РАННЕЕ ПРОФОРИЕНТИРОВАНИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ О ПРОФЕССИЯХ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Современное образовательное пространство актуализирует одну из основных задач профессиональной подготовки, состоящую в том, чтобы помочь обучающемуся определиться в широком выборе своей будущей профессии. Индивиду сложно определиться с профессией в постоянно меняющемся мире. Поскольку гармонично развитой в профессиональном смысле может считаться только личность, определившаяся в трудовом выборе, приносящая пользу обществу и получающая от него удовольствие, очевидна необходимость модернизации и совершенствования практики раннего воспитания, начинаемого с дошкольного возраста, ориентируемого на профессиональное становление. Одним из значимых векторов работы, указанных во ФГОС ДО, является «социальнокоммуникативное развитие», нацеленное на то, чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к труду. В соответствии с целевыми ориентирами ранняя профориентация дошкольников – важная задача профессионального воспитания на этапе завершения дошкольного детства [3]. Ранняя профессиональная ориентация – это система мер, направленных на выявление личностных особенностей, способностей и интересов ребенка и осуществление сопровождения в освоении знаний о профессиях как основы будущего свободного выбора профессионального пути [2]. Игра является ведущим видом деятельности детей в дошкольный период детства, поэтому считаем целесообразным использовать возможности игры для формирования у дошкольников представлений о профессиях, а именно сюжетноролевой игры. Сюжетно-ролевая игра – это наиболее доступный, понятный детям вид игры и объект пристального внимания взрослых. Берется какой-то сюжет, тема и обыгрывается с помощью ролей. Например, очень близкие и знакомые темы – магазин, больница, школа, транспорт, и многие другие. В сюжетно-ролевой игре – две линии, с помощью которых, собственно, и осуществляется игра. Одна из них – сюжетная, другая – ролевая. А если линии – независимые друг от друга, то и ребенку необходимо прежде овладеть ими, чтобы научиться играть [1]. Мы выделяем следующие педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования представлений у старших дошкольников о профессиях посредством сюжетно-ролевой игры: - построение ранней профориентации с учетом следующих принципов работы: поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений; построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка и др.; - определение направлений работы по формированию представлений у старших дошкольников о профессиях посредством сюжетно-ролевой игры через классификацию профессий: «Человек – Человек», «Человек – художественный образ». «Человек – техника», «Человек – природа»; - разработка перспективного планирования по формированию представлений у старших дошкольников о профессиях посредством сюжетно-ролевой игры как фактора соблюдения системности, целенаправленности и планомерности реализации данного процесса в подготовительной к школе группе; - включение родителей (законных представителей) в образовательный процесс дошкольного учреждения с целью формирования представлений у старших дошкольников о профессиях посредством сюжетно-ролевой игры через активные методы обучения, совместную деятельность с детьми. Работа по формированию представлений у старших дошкольников о профессиях посредством сюжетно-ролевой игры осуществлялась согласно следующим направлениям: «Человек – Человек», «Человек – художественный образ». «Человек – техника», «Человек – природа». Для направления «Человек – Человек» можем привести примеры сюжетно-ролевой игры «Школа». Цель: обогатить знания детей о школе, расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников школы. Оборудование: портфели, книги, тетради, ручки, карандаши, указка, карты, школьная доска, стол и стул учителя, глобус, журнал для учителя, повязки для дежурных. Роли: ученики, учитель, директор школы, завуч, техничка, дежурный. Игровые действия: Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради (воспитатель в роли директора может вызвать к себе в кабинет учителя, дать советы), завуч составляет расписание уроков. Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок. Дежурный следит за дисциплиной на переменах, проверяет сменную обувь. Методы руководства игрой: Воспитатель организует игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Выступая, как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, парк), правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности. Описание сюжета: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей или считалочке выбирается учитель. Остальные дети – ученики. Учитель задает ученикам вопросы, дает задания, они самостоятельно и старательно выполняют их. На другом уроке – другой учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, музыки и т.д. В направлении «Человек – художественный образ» можно использовать игру «Мы – артисты театра». Цель: закреплять представление детей о театре, о театральных профессиях (артисте, гримере, костюмере). Оборудование: декорации, костюмы для актеров, игрушечная косметика, афиша, билеты. Роли: артист, гример, кассир, контролер, костюмер, режиссер, зрители. Игровые действия: Костюмер шьет костюмы, помогает одеться артистам, артисты показывают спектакль, гример делает грим актерам, кассир продает театральные билеты, контролер проверяет билеты и помогает зрителям найти свое место. Методы руководства игрой: Воспитатель организует игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Выступая, как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек, правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности. Описание сюжета: Ребята, а вы любите сказки? А как вы думаете, где можно увидеть сказку? (в кинотеатре, по телевизору, в театре). Что такое театр? Вы знаете, кто работает в театре? А давайте поиграем в театр. Но, прежде чем играть, мы должны распределить роли. Давайте вспомним, кто работает в театре. Дети перечисляют, кто работает в театре, и распределяют роли между собой. Для направления «Человек – техника» предлагается сюжетно-ролевая игра «Полет в космос» Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку. Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты. Роли: космонавты, педагог, врач, бортинженер. Игровые действия: Космонавты летают в космос, педагог тренирует космонавтов, врач проводит осмотр, бортинженер строит ракету. Методы руководства игрой: Воспитатель организует игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Выступая, как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек, правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности. Описание сюжета: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. В рамках направления «Человек – природа» можно провести игру «Ферма». Цель: закрепить знания детей о домашних животных и способах ухода за ними, воспитывать уважение к сельскому труду. Оборудование: косынки, ведра, муляжи кормушек для животных, забор, фигурки животных. Роли: доярка, фермер, пастух, тракторист. Игровые действия: Доярка (доит коров, кормит и поит их); фермер (убирает, чистит, помогает кормить); телятница (ухаживает за телятами); пастух (следит за животными); тракторист (привозит корма). Методы руководства игрой: Воспитатель организует игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Выступая, как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек, правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности. Описание сюжета: Внести в группу необходимый игровой материал, обратить внимание детей на эти предметы. - Дети, где мы видели все эти предметы? (на ферме). - Ребята, давайте, и мы с вами построим у себя в группе ферму. Вместе с детьми воспитатель строит стойла для коров и телят. Располагают рядом пастбище. - Как хорошо поработали строители? А теперь давайте решим, кто кем хочет работать на нашей ферме? (предложения и желания детей). Работа с родителями проводилась по двум направлениям: - расширение представлений родителей о формировании представлений у старших дошкольников о профессиях через активные методы обучения; - расширение представлений родителей о формировании представлений у старших дошкольников через совместную деятельность с детьми. СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095 ВЕСТНИК дошкольного образования 70 ВЫПУСК № 13 (212) 2022 Обязательным условием для эффективной ранней профориентационной работы с детьми является создание развивающей предметно-пространственной среды. Обратимся к возможным примерам организации развивающей среды: - творческая мастерская представляет собой небольшую группу дошкольников, объединенных по возрастному критерию, уровню развития, интересам, для знакомства с разными профессиями, например: «Как построить дом?», «Будьте внимательны на дороге!», «Медицинский центр», «Фермерское хозяйство», «Я учитель» и т. д. Работа дошкольников в творческих мастерских в игровой форме имитирует трудовую деятельность и позволяет ребятам попробовать свои силы в той или иной профессии. - создание мини-библиотеки, включающей как художественную литературу о разных профессиях, так и самодельные книжки с рисунками. Таким образом, организация ранней профориентационной работы с воспитанниками дошкольного учреждения должна носить системный характер и представляет собой начальный этап в системе непрерывного обучения и воспитания. Построенная в соответствии с учетом возрастных особенностей обучающихся ранняя профориентация будет способствовать формированию базовых представлений о мире профессий, создаст предпосылки для правильного понимания взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности, послужит стимулом к развитию познавательных и творческих способностей детей. Библиографический список 1. Жукова И.Н. Сюжетно-ролевая игра как способ развития дошкольников / И. Н. Жукова // Молодой ученый. 2019. № 51 (289). С. 337-339. 2. Мотренко Ю.П. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста / Ю. П. Мотренко // Молодой ученый. 2020. № 41 (331). С. 194-196. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.