«Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка»
Оценка 4.7

«Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка»

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
русский язык +1
10 кл—11 кл +1
24.06.2017
«Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка»
Каждый учитель основной школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы подросток в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.Овладение новыми словами и уточнение значений знакомых детям слов является средством познания действительности; совершенствуется владение языком как средством общения. Поэтому расширению словарного запаса школьников в учебном процессе необходимо уделять большое внимание.
«Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка».doc
«Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка» Ежедневный   поток   информации,   содержащейся   в   радио­   и телепередачах,   в   печати,   в   художественных   произведениях,   порождает   у школьников массу лингвистических вопросов. Например, что означают слова консенсус, саммит, менеджер, инвестиция и т.п., как образуются формы 1­го лица   от   глаголов   победить,   убедить   и   т.д.,   как   образуется   форма родительного   падежа   множественного   числа   от   существительных   мечта, оконце, одеяльце, тельце и т.п., как образуется форма родительного падежа множественного   числа   от   некоторых   названий   народов   ­   балкар,   карел, туркмен, уйгур  и т.п.,  на какую  гласную  падает  ударение  в словах   иначе, кружится, творог и т.д., в кратких прилагательных влажна, влажны; бурна, бурны;   буйна,   буйны   и   т.д.,   употребляется   ли   форма   повелительного наклонения от глаголов слышать, видеть, хотеть, гнить, стоить, значить и др., как   пишутся   слова   мелочовка   или   мелочевка,   женьшень   или   жень­шень, плейер,   плэйер   или   плеер,   как   надо   произносить   слова   було(чн)ая   или було(шн)ая, моло(чн)ый или моло(шн)ый. Таких   вопросов   возникает   множество.   При   наличии   словарей   и справочников любой человек легко найдет каждый носитель русского языка самостоятельно. С помощью них дети учат сами себя. Словарь – это ключ от Дома знаний по русскому языку. Современный ученик должен иметь словари на своем столе постоянно и по мере появления вопросов обращаться к ним. Таким образом, изучение языка должно носить постоянный, систематический характер.   В   домашней   библиотеке   учеников   обязательно   должны   быть орфографический,   грамматический,   словообразовательный,   морфемный, толковый,   фразеологический   и   другие   словари   и   справочники.   Словари играют   большую   роль   в   современной   культуре,   в   них   отражаются   знания, накопленные обществом на протяжении веков. Они служат целям описания и   содействуют   повышению   правильности   и нормализации   языка, выразительности речи его носителей. Словари   принято   делить   на   два   типа:   энциклопедические   и лингвистические. Энциклопедические (от греч. enkyklios paideia – обучение по всему кругу знаний) словари содержат экстралингвистическую информацию об   описываемых   языковых   единицах;   эти   словари   содержат   сведения   о научных   понятиях,   терминах,   исторических   событиях,   персоналиях, географии и т.п. В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом. Вопрос   по   обогащению   словарного   запаса   современного   школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые   и   новые   слова,   многие   из   которых   трудны   и   непонятны.   Поэтому первостепенной   задачей   учителя   русского   языка   является   работа   над обогащением   и   уточнением   словарного   запаса   школьников:   чем   большим количеством   слов   владеет   человек,   тем   точнее   реализуется   коммуникация между людьми, как в устной, так и в письменной форме. Каждый   учитель   основной   школы   должен   организовать   работу   на уроках   русского   языка   так,  чтобы   подросток   в   процессе   обучения   учился размышлять,   анализировать,   сравнивать,   самостоятельно   делать   выводы.   А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь. В   настоящее   время   целенаправленное,   системное,   опирающееся   на лингвистические   знания   обучение   школьников   различным   видам   речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению и письму) находится в центре внимания   ученых­методистов   и   учителей­практиков.   Различные   аспекты методики обучения связной речи отражены в трудах Л.П. Федоренко, Т.А. Ладыженской, О.В. Сосновской, В.И. Капинос, Н.А. Пленкина, М.Р. Львова, Е.И. Никитиной, Е.В. Архиповой. Но, несмотря на имеющиеся разработки в области развития связной речи,   существует   тенденция   к   снижению   речевого   развития,   поскольку состояние   речи   современных   школьников   не   удовлетворяет   пока возрастающим потребностям устного и письменного общения. Низкий уровень речевого развития объясняется следующим:  интеллектуальное   развитие   многих   школьников   не позволяет   воспринимать   большой   объем   новой   информации,   которая наблюдается   в   лексике   современного   русского   языка   (заимствования, неологизмы);  трудностью   восприятия   материала,   неадаптированного   к современной жизненной ситуации и её тематической разобщенностью;  интенсивным   развитием   аудио,   видео,   компьютерных технологий,   способствующих   получению   информации   без   обращения   к литературным (книжным) источникам;  малый интерес современных школьников к русскому языку и литературе, непонимание роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни. Таким образом, необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во­первых, исключительно важной ролью   слова   в   языке   (являясь   центральной   единицей   языка,   оно   несет разнообразную   семантическую   информацию­понятийную,   эмотивную, функционально­стилистическую   и   грамматическую;   заполняя   определенные позиции   в   коммуникативных   единицах­предложениях,   слово   обеспечивает акты   речевого   общения   людей),   во­вторых,   потребностью   в   постоянном пополнении запаса слов (чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее   реализуется   коммуникация   между   людьми   как   в   устной,   так   и   в письменной форме). Слово, называя то или иное явление действительности, закрепляет в сознании человека  результаты его познавательной  деятельности. Вместе  со словом   к   человеку   приходят   знания   о   мире,   развивается   его   мышление, обеспечивается его общение с людьми, говорящими на данном языке. Овладение   новыми   словами   и   уточнение   значений   знакомых   детям слов   является   средством   познания   действительности;   совершенствуется владение языком как средством общения. Поэтому расширению словарного запаса   школьников   в   учебном   процессе   необходимо   уделять   большое внимание. Словарный   запас   учащихся   расширяется   вне   школы   (в   результате общения   со   взрослыми,   чтения   книг   и   газет,   просмотра   кинофильмов   и телепередач,   слушания   радио)   и   в   школе   (при   изучении   любого   учебного предмета). Каждый предмет дает возможность детям овладеть прежде всего специальной   лексикой   и   фразеологией,   например,   литературоведческой, общественно­политической,   биологической,   химической   и   т.п.,   но   особую роль в обогащении словарного запаса учащихся играют уроки русского языка, на которых ведется работа над общеупотребительным словами, относящимися к различным лексико­семантическим группам. Обогащение словарного запаса учащихся выделено в особую область методики развития речи учащихся со своим объектом, со своими методами исследования, со своим содержанием и методами обучения. Обогащение   словарного   запаса   учащихся   как   особое   и   важнейшее направление   в   работе   учителя   русского   языка   призвано,   во­первых, разъяснить (семантизировать) незнакомые детям слова и отдельные значения многозначных   слов,   уточнить   смысл   (семантику)   известных   значений многозначных слов и обучить детей точному употреблению слов; во­вторых, развить у детей умение употреблять слова в зависимости от типа и стиля речи;   в­третьих,   заменить   в   словарном   запасе   ученика   диалектные   или просторечные слова(если они имеются) на эквивалентные им литературные слова. Вместе с тем очевидно: чем больше объем словарного запаса ученика, тем   его   речь   богаче,   тем   лучше   язык   обслуживает   коммуникацию,   лучше обеспечивается понимание учеником произведений разных функциональных стилей. В связи с необходимостью обогащения словарного запаса учащихся возникает   задача   создания   лексического   минимума   общеупотребительных слов при решении этой задачи возникают определенные трудности: не изучен словарный   запас   детей,   с   которым   они   приходят   в   школу;   значительно разнится   объем   словарного   запаса   школьников   одного   возраста,   в   речи учеников встречаются диалектные и просторечные слова. Учитывая   необходимость   в   отборе   слов   с   целью   создания лексического   минимума,   одни   ученые   предлагают   брать   за   основу грамматико­орфографические трудности слов, другие – смысловую ценность слов для обогащения словарного запаса учащихся. Первый путь отбора слов был назван грамматико­орфографическим направлением в словарной работе, а   второй   –   семантическим.   Семантическое   направление   отражает тематический подход к отбору слов. В методике у истоков этого направления были М. А. Рыбников, К. Б. Бархин, В. А. Добромыслов, Е. Н. Петрова, Н. П. Каноныкин.   Думается,   что   семантическое   направление   в   отборе   слов   для лексического   минимума   является   более   перспективным   для   обогащения словарного запаса учащихся. Выделяются следующие принципы методики обогащения словарного запаса учащихся: 1. соотнесение слова и реалий (предмета или рисунка этого предмета) при толковании лексического значения слова. 2.   рассмотрение   слова   в   его   родо­видовых,   синонимических   и антонимических   связях,   в   его   структурно­семантических   отношениях   с родственными словами; 3. показ слова в его окружении с другими словами с целью выявления сочетаемости слова с другими словами; 4. показ употребительности слова в определенных стилях; 5. включение слова в контекст словосочетания, предложения, связного текста. Первый   и   второй   принципы   необходимы   при   семантизации   слов, четвертый и пятый – при актуализации слов, третий принцип нужен и для семантизации, и для актуализации. Работа по обогащению словарного запаса учащихся – это в первую очередь   лексические   виды   работ.   К   лексическим   упражнениям   следует отнести   такие,   в   процессе   выполнения   которых   учащиеся   овладевают определенным   кругом   лексических   понятий,   что   способствует совершенствованию их речевых умений и навыков, и обогащают свой словарь семантически   новыми   для   них   словами.   Проводимые   в   системе,   эти упражнения способствуют закреплению лексических понятий, активизируют словарь   учащихся,   воспитывают   у   них   внимание   к   слову   и   его   значению, развивают у школьников логическое мышление. На уроках русского языка лексическая работа органически связана с изучением   словообразования,   грамматики,   орфографии   и   стилистики. Принцип   взаимосвязи   различных   разделов   курса   русского   языка   является одним   из   основных   требований   методики.   Поэтому   овладение   лексикой, обогащение словарного запаса в значительной степени происходит в процессе усвоения   грамматики,   её   законов.   При   изучении   грамматики,   особенно морфологии, происходит не только осознание грамматического строя, но и углубляется   понимание   значения   слова.   Знакомство   с   частями   речи способствует введению в активный словарь учащихся большого количества слов различных категорий. Прежде всего, учащиеся расширяют свой словарь за счет лексико­грамматических разрядов слов, овладевают грамматическими закономерностями употребления этих слов в речи. Выбор того или иного лексического упражнения определяется темой и целью урока, а также завит от речевой подготовленности учащихся. Изучая   опыт   лучших   учителей   русского   языка,   делаем   вывод,   что словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна   занимать   ведущее   место.   Эффективность   этой   работы   зависит   от профессионализма   учителя.   Применение   новых   технологий   повышает заинтересованность детей в уроке. А работа со словарями ­ это одна из новых технологий при обучении русскому языку – культуроведческая. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры и речи.  Я считаю, что благодаря систематической словарной работе на уроках русского языка и литературы, у моих   учащихся   возрос   интерес   к   словарной   работе   и   к   русскому   языку   в целом. Список использованной литературы 1. Т.М. Балыхина. О системности русской лексики и о системе в  обучение лексике. // Традиции и новации профессиональной деятельности  преподавателя русского языка сборник статей ­ М.: РУДН, 2002 2. Дмитриева, Ульяна Михайловна. Методика преподавания русского  языка (специальная): учебно­методический комплекс / авт.­сост. У. М.  Дмитриева, Е. П. Фур ; Новосиб. гос. пед. ун­т, Каф. логопедии и детской  речи. ­ Новосибирск : НГПУ, 2012. 3. Методика преподавания грамматики, правописания и развития  речи: Учебно­метод. Пособие / Сост. Т.П. Сальникова, М.: "Творческий  центр", 2000. 4. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика/Д.Н. Шмелев.­5  ­е изд.­М.:Либроком, 2009.

«Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка»

«Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка»

«Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка»

«Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка»

«Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка»

«Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка»

«Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка»

«Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка»

«Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка»

«Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка»

«Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка»

«Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка»

«Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка»

«Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка»

«Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка»

«Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка»

«Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка»

«Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2017