– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 3
Опрос с опорой на домашнее задание.
– Что такое корень слова?
– Что такое однокоренные слова?
– Сколько действий надо выполнить, чтобы найти корень слова (вспомни правило в учебнике)?
– Назовите порядок действий, чтобы правильно выделить корень, по заданию № 9, тема 9 в Рабочей тетради (2, 3, 1).
П. – Найдите корень в слове учитель, используя все три действия (подобрать, объяснить, выделить). Воспользуйтесь подсказкой в тестовом задании № 3, тема 9 в Рабочей тетради. Назовите правильный вариант ответа в этом задании.
Ученики должны назвать перечисленные в задании однокоренные слова, найти слово, через которое можно объяснить слово учитель, и выделить общую часть уч.
– Прочитайте группы однокоренных слов в упр. 101, «Дидактический материал».
Вопросы к отвечающему ученику:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Русский язык
ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ
Урок 68 (55).
Тема: Распознавание однокоренных слов.
Цель:
– развитие умений находить корень в слове, распознавать группы однокоренных слов.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 3
Опрос с опорой на домашнее задание.
– Что такое корень слова?
– Что такое однокоренные слова?
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
© ООО «Баласс», 2012
15. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
– Сколько действий надо выполнить, чтобы найти корень слова (вспомни
правило в учебнике)?
– Назовите порядок действий, чтобы правильно выделить корень, по
заданию № 9, тема 9 в Рабочей тетради (2, 3, 1).
П. – Найдите корень в слове учитель, используя все три действия
(подобрать, объяснить, выделить). Воспользуйтесь подсказкой в тестовом
задании № 3, тема 9 в Рабочей тетради. Назовите правильный вариант
ответа в этом задании.
Ученики должны назвать перечисленные в задании однокоренные слова,
найти слово, через которое можно объяснить слово учитель, и
выделить общую часть уч.
– Прочитайте группы однокоренных слов в упр. 101, «Дидактический
материал».
Вопросы к отвечающему ученику:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
II. Формулиро
вание проблемы,
планирование
деятельности.
Открытие
1 3 3
– А теперь послушайте стихотворение.
Учитель читает стихотворение, предварительно дав установку на
внимательное слушание: «Кто больше всего запомнит пар слов?»
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия
© ООО «Баласс», 2012
2нового знания.
Коля колет,
Поля полет,
Паша пашет,
Варя варит,
Валя валит... (Г. Комаровский, Г. Ладонщиков)
– Будут ли однокоренными слова Коля и колет? Почему? У них же один
корень кол. (Разное значение, нельзя объяснить через какоето одно из
них.)
– А другие такие же пары слов? Кто их запомнил? (Поля полет, Паша
пашет, Варя варит, Валя валит.)
– Чем будем заниматься на уроке? (Находить корень, отличать
однокоренные слова от слов с похожими корнями.)
– Составим план урока.
1. Учиться выделять группы однокоренных слов.
2. Наблюдение над правильным произношением слов.
3. Учиться находить ошибки в группах однокоренных слов.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
в соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
3 5 3 1
1. Работа в Рабочей тетради.
Самостоятельное выполнение трёх тестовых заданий № 5, 6, 8, тема
9, с последующей самопроверкой (опора на ключи, которые учитель
может записать на доске и показать после выполнения заданий всеми
учениками).
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
© ООО «Баласс», 2012
33. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
2. Работа по учебнику.
Упр. 120 – развивается умение выделять группы однокоренных слов.
3. Словарноорфоэпическая работа.
На доске записаны слова:
Алфавит, арбуз, магазин, звонит, звонят, позвонишь, позвонят.
– Запишите слова. Поставьте ударение.
– Проверьте себя по учебнику. Учитель может сам указать, где искать
нужный материал: «Произноси эти слова правильно», а может организовать
поиск.
– Где мы обычно находим в учебнике справочные материалы? (В конце
книги.)
– Пролистайте учебник в конце и найдите название памятки, которая
может вам помочь.
– Как называется эта памятка? Найдите и прочитайте в учебнике те слова,
которые у вас записаны.
– Что вы заметили общего в постановке ударения в этих словах?
(Ударение падает на последний слог.)
– Назовите слова, которые обозначают предметы. Поставьте к ним вопрос.
Подчеркните букву безударного гласного. Можно ли её проверить? Как
называются такие слова? (Словарными.)
– Прочитайте правильно остальные слова (звонит, звонят, позвонишь,
позвонят). Что они обозначают? На какие вопросы отвечают?
– Подчеркните букву безударного гласного в корне. Можно ли её
проверить?
Упр. 121 – развитие умения подбирать однокоренные слова к слову звон.
Ученики называют слова, включая те, которые были в орфоэпическом
© ООО «Баласс», 2012
4задании.
4. «Игра в учителя».
Упр. 122 – развивается умение находить ошибки в группах однокоренных
слов.
Сначала ученики находят ошибки в учебнике и зачёркивают эти слова.
Затем проводится коллективная проверка, и дети самостоятельно
записывают слова, выделяют корень.
5. Дополнительный материал: игра «Третий лишний».
Упр. 103 («Дидактический материал»).
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
– Назовите два условия (признака), которые должны быть у слов, чтобы
они были однокоренными (одинаковые (сходные) корни и близкое
(сходное) значение). 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
1. Задание № 10, тема 9 в Рабочей тетради.
© ООО «Баласс», 2012
5задание.
2. Упр. 102 («Дидактический материал»).
Деятельность учеников:
– Наблюдать над однокоренными словами.
– Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
– Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
– Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).
© ООО «Баласс», 2012
6