Дата: 21 ноября
Класс: 5 “В”
Тема урока: Борис Степанович Житков рассказ «Кружечка под елочкой».
Цель урока:
Образовательная: - Ознакомить учащихся с содержанием рассказа Б. Житкова « Кружечка под ёлочкой» и создать условия для усвоения содержания рассказа;
Развивающая: - развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;
Воспитательная: - средством образного слова воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, наблюдательность.
К 1 -
К 5 -
Тип урока: Подача нового материала
Метод урока: Интерактивный и интегрированный
Оборудование: - учебник, портрет Б. Житкова и выставка книг писателя, презентация, картинки о рассказе, инсценировка по рассказу .
Ход урока:
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Ну, начнем урок, друзья!
Здравствуйте ребята, садитесь! Сегодня наш урок будет необычным, потому что у нас гости. Будьте внимательны и активны. Сейчас мы делимся на две команды:
1. Заботливые
2.Трудолюбивые
За каждый правильный ответ, оценю следующими смайликами:
1. Весёлый «5».
2.Серъезный «4»
3. Грустный «3».
II. Опрос домашнего задания.
- Какую тему проходили на прошлом уроке?
- На прошлом уроке проходили тему, рассказ М.М.Пришвина «Ребята и утята».
1. Пересказать содержание рассказа М.М.Пришвина «Ребята и утята».
2. Ответить на вопросы:
1.Какую ошибку совершили мальчики?
2. Кто им помог её исправить?
3. Составить «Кластер» к следующим словам:
Команде «Заботливые» - слово « Ребята».
Команде «Трудолюбивые» - слово «Утята».
Этот рассказ призывает нас, вас к сохренению сокровища природы, о ее бережливости. Умение видить и оценить эту красоту. Мы взаимосвязаны и с природой, и с животными.
III. Объяснение новой темы.
Вступительное слово учителя.
Сегодняшний урок посвящается к 137 летию со дня рождения писателя, прозаика, педагога, путешественника, исследователя Б. С. Житкова. Кем только он не был: Был ихтиологом, капитаном научно-исследовательского судна, штурманом парусника, рабочим-металлистом, морским офицером, моряком, химиком, инженером, учителем. Он очень любил море. Может быть, оттого, что вырос он в Одессе- городе, построенном у самого Черного моря. С детства Б.Житкова окружали океанские пароходы, баржи, лодки. Он очень любил наблюдать за жизнью домашних и диких животных. Всю жизнь он был защитником природы. Один за другим печатались рассказы о необычных приключениях мужественных моряках.
- А что вы знаете о Б. Житкове?
Общие сведения о жизни и творчестве Б.С. Житкова.
Ученик - 1. Борис Степанович Житков — российский писатель и путешественник. Борис Житков родился 30 августа 1882 года. Произошло это в городе Великий Новгород. Мальчик стал вторым ребенком в семье – первым была дочь Вера. Он вырос в интеллигентной семье.
Ученик - 2. Отец Бориса – Степан Васильевич - был преподавателем. Мать - Татьяна Павловна - была популярной пианисткой. Детство мальчика прошло в Одессе. Начальное образование Борис получает дома, а после поступает в гимназию . Потом поступает в университет на отделение естественных наук.
Ученик - 3. Житков сначала увлекается игрой на скрипке, на третьем курсе получает призы по парусному спорту. В итоге по совету знакомого решает стать моряком. После Житков сдает экзамены на штурмана. В роли штурмана парусного судна совершает походы в Турцию и Болгарию.
Ученик - 4. В литературу Борис Житков пришел довольно поздно. В 1909 году становится капитаном научно-исследовательского судна, принимавшего участие в ихтиологической экспедиции по Енисею.
Ученик - 5. После экспедиции Борис подает документы в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого на отделение судостроения.
Ученик – 6. В 1910 году отправляется в Данию для прохождения практики рабочим-металлистом. В 1912 году отправляется в свое первое кругосветное путешествие. Борис был в странах Азии – Индия, Япония и Китай.
Ученик - 7. В 1916 году оканчивает вуз по специальности инженера-судостроителя.
Борис Житков год служил в морской авиации. Борис Житков получает звание прапорщика по авиационной части. В 1917 году Житков оставляет службу и отправляется работать в морской порт.
Ученик – 8. Житков работает учителем в местную школу. Им было написано 74 очерка, 59 повестей и рассказов, 7 романов и 14 статей..
Ученик – 9. Писатель умело дрессировал животных, был столяром, моряком и охотником. Он работал над созданием игровых научных фильмов, писал пьесы, преподавал студентам. Борис играл на скрипке и знал всё о кораблях.
Ученик – 10. О личной жизни Житкова известно мало. Кочевой образ жизни не позволял писателю завести нормальную семью, поэтому к концу своих дней он жил гражданским браком с Верой Михайловной Арнольд.
Ученик – 11. Детей у Бориса не было, но был у Бориса племянник Алеша – сын старшей сестры.
Ученик – 12. Умер известный прозаик 19 октября 1938 года в Москве. Похоронен на шестом участке Ваганьковского кладбища. Он работал до последнего дня своей жизни, хотя причиной гибели стал рак лёгких.
1.Сообщение темы и цели урока.
2. Словарная работа
- Но прежде чем мы начнем читать, давайте познакомимся со сложными для понимания и чтения слова, которые встречаются в рассказе.
Сачок - конусообразный сетчатый мешок на ручке для ловли рыб, летающих насекомых.
Гребешок – вырост на голове некоторых птиц, пресмыкающихся.
Камыш – высокое водное или болотное растение.
Игра: Удивительный кубик. Закрепление новых слов.
В кубике шесть сторон и шесть вопросов на английском языке. Ученик выбирает один из вопросов и переводит на русском языке.
Duck - Кружка
Cup - Уточка
Christmas tree - Елочка
Blue fish - Голубая рыбка
Big fish - Красная рыбка
Small fish - Маленькая рыбка
Составление предложение с новыми словами:
1. Мальчик поставил кружку под елочку.
2. Уточка проглотил маленькую рыбку.
Ребята на земле есть разные рыбы, т.е самые крупные, средние и даже самые маленькие.
Сегодня мы узнаем о голубой, красной и самой маленькой рыбках, которые автор, Борис Житков рассказывает нам о неправильном, не честном поступке утенка.
3. Показ и прослушивание аудиозаписи рассказа Б. Житкова «Кружечка под ёлочкой».
4. Чтение рассказа Б. Житкова «Кружечка под ёлочкой», учителем и учениками.
5. Инсценировка сцен рассказа Б. Житкова «Кружечка под ёлочкой».
Рассказ "Кружечка под елочкой" Б. Житкова повествует о том, как мама учила утят ловить рыбу. Вот только один утенок пошел ее искать на берегу. Вместо того, чтобы ее ловить в озере, он начал носить ее из кружечки, в которую складывал свой улов мальчик. Но даже такую рыбку он не смог принести показать маме: две он упустил по своей невнимательности, а третью самую мелкую проглотил.
IV. Закрепление новой темы.
1. Ответы на вопросы по содержанию рассказа Б. Житкова «кружечка под ёлочку».
2. Грамматическое задание. Каждой команде по одному заданию. Вставьте правильные по смыслу окончания.
3. Задание. Дать характеристику главным героям:
4. Задание. Подберите пословицу к рассказу.
Этому рассказу больше всего подходит, - вторая: «На чужой каравай - рта не разевай».
Мы не зря называли команд: «Трудолюбивые и Заботливые». Надо быть трудолюбивым и заботливым. Уметь оценить труд каждого.
V. Итог урока.
1. Оценивание знаний учащихся.
Рассказ учит быть честным, трудолюбивым, не хитрить, не обманывать, не присваивать себе плоды чужого труда. А мальчику следовало бы не оставлять свой улов без присмотра, чтобы не потерять его. Учит самому делать порученное дело, не пытаться лукавить и обманывать. Учит не оставлять вещи без присмотра. Учит тому, что воровать не хорошо и почёта это дело не принесёт.
VI. Домашнее задание. Стр. 182. Пересказать содержание рассказа Б. Житкова «Кружечка под ёлочкой».
Урок окончен. До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.