КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН
Раздел долгосрочного планирования: |
Школа:
|
Дата: |
Ф.И.О. |
Класс: 8 |
Участвовали: Не участвовали: |
Тема урока |
Распределение электронов в атомах
|
Цель обучения |
8.1.3.1 -понимать, что электроны в атомах распределяются последовательно по энергетическим уровням на возрастающем расстоянии от ядра |
Цели урока |
К концу урока учащиеся смогут: Описать расположение электронов по энергетическим уровням с учетом их энергии; Провести расчеты максимального числа электронов на конкретном энергетическом уровне; Заполнить энергетические уровни первых 20 элементов ПС Д.И. Менделеева; |
Критерии оценки |
Объясняет последовательность расположения электронов по энергетическим уровням в атомах элементов. |
Языковые цели |
Использует в письменной и устной речи терминологический словарь: энергетические уровни, энергия электрона, энергия связи электрона с ядром, спин электрона, электронные облака, орбиталь, радиус атома. |
Привитие ценностей |
Ценности «Мәӊгiлiк Ел»: «Общество всеобщего труда» Развитие коммуникативных навыков при работе в паре и группе. |
Межпредметная связь |
S – Физика– строение атома T–информационно-коммуникативные технологии ( электронный учебник, видео, презентация) E – моделирование (составление модели атома) M – математика (проводить расчеты с использованием формулы) |
Предшествующие знания. |
Химия 7 класс – строение атома.
|
Ход урока
Запланированные этапы урока |
Виды упражнений, запланированных на урок: |
Ресурсы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало урока
|
Организационный момент. Для создания среды взаимодействия, развития коммуникативных навыков и эффективной работы учащиеся объединяются в группы по приему: «Атом Резерфорда». Учащиеся, при входе в кабинет химии (до начала урока) выбирают шарики разного цвета из шаростержневого набора молекул. В соответствии с выбранным цветом шарика учащиеся объединяются в 4 группы. На столах прикреплены названия групп – электроны, нейтроны, протоны и атомы.
|
Презентация
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Середина урока |
Для эффективного изучения нового материала, предлагается работа в группах по методу «Круговорот»:
I. Изучение новой информации по инструкции: Ознакомьтесь с текстом учебника «Химия» 8 класс (под ред. М.Б. Усманова, К.Н.Сакарьянова, Б.Н.Сахариева: - Атамура 2018) п.1 стр.4. (до абзаца: «форма электронных облаков»)
Для учащихся с различными способностями к восприятию материала предусмотрена дифференциация по источникам:
А) Презентация
Б) Видео материал - Расположение электронов по энергетическим уровням.
I. Электрон вращается вокруг ядра атома с невообразимой скоростью. Так, за 1 секунду он делает столько оборотов вокруг ядра атома, сколько оборотов делает пропеллер самолета вокруг оси за 5–5,5 лет непрерывной работы двигателя. Пропеллер самолета образует «облако», находящееся в одной плоскости, а электрон образует объемное облако – электронное облако, форма и размер которого зависят от энергии электрона. Если обозначить точками все вероятные места нахождения электрона в атомном пространстве за некоторое время, то совокупность этих точек будет представлять собой электронное облако. Электронное облако – это модель, которая описывает состояние (движение) электрона в атоме. Электронное облако не имеет строго очерченных границ и плотность его неравномерна. Часть атомного пространства, в котором вероятность нахождения электрона наибольшая (~90%), называется орбиталью.
II. Условное обозначение электрона – стрелка, направленная вверх ↑ (электрон вращается вокруг собственной оси по часовой стрелке) или стрелка, направленная вниз ↓ (электрон вращается вокруг собственной оси против часовой стрелки). Число электронов в атоме определяют по порядковому номеру О – 8 электронов, S – 16 электронов. На одной орбитали могут находиться только ДВА электрона, которые вращаются вокруг своей оси в противоположных направлениях (по часовой стрелке и против часовой стрелке) – электроны с противоположными спинами:
Следовательно, на s – орбитали максимально может разместиться два электрона (s2); на p – орбитали максимально может разместиться шесть электронов (p6) на d – орбитали максимально может разместиться десять электронов (d10); f – четырнадцать электронов (f14). III. Располагаясь на различных расстояниях от ядра, электроны образуют электронные слои (энергетические уровни) – каждому слою соответствует определённый уровень энергии. Условное обозначение уровня - скобка: ) Число энергетических уровней определяют по номеру периода, в котором находится химический элемент О – 2 уровня, S – три уровня. IV. V. Для элементов главных подгрупп (А) число электронов на внешнем уровне = номеру группы. +15P – V группа (А) – на внешнем уровне 5 электронов Для элементов побочных подгрупп (В) число электронов на внешнем уровне = двум. Исключения (один электрон) – хром, медь, серебро, золото и некоторые другие. VI. Формулы отражающие строение атома H +1 )1e – схема строения атома, отображает распределение электронов по энергоуровням. +1 Н 1s1 – электронная формула, отображает число электронов по орбиталям. +1 Н
- электронно-графическая формула – показывает распределение электронов по орбиталям и отображает спин электрона.
Порядок заполнения уровней и подуровней электронами I. Электронные формулы атомов химических элементов составляют в следующем порядке: · Сначала по номеру элемента в таблице Д. И. Менделеева определяют общее число электронов в атоме; · Затем по номеру периода, в котором расположен элемент, определяют число энергетических уровней; · Уровни разбивают на подуровни и орбитали, и заполняют их электронами в соответствии Принципом наименьшей энергии · Для удобства электроны можно распределить по энергетическим уровням, воспользовавшись формулой N=2n2 и с учётом того, что: 1. у элементов главных подгрупп (s-;p-элементы) число электронов на внешнем уровне равно номеру группы. 2. у элементов побочных подгрупп на внешнем уровне обычно два электрона (исключение составляют атомы Cu, Ag, Au, Cr, Nb, Mo, Ru, Rh, у которых на внешнем уровне один электрон, у Pd на внешнем уровне ноль электронов); 3. число электронов на предпоследнем уровне равно общему числу электронов в атоме минус число электронов на всех остальных уровнях. II. Порядок заполнения электронами атомных орбиталей определяется: 1.Принципом наименьшей энергии Шкала энергий: 1s<2s<2p<3s<3p<4s<3d<4p<5s<4d<5p<6s<4f<5d<6p<7s…
2. Состояние атома с полностью или наполовину заполненным подуровнем (т. е. когда на каждой орбитали имеется по одному неспаренному электрону) является более устойчивым. Этим объясняется «провал» электрона. Так, устойчивому состоянию атома хрома соответствует следующее распределение электронов: Cr: 1s22s22p63s23p64s13d5, а не 1s22s22p63s23p64s23d4, т. е. происходит «провал» электрона с 4s-подуровня на 3d-подуровень. III. Семейства химических элементов. - Элементы, в атомах которых происходит заполнение электронами s-подуровня внешнего энергетического уровня, называются s-элементами. Это первые 2 элемента каждого периода, составляющие главные подгруппы I и II групп. - Элементы, в атомах которых электронами заполняется p-подуровень внешнего энергетического уровня, называются p-элементами. Это последние 6 элементов каждого периода (за исключением I и VII), составляющие главные подгруппы III-VIII групп. - Элементы, в которых заполняется d-подуровень второго снаружи уровня, называются d-элементами. Это элементы вставных декад IV, V, VI периодов. - Элементы, в которых заполняется f-подуровень третьего снаружи уровня, называются f-элементами. К f-элементам относятся лантаноиды и актиноиды.
II. Далее каждый учащийся, согласно методу «круговорот» составляет по 1 вопросу по изучаемой теме и передает соседу по часовой стрелке, получая ответы от участников своей команды.
|
Презентация- Распределение электронов в атомах
Расположение электронов по энергетическим уровням. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2050/main/
Презентация |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конец урока
|
Рефлексия Заполни дискуссионную карту.
Дифференцированное Д/З: Ответить на вопросы: 1) Как определить число электронов в атоме? 2) Запишите формулу емкости энергетического уровня. 3) Рассчитайте электронную емкость 4-го энергетического уровня. 4) Распределите все электроны фосфора по энергетическим уровням,согласно рисунку 5) Смоделируйте строение атома фосфора |
»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация -каким способом вы хотите больше оказывать поддержку |
Оцените, как вы планируете проверить уровень освоения учебного материала учащихся? |
Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
В течение урока дифференциация прослеживается по классификации (создание рабочих групп). Дифференциация по источникам. Дифференциация по итогам – рефлексия знаний. Дифференциация по темпу: для тех, кто быстро выполняет задания предусмотрена «Своя игра» Также имеется дифференциация в домашнем задании по уровню сложности, в соответствии с целями урока |
1. На каждом этапе урока, для обеспечения объективной обратной связи осуществляется формативное оценивание учителем.(словесная похвала, наводящие вопросы, положительный эмоциональный фон) 2. На этапе закрепления изученного материала проводится взаимооценивание по методу: две звезды, одно пожелание. 3. На этапе взаимооценивания выполненных заданий для формативного оценивания учащимся предлагается метод: согласен, не согласен, комментарий. 4. На этапе рефлексии знаний, для выявления уровня достижения целей урока учащимися осуществляется метод: рефлексивный экран.
|
Смена деятельности, соблюдение ТБ и соблюдение норм ЗОЖ при работе с гаджетами, соблюдение ТБ в кабинете химии. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.