«Рассказ Леонида Андреева «Кусака» с точки зрения анималистического жанра»
Оценка 5

«Рассказ Леонида Андреева «Кусака» с точки зрения анималистического жанра»

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
русская литература
7 кл
07.01.2017
«Рассказ Леонида Андреева «Кусака» с точки зрения анималистического жанра»
Автор определяет понятие анималистического образа в художественном произведении через методы, классификацию. Очень ярко с точки зрения анималистики рассматривается образ собаки в рассказе Андреева «Кусака» Построение рассказа строится ученицей на сопоставлении противоположностей: любовь и ненависть; добро и зло…Хорошо просматривается своё личное отношение к проблеме.Исследовательская работа
Анималистика.doc

МКУ Управление образования Администрации Первомайского района

                      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                             Комсомольская средняя общеобразовательная школа

 

 

           Направление и номинация: лингвистические исследования - литература

 

 

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА

 

по теме «Рассказ Леонида Андреева «Кусака» с точки зрения анималистического жанра»

 

                                                  Рамхиной  Екатерины Евгеньевны,

 

обучающейся 7  класса  МБОУ Комсомольской  СОШ

 

Руководитель: Войнич Татьяна Альбертовна – учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

с. Комсомольск.

2016 год

 

 

 

 

Оглавление:


Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Анималистический жанр в мировой художественной литературе

1.1.Образы животных в мифологии и художественной литературе............4

1.2. История образа собаки как вечного образа в художественной 

литературе.....................................................................................................5-6

 Глава 2.1. Образ собаки в рассказе Л. Андреева «Кусака»…….            7-8   

2.2. Судьба собаки как показатель духовного состояния общества........ 9

Заключение..........................................................................................................10

Список литературы..............................................................................................11 



 

 

 

 

http://grekoline.ru/wp-content/uploads/2014/10/135.jpg

 

Введение


Образы животных в литературе – это своего рода зеркало человеческого самосознания. Человек и животное – это не новая тема в мировой литературе. В литературе разных времен всегда присутствовали  животные. Они послужили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных, позднее в баснях  . В литературе «нового времени» животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек «проверяется на человечность» отношением к животному. Также не нов художественный прием, когда наблюдения автора пропущены сквозь призму восприятия животного.
   Современная русская литература богата произведениями анималистического жанра: рассказ А. Куприна «Белый пудель», рассказы 
В. П. Астафьева «Белогрудка» «Синие сумерки», «Старая лошадь», рассказы Г. Паустовского «Заячьи лапы», «Барсучий нос». В своем исследовании мы выявляем роль образа собаки в рассказе Л. Андреева «Кусака». 
   Актуальность исследования определяется необходимостью выявить роль образа собаки в художественном произведении как зеркала души хозяина, как показателя человечности, гуманизма, нравственной морали. В ходе исследования решались такие задачи, как определение понятия анималистического образа в художественном произведении; определение идейного содержания рассказа посредством характеристики образа собаки, выявление доказательства того, что образ животного в художественном произведении есть показатель духовного состояния общества.
    Научная новизна исследования состоит в том, чтобы исследовать рассказ Леонида Андреева с точки зрения анималистического жанра. В работе предпринята попытка выявления роли образа собаки как средства постижения идейного замысла художественного произведения. 
 Тема: «Рассказ Л. Андреева «Кусака» с точки зрения анималистического жанра»
Гипотеза:
если при анализе рассказа многое понимаешь, то ты делаешь для себя выводы.


 Цель: выявление роли образа собаки в рассказе Л.Андреева «Кусака»
Задачи:
Определить понятие анималистического образа в художественном произведении;

        
         Методы: Анализ, обобщение, классификация. 

 

Глава 1. Анималистический жанр в мировой художественной литературе
1.1.Образы животных в мифологии и художественной литературе
     Анималистическая литература имеет старые корни. Если в отдельных художественных произведениях животные всегда оставались животными, то в анималистических произведениях — животные очеловечиваются до такой степени, что порою оказываются лишь поводом для рассуждений о человеческих проблемах и нравах.
    Образы животных в литературе, взаимоотношения человека и животного, животное в жизни человека – это не новая тема в мировой литературе. Ее возникновению предшествовал долгий исторический путь, корни его лежат в глубокой древности, когда начиналось зарождение жизни на земле. Долгий эволюционный путь надолго объединил человека и животного. Животное помогло выжить человеческому роду на этом нелегком пути. Поэтому именно животное превозносится человеком, ему поклоняется человек, ему посвящает свои творения в скульптуре, архитектуре, живописи, и литературе .
    Роль животного в мифологии исключительна велика. Животные в мифологии – способ объяснения человеком самого себя и окружающей природы. Элемент анимализма в мифах возникает в связи с промыслом, верованиями, духами-покровителями. Все эти мотивы приводят к мифам, в которых роль творца принадлежит животному. В мифах некоторых народов многие животные участвуют в мироустройстве. И в древнейших памятниках изобразительного искусства животные являются основным объектом изображений .
   Если в мифах животное – божество или полубожество, то в художественной литературе оно является, чаще всего, образом, близким к реальной 
действительности. Животное всегда присутствовало в фольклоре каждого народа. Это было связано с родом деятельности, географическим местонахождением, особенностями культуры, традициями и обычаями. 
В художественной литературе изображение животных является способом эмоционального воздействия на читателя. Содержание произведений, где представлены образы животных, отличаются повышенной эмоциональностью. Изображение жизни людей через образы животных – это одна из главных задач анималистического жанра в художественной литературе.
    В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Основная мысль каждого из таких произведений – единство человека и 
животного, желание найти утраченную гармонию между человеком и природой. В одних произведениях повествуется о судьбе животного, в других - герои-животные сами рассказывают о своей судьбе, размышляют о жизни.
       Классикой мировой художественной литературы является повесть Джека Лондона «Белый клык». Наблюдения великого автора пропущены сквозь призму восприятия умного животного. Белый Клык, попав из мира хищников к людям, познает, что мир людей не менее суров и жесток.
    Таким образом, художественная литература богата произведениями о животных. и они здесь очеловечены, наделены людскими чувствами: жестокостью и жалостью, весельем и грустью.
 

1.2. История образа собаки как вечного образа в художественной литературе
Есть такая ненецкая сказка .Когда собака была еще только диким предком теперешней собаки, она искала себе сильного и смелого товарища и защитника. Попробовала дружить с зайцем, но когда она стала лаять, заяц испугался, душа у него ушла в пятки, и он сказал, что на лай придёт волк и съест их обоих. Тогда собака ушла жить к волку. Однако и волк не одобрил её ночного лая: придёт, мол, медведь и их обоих задерёт. Решив, что медведь – богатырь всех сильней, собака пошла к нему. Новые товарищи дружно провели день. Настала ночь. Медведь задремал, а собака опять в полночь залаяла. Проснулся медведь и принялся собаку ругать: “Молчи ты! Чего лаешь? Услышит человек, придёт, убьёт нас!”

Поняла собака, что и медведь трус, и пошла человека искать. Нашла его и предложила жить вместе. Человек согласился и увёл собаку к себе домой. В полночь, когда человек спал, собака залаяла А человек не встаёт. Громче залаяла собака. Проснулся человек и сказал: “Эй, собачка моя, коли ты голодна, так поешь, а мне спать не мешай”. Собака замолчала, поела да легла спать. С тех пор она у человека и осталась. И сейчас живёт.

   Обращение к образам животных в художественной литературе уходит корнями в глубокую древность. Начиная с древних времен отдельные животные возводились в культ, становились объектом поклонения. Таким животным приписывалась сверхъестественная сила. Культ животных существует давно. 
     Истоки культа этого животного следует искать в каменном веке, так как собака была первым животным, прирученным человеком. Веру в божественную сущность собаки разделяли многие ученые древности. В древнем Египте, Греции существовал культ собаки. В культах древней 
общественности Греции, Индии образ собаки связан с образом, охраняющим потусторонний мир. Согласно древнегреческой мифологии, трехглавый 
адский пес Цербер сторожил выход из мрачного царства Аида, не допуская возврата душ умерших в общество живых людей.
    В древней Греции собака даже у богов пользовалась уважением. Использовали древние боги собак и как пастухов, и как охотников. Говорят, когда философ Сократ доказывал что-то, то клялся собакой, а премудрый Платон считал собаку «большим философом» . 
    Одним словом, у большинства народов древности собака была в большом почете.
   То, что образ собаки существовал еще в древних мифах и продолжает находить свое воплощение в современной литературе, дает нам право говорить о «вечности» образа собаки .
    Появление большого количества художественных произведений о животных можно объяснить следующими фактами: человек с каждым днем все более удаляется от природы, хотя был и остается ее порождением, ее детищем. Развитие цивилизации делает человека все менее зависимым от природы. Но зов природы не может исчезнуть из его крови, и чем дальше человек отходит от природы, тем сильнее он ощущает в ней потребность.
    Наиболее яркими, глубоко пронизывающими, эмоционально воздействующими на читателя являются произведения, в которых человеческий мир представлен глазами собаки. До глубины души трогает история собаки из рассказа А.П.Чехова «Каштанка», А.Куприна «Белый пудель», «Сапсан», повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».
   Очень много произведений о животных создано известным русским писателем А. Куприным. Куприн писал: «Животные отличаются своей памятью, рассудком, способностью различать время, пространство, цвета и звуки. У них бывают привязанности и отвращение, любовь ненависть, благодарность, признательность, верность, радость и горе, гнев, смирение, хитрость, честность и забитость».

 

 

http://www.moy.gorod.tomsk.ru/posts-files/65/686/i/2_1(0).jpg

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.1 Образ собаки в рассказе Андреева «Кусака»
   

 

 Очень ярко с точки зрения анималистики рассматривается образ собаки в рассказе Андреева «Кусака»

Построение рассказа - на сопоставлении противоположностей: любовь и ненависть; добро и зло…

В центре рассказа – история бездомной собаки, которая не видела в своей жизни ни ласки, ни любви, а встречалась лишь с человеческой жестокостью. Это наполнило Кусаку злобой и недоверием ко всему миру. Андреев показывает, что не может быть относительного Добра и Зла, маленького или большого. Все в мире взаимосвязано, малое дает начало большому, глобальному. Очень важно, чтобы это малое было добро, способное преображать и изменять в лучшую сторону.

Леонид Андреев о своем рассказе «Кусака» писал: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни» .
Сам автор еще в детстве столкнулся с проблемами нищеты, и не понаслышке, знал, что это такое. В результате чего его творчество проникнуто пониманием и осознанием доли тех, кто страдает от холода, голода и от нехватки других жизненно необходимых вещей. При этом он рассматривает в качестве главных героев не только людей, но и животных. В центре данного рассказа находится бездомное животное, которое появилось на свет на улице, и при этом никогда не имевшего своего «собственного» дома. Собака с момента рождения была не защищена от грубости и жестокости окружавших людей, она боится побоев, камней. Эта собака постоянно голодна, она практически всегда ищет себе пропитание и теплое местечко, где можно согреться и поспать.
Своим рассказом Андреев заставляет всерьез задуматься о тех животных, которые находятся в полной зависимости от нас. Ведь человечество уже давно поняло простую истину о том, что мы в ответе за тех, кого приручили. Рассказ «Кусака» ярко и красочно описывает жизнь бездомного животного, познавшего вкус счастья, и жестоко брошенного на произвол судьбы людьми, которым, казалось, не была безразлична его судьба.
Автор призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает.



Людские души - души разные,
не перечислить их, не счесть.
Есть злые, добрые и праздные
и грозовые души есть.

Иная в силе не нуждается,
ее дыханием коснись -
и в ней чистейший звук рождается,
распространяясь вдаль и ввысь.

Другая хмуро-неотзывчива,
другая каменно-глуха
для света звезд,
для пенья птичьего,
для музыки
и для стиха. (Вероника Тушнова)

 

 

 

http://900igr.net/datai/literatura/Andreev-Kusaka/0007-003-Osmyslenie-soderzhanija.jpg

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Судьба собаки как показатель духовного состояния общества
История об одиноком, лохматом и обозленном создании. И не потому, что злая собака по натуре, а от того, что не знала ласки и сострадания, а видела лишь жестокость. Кусака хорошая, ей хочется верить людям, хочется тепла, а в отместку...на ней срывают свои горечи и обиды люди. И что ж остается ей делать, как ни защищать себя, лучше огрызнуться, чтобы второй раз не приставали. А она просто одинока...

Но в жизни собаки появляется светлый лучик счастья, дачники. И казалось, настало то самое время, когда безбоязненно можно перевернуться на спинку, чтобы тебя "почесали", поиграли с тобой и даже накормили. Расцвела Кусака, расцвела во всей своей преданности к людям, к детям, к Леле. Да только лето не вечно, а собаке только и осталось как выть...выть протяжно и спокойно, осознавая, что она опять одна...Но только в этот раз ей уже будет сложно защищаться от невзгод, отвыкла она убегать, скуля...Ей только и остается сидеть на терраске, вспоминать и ждать-ждать-ждать...

Проследие  изменения собаки:

Зима 
Бездомная, одинокая, голодная, злая, кусачая, усталая, грязная, некрасивая, несчастная. 
Весна, лето. 
Расцвела, шерсть стала лосниться, как атлас; ласковая, игривая, преданная, добрая, сытая, красивая, счастливая. 
Снова осень. 
Промокшая, брошенная, грязная несчастная. 
 Сущность собаки. 
Собака умная, гордая, стремится к общению, хотела ласки, хотела служить людям, быть нужной. 

Отметим мастерство писателя в изображении чувств и переживаний собаки, её облика, поведения.  В тексте приёмы олицетворения, эпитеты, сравнения.

Эпитеты: долгая морозная зима, добрые люди, тупая злоба, чёрные окна, остророгий месяц, тихая дача, ясное небо, горячее солнце, непримиримая злоба, жёлтый и анемичный луч солнца, неприветное небо.

Олицетворения: месяц посылал свой робкий луч, частыми дождями заплакало небо, заскрипели возы, застонали половицы, дождь то принимался идти, то утихал, свет боролся с тьмой, стонет и рвётся к свету…

Сравнения: дети шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути; брови Лёли поднялись.

В рассказе Андреева  «Кусака» повествуется о людях, о собачьей верности и человеческом вероломстве.

Заключение:

Изучив теоретическую основу темы, литературный опыт, использовав указанные методы и исследовав сюжетную линию рассказа, мы пришли к следующим выводам: 
Анималистический жанр – это произведение, где животные очеловечиваются до такой степени, что оказываются поводом для рассуждения о человеческих проблемах и нравах;

Анималистический образ в художественном произведении образ животного, обладающего человеческими качествами, человеческой психологией, созданного для раскрытия идейного замысла,- показатель человеческой морали, уровня духовного благополучия общества.

Судьба собаки – это показатель духовного развития общества. 
Автор смог донести до читателя историю, не искаженную ни временем, ни идеологией, ни жалостью, ни стремлением "очеловечить" животных-героев.
Тема выкинутых на произвол судьбы животных для меня всегда печальная, всегда проникает в мою душу. Безответственность и безразличие людей приводит к "толпам" нежно мяукающих и злобно лающих животных, ищущих ласки, но и боящихся ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:



1.Л. Андреев «Кусака»

2.Курбатов, В. Я. Миг и вечность /В. Я. Курбатов. – Красноярск. – 1983. – 168 с. 

3.Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. М. В. Кожевникова и П. А. Николаева. М. – 1987. – 345 с.

4Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника. /Сост. А.А.Воротников. Минск. – 1995. – 167 с. 

5.Мифы народов мира. Энциклопедия в 2х т. – II т. – М. –1987. – 378 с. 

 6.Семанова М.Л. Чехов-художник /М. Л. Семанова. – Москва. – 1976. 


МКУ Управление образования Администрации

МКУ Управление образования Администрации

Оглавление: Введение………………………………………………………………………

Оглавление: Введение………………………………………………………………………

Введение Образы животных в литературе – это своего рода зеркало человеческого самосознания

Введение Образы животных в литературе – это своего рода зеркало человеческого самосознания

Глава 1. Анималистический жанр в мировой художественной литературе 1

Глава 1. Анималистический жанр в мировой художественной литературе 1

История образа собаки как вечного образа в художественной литературе

История образа собаки как вечного образа в художественной литературе

Развитие цивилизации делает человека все менее зависимым от природы

Развитие цивилизации делает человека все менее зависимым от природы

Глава 2.1 Образ собаки в рассказе

Глава 2.1 Образ собаки в рассказе

Людские души - души разные, не перечислить их, не счесть

Людские души - души разные, не перечислить их, не счесть

Судьба собаки как показатель духовного состояния общества

Судьба собаки как показатель духовного состояния общества

Заключение: Изучив теоретическую основу темы, литературный опыт, использовав указанные методы и исследовав сюжетную линию рассказа, мы пришли к следующим выводам:

Заключение: Изучив теоретическую основу темы, литературный опыт, использовав указанные методы и исследовав сюжетную линию рассказа, мы пришли к следующим выводам:

Список литературы: 1

Список литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017