РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Оценка 5

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Оценка 5
docx
12.12.2022
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
29.docx

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие» сформулированы задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста, для успешной реализации которых первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации развивающей предметно-пространственной среды ребенок испытывает радость от труда. Дети в играх часто подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивая себе роли воспитателей, врачей, строителей, машинистов и т. д. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка. Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогут детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Небогатый жизненный опыт ребенка позволяет ему судить о профессиях людей на основе представлений о труде взрослых ближайшего окружения (семья, детский сад, больница, магазин). В последнее время в словаре детей чаще присутствуют такие «модные» профессии как бизнесмен, менеджер, юрист. Но о них они знают весьма поверхностно. Между тем мир профессий настолько богат и разнообразен, что ориентация в нем является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: В. И. Логинова, Л. А. Мишарина, А. Ш. Шахманова, М. В. Крулехт. В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С. А. Козлова и А. Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М. В. Крулехт и В. И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Педагоги, Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, но не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности, его знакомства с профессиями родителей. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий необходимо строить с учетом современных образовательных технологий. Наиболее эффективными технологиями именно в реализации профориентационного направления являются: 1. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова). 2. Технология исследовательской деятельности (А. И. Савенков, Н. А. Короткова). 3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Я. Эльконин, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Н Михайленко). 4. Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, О. А. Скоролупова). 5. Информационно-коммуникационные технологии. Ребенок-дошкольник проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Знакомство с профессиями ребенок получает в семье, узнавая о профессиях своих родителей, бабушек, дедушек, когда участвует в жизни семьи, в которой обсуждаются новости и проблемы профессионального труда взрослых, где косвенно и прямо родители рас- сказывают о труде. Когда этого не происходит, складывается опасное представление о том, что единственный смысл профессионального труда взрослого человека - заработок. Должны ли услышать от нас наши дети, что профессия может быть интересной, любимой, дарить человеку чудо созидания, способствовать самореализации и личностному успеху, раскрывать природные задатки и способности, наконец, быть смыслозначимым делом жизни? Надо ли рассуждать с детьми о том, что труд каждого из нас общественно полезен, что процветание нашего государства зависит от творчества и созидания каждого? Или мы бессильны перед банальной катастрофой: все взрослые на работе зарабатывают деньги! Почему же родители перестали рассказывать своим детям о ценностях профессий и вообще честного труда? Почему утрачиваются трудовые династии? Куда исчезла, испарилась трудовая доблесть? Почему французский булочник, турецкий строитель, шведский трубочист гордятся своими профессиями, а мы скорбно умалчиваем о своих сварщиках, плиточниках, кондитерах, слесарях, столярах, плодами труда которых созидается ежедневная жизнь каждого? Что, уже нет любимых и интересных профессий у взрослых? Одержимых мечтой летчиков, самозабвенных и преданных учительниц, уважаемых строителей, известных в округе честных продавцов, настоящих военных - адмиралов и полковников. Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих принципов: 1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса). 2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний. 3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы). 4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат). 5. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения. 6. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона. Одним из перспективных методов ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является метод проекта, так как основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересными мотивационным. Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Каждый ребенок имеет возможность проявить себя, почувствовать себя нужным, значимым, учит быть уверенным в своих силах. Разновидностью проектной деятельности является технология лэпбукинга. Зачем нужен лэпбук? • Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой профессии и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). • Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. • Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию в школе рефератов. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку. Для более эффективного усвоения детьми пройденного материала, педагоги и я прочно используем в своей работе «Профессиограмму». На таблицу выставляем картинку профессии с которой знакомим детей. Затем заполняем таблицу по каждому сектору, начиная с первого по часовой стрелке, подбираем картинки понятные для детей: место работы; материал для работы; форменная одежда; орудие труда; трудовые действия; личностные качества; результат труда; польза труда для общества. Такая профессиограмма ложится на любую профессию. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения. Насыщенная, четко спланированная совместная деятельность детей и взрослых эффективно отражается на качестве самостоятельной. Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых имеет следующие формы организации: - игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные); - продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов); - выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого); - экспериментирование. Взаимодействие с родителями, включение их в совместную деятельность с детьми, сплачивает коллектив. Результаты работы по вопросу ранней профориентации легко проследить в процессе проведения диагностики сформированности представлений о профессиях. Дети проявляют интерес к профессиям своих родственников, гордятся своими родителями, дают грамотную оценку результатам труда взрослых. Если мы начнем говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то, возможно, наши дети с гордостью будут рассказывать о том, что папа работает электриком, или инженером, или служит на границе, или строит новый космодром, мама учит детей или шьет модные костюмы. А вопрос, кем быть, их не застанет врасплох. Литература: 1.Воспитание детей в игре: пособие. / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с. 2. Игра дошкольника. / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1999. - 286 с. 3. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 712 с


 

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Педагоги, Н. Е. Веракса и Т. С

Педагоги, Н. Е. Веракса и Т. С

Что, уже нет любимых и интересных профессий у взрослых?

Что, уже нет любимых и интересных профессий у взрослых?

Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов

Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2022