Каждый учитель основной школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы подросток в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.Овладение новыми словами и уточнение значений знакомых детям слов является средством познания действительности; совершенствуется владение языком как средством общения. Поэтому расширению словарного запаса школьников в учебном процессе необходимо уделять большое внимание.
«Расширение словарного запаса школьников на уроках русского
языка»
Ежедневный поток информации, содержащейся в радио и
телепередачах, в печати, в художественных произведениях, порождает у
школьников массу лингвистических вопросов. Например, что означают слова
консенсус, саммит, менеджер, инвестиция и т.п., как образуются формы 1го
лица от глаголов победить, убедить и т.д., как образуется форма
родительного падежа множественного числа от существительных мечта,
оконце, одеяльце, тельце и т.п., как образуется форма родительного падежа
множественного числа от некоторых названий народов балкар, карел,
туркмен, уйгур и т.п., на какую гласную падает ударение в словах иначе,
кружится, творог и т.д., в кратких прилагательных влажна, влажны; бурна,
бурны; буйна, буйны и т.д., употребляется ли форма повелительного
наклонения от глаголов слышать, видеть, хотеть, гнить, стоить, значить и др.,
как пишутся слова мелочовка или мелочевка, женьшень или женьшень,
плейер, плэйер или плеер, как надо произносить слова було(чн)ая или
було(шн)ая, моло(чн)ый или моло(шн)ый.
Таких вопросов возникает множество. При наличии словарей и
справочников любой человек легко найдет каждый носитель русского языка
самостоятельно. С помощью них дети учат сами себя. Словарь – это ключ от
Дома знаний по русскому языку. Современный ученик должен иметь словари
на своем столе постоянно и по мере появления вопросов обращаться к ним.
Таким образом, изучение языка должно носить постоянный, систематический
характер. В домашней библиотеке учеников обязательно должны быть
орфографический, грамматический, словообразовательный, морфемный,
толковый, фразеологический и другие словари и справочники. Словари
играют большую роль в современной культуре, в них отражаются знания,накопленные обществом на протяжении веков. Они служат целям описания и
содействуют повышению правильности и
нормализации языка,
выразительности речи его носителей.
Словари принято делить на два типа: энциклопедические и
лингвистические. Энциклопедические (от греч. enkyklios paideia – обучение по
всему кругу знаний) словари содержат экстралингвистическую информацию
об описываемых языковых единицах; эти словари содержат сведения о
научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях,
географии и т.п. В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений
о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом.
Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника
сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все
новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому
первостепенной задачей учителя русского языка является работа над
обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим
количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация
между людьми, как в устной, так и в письменной форме.
Каждый учитель основной школы должен организовать работу на
уроках русского языка так, чтобы подросток в процессе обучения учился
размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А
для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.
В настоящее время целенаправленное, системное, опирающееся на
лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой
деятельности (говорению, аудированию, чтению и письму) находится в центре
внимания ученыхметодистов и учителейпрактиков. Различные аспекты
методики обучения связной речи отражены в трудах Л.П. Федоренко, Т.А.
Ладыженской, О.В. Сосновской, В.И. Капинос, Н.А. Пленкина, М.Р. Львова,
Е.И. Никитиной, Е.В. Архиповой.Но, несмотря на имеющиеся разработки в области развития связной
речи, существует тенденция к снижению речевого развития, поскольку
состояние речи современных школьников не удовлетворяет пока
возрастающим потребностям устного и письменного общения.
Низкий уровень речевого развития объясняется следующим:
интеллектуальное развитие многих школьников не
позволяет воспринимать большой объем новой информации, которая
наблюдается в лексике современного русского языка (заимствования,
неологизмы);
трудностью восприятия материала, неадаптированного к
современной жизненной ситуации и её тематической разобщенностью;
интенсивным развитием аудио, видео, компьютерных
технологий, способствующих получению информации без обращения к
литературным (книжным) источникам;
малый интерес современных школьников к русскому языку
и литературе, непонимание роли получаемых знаний на данных уроках для
будущей жизни.
Таким образом, необходимость в специальной работе по обогащению
словарного запаса учащихся определяется, вопервых, исключительно важной
ролью слова в языке (являясь центральной единицей языка, оно несет
разнообразную семантическую информациюпонятийную,
эмотивную,
функциональностилистическую и грамматическую; заполняя определенные
позиции в коммуникативных единицахпредложениях, слово обеспечивает
акты речевого общения людей), вовторых, потребностью в постоянном
пополнении запаса слов (чем большим количеством слов владеет человек, темточнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в
письменной форме).
Слово, называя то или иное явление действительности, закрепляет в
сознании человека результаты его познавательной деятельности. Вместе со
словом к человеку приходят знания о мире, развивается его мышление,
обеспечивается его общение с людьми, говорящими на данном языке.
Овладение новыми словами и уточнение значений знакомых детям
слов является средством познания действительности; совершенствуется
владение языком как средством общения. Поэтому расширению словарного
запаса школьников в учебном процессе необходимо уделять большое
внимание.
Словарный запас учащихся расширяется вне школы (в результате
общения со взрослыми, чтения книг и газет, просмотра кинофильмов и
телепередач, слушания радио) и в школе (при изучении любого учебного
предмета). Каждый предмет дает возможность детям овладеть прежде всего
специальной лексикой и фразеологией, например, литературоведческой,
общественнополитической, биологической, химической и т.п., но особую
роль в обогащении словарного запаса учащихся играют уроки русского языка,
на которых ведется работа над общеупотребительным словами, относящимися
к различным лексикосемантическим группам. Обогащение словарного запаса
учащихся выделено в особую область методики развития речи учащихся со
своим объектом, со своими методами исследования, со своим содержанием и
методами обучения.
Обогащение словарного запаса учащихся как особое и важнейшее
направление в работе учителя русского языка призвано, вопервых,
разъяснить (семантизировать) незнакомые детям слова и отдельные значениямногозначных слов, уточнить смысл (семантику) известных значений
многозначных слов и обучить детей точному употреблению слов; вовторых,
развить у детей умение употреблять слова в зависимости от типа и стиля
речи; втретьих, заменить в словарном запасе ученика диалектные или
просторечные слова(если они имеются) на эквивалентные им литературные
слова.
Вместе с тем очевидно: чем больше объем словарного запаса ученика,
тем его речь богаче, тем лучше язык обслуживает коммуникацию, лучше
обеспечивается понимание учеником произведений разных функциональных
стилей.
В связи с необходимостью обогащения словарного запаса учащихся
возникает задача создания лексического минимума общеупотребительных
слов при решении этой задачи возникают определенные трудности: не изучен
словарный запас детей, с которым они приходят в школу; значительно
разнится объем словарного запаса школьников одного возраста, в речи
учеников встречаются диалектные и просторечные слова.
Учитывая необходимость в отборе слов с целью создания
лексического минимума, одни ученые предлагают брать за основу
грамматикоорфографические трудности слов, другие – смысловую ценность
слов для обогащения словарного запаса учащихся. Первый путь отбора слов
был назван грамматикоорфографическим направлением в словарной работе,
а второй – семантическим. Семантическое направление отражает
тематический подход к отбору слов. В методике у истоков этого направления
были М. А. Рыбников, К. Б. Бархин, В. А. Добромыслов, Е. Н. Петрова, Н. П.
Каноныкин. Думается, что семантическое направление в отборе слов для
лексического минимума является более перспективным для обогащения
словарного запаса учащихся.Выделяются следующие принципы методики обогащения словарного
запаса учащихся:
1. соотнесение слова и реалий (предмета или рисунка этого предмета)
при толковании лексического значения слова.
2. рассмотрение слова в его родовидовых, синонимических и
антонимических связях, в его структурносемантических отношениях с
родственными словами;
3. показ слова в его окружении с другими словами с целью выявления
сочетаемости слова с другими словами;
4. показ употребительности слова в определенных стилях;
5. включение слова в контекст словосочетания, предложения, связного
текста.
Первый и второй принципы необходимы при семантизации слов,
четвертый и пятый – при актуализации слов, третий принцип нужен и для
семантизации, и для актуализации.
Работа по обогащению словарного запаса учащихся – это в первую
очередь лексические виды работ. К лексическим упражнениям следует
отнести такие, в процессе выполнения которых учащиеся овладевают
определенным кругом лексических понятий,
что способствует
совершенствованию их речевых умений и навыков, и обогащают свой словарь
семантически новыми для них словами. Проводимые в системе, эти
упражнения способствуют закреплению лексических понятий, активизируют
словарь учащихся, воспитывают у них внимание к слову и его значению,
развивают у школьников логическое мышление.На уроках русского языка лексическая работа органически связана с
изучением словообразования, грамматики, орфографии и стилистики.
Принцип взаимосвязи различных разделов курса русского языка является
одним из основных требований методики. Поэтому овладение лексикой,
обогащение словарного запаса в значительной степени происходит в процессе
усвоения грамматики, её законов. При изучении грамматики, особенно
морфологии, происходит не только осознание грамматического строя, но и
углубляется понимание значения слова. Знакомство с частями речи
способствует введению в активный словарь учащихся большого количества
слов различных категорий. Прежде всего, учащиеся расширяют свой словарь
за счет лексикограмматических разрядов слов, овладевают грамматическими
закономерностями употребления этих слов в речи.
Выбор того или иного лексического упражнения определяется темой и
целью урока, а также завит от речевой подготовленности учащихся.
Изучая опыт лучших учителей русского языка, делаем вывод, что
словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом
должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от
профессионализма учителя. Применение новых технологий повышает
заинтересованность детей в уроке. А работа со словарями это одна из новых
технологий при обучении русскому языку – культуроведческая. Необходимо
формировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей, что,
безусловно, повысит уровень их культуры и речи. Я считаю, что благодаря
систематической словарной работе на уроках русского языка и литературы, у
моих учащихся возрос интерес к словарной работе и к русскому языку в
целом.Список использованной литературы
1. Т.М. Балыхина. О системности русской лексики и о системе в
обучение лексике. // Традиции и новации профессиональной деятельности
преподавателя русского языка сборник статей М.: РУДН, 2002
2. Дмитриева, Ульяна Михайловна. Методика преподавания русского
языка (специальная): учебнометодический комплекс / авт.сост. У. М.
Дмитриева, Е. П. Фур ; Новосиб. гос. пед. унт, Каф. логопедии и детской
речи. Новосибирск : НГПУ, 2012.
3. Методика преподавания грамматики, правописания и развития
речи: Учебнометод. Пособие / Сост. Т.П. Сальникова, М.: "Творческий
центр", 2000.
4. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика/Д.Н. Шмелев.5
е изд.М.:Либроком, 2009.