семья это ячейка общества. Семья бывают малообеспеченными, неблагополучные, неполные, многодетными. Работа ведется согласно плану колледжа, неблагополучных семей - 10, молообеспеченных - 14, неполных семей- 12. Работа ведется индивидуальные беседы, родительские собрания, выезжды на дом с написанием актов обследования жилищно-бытовых условий
родители.docx
Қазақстан Республикасы Білім ғылым министірлігі Солтүстік Қазақстан
облысы әкімдігінің «Тимирязев аграрлытехникалық колледжі» КММ
Казахстан
КГУ «Тимирязевский агротехнический колледж» акимата Северо
Казахстанской области Министерства образования и науки Республики
«Работа социального педагога с
неблагополучными семьями»
Выполнила: социальный педагог
Макановой Адемау Есмагзумовна Важное место в жизни каждого ребенка занимает образование, которая как
с. Тимирязево, 2017 г
социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества. Задача
педагогов – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное
направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни.
Социальный педагог призван объединять усилия семьи, образования и
общественности для оказания помощи ребенку.
Работу социального педагога лёгкой не назовешь, ведь она требует много душевных
сил. Он часто сталкивается с равнодушием и невоспитанностью неблагополучных
родителей, с безразличным отношением окружающих к проблемам детей. К тому же,
достучаться в души своих подопечных бывает очень нелегко трудные дети, часто бывают
озлобленными, никому не верят. Поэтому работа социального педагога важна для
общества, ведь он помогает найти своё место, свой путь, стать полноценным гражданином.
Цель: создание условий для творческого взаимодействия педагога, учащихся и их
родителей.
Основной задачей в работе социального педагога колледжа является социальная
защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление
связей и партнерских отношений между семьёй и колледжем. Для достижения
положительных результатов в своей деятельности я руководствуюсь нормативными
документами:
Закон об образовании
Конвенция о правах ребенка
Закон о браке и семье
Закон о социальной и медикопедагогической коррекционной поддержке детей с
ограниченными возможностями, и другие.
Социальный педагог должен работать в тесном контакте с администрацией
колледжа, с классными руководителями, мастерами производственного обучения,
учителями – предметниками, с мед. работником колледжа.
Ожидаемый результат от своей работы это
увеличение числа учащихся ориентированных на полезные привычки, устойчивые ,
нравственные качества , здоровый образ жизни.
стабилизация, и в дальнейшем, снижение количество пропусков
неуважительным причинам, снижение количества правонарушений среди учащихся.
занятий по
Работа ведется по утвержденному плану. Работа связана с семьями :
неблагополучными, многодетными, малообеспеченными, неполными, с семьями ,где
родители выезжают на заработки, с семьями опекунами, и с семьями зависимые от
алкоголя.
Методы работы которые я использую – это наблюдения, убеждения, беседы,
анкетирования. Формы работы с родителями
Индивидуальные
Групповые
Коллективные
родительский
лекторий;
тематические
консультации;
посещение на дому;
приглашение в
колледж;
индивидуальные
консультации
педагога;
переписка;
классные
родительские
собрания;
общешкольные
родительские
собрания;
дни открытых
дверей;
концерты;
3.1.Индивидуальные формы.
1. Посещение семьи на дому.
Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Информация о
микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в
вопросах воспитания позволяла индивидуально работать с семьей, а также более точно
определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Нас
интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка
к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать необходимой поддержки. Очень
важно, чтобы родители были уверены, что педагог приходит в семью не для выговора учащегося, не с жалобами на него, а как помощник в деле воспитания ребенка. Жалобы
педагога на учащегося или обвинения родителей только удручают родителей и вызывают
нередко жестокое и несправедливое отношение к ребенку, а со стороны учащегося –
озлобленное конфликтное отношение к педагогу и потерю интереса к учению.
Родители заранее предупреждаются о приходе.
При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:
проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и
комплиментов;
исключать жалобы на учащегося, говорить о проблемах, подсказывать пути их
решения;
беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать
конфиденциальной встречи;
не предъявлять претензий к родителям;
всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой учащегося;
советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и
возможности семьи;
договариваться о конкретных совместных делах;
не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях,
выражать осторожный оптимизм.
2. Приглашение в колледж.
Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью,
например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Для участия ребенка в театральной постановке, надо помочь ему изготовить костюм, поучить с
ним слова роли и т. д.
Нужно стараться не приглашать родителей в колледж для того, чтобы нажаловаться на
плохое поведение учащегося или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают
у родителей негативное отношение к колледжу.
3. Индивидуальные консультации педагога.
Это одна из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей. Консультации
проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем
ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и педагогом.
Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В
процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для
профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения,
интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).
4. Переписка.
В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта
форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать
колледж, много работают или очень далеко живут.
3.2.Групповые формы.
1. Родительские лектории.
Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой воспитательной
работы в колледжа, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в
семье.
2. Тематические консультации.
Тематические консультации рекомендуется проводить 1 раз в полугодие для всех
желающих. Их проводят специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения конкретной проблемы. Это социальный педагог, психолог, представитель
правоохранительных органов и т.д.
Примерная тематика консультаций для родителей.
сентябрь
“Режим дня и его значение для учащихся” (медицинский работник)
декабрь
“Курение и статистика” (социальный педагог)
март
“Плохая память. Как ее развить?” (психолог)
май
“Трудный ребенок. Какой он?” (представитель из полиции)
Функции:
1) Диагностическая – это постановка «социального диагноза» , которое проводится для
изучения личностных особенностей и социально – бытовых условий жизни детей, семьи и
социального окружения.
2) Образовательновоспитательная – обеспечение целенаправленного педагогического
влияния на поведение и деятельность детей и взрослых.
3) Охраннозащитная использование имеющего арсенала правовых норм для защиты прав и
интересов личности.
4)Посредническая осуществление связей в интересах ребенка между семьей ,
образовательным учреждением и ближайшим окружением .
Направления моей работы:
Организация социальной заботы (бесплатное питание, благотворительные акции,
материальная помощь)
Защита ребёнка попавшего в трудную жизненную ситуацию
Выявление и работа с неблагополучными семьями
Работа с многодетными и малообеспеченными семьями
Работа с опекаемыми детьми
Выявления и работа с детьми из семей , зависимых от алкоголя
Выявление и работа с детьми, проживающие у родственников , не оформившие
опекунство.
В ходе своей работы, совместно с классными руководителями и мастерами
производственного обучения были составлены социальные паспорта групп , и на их основе
был составлен социальный паспорт колледжа.
Совместно с медицинским работником колледжа, помогая в медосмотре всех
учащихся, был составлен медицинский паспорт колледжа. В рамках акций «Забота» были
посещены квартиры неблагополучных семей, семей малообеспеченных, семьи детей ,
находящиеся под опекой и попечительством, семьи детей «группы риска». Были
составлены акты жилищнобытовых условий этих семей и была проведена социально
психологическая беседа. Совместно с специалистами по социальной работе были
посещены квартиры семей , зависимых от алкоголя, где также были составлены акты ЖБУ
и проведены беседы. Одним из важнейших факторов профилактики правонарушений
является занятость учащихся в свободное время, поэтому в колледже большое внимание
уделяется пропаганде здорового образа жизни. Учащиеся которые требуют повышенного внимания посещают секции, кружки , которые имеются в колледже (волейбол, баскетбол,
футбол).Также с учащимися первых курсов провела анкетирование «О курении».
Была участницей круглого стола с родительской общественностью по теме: «Пути
взаимодействия по реализации прав детей». Занимаюсь организацией горячего питания
учащихся из семей, где среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума .
Отчетность производится каждый месяц. Вся работа проводилась в тесном контакте с
родителями обучающихся, с администрацией, с органами опеки и попечительства, с
сотрудниками правоохранительных органов, с социальными работниками других сфер
деятельности.
В начале учебного года классные руководители и мастера производственного
обучения знакомятся с социальным положением обучающихся группы, определяют
социальные группы, потребности и возможности каждой семьи. В результате этой работы
формируются списки обучающихся, которые нуждаются в социальной поддержке. На
сегодняшний день их насчитывается 24 человек. Также в ходе подготовки социального
паспорта выявляются группы обучающихся, требующих особого социально
психологического внимания:
Дети из неполных семей: 36 обучающихся;
дети из многодетных семей: 12 обучающихся;
дети находящихся под опекой: 5 обучающихся;
дети – сироты: 3 обучающихся;
дети из малообеспеченных семей: 16 обучающийся;
дети, состоящие на внутриколледжном контроле: 17 обучающихся;
дети, состоящие на учете в ОВД: 5 обучающихся;
дети из неблагополучных семей: 18 обучающихся.
По итогам каждого учебного года проводится мониторинг контингента
обучающихся колледжа и причин, способствующих ухудшению или улучшению
социального положения обучающихся, и разрабатываются конкретные рекомендации для
всего инженернопедагогического коллектива. Согласно мониторингу контингента
обучающихся, достаточно высоким остается количество обучающихся из неполных семей.
На 5 человек за последний год возросло количество детей из малообеспеченных семей.
Невысокий процент детей из малообеспеченных семей от общего числа обучающихся в
колледже связан с тем, что не все семьи с низким
материальным доходом зарегистрированы в органах социальной защиты и имеют
официальный статус малообеспеченных семей. Наблюдается незначительный рост числа
детей из неблагополучных семей. На 2 человека снизилось количество детей – сирот и
детей, находящихся под опекой.
В течение всего учебного года с обучающимися группы – риска проводится
серьезная работа. В колледже созданы индивидуальные профилактические программы
работы с обучающимися, состоящими на учете в ОВД, внутриколледжном контроле.
Заместители директора проводят индивидуальную работу с проблемными обучающимися и
их родителями. В прошедшем учебном году для индивидуальных бесед пригашались 142
обучающихся, 15 из них побывали на беседе по нескольку раз, 26 обучающихся
приглашались на профилактическую беседу вместе с родителями.
В ходе индивидуальных бесед выяснялись проблемы и предлагались пути их
решения. Хорошими помощниками в работе с проблемными детьми является психолог
колледжа. В прошедшем учебном году они проводили тренинги: «Умей владеть своими
чувствами и эмоциями», «Хочу учиться», «Тренинг толерантного поведения», беседы:
«Личная гигиена – залог здоровья», «О вреде курени и употребления наркотических
веществ», «Права и обязанности учащихся», которые помогали несовершеннолетним
адаптироваться среди подростков, учили владеть своими чувствами и эмоциями, подавлять агрессивные проявления. Также большую роль в работе с проблемными детьми играют
классные руководители, они осуществляют непосредственную связь колледжа и семьи,
организуют работу по привлечению родителей к колледжу. Систематически пропускающие
учебные занятия, их 2 человека: Доненбаева Сабина – 1 курс и Вартик Аурика – 2 курс.
Администрация колледжа неоднократно обращалась в органы опеки и попечительства
Тимирязевского района, в оказании помощи учащимся, систематически пропускающими
занятия.
Мониторинг правонарушений обучающихся
Год
2014
2015
2016
случаев употребления спиртных
напитков
%попытки краж
5
3
2
Снижению роста правонарушений способствовала систематическая работа Совета
профилактики колледжа и консультирование обучающихся и их родителей .
Год
20142015
20152016
20162017
Всего заслушанных на
Совете профилактики
Всего детей и родителей,
охваченных
консультированием
14
18
6
156
142
85 В 2015 – 2016 учебном году на Совете профилактики колледжа побывало на 2,2 %
обучающихся больше, чем в 2014 – 2015 учебном году. Охват детей и родителей
консультированием составил 8,9 % (от общего числа обучающихся), на 1,3 % больше, чем в
прошедшем году, это также помогало решению различных проблем и конфликтов,
возникающих у подростков.
Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной
деятельности педагога.
Педагоги помогут помочь родителям при решении ими многих вопросов
воспитания детей, но она не может конкурировать с семьей.
Именно семья является самым мощным средством в формировании личности
ребенка. Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками
семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и неумение хвалить и
поддерживать своих детей.
Социокультурные особенности жизни семьи, экономическое положение семьи имеет
большое значение в воспитании личности учащихся. Информирование родителей о
деятельности колледжа является одним из условий организации сотрудничества школы и
семьи.
Первым и решающим условием положительного взаимодействия считаем
доверительные отношения между колледжем и родителями. Необходимо, чтобы у
родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.
Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных
решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от
педагогов поддержка, помощь и просто добрый совет.
Работа социального педагога с родителями
Работа социального педагога с родителями
Работа социального педагога с родителями
Работа социального педагога с родителями
Работа социального педагога с родителями
Работа социального педагога с родителями
Работа социального педагога с родителями
Работа социального педагога с родителями
Работа социального педагога с родителями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.