Урок русского языка. Комплексный анализ текста.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 20.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Чего хочет от ученика преподаватель, требуя провести комплексный анализ текста? План такого задания включает несколько пунктов, которые мы рассмотрим в данной статье. В работе должны быть учтены исторические реалии, в которых создавалось произведение, характеры и роли героев (как главных, так и второстепенных), особенности языка и построения структуры текста.
Иконка файла материала Урок русского языка. Комплексный анализ текста..doc
Урок русского языка  Тема: Комплексный анализ текста. Работа над сочинением­ рассуждением (ЕГЭ, часть С). Русский язык. 11 класс Тип урока ­ урок формирования умений и навыков учащихся.  Цели: образовательные аспекты:   учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию   домашнего сочинения;  закрепить знания учащихся, реализуя на практике принципы  взаимосвязи изучения лексики, грамматики, стилистики с работой по  орфографии и пунктуации  развивающий аспект: формировать умение определять основную  проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов;  стимулировать мыслительную  деятельности, творческие способности учащихся;  воспитательный аспект: формирование гражданской позиции;  воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг  нас. Задачи: Повторить такие разделы науки о языке, как:  1. стилистика – стили литературного языка, типы речи, связь предложений в тексте (доказать принадлежность данного отрывка к тексту); 2. лексика прямое и переносное значение слов, синонимы, антонимы,  работа со словарём; 3. орфография – правописание безударных гласных в корне слова, з/с в  приставках, н­нн в причастиях и прилагательных, слитное и раздельное  написание не с причастиями; 4. синтаксис ­ синтаксический разбор предложений, обособленные  обстоятельства и определения; 5. пунктуация – знаки препинания в сложносочиненном,  сложноподчинённом и бессоюзном сложном предложениях. Оборудование: выставка книг, таблицы, раздаточный материал, текст,  диск с записью звуков моря, презентация урока, запись текста для  прослушивания.Ход урока: (слайд 1)  1.Оргмомент.  2.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности. Вызов интереса  Записываем в тетради: «Число. Классная работа. Работа с текстом».  Итак, работа на уроке – это подготовка к ЕГЭ по русскому языку, к  сочинению­рассуждению  А ещё это подготовка к домашней работе.  Домашнее задание:  Запишите домашнее задание. Сборник изложений. Текст № 1:  1. Напишите сочинение­рассуждение по прочитанному тексту  2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных  автором текста 3. Сформулируйте позицию автора 4. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором данного  текста, привести аргументы, опираясь на жизненный или читательский  опыт. Слайд №4  Ч А Й К И (1) Они появились неожиданно, эти большие серые птицы. (2) Л..тели за  т..плоходом пл..нировали широко раскинув крылья и вдруг выпуская  кр..сноватые лапки пикировали на пе(н,нн)ые буруны вздымающиеся над  в..дя(н,нн)ым пространством.  (3) Это были морские чайки, (не) похожие на наших, речных. (4) Тела их,  серовато­белые, точеные, переливались в ярких лучах дневного солнца. (5)  Где­то на середине широких крыльев белый цвет переходил в серый, густой,  мягкий, бархатистый.  (6) Они были очень красивы, эти чайки над Енисеем!(7) Первыми заметили чаек дети. (8) Маленький мальчик, белоголо¬вый, в  матроске, крикнул:  ­ Мама, чайки!  (9) И застыл, завороженный, у борта. (10) Скоро вся палуба была полна  людьми ...  (11) Чайки, плавно проносясь, на секунду застывали на гребне и тут же  взмывали, зажимая в клювах добычу ... (12) Чаек становилось все больше. (13) Они чертили воздух, взлетали, садились и что­то гортанно, с клекотом  кричали.  (14) Люди на палубе кричали, как дети, в ответ, махали руками.  (15) Я смотрел на своих знакомых и не узнавал их. (16) Куда девалась их  солидность!..  (17) И вдруг появился этот человек, в надвинутой на брови кеп¬ке, в темном  пиджаке, с руками, покрытыми густой паутиной нако¬лки. (18) Он подошел к  мальчику в матроске, положил тяжёлую руку ему на голову и спросил:  ­ Хочешь чайку?  (19) ­ Хочу.  (20) Человек засмеялся:  ­ Сейчас мы его.  (21) Он вынул из кармана моток суровых ниток, поискал и вытянул большой  четырехзубый крючок, похожий на жало.  (22) ­ Сейчас мы его,­ повторил человек и повернулся к мальчи¬ку: ­ Дай­ка  хлеба.  (23) Мальчик принес хлеба. (24) Человек утопил жало в мякоти, зале¬пил его  со всех сторон на широкой темной ладони. (25) Он работал аккуратно, (не)  торопясь, со знанием дела. (26) Все см..трели и молчали.  (27) Человек подергал нитку повыше крючка и бросил его за борт. (28) На  палубе стало тихо. (29) Молчали взрослые, молчали ребята ...(30) Кусок хлеба за кормой то возникал, покачиваясь на гребне, то исчезал в  провалах между волнами. (31) Моток в руках человека разматывался и таял.  (32) Человек пускал дым сквозь едва разжимавшиеся губы и цедил:  ­ Сейчас мы его.  (33) Чайки проносились над предательским куском, почти касаясь его  крыльями, пикировали, но почему­то все время промахивались.  (34) Вдруг одна качнула раскинутыми крыльями, и мы поняли: она будет  пикировать.4 (35) Это была очень красивая чайка, с почти перла¬мутровым  телом. (36) Она камнем упала на гребень и взмыла, вскинув красивую голову.  (37) В клюве белел размокший кусок хлеба.  (38) Мы все, кто стоял на палубе, радостно, ликующе, торжествующе  закричали, восторженно замахали руками.4  (39) Человек с тёмными наколотыми руками торопливо смотал бечёвку,  подхватил пустой четырёхзубый крючок и спросил:  ­ У кого есть хлеб?  (40) Никто ему (не) ответил. (326 слов.)  (По Ю. Графскому)  2. Знакомство с текстом (презентация)   Можем ли мы сказать, что перед нами текст? (Да. Ответы)  Слайд №5  Текст – целостное речевое произведение, имеющее своё начало, структуру развёртывания мысли и конец, как завершение.  Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.  Предложения в тексте расположены строго в определённой  последовательности.   Каковы основные правила построения текста? (Отвечают на вопрос, а на экране появляется таблица.) Слайд №6Таблица: основные правила построения текста  Заглавие  Начало, основная мысль, заключение  Абзацное членение  Композиционная завершённость  Предложения следуют в строго определённом порядке и связаны по  смыслу и грамматически  Между собой предложения связаны при помощи цепной и параллельной  связи (пояснение).  Вид текста (стиль речи).  Тип речи.   Средства художественной выразительности. К какому стилю речи можно отнести этот текст? ( Ответы)  Слайд №7  К какому типу речи можно отнести этот текст?(Ответы)  Слайд №8  *** Это повествование, т.к. в основе текста лежит случай. Можно задать  вопрос – что произошло? И в то же время здесь есть элементы описания чайки и человека с густой паутиной наколок.  Выступает ученик и приводит доказательства. Это повествование, т.к. автор не только передаёт в определённой  последовательности все тесно связанные между собой события, но и подробно называет их. Мы словно видим всё происходящее. Это достигается за счёт  сменяющих друг друга и называющих действия глаголов прошедшего времени  совершенного и несовершенного вида, а так же деепричастных оборотов.  Ярко выделяется начало повествования:  место ­ море, теплоход, Енисей; время – в один из солнечных дней; действующее лицо – Юрий Графский.Середина повествования – рассказывается о красоте морских чаек, бездушии  человека, решившего поймать чайку на крючок, о торжестве справедливости и молчаливом осуждении жестокого поступка.  Конец повествования – развязка истории. Это чувство радости за чайку,  сумевшую обмануть человека в тёмном пиджаке.  Можно даже сказать, что это рассказ, т.к. перед нами небольшое произведение повествовательного типа, в котором речь идёт о случае, произошедшем с  автором.  Слайд №9   Действительно, если мы рассмотрим таблицу, то увидим… (таблица  спроектирована через  диапроектор).  О чём же этот рассказ? ( Ответы) *** Рассказ Юрия Графского о красоте морских чаек, о радости  общения с удивительными птицами, о человеческом бездушии,  душевном убожестве, молчаливом презрении и осуждении жестокого  поступка   Что помогает автору передать свои мысли и чувства, воздействовать на  читателя? ( средства художественной выразительности).  Давайте вспомним, какие средства художественной выразительности мы знаем? Терминологический диктант *Сочетание противоположных по значению слов (оксюморон)  *изображение одного явления с помощью сопоставления с другим (сравнение) *чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета (гипербола)  *образное определение (эпитет)  *перенесение значения по сходству (метафора)  *расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей  значимости (градация)  *одинаковое начало нескольких предложений (анафора)  *одинаковая концовка (эпифора)*членение предложения на части, при котором какая­то часть его отделяется  от основной на письме точкой, многоточием или тире (парцелляция)  *расположении членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный порядок слов для усиления выразительности (инверсия)  Слайд №10  (Оксюморон, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, градация, анафора,  эпифора, парцелляция, инверсия.)  На экране проецируется правильный ответ.  А какие средства художественной выразительности есть в нашем тексте?  (работаем с рецензией. Через 3 минуты один из учеников читает образец  рецензии, текст которой лежит на парте у каждого ученика)  Прочитайте фрагмент рецензии на данный текст. В этом фрагменте  анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков  цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите  последовательность цифр на бланке.  Каждая строчка в тексте Ю.С. Графского пронизана любовью к природе,  восхищением красотой морских чаек. Чтобы выразить глубину своего  чувства, передать любование этими чайками над Енисеем, автор использует  ____ («были очень красивы», «красивая чайка», «красивую голову»), ____(«… чертили воздух, взлетали, садились и что­то гортанно, с клёкотом кричали»),  ____ («плавно проносясь», «широко раскинув крылья»). А ____ («как дети»)  показывает, с каким восторгом восприняли появление птиц взрослые.  Писатель не ставит своей целью в чём­то убедить читателей, он стремится  передать своё презрение к человеку в кепке, душевное убожество которого  наиболее ярко подчеркивают ____ («с наколотыми руками», «предательский  кусок»), ____ («густой паутиной наколок»).  Умолчание в конце одного из предложений передаёт переживания взрослых и  детей за жизнь чайки.  И всё­таки справедливость восторжествовала, об этом говорит умелое  использование ____ («радостно, ликующе, торжествующе»), которая  подтверждает, что человеку никогда не была безразлична судьба наших  братьев меньших.  Список терминов:1. сравнение; 2. парцелляция; 3. метафора; 4. ряды однородных членов; 5. инверсия; 6. лексический повтор слов; 7. гипербола; 8. обособленные обстоятельства; 9. олицетворение; 10.анафора; 11.эпифора; 12.эпитеты; 13.градация. Слайд №11 (проверка)  (Листочки с ответами рецензии собираю. На экране проецируется правильный ответ.)   Все средства названы? Учащиеся должны найти ещё два средства  художественной выразительности. Если они затрудняются –  подсказываю. (Парцелляция, инверсия.)  Какие синтаксические конструкции преобладают в данном тексте?  (Ответы. Предложения с обособленными членами).  А какие члены предложения называются обособленными?(Ответы) Слайд №12  Найдите предложение, в котором присутствуют обособленные определения и  обстоятельства?  Л..тели за т..плоходом пл..нировали широко раскинув крылья и вдруг  выпуская кр..сноватые лапки пикировали на пе(н,нн)ые буруны вздымающиеся над в..дя(н,нн)ым пространством.  Слайд №13,14А на какие орфограммы пропущены буквы в данном предложении?(Ответы)  У доски 3 ученика приводят примеры, рассказывают правила  1. безударная гласная в корне слова: появились, большие, летели, морские; 2. О/Е после шипящих и Ц: крючок, тяжёлую, подошёл, бечёвку; 3. Н,НН в прилагательных и причастиях: точёные, пенные, водяным,  заворожённый.  Когда в прилагательных мы будем писать Н, НН? (ответ)  Буквенный диктант 1. раненный в бою 2. крашеная рама 3. званый ужин 4. вещь спрятана 5. девочка взволнованна 6. ветреный день 7. старинная вещь 8. серебряная монета 9. нерешённая задача 10.заворожённый взгляд  Какая часть речи встречалась в нашем диктанте чаще? (причастия,  прилагательные)  Вспомним, как образуются причастия: морфемный и  словообразовательный разбор слов: ВЗДЫМАЮЩИЕСЯ ЗАВОРОЖЁННЫЙ.   Какое лексическое значение у слова ЗАВОРОЖЁННЫЙ? Подберите к  нему синонимы  Для чего писатель использует в тексте причастные обороты,  прилагательные? (чтобы показать красоту птиц) Какие ключевые слова, подтверждающие красоту птиц, можно выписать из текста? Назовите в виде словосочетаний, определите тип связи. Красивая чайка (согласование) гортанно кричали (примыкание) перламутровым телом (согласование) переливались в лучах (управление) Какие синтаксические конструкции преобладают в этом тексте?  (предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными  деепричастными оборотами, с однородными члены предложения,  сложноподчинённые и бессоюзные сложные предложения).  Произведите синтаксический разбор предложения. (Только грамматические  основы!) Объясните постановку знаков препинания.  Слайд №15,16  (34) Вдруг одна качнула раскинутыми крыльями и мы поняли она будет  пикировать.  Слайд №17,18  (38) Мы все кто стоял на палубе радостно ликующе торжествующе закричали  восторже(н,нн)о зам..хали руками.   Но в этом тексе есть и ошибки! Найдите среди предложений 10­16  предложения с грамматической ошибкой. Слайд №19   Итак, какова же главная мысль данного текста?  Какую проблему поднимает автор текста? (отношение человека к  окружающей среде, к братьям нашим меньшим; безразличие и бездушие  окружающих, безмолвное осуждение)  Какова позиция автора? (автор осуждает человека в надвинутой на  брови кепке, и это презрение передаётся через выражения: В тёмном пиджаке  Руками, покрытыми густой паутиной наколок Тяжёлая рука Широкая тёмная ладоньЕдва разжимавшиеся губы С тёмными наколотыми руками  А как вы относитесь к этому человеку? Осуждаем его, и в то же время людей, стоящих на палубе. Хорошо, что  крючок, похожий на жало, не смог погубить чайку. Очень обидно за  людей, спокойно наблюдавших за происходящим со стороны.   Итак, мы подошли к нашей основной теме – к написанию сочинения. Из  скольких частей должно состоять наше сочинение?  Класс разбиваю на 4 группы.  Через 3 минуты слушаю по одному человеку по каждой части, в конце –  полное сочинение Подвожу итог. Слайд №20   Комментирую оценки. Использованные источники:  1. Бабайцева В.В. Русский язык.10­11 кл.: учеб. Для общеобразоват.  Учреждений филол. Профиля – М.: Дрофа. 2013г. 2. Войлова К.А., Лебеденёва В.В. Контрольные и проверочные работы по  русскому языку.10­11 классы: Метод. Пособие.­ М.: Дрофа, 1997 3. Русский язык: Краткий справочник школьника. 5­11 классы/ К.А.  Войлова, Е.В. Клобуков, В.В. Леденёва, П.А. Лекант; под ре. П.А.  Леканта.­ М.:Дрофа, 1997

Посмотрите также