. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира (Амонашвили Ш.А., Корчак Я.,
Сухомлинский В.А., Роджерс, Френе, Штейнер и др.). В реализации учителем личностного подхода можно
выделить следующие особенности его применения к трудным детям.
К благополучным детям
К трудным детям
1.Видеть в каждом ученике
уникальную личность, уважать ее,
понимать, принимать, верить в нее.
Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь
и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими
эмоциями;
говорить с трудным как со взрослым, не ломать резко его
нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них
постепенно. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее
всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую
гипотезу, верить в исправление трудного: лучше ошибиться в
доверии, чем необоснованно осудить
2.Создавать такую обстановку
ученья, общения, труда, в которой
каждый ученик чувствовал бы себя
личностью, ощущал бы внимание
лично к нему
предоставлять трудному возможность проявить себя с
положительной стороны, скомпенсировать его недостатки
выявлением положительных сторон;
организовать переубеждение на его собственном опыте
3.Исключить принуждение, а также
всякое выделение недостатков
ребенка; Понимать причины детского
незнания и неправильного поведения
и устранять их, не нанося ущерба
личному достоинству ребенка
предъявляя требования к трудному, нельзя угрожать, вспоминать
прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;
быть искренним, не лицемерить с трудным, не морализировать, не
унижать его
4. атмосферу "успеха", помогать
Вызывать, искать все положительное в трудном, опираться, делать детям учиться "победно", обретать
уверенность в своих силах и
способностях.
ставку на проявление;
не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и
социально ценных поступков трудного
5.Учить школьника видеть личность
как в самом себе, так и в каждом из
окружающих; развивать сознание в
причастности к своему коллективу и
к социальному целому.
Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и
перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические
ситуации;
вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива,
противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям
Границы применения личностного подхода к трудным.
Несмотря на то, что в положениях личностного подхода звучат в основном мотивы доброты и мягкости,
любви и уважен нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение, сюсюканье и заискивание перед
учениками или панибратство. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике.
Должны соблюдаться определенные границы и ступени (степени) личностного подхода.
Для большого диапазона личностных качеств между Яположит. и Яотрицат. эффективнее всего
оптимистический подход, поощрение, успех. При наличии отрицательной Я-концепции абсолютно
противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного
состояния ребенка.
При отягощении трудности состояниями фрустрации или ожесточения должны быть проявлены
сострадание, прощение, щадящий подход, помощь.
В случае перехода к еще более низкому уровню Я-концепции (Яагр и Яэго), начинающему быть вредным и
опасным для окружающих, личностный подход должен быть заменен тормозящими приемами, правомерно
принуждение и наказание.
Эгоистический комплекс может развиваться и из положительной Я-концепции (возрастает самомнение,
переходя в Я-самый-самый); в этом случае также применимы тормозящие приемы.
2. Планирование работы классного руководителя
Рекомендации к плану воспитательной работы в начальных классах
1. Краткий анализ воспитательной работы за прошлый учебный год.
Дается краткая характеристика классного коллектива и отдельных учащихся. Их отношение к учению,
труду в коллективе, к творчеству, каково внимание, прилежание, физическая выносливость детей. Как
живется педагогически запущенным детям, кто из них замкнут и инертен, трудно контактирует с
товарищами, повышенно возбудимы, недисциплинированны.
2. Задачи воспитательной работы.
Воспитание у "трудных" наблюдательности, добросовестности, бодрости, способности к сотрудничеству,
бережливости, трудолюбия, отзывчивости на добро, вежливости, исполнительности, эмоциональной
сдержанности.
С "трудными" детьми вести индивидуальную работу, оказывая помощь в учении, преодолении неумелости,
укрепляя интерес к познавательной деятельности, дружбе с одноклассниками.
3. Разделы плана. а) Работа с коллективом учащихся по реализации Программы воспитания (по Кочетову); направление
коллективного воздействия на детей, имеющих девиантное поведение; опора на ведущие виды
деятельности: познавательную, игровую, общественно полезную; коррекция форм общения, поведения,
формирования культуры поведения, культуры чувств; борьба с вредными привычками.
б) Деятельность детей, направленная на вовлечение "трудных" в КТД, классное самоуправление и т. д.
в) Индивидуальная работа со слабоуспевающими, "трудными" учащимися и их семьями. Оказание
педагогической помощи родителям, их детям - учебной помощи, контроль за поведением детей в школе и
вне ее, вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу класса, школы. Темы бесед и консультаций:
"Помощь детям в учении", "Роль мамы (папы) в создании положительного микроклимата в семье", "Дети и
деньги", "Детская ложь" и др.
Рекомендации к плану воспитательной работы в средней ступени.
1. Краткий анализ воспитательной работы за прошлый учебный год.
Краткая характеристика классного коллектива и отдельных учащихся по следующим критериям: умение
учиться, объективная самооценка, физическая развитость, ответственность, уверенность в себе,
выносливость, принципиальность, дисциплинированность. Необходимо оценить изменения в уровне
воспитанности "трудных" учащихся, степень коллектива. Анализ результатов индивидуальной
воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. Состоят ли на внутришкольном учете,
на учете в ИДН, верны ли были выбранные педагогические приемы, способствовавшие перевоспитанию
подростка.
2. Диагностика. Определение уровня воспитанности учащихся; диагностика трудновоспитуемости;
обследования-консультации "трудных" детей.
3. Задачи воспитательной работы.
Осуществление взаимосвязи воспитания "трудных" в коллективе и самовоспитания. Организация
самопознания и индивидуальной работы. Организация психолого-педагогического просвещения, работа с
картами воспитанности "трудных". Обучение их культуре поведения на основе управления собой.
Знакомство с правовыми нормами поведения. Воспитание ответственности за поступок, уважения к
взрослым, родителям, младшим. Формирование нравственно-ориентированных взаимоотношений полов.
Борьба с вредными привычками.
4. Разделы плана.
а) Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе.
б) Организация самопознания и самовоспитания "трудных" подростков.
в) Определение форм индивидуальной помощи, выявление пробелов в знаниях и способов их ликвидации,
поднятие престижа и уважения к "трудным" через систему посильных поручений. Организация
медицинской помощи, включение в работу кружков, секций, вовлечение в движение милосердия.
Педагогические консультации по теме: "Ваш беспокойный ребенок", "Семейные проблемы", круглые столы
"Семейная педагогика", организация Дней открытых дверей и др.
г) Совместная работа классного руководителя с семьей, общественностью и правоохранительными
органами.
Рекомендации к плану воспитательной работы в старших классах
1.Краткий анализ и характеристика учащихся класса.
Указываются общие сведения о классе, уровне сплоченности коллектива, сформированности
общественного мнения, наличие традиций, уровень развитого самоуправления, взаимоотношения в классе
(группировки, мотивы их образования, их отношение к коллективу класса, степень заинтересованности в
классных делах, проявление взаимной требовательности, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения в
коллективе, критика и самокритика, особенности взаимоотношений между юношами и девушками.
Наличие неофициальных лидеров, их влияние в классе, причины их влияния, отношение к лидерам актива; наличие "отверженных" с напряженными взаимоотношениями со взрослыми, с конфликтными
взаимоотношениями со сверстниками, отрицательными отношениями к разным видам деятельности и
неадекватной самооценкой своих личных качеств)
2.Общие задачи воспитательной работы.
Важнейшими являются: перестройка отношений "трудного" подростка (снять настрой на ситуацию
конфликта в отношениях с учителями, со сверстниками, перестроить отношение к учебной деятельности, к
труду, к себе), перестройка воспитательной ситуации в семье, в коллективе (преобразование форм
взаимодействия коллектива и личности, формирование коллективных мнений о подростке, оценочных
суждений о нем; включение "трудного" в общение со сверстниками, в систему деловых и межличностных
отношении, в коллективно организуемые виды деятельности).
3. Разделы плана.
а) Работа с коллективом учащихся по реализации целевых Программ "Твое призвание", "Культура и
личность", "Мир человека", "Творчество и самотворчество", "Безопасное поведение", направленных на
расширение культурного кругозора, воспитание ответственного отношения к жизни, выбору профессии,
труду, формирование культуры межличностного и межполового общения, организацию самопознания и
самовоспитания, самореализации.
б) Деятельность детей. Включение "трудных" в общественно полезные дела: в чередование творческих
поручений, КТД "Истина", "Красота", "Интеллект", "Добро". Классное самоуправление. Самодиагностика
личности "трудного"
в) Индивидуальная работа. Работа по преодолению эгоистичности, лености и лживости - главных
психологических предпосылок трудновоспитуемости в этом возрасте. Стремление вывести школьника на
осознание безнравственности поведения, на восполнение пробелов в социальном развитии ребенка,
формирование социально значимых качеств, формирование ответственности за свое будущее, воспитание
требовательности к себе.
3. Организация помощи "трудным" детям
1. Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.
2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение
системы дополни тельных занятий, помощи и консультирования. Снятие синдрома неудачника".
3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в
выполнении общественных поручений.
4. Формирование положительной Я-концепции. Создание личности обстановки успеха, одобрения,
поддержки, доброжелательности. анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его
достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике
сотрудничества и заботы.
5. Оказание педагогической помощи родителям "трудного школьника. Учить их понимать ребенка,
опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Организация медицинской помощи
1. Проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами "трудных" школьников с целью
диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного
характера.
2. Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т. д. 3. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ
отрицательных последствий, внушение и самовнушение.
4. Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации.
Организация психологической помощи
1. Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания,
умственного раз. вития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной
направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями,
неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.
д.
3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и
подсказать, как их можно было бы решить.
4. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные
поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.
5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.
Организация свободного времени "трудных" школьник
Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг -
острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся
нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для
самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у "трудного"
вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается
неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и
навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить пустоту, помочь ребенку приобрести опыт
самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего
времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.
1. Изучение интересов и способностей детей.
2. Вовлечение "трудных" в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.
3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать
периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.
4. Изучение участия "трудных" в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По
необходимости помочь в переориентации интересов.
5. Поощрение любых видов художественного и технических творчества "трудных" и участие их в
общешкольных и классных мероприятиях.
6. Определение одним из главных направлений работы территориального социально-педагогического
центра и школьных воспитательных центров на работу с "трудными" детьми.
7. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-
досуговых школьных лагерей и групп продленного дня.
II. Работа с "трудными" в функционалах руководителей школы и воспитателей
Директор школы
Заместитель директора по учебной работе
Заместитель директора по воспитательной работе Социальный педагог
Классный руководитель.
Школьный психолог
Наставники
Учителя-предметники
Родители.
Совет по профилактике правонарушений
Инспектор по делам несовершеннолетних отдела профилактики
и предупреждения правонарушений несовершеннолетними
III. Примерный перечень мероприятий по работе школы с трудными детьми
Карточка учета "трудного" ребенка
Краткая характеристика "трудного" ребенка.
IV. Стимулирование волевых усилий трудного подростка
Приемы индивидуального воздействия
Условия действенности приемов (по Верцинской)
Дифференцирование — групповой подход в процессе обучения
Режим доступа: [http://www.iro.yar.ru/resource/distant/pedagogy/vospitanie/trud_deti/soder.html]
Библиографический список
«Работа с трудными детьми»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Литвяк, Е. Отрочество вполсилы: Почему сегодняшние четырнадцатилетние так боятся сделать
лишнее движение - физическое, интеллектуальное, душевное / Е. Литвя// Первое сентября . – 2011.
– № 8. – С. 18.
Рязанкина, Е. Авторитаризм как средство манипулирования в подростковой среде / Е.
Рязанкина // Школьный психолог. - 2011. – № 6. - С. 17-31.
Морозова, Е. Типы проблемных учеников /Е. Морозова //Воспитательная работа в школе.- 2010.-
№9.-С.135-144.
Долгих, Н. Показатели успеха в работе с трудными подростками /Н. Долгих //Первое сентября.-
2010.-№17.-С.13.
Пятаков, Е. Агрессия: лечение через осмысление: [педагогические методы работы с
агрессивными подростками] / Е. Пятаков // Школьный психолог. - 2010. - № 13. – С. 17-32.
Казанцев, В. Тату и пирсинг - только ли в моде дело?: Специалисты считают, что
самоповреждающее поведение - это симптом психологического неблагополучия / В. Казанцев //
Первое сентября. - 2010. - № 6. - С. 18. 7.
8.
9.
10.
11.
Жилякова, Е.Н. Организация работы школы с трудными детьми: Распределение обязанностей
/Е.Н. Жилякова //Справочник классного руководителя.- 2010.-№1.- (вкладыш)
Говор, Т. Помощь трудному подростку /Т. Говор // Школьный психолог. Газета Изд. дома
«Первое сентября».- 2008.-№21.-С.11-13
Кожурина, Л. "Работа с трудными детьми" //Первое сентября.- 2007.- №09.-С7-8
Зотова, Л.Э. Стратегия работы с «трудными» школьниками: методические рекомендации для
учителей и родителей/Л.Э. Зотова //Классный руководитель.- 2005.- №4.-С.53-62
На ринге с трудным детством.- Мн.: Изд. ООО «Красико – Принт», 2002- 176с. – (Деятельность
классного руководителя)
Работа с "трудными" детьми
Работа с "трудными" детьми
Работа с "трудными" детьми
Работа с "трудными" детьми
Работа с "трудными" детьми
Работа с "трудными" детьми
Работа с "трудными" детьми
Работа с "трудными" детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.