«Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка»

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 25.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Каждый учитель основной школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы подросток в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.Овладение новыми словами и уточнение значений знакомых детям слов является средством познания действительности; совершенствуется владение языком как средством общения. Поэтому расширению словарного запаса школьников в учебном процессе необходимо уделять большое внимание.
Иконка файла материала «Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка».doc
«Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка» Ежедневный   поток   информации,   содержащейся   в   радио­   и телепередачах,   в   печати,   в   художественных   произведениях,   порождает   у школьников массу лингвистических вопросов. Например, что означают слова консенсус, саммит, менеджер, инвестиция и т.п., как образуются формы 1­го лица   от   глаголов   победить,   убедить   и   т.д.,   как   образуется   форма родительного   падежа   множественного   числа   от   существительных   мечта, оконце, одеяльце, тельце и т.п., как образуется форма родительного падежа множественного   числа   от   некоторых   названий   народов   ­   балкар,   карел, туркмен, уйгур  и т.п.,  на какую  гласную  падает  ударение  в словах   иначе, кружится, творог и т.д., в кратких прилагательных влажна, влажны; бурна, бурны;   буйна,   буйны   и   т.д.,   употребляется   ли   форма   повелительного наклонения от глаголов слышать, видеть, хотеть, гнить, стоить, значить и др., как   пишутся   слова   мелочовка   или   мелочевка,   женьшень   или   жень­шень, плейер,   плэйер   или   плеер,   как   надо   произносить   слова   було(чн)ая   или було(шн)ая, моло(чн)ый или моло(шн)ый. Таких   вопросов   возникает   множество.   При   наличии   словарей   и справочников любой человек легко найдет каждый носитель русского языка самостоятельно. С помощью них дети учат сами себя. Словарь – это ключ от Дома знаний по русскому языку. Современный ученик должен иметь словари на своем столе постоянно и по мере появления вопросов обращаться к ним. Таким образом, изучение языка должно носить постоянный, систематический характер.   В   домашней   библиотеке   учеников   обязательно   должны   быть орфографический,   грамматический,   словообразовательный,   морфемный, толковый,   фразеологический   и   другие   словари   и   справочники.   Словари играют   большую   роль   в   современной   культуре,   в   них   отражаются   знания,накопленные обществом на протяжении веков. Они служат целям описания и   содействуют   повышению   правильности   и нормализации   языка, выразительности речи его носителей. Словари   принято   делить   на   два   типа:   энциклопедические   и лингвистические. Энциклопедические (от греч. enkyklios paideia – обучение по всему кругу знаний) словари содержат экстралингвистическую информацию об   описываемых   языковых   единицах;   эти   словари   содержат   сведения   о научных   понятиях,   терминах,   исторических   событиях,   персоналиях, географии и т.п. В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом. Вопрос   по   обогащению   словарного   запаса   современного   школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые   и   новые   слова,   многие   из   которых   трудны   и   непонятны.   Поэтому первостепенной   задачей   учителя   русского   языка   является   работа   над обогащением   и   уточнением   словарного   запаса   школьников:   чем   большим количеством   слов   владеет   человек,   тем   точнее   реализуется   коммуникация между людьми, как в устной, так и в письменной форме. Каждый   учитель   основной   школы   должен   организовать   работу   на уроках   русского   языка   так,  чтобы   подросток   в   процессе   обучения   учился размышлять,   анализировать,   сравнивать,   самостоятельно   делать   выводы.   А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь. В   настоящее   время   целенаправленное,   системное,   опирающееся   на лингвистические   знания   обучение   школьников   различным   видам   речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению и письму) находится в центре внимания   ученых­методистов   и   учителей­практиков.   Различные   аспекты методики обучения связной речи отражены в трудах Л.П. Федоренко, Т.А. Ладыженской, О.В. Сосновской, В.И. Капинос, Н.А. Пленкина, М.Р. Львова, Е.И. Никитиной, Е.В. Архиповой.Но, несмотря на имеющиеся разработки в области развития связной речи,   существует   тенденция   к   снижению   речевого   развития,   поскольку состояние   речи   современных   школьников   не   удовлетворяет   пока возрастающим потребностям устного и письменного общения. Низкий уровень речевого развития объясняется следующим:  интеллектуальное   развитие   многих   школьников   не позволяет   воспринимать   большой   объем   новой   информации,   которая наблюдается   в   лексике   современного   русского   языка   (заимствования, неологизмы);  трудностью   восприятия   материала,   неадаптированного   к современной жизненной ситуации и её тематической разобщенностью;  интенсивным   развитием   аудио,   видео,   компьютерных технологий,   способствующих   получению   информации   без   обращения   к литературным (книжным) источникам;  малый интерес современных школьников к русскому языку и литературе, непонимание роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни. Таким образом, необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во­первых, исключительно важной ролью   слова   в   языке   (являясь   центральной   единицей   языка,   оно   несет разнообразную   семантическую   информацию­понятийную,   эмотивную, функционально­стилистическую   и   грамматическую;   заполняя   определенные позиции   в   коммуникативных   единицах­предложениях,   слово   обеспечивает акты   речевого   общения   людей),   во­вторых,   потребностью   в   постоянном пополнении запаса слов (чем большим количеством слов владеет человек, темточнее   реализуется   коммуникация   между   людьми   как   в   устной,   так   и   в письменной форме). Слово, называя то или иное явление действительности, закрепляет в сознании человека  результаты его познавательной  деятельности. Вместе  со словом   к   человеку   приходят   знания   о   мире,   развивается   его   мышление, обеспечивается его общение с людьми, говорящими на данном языке. Овладение   новыми   словами   и   уточнение   значений   знакомых   детям слов   является   средством   познания   действительности;   совершенствуется владение языком как средством общения. Поэтому расширению словарного запаса   школьников   в   учебном   процессе   необходимо   уделять   большое внимание. Словарный   запас   учащихся   расширяется   вне   школы   (в   результате общения   со   взрослыми,   чтения   книг   и   газет,   просмотра   кинофильмов   и телепередач,   слушания   радио)   и   в   школе   (при   изучении   любого   учебного предмета). Каждый предмет дает возможность детям овладеть прежде всего специальной   лексикой   и   фразеологией,   например,   литературоведческой, общественно­политической,   биологической,   химической   и   т.п.,   но   особую роль в обогащении словарного запаса учащихся играют уроки русского языка, на которых ведется работа над общеупотребительным словами, относящимися к различным лексико­семантическим группам. Обогащение словарного запаса учащихся выделено в особую область методики развития речи учащихся со своим объектом, со своими методами исследования, со своим содержанием и методами обучения. Обогащение   словарного   запаса   учащихся   как   особое   и   важнейшее направление   в   работе   учителя   русского   языка   призвано,   во­первых, разъяснить (семантизировать) незнакомые детям слова и отдельные значениямногозначных   слов,   уточнить   смысл   (семантику)   известных   значений многозначных слов и обучить детей точному употреблению слов; во­вторых, развить у детей умение употреблять слова в зависимости от типа и стиля речи;   в­третьих,   заменить   в   словарном   запасе   ученика   диалектные   или просторечные слова(если они имеются) на эквивалентные им литературные слова. Вместе с тем очевидно: чем больше объем словарного запаса ученика, тем   его   речь   богаче,   тем   лучше   язык   обслуживает   коммуникацию,   лучше обеспечивается понимание учеником произведений разных функциональных стилей. В связи с необходимостью обогащения словарного запаса учащихся возникает   задача   создания   лексического   минимума   общеупотребительных слов при решении этой задачи возникают определенные трудности: не изучен словарный   запас   детей,   с   которым   они   приходят   в   школу;   значительно разнится   объем   словарного   запаса   школьников   одного   возраста,   в   речи учеников встречаются диалектные и просторечные слова. Учитывая   необходимость   в   отборе   слов   с   целью   создания лексического   минимума,   одни   ученые   предлагают   брать   за   основу грамматико­орфографические трудности слов, другие – смысловую ценность слов для обогащения словарного запаса учащихся. Первый путь отбора слов был назван грамматико­орфографическим направлением в словарной работе, а   второй   –   семантическим.   Семантическое   направление   отражает тематический подход к отбору слов. В методике у истоков этого направления были М. А. Рыбников, К. Б. Бархин, В. А. Добромыслов, Е. Н. Петрова, Н. П. Каноныкин.   Думается,   что   семантическое   направление   в   отборе   слов   для лексического   минимума   является   более   перспективным   для   обогащения словарного запаса учащихся.Выделяются следующие принципы методики обогащения словарного запаса учащихся: 1. соотнесение слова и реалий (предмета или рисунка этого предмета) при толковании лексического значения слова. 2.   рассмотрение   слова   в   его   родо­видовых,   синонимических   и антонимических   связях,   в   его   структурно­семантических   отношениях   с родственными словами; 3. показ слова в его окружении с другими словами с целью выявления сочетаемости слова с другими словами; 4. показ употребительности слова в определенных стилях; 5. включение слова в контекст словосочетания, предложения, связного текста. Первый   и   второй   принципы   необходимы   при   семантизации   слов, четвертый и пятый – при актуализации слов, третий принцип нужен и для семантизации, и для актуализации. Работа по обогащению словарного запаса учащихся – это в первую очередь   лексические   виды   работ.   К   лексическим   упражнениям   следует отнести   такие,   в   процессе   выполнения   которых   учащиеся   овладевают определенным   кругом   лексических   понятий,   что   способствует совершенствованию их речевых умений и навыков, и обогащают свой словарь семантически   новыми   для   них   словами.   Проводимые   в   системе,   эти упражнения способствуют закреплению лексических понятий, активизируют словарь   учащихся,   воспитывают   у   них   внимание   к   слову   и   его   значению, развивают у школьников логическое мышление.На уроках русского языка лексическая работа органически связана с изучением   словообразования,   грамматики,   орфографии   и   стилистики. Принцип   взаимосвязи   различных   разделов   курса   русского   языка   является одним   из   основных   требований   методики.   Поэтому   овладение   лексикой, обогащение словарного запаса в значительной степени происходит в процессе усвоения   грамматики,   её   законов.   При   изучении   грамматики,   особенно морфологии, происходит не только осознание грамматического строя, но и углубляется   понимание   значения   слова.   Знакомство   с   частями   речи способствует введению в активный словарь учащихся большого количества слов различных категорий. Прежде всего, учащиеся расширяют свой словарь за счет лексико­грамматических разрядов слов, овладевают грамматическими закономерностями употребления этих слов в речи. Выбор того или иного лексического упражнения определяется темой и целью урока, а также завит от речевой подготовленности учащихся. Изучая   опыт   лучших   учителей   русского   языка,   делаем   вывод,   что словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна   занимать   ведущее   место.   Эффективность   этой   работы   зависит   от профессионализма   учителя.   Применение   новых   технологий   повышает заинтересованность детей в уроке. А работа со словарями ­ это одна из новых технологий при обучении русскому языку – культуроведческая. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры и речи.  Я считаю, что благодаря систематической словарной работе на уроках русского языка и литературы, у моих   учащихся   возрос   интерес   к   словарной   работе   и   к   русскому   языку   в целом.Список использованной литературы 1. Т.М. Балыхина. О системности русской лексики и о системе в  обучение лексике. // Традиции и новации профессиональной деятельности  преподавателя русского языка сборник статей ­ М.: РУДН, 2002 2. Дмитриева, Ульяна Михайловна. Методика преподавания русского  языка (специальная): учебно­методический комплекс / авт.­сост. У. М.  Дмитриева, Е. П. Фур ; Новосиб. гос. пед. ун­т, Каф. логопедии и детской  речи. ­ Новосибирск : НГПУ, 2012. 3. Методика преподавания грамматики, правописания и развития  речи: Учебно­метод. Пособие / Сост. Т.П. Сальникова, М.: "Творческий  центр", 2000. 4. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика/Д.Н. Шмелев.­5  ­е изд.­М.:Либроком, 2009.

Посмотрите также