МКУ Управление образования Администрации Первомайского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Комсомольская средняя общеобразовательная школа
Направление и номинация: лингвистические исследования - литература
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по теме «Рассказ Леонида Андреева «Кусака» с точки зрения анималистического жанра»
Рамхиной Екатерины Евгеньевны,
обучающейся 7 класса МБОУ Комсомольской СОШ
Руководитель: Войнич Татьяна Альбертовна – учитель русского языка и литературы
с. Комсомольск.
2016 год
Оглавление:
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Анималистический жанр в мировой
художественной литературе
1.1.Образы животных в мифологии и художественной
литературе............4
1.2. История образа собаки как вечного образа в
художественной
литературе.....................................................................................................5-6
Глава 2.1. Образ собаки в рассказе Л.
Андреева «Кусака»……. 7-8
2.2. Судьба собаки как показатель духовного состояния
общества........ 9
Заключение..........................................................................................................10
Список
литературы..............................................................................................11
Введение
Образы животных в литературе – это своего рода
зеркало человеческого самосознания. Человек и животное – это не новая тема в
мировой литературе. В литературе разных времен всегда присутствовали животные.
Они послужили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных,
позднее в баснях . В литературе «нового времени» животные приобретают
равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто
человек «проверяется на человечность» отношением к животному. Также не нов
художественный прием, когда наблюдения автора пропущены сквозь призму
восприятия животного.
Современная русская литература богата
произведениями анималистического жанра: рассказ А. Куприна «Белый пудель»,
рассказы
В. П. Астафьева «Белогрудка» «Синие сумерки»,
«Старая лошадь», рассказы Г. Паустовского «Заячьи лапы», «Барсучий нос». В
своем исследовании мы выявляем роль образа собаки в рассказе Л. Андреева
«Кусака».
Актуальность исследования определяется
необходимостью выявить роль образа собаки в художественном произведении как
зеркала души хозяина, как показателя человечности, гуманизма, нравственной
морали. В ходе исследования решались такие задачи, как определение понятия
анималистического образа в художественном произведении; определение идейного
содержания рассказа посредством характеристики образа собаки, выявление
доказательства того, что образ животного в художественном произведении есть
показатель духовного состояния общества.
Научная новизна исследования состоит в том, чтобы исследовать рассказ Леонида
Андреева с точки зрения анималистического жанра. В работе предпринята попытка
выявления роли образа собаки как средства постижения идейного замысла
художественного произведения.
Тема: «Рассказ Л. Андреева «Кусака» с точки зрения анималистического
жанра»
Гипотеза: если
при анализе рассказа многое понимаешь, то ты делаешь
для себя выводы.
Цель: выявление роли образа собаки в рассказе Л.Андреева «Кусака»
Задачи:
Определить понятие анималистического образа в художественном произведении;
Методы: Анализ, обобщение,
классификация.
Глава 1. Анималистический жанр в мировой
художественной литературе
1.1.Образы животных в мифологии и
художественной литературе
Анималистическая литература имеет старые
корни. Если в отдельных художественных произведениях животные всегда оставались
животными, то в анималистических произведениях — животные очеловечиваются до
такой степени, что порою оказываются лишь поводом для рассуждений о
человеческих проблемах и нравах.
Образы животных в литературе,
взаимоотношения человека и животного, животное в жизни человека – это не новая
тема в мировой литературе. Ее возникновению предшествовал долгий исторический
путь, корни его лежат в глубокой древности, когда начиналось зарождение жизни
на земле. Долгий эволюционный путь надолго объединил человека и животного.
Животное помогло выжить человеческому роду на этом нелегком пути. Поэтому
именно животное превозносится человеком, ему поклоняется человек, ему посвящает
свои творения в скульптуре, архитектуре, живописи, и литературе .
Роль животного в мифологии исключительна
велика. Животные в мифологии – способ объяснения человеком самого себя и
окружающей природы. Элемент анимализма в мифах возникает в связи с промыслом,
верованиями, духами-покровителями. Все эти мотивы приводят к мифам, в которых
роль творца принадлежит животному. В мифах некоторых народов многие животные
участвуют в мироустройстве. И в древнейших памятниках изобразительного
искусства животные являются основным объектом изображений .
Если в мифах животное – божество или
полубожество, то в художественной литературе оно является, чаще всего, образом,
близким к реальной
действительности. Животное всегда присутствовало
в фольклоре каждого народа. Это было связано с родом деятельности,
географическим местонахождением, особенностями культуры, традициями и
обычаями.
В художественной литературе изображение животных
является способом эмоционального воздействия на читателя. Содержание
произведений, где представлены образы животных, отличаются повышенной
эмоциональностью. Изображение жизни людей через образы животных – это одна из главных
задач анималистического жанра в художественной литературе.
В литературе разных времен всегда
присутствовали образы животных. Основная мысль каждого из таких произведений –
единство человека и
животного, желание найти утраченную гармонию
между человеком и природой. В одних произведениях повествуется о судьбе
животного, в других - герои-животные сами рассказывают о своей судьбе,
размышляют о жизни.
Классикой мировой художественной
литературы является повесть Джека Лондона «Белый клык». Наблюдения великого
автора пропущены сквозь призму восприятия умного животного. Белый Клык, попав
из мира хищников к людям, познает, что мир людей не менее суров и жесток.
Таким образом, художественная литература
богата произведениями о животных. и они здесь очеловечены, наделены людскими
чувствами: жестокостью и жалостью, весельем и грустью.
1.2. История образа собаки как вечного образа в
художественной литературе
Есть такая ненецкая сказка
.Когда собака была еще только диким предком теперешней собаки, она искала себе
сильного и смелого товарища и защитника. Попробовала дружить с зайцем, но когда
она стала лаять, заяц испугался, душа у него ушла в пятки, и он сказал, что на
лай придёт волк и съест их обоих. Тогда собака ушла жить к волку. Однако и волк
не одобрил её ночного лая: придёт, мол, медведь и их обоих задерёт. Решив, что
медведь – богатырь всех сильней, собака пошла к нему. Новые товарищи дружно
провели день. Настала ночь. Медведь задремал, а собака опять в полночь залаяла.
Проснулся медведь и принялся собаку ругать: “Молчи ты! Чего лаешь? Услышит
человек, придёт, убьёт нас!”
Поняла собака, что и медведь трус, и пошла человека искать. Нашла его и предложила жить вместе. Человек согласился и увёл собаку к себе домой. В полночь, когда человек спал, собака залаяла А человек не встаёт. Громче залаяла собака. Проснулся человек и сказал: “Эй, собачка моя, коли ты голодна, так поешь, а мне спать не мешай”. Собака замолчала, поела да легла спать. С тех пор она у человека и осталась. И сейчас живёт.
Обращение к образам животных в художественной литературе уходит корнями в
глубокую древность. Начиная с древних времен отдельные животные возводились в
культ, становились объектом поклонения. Таким животным приписывалась
сверхъестественная сила. Культ животных существует давно.
Истоки культа этого животного следует
искать в каменном веке, так как собака была первым животным, прирученным
человеком. Веру в божественную сущность собаки разделяли многие ученые
древности. В древнем Египте, Греции существовал культ собаки. В культах
древней
общественности Греции, Индии образ собаки связан
с образом, охраняющим потусторонний мир. Согласно древнегреческой мифологии,
трехглавый
адский пес Цербер сторожил выход из мрачного
царства Аида, не допуская возврата душ умерших в общество живых людей.
В древней Греции собака даже у богов
пользовалась уважением. Использовали древние боги собак и как пастухов, и как
охотников. Говорят, когда философ Сократ доказывал что-то, то клялся собакой, а
премудрый Платон считал собаку «большим философом» .
Одним словом, у большинства народов
древности собака была в большом почете.
То, что образ собаки существовал еще в
древних мифах и продолжает находить свое воплощение в современной литературе,
дает нам право говорить о «вечности» образа собаки .
Появление большого количества художественных
произведений о животных можно объяснить следующими фактами: человек с каждым
днем все более удаляется от природы, хотя был и остается ее порождением, ее
детищем. Развитие цивилизации делает человека все менее зависимым от природы.
Но зов природы не может исчезнуть из его крови, и чем дальше человек отходит от
природы, тем сильнее он ощущает в ней потребность.
Наиболее яркими, глубоко пронизывающими,
эмоционально воздействующими на читателя являются произведения, в которых
человеческий мир представлен глазами собаки. До глубины души трогает история
собаки из рассказа А.П.Чехова «Каштанка», А.Куприна «Белый пудель», «Сапсан»,
повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».
Очень много произведений о животных создано
известным русским писателем А. Куприным. Куприн писал: «Животные отличаются
своей памятью, рассудком, способностью различать время, пространство, цвета и
звуки. У них бывают привязанности и отвращение, любовь ненависть,
благодарность, признательность, верность, радость и горе, гнев, смирение,
хитрость, честность и забитость».
Глава 2.1 Образ собаки в рассказе Андреева «Кусака»
Очень ярко с точки зрения анималистики рассматривается образ собаки в рассказе Андреева «Кусака»
Построение рассказа - на сопоставлении противоположностей: любовь и ненависть; добро и зло…
В центре рассказа – история бездомной собаки, которая не видела в своей жизни ни ласки, ни любви, а встречалась лишь с человеческой жестокостью. Это наполнило Кусаку злобой и недоверием ко всему миру. Андреев показывает, что не может быть относительного Добра и Зла, маленького или большого. Все в мире взаимосвязано, малое дает начало большому, глобальному. Очень важно, чтобы это малое было добро, способное преображать и изменять в лучшую сторону.
Леонид Андреев о своем рассказе «Кусака» писал: «…В рассказе
«Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все
живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве
сливается воедино перед грозными силами жизни» .
Сам автор еще в детстве столкнулся с проблемами нищеты, и не понаслышке, знал,
что это такое. В результате чего его творчество проникнуто пониманием и
осознанием доли тех, кто страдает от холода, голода и от нехватки других
жизненно необходимых вещей. При этом он рассматривает в качестве главных героев
не только людей, но и животных. В центре данного рассказа находится бездомное
животное, которое появилось на свет на улице, и при этом никогда не имевшего
своего «собственного» дома. Собака с момента рождения была не защищена от
грубости и жестокости окружавших людей, она боится побоев, камней. Эта собака
постоянно голодна, она практически всегда ищет себе пропитание и теплое
местечко, где можно согреться и поспать.
Своим рассказом Андреев заставляет всерьез задуматься о тех животных, которые
находятся в полной зависимости от нас. Ведь человечество уже давно поняло простую
истину о том, что мы в ответе за тех, кого приручили. Рассказ «Кусака» ярко и
красочно описывает жизнь бездомного животного, познавшего вкус счастья, и
жестоко брошенного на произвол судьбы людьми, которым, казалось, не была
безразлична его судьба.
Автор призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по
отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько
привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту
жестокость совершает.
Людские
души - души разные,
не перечислить их, не счесть.
Есть злые, добрые и праздные
и грозовые души есть.
Иная
в силе не нуждается,
ее дыханием коснись -
и в ней чистейший звук рождается,
распространяясь вдаль и ввысь.
Другая
хмуро-неотзывчива,
другая каменно-глуха
для света звезд,
для пенья птичьего,
для музыки
и для стиха. (Вероника Тушнова)
2.2. Судьба собаки как показатель духовного
состояния общества
История об одиноком, лохматом и обозленном создании. И не
потому, что злая собака по натуре, а от того, что не знала ласки и сострадания,
а видела лишь жестокость. Кусака хорошая, ей хочется верить людям, хочется
тепла, а в отместку...на ней срывают свои горечи и обиды люди. И что ж остается
ей делать, как ни защищать себя, лучше огрызнуться, чтобы второй раз не
приставали. А она просто одинока...
Но в жизни собаки появляется светлый лучик счастья, дачники. И казалось, настало то самое время, когда безбоязненно можно перевернуться на спинку, чтобы тебя "почесали", поиграли с тобой и даже накормили. Расцвела Кусака, расцвела во всей своей преданности к людям, к детям, к Леле. Да только лето не вечно, а собаке только и осталось как выть...выть протяжно и спокойно, осознавая, что она опять одна...Но только в этот раз ей уже будет сложно защищаться от невзгод, отвыкла она убегать, скуля...Ей только и остается сидеть на терраске, вспоминать и ждать-ждать-ждать...
Проследие изменения собаки:
Зима
Бездомная, одинокая, голодная, злая, кусачая,
усталая, грязная, некрасивая, несчастная.
Весна, лето.
Расцвела, шерсть стала лосниться, как атлас;
ласковая, игривая, преданная, добрая, сытая, красивая, счастливая.
Снова осень.
Промокшая, брошенная, грязная несчастная.
Сущность собаки.
Собака умная, гордая, стремится к общению,
хотела ласки, хотела служить людям, быть нужной.
Отметим мастерство писателя в изображении чувств и переживаний собаки, её облика, поведения. В тексте приёмы олицетворения, эпитеты, сравнения.
Эпитеты: долгая морозная зима, добрые люди, тупая злоба, чёрные окна, остророгий месяц, тихая дача, ясное небо, горячее солнце, непримиримая злоба, жёлтый и анемичный луч солнца, неприветное небо.
Олицетворения: месяц посылал свой робкий луч, частыми дождями заплакало небо, заскрипели возы, застонали половицы, дождь то принимался идти, то утихал, свет боролся с тьмой, стонет и рвётся к свету…
Сравнения: дети шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути; брови Лёли поднялись.
В рассказе Андреева «Кусака» повествуется о людях, о
собачьей верности и человеческом вероломстве.
Заключение:
Изучив теоретическую основу темы, литературный
опыт, использовав указанные методы и исследовав сюжетную линию рассказа, мы
пришли к следующим выводам:
Анималистический жанр – это произведение, где животные
очеловечиваются до такой степени, что оказываются поводом для рассуждения о
человеческих проблемах и нравах;
Анималистический образ в художественном произведении образ животного, обладающего человеческими качествами, человеческой психологией, созданного для раскрытия идейного замысла,- показатель человеческой морали, уровня духовного благополучия общества.
Судьба собаки
– это показатель духовного развития общества.
Автор смог донести до читателя историю, не
искаженную ни временем, ни идеологией, ни жалостью, ни стремлением
"очеловечить" животных-героев.
Тема выкинутых на произвол судьбы животных для меня всегда
печальная, всегда проникает в мою душу. Безответственность и безразличие людей
приводит к "толпам" нежно мяукающих и злобно лающих животных, ищущих
ласки, но и боящихся ее.
Список литературы:
1.Л. Андреев «Кусака»
2.Курбатов, В. Я. Миг и вечность /В. Я. Курбатов. – Красноярск. – 1983. – 168 с.
3.Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. М. В. Кожевникова и П. А. Николаева. М. – 1987. – 345 с.
4Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника. /Сост. А.А.Воротников. Минск. – 1995. – 167 с.
5.Мифы народов мира. Энциклопедия в 2х т. – II т. – М. –1987. – 378 с.
6.Семанова М.Л. Чехов-художник /М. Л. Семанова. – Москва. – 1976.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.