Распевание для детей в игровой форме
"Поем, играя!" (распевание в игровой форме).
Любое хоровое или вокальное занятие должно начинаться с распевания, которое
должно длиться не менее десяти минут. Оно должно выполнять ряд необходимых
функций, о которых мы поговорим позднее. Наша задача – сделать процесс
распевания интересным, увлекательным для маленьких детей, но при этом не
превращать его только в игру, сохранить образовательную, обучающую функцию.
Этот материал будет полезен музыкальным работникам детских
садов, учителям музыки в начальных классах, руководителям и хормейстерам
младших и подготовительных хоров.
Цель разработки:
описание игровых приемов, используемых на уроках в процессе распевания детей.
Задачи игрового
распевания:
1. Настроить детей на рабочий лад. Собрать внимание.
2. Подготовить певческий и артикуляционный аппараты к пению.
3. Развить звуковысотный слух, поработать над чистотой интонации и расширить
диапазон голоса.
4. Проучить сложные моменты изучаемых произведений.
Собираем внимание.
Прежде чем начать работать над
каким-то произведением, ставить какую-то задачу, необходимо настроить детей на
рабочее настроение, собрать их внимание. Для этого используем игру
«Регулировщик». Руководитель – регулировщик, который стоит на музыкальном перекрестке.
Воспитанники – музыкальные машинки, готовые ехать по жесту регулировщика.
«Регулировщик» поднимает руки – «машины» готовы (жест внимания). Регулировщик
повел руку вверх – машины набирают воздух (вдох). Регулировщик повел руку вниз
– машины поехали (запели). Регулировщик показывает внизу – машины поехали тихо,
поднял руки выше – машины поехали громко. Регулировщик опустил руки вниз –
машины остановились (закончили петь). Концертмейстер все это время подыгрывает
нам на инструменте.
Этой игрой решаем
несколько задач:
1. Собираем внимание детей.
2. Приучаем к жестам дирижера.
Подготавливаем певческий и артикуляционный аппарат к пению.
Выбираем небольшой, наиболее
сложный отрывок в любой песне, и прорабатываем его различными способами (по
фонопедическому методу В.В.Емельянова):
1. Пропеваем, «сидя в автомобиле» (вибрация губами, соблюдая звуковысотность,
характер исполнения);
2. Пропеваем, «сидя на лошадке» («процокать» мелодию, стараясь губами
формировать слова песни);
3. «Выдуваем» мелодию (пропевать мелодию, выдувая при этом воздух);
4. Пропеваем, «сидя на слоне» (пропевать мелодию с хорошо открытым ртом, но
звук направлять не в рот, а в нос).
Этой игрой мы так же
решаем несколько задач:
1. Разогреваем артикуляционный аппарат.
2. Прорабатываем сложные отрывки в произведении.
Развиваем звуковысотный слух, работаем над чистотой интонации и расширяем диапазон голоса.
Для решения этих задач нам
понадобятся распевки. Но петь распевки на слоги детям скучно и неинтересно,
поэтому включаем распевки со словами, желательно найти картинки на каждую
распевку, рассказывать детям какие-то истории на тему. Картинки надо стараться
подбирать такие, где действующие герои широко раскрывают рот. В этом случае у
детей возникает зрительный образ, интерес, и достичь поставленной цели (открыть
рот) будет проще.
При распевании также можно использовать артикуляционные жесты
Н.В.Рыбкиной, они помогают сформировать правильные гласные, и вносят игровой
момент. Эти жесты можно использовать как в речевых упражнениях, так и в
попевках.
«У»: ладони положить на щеки (пальцы – к шее), рисовать руками раструб трубы.
«О»: ладони на щеках (пальцами вверх), гладим по щекам сверху вниз.
«А»: руки на верхней губе, поднимаются вверх.
«И»: руки на верхней губе, расходятся в стороны.
Таким образом, мы
решаем все поставленные задачи в процессе распевания, при этом распевание
превращается в интересный, увлекательный процесс!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.