Радиация. Естественные и искусственные источники радиации
Оценка 4.8

Радиация. Естественные и искусственные источники радиации

Оценка 4.8
doc
10.05.2021
Радиация. Естественные и искусственные источники радиации
ур8.doc

Радиация. Естественные и искусственные источники радиации

 

урок в 8 классе

 

Цель  урока: дать представление о радиации, её источниках, нормах радиационной безопасности человека.

Задачи:

·   Изучить основные понятия - радиация; источники и виды ионизирующего излучения, единицы измерения;

·   Развитие мышления,  мировоззрения,  умения  слушать, делать выводы.

·   Воспитание  самостоятельности,  бережного отношения к здоровью.

 

 

1. Организационный момент.

 

2. Повторение.

1.            Какие вещества называются АХОВ?

2.            Назовите эти вещества.

3.            Как человек может определить их выброс в ОС?

4.            Как они влияют на здоровье человека?

 

АХОВ имеют запах (аммиак, хлор, сероводород), цвет (хлор), оказывают  раздражающее действие на слизистую, кожу; могут вызвать ожоги, отравления, смерть.

 

3. Основной этап. Изучение нового материала.

Есть опасность, которую называют невидимой.

Эта опасность не имеет  вкуса, цвета и запаха. Человек своими органами чувств не может ее ощутить. Определить ее можно только приборами. Тем не менее, она смертельно опасна.

Это – радиация.

Посмотрите на доску и скажите, что общего между этими тремя датами (6 и 9 августа 1945 г., 26 апреля 1986 г.). Если вы затрудняетесь с ответом, то я открою еще три слова (Хиросима и Нагасаки,  Чернобыль).

Действительно это даты и места страшных трагедий. Это места радиоактивного воздействия на большое количество людей.

Радиация – это ионизирующее излучение.

Ионизирующее излучение было обнаружено сравнительно недавно. В 1895  г. известный немецкий физик В. Рентген открыл излучение, названное его именем. Чуть позже, в 1896  г., А. Беккерель обнаружил излучение солей урана, а в 1898  г. М. Кюри и П. Кюри установили излучение полония и радия, а также факт превращения радионуклидов в другие химические элементы (была открыта цепочка распадов).  Исследования дорого обошлось научному миру – около 4000 ученых отдали свои жизни, изучая эти явления.

Радиоактивность – это способность некоторых атомных ядер самопроизвольно превращаться в другие ядра, испуская при этом различные частицы.

Чтобы понять, что такое радиация, надо вспомнить, как устроен атом.

К доске  вызвать учащегося, задание  выполнить с помощью учителя.

Задание: нарисовать и объяснить схему строения атома.

Ионизирующее излучение представляет собой потоки заряженных и нейтральных частиц, а также электромагнитных волн. При прохождении через вещество ионизирующее излучение вызывает в нём ионизацию, т. е. превращение нейтральных, устойчивых атомов и молекул вещества в электрически заряженные, возбужденные, неустойчивые частицы.

Радиация – это сложное явление, которое включает в себя излучения нескольких видов: альфа-, бета- и гамма-излучение. Каждое из них различно не только по названию, но и по степени проникающей способности в ткани.

Альфа-излучение – распространяется на небольшие расстояния: в воздухе – не более 10 см, в биоткани – до 0,1 мм. Полностью поглощаются листом бумаги. Не представляют опасности, за исключением непосредственного контакта с кожей.

Бета-излучение – распространяется в воздухе до 15 м, в биоткани – на глубину до 15 мм, в алюминии – до 5 мм. Одежда наполовину ослабляет их действие. Не проходят через оконное стекло и металлические предметы толщиной несколько миллиметров. Но при контакте с кожей также опасно.

Гамма-излучение – распространяется со скоростью света, в воздухе на сотни метров, свободно проникает через одежду, тело человека и значительные толщи материалов. Это излучение самое опасное для человека.

 

Источники излучений.

Все источники можно разделить на 2 группы: естественные и искусственные. Давайте обратимся к схеме №1, которая есть у каждого из вас и рассмотрим ее внимательно

 

схема1

Перечертим схему в тетрадь.

Нужно добавить, что на Земле есть места, где очень высокий уровень естественной радиации. Их всего пять: Бразилия, Франция, Индия, Египет и о .Ниуэ в Тихом океане. Однако, люди там здоровы, т.к. проживают длительное время и уже адаптировались.  Чем выше над уровнем моря, тем большее значение имеет радиационный фон. 

Какими же путями попадает радиация в организм человека?

 

Внешнее и внутреннее облучение человека.

У вас есть еще одна схема № 2, показывающая  виды облучения. Рассмотрим её.

 

схема2

 

Давайте подумаем, в каком случае радиация опаснее – снаружи или внутри организма?

 

Конечно же, когда источник облучения находится внутри организма.

                                

Начертим в тетради таблицу.

 

 

 

ВНЕШНЕЕ

ВНУТРЕННЕЕ

1. Радиационный фон.                                   

Космические лучи, солнце, радиоактивные вещества     в рудах, воде, атмосфере, стр. материалах и т.д.

 

Воздух, пыль.

 

2. Рентген, телевизор, компьютер, часы     со светящимися стрелками и пр.  

Продукты (рыба, мясо, молоко, грибы,                                          фрукты и овощи), вода.

 

Источники облучения весьма разнообразны, находятся нередко рядом с нами, поэтому необходимо знать, какая доза радиации является безопасной.

  Доза излучения  – количество энергии, поглощаемое 1 г вещества, измеряют в рентгенах (Р).

 Дозу облучения измеряют в  бэрах (биологический эквивалент рентгена).

1 бэр = 1 Р

 

Рентген/час  ¬ ИЗЛУЧЕНИЕ ® ОБЛУЧЕНИЕ ® бэр

(источник)         (объект)

 

Записать в тетрадь определения. 

 

Определяется доза с помощью специальных приборов – дозиметров, радиометров.

Демонстрация приборов или их изображений.

 

Рассмотрим нормы радиационной безопасности и с помощью таблицы подсчитаем, какую дозу облучения может получить человек за год (приложение).

Естественный радиационный фон  от 4 до 12 мкР/ч

Годовая доза облучения от 30 – 100 мбэр (0,03 -0,1 бэр)

 

Допустимое облучение за год - 500 мбэр

Легкая форма лучевой болезни – 100Р

Сделать выводы о влиянии естественной и искусственной  радиации на здоровье человека в течение года.

 

4. Закрепление нового материала.

1.      Что такое радиация?

2.      Какие виды излучения вы теперь знаете?

3.      Какое из них самое опасное?

4.      В каких единицах измеряется доза: а) излучения, б) облучения?

5.      Радон – это искусственный или естественный источник излучения?

6.      Кто  больше облучается: а) живущие на равнине, б) живущие в горах?

 

За каждый правильный ответ ставится 1 балл.

Учащиеся меняются тетрадями. Подсчитывается количество баллов, выставляются оценки.

 

5. Домашнее задание.

Подготовить устный ответ, используя записи в  тетради, § 4.1; 4.3 читать.


Приложение

 

Виды облучения людей


Скачано с www.znanio.ru

Радиация. Естественные и искусственные источники радиации урок в 8 классе

Радиация. Естественные и искусственные источники радиации урок в 8 классе

Альфа-излучение – распространяется на небольшие расстояния: в воздухе – не более , в биоткани – до

Альфа-излучение – распространяется на небольшие расстояния: в воздухе – не более , в биоткани – до

ВНЕШНЕЕ ВНУТРЕННЕЕ 1

ВНЕШНЕЕ ВНУТРЕННЕЕ 1

Приложение

Приложение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2021