Рассказы о детях. Л. Пантелеев «Буква «ты»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по чтению ( обучение грамоте ) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Журова (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 23.docx
Д а т а : 0 1 . 1 0 . 1 5 У р о к  19 Тема:                              Рассказы о детях.  Л. Пантелеев «Буква «ты» Цель   деятельности   педагога:  создать   условия   для   ознакомления   с   содержанием   юмористического произведения Л. Пантелеева, выявления особенностей рассказа («веселый», «грустный» и т. д.), для развития умений формулировать ответы на вопросы по содержанию произведения, сравнивать рассказы, одинаковые по теме, но разных авторов; формировать читательские навыки, воспитывать уважение к взрослым. Планируемые результаты (УУД):  личностные:  выражают  положительное   отношение  к  процессу  познания:   проявляют  внимание,  удивление, желание больше узнать;  метапредметные:  р е г у л я т и в н ы е   – принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку   учителя   и   товарищей,   планируют   свои   действия;  п о з н а в а т е л ь н ы е   –   знакомятся   с   содержанием юмористического   произведения,   выделяют   особенности   рассказа,   различают  виды   текстов,   выбирают   текст, соответствующий   поставленной   учебной   задаче;  к о м м у н и к а т и в н ы е   –   оформляют  диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;  предметные:  научатся  воспринимать  на слух рассказ,  сравнивать  произведения,  одинаковые по теме, но разных авторов.  Х о д   у р о к а I. Организационный момент. − Отгадайте загадку: чёрные птички на каждой страничке молчат, ожидают − кто их прочитает?  (Буквы.) Сколько букв в русской азбуке? Попробуем их назвать хором. (Называют.) − Я рада, что вы, ребята, так хорошо знаете все 33 буквы. Они – ваши верные друзья и помощники. II. Актуализация знаний. Работа с книгами о детях и моделями. На доске модели обложек, книги А. Барто «В школу», В. Железникова «История с азбукой». а)     б)  – Рассмотрите модели обложек. Что можете рассказать о произведениях по этим моделям? (Оба произведения о детях: а) стихи, б) рассказ.) – Вспомните и назовите произведения, которые подходят к моделям.  (  а) Стихи о детях: А. Барто «В школу»; б) Рассказ о детях: В. Железников «История с азбукой».) – Дополните модели обложек. III. Работа по теме урока. 1. С л у ш а н и е   р а с с к а з а  Л. Пантелеева «Буква „ты”», б е с е д а . − Ребята, послушайте рассказ Леонида Пантелеева. − Понравился рассказ? Какое настроение появилось у вас после прослушивания рассказа? Почему? − Назовите героев рассказа. Иринушке, про которую мы узнали из текста, четыре года и пять месяцев. Она маленькая девочка, а взялась за такое трудное дело – чтение. Чего она никак не могла понять? (Чем буква «я» отличается от человека, который говорит о себе: «Я».) 1− А чего никак не мог понять ее учитель­взрослый? (Как ей объяснить, что он сам и буква «я» – не одно и то же.) Как ему это удалось?  − Как вы думаете, какое название дал Леонид Пантелеев своему рассказу?  С л о в а р н а я   р а б о т а . − В рассказе встречаются слова, требующие разъяснения.  Большая умница  –  так  уважительно  сказано  о  девочке,  которой  исполнилось  всего  четыре  года и  пять месяцев.  Одолеть всю русскую азбуку – выучить все буквы русского алфавита. Свободно читать – читать без затруднений.  Споткнуться (на чем­либо) – столкнуться с трудностями. Говорить про себя – устойчивое выражение, которое можно понять как в прямом (говорить о себе), так и в переносном (проговаривать в уме) смысле.  Внутри у меня все кипело, как вода в чайнике… – взрослый был очень сильно рассержен.  Гневаться – очень сильно сердиться.  Бестолковая  (девочка)  – глупая, непонятливая. Эта характеристика не увязывается с тем, что в начале рассказа   Иринушка   названа   большой   умницей:   за   десять   дней   она   выучила   все   буквы   и   научилась   читать. Бестолковым, скорее всего, является взрослый.  Барахлишко – здесь: маленькие вещи.  Как же мы перешагнем через эту проклятую букву «я»? – то есть: как же мы договоримся о том, что означает буква «я»?  Сударыня – обращение к женщине. В контексте данного рассказа звучит ободряюще.  Черным по белому – то есть: совершенно ясно.  Попадаться на удочку – давать себя обмануть, перехитрить.  Р а б о т а  с  и л л ю с т р а ц и я м и  в учебнике. − Какой момент изображен на первой иллюстрации? (Учитель­взрослый показывает Иринушке букву я, а она удивляется: «Ты?») Теперь рассмотрите следующую иллюстрацию. Какой момент на ней изображен? (Учитель­ взрослый очень сильно рассержен и расстроен. Иринушка плачет. Она неправильно прочитала: «Тыкову дали тыблоко», но не понимает, в чем ее ошибка.) Художник нарисовал на одной картинке сразу два момента. Первый – когда герои довели друг друга до полного расстройства. И второй – когда веселая Иринушка неверно прочла предложение про Якова, которому дали яблоко. М о д е л и р о в а н и е  о б л о ж к и . − Кто написал рассказ? Это фамилия писателя, мы заменим ее красной рамочкой. С л о в о   о б   а в т о р е  (информация для учителя). Л.   Пантелеев   (1908–1987).   Леонид   Пантелеев   −   псевдоним,   настоящее   имя   Алексей   Иванович   Еремеев. Родился в 1908 году в Санкт­Петербурге, в семье военного. В Гражданскую войну Пантелеев потерял родителей и стал беспризорником. В 1921 году он попал в Школу социально­индивидуального воспитания им. Достоевского (ШКИД),   где   познакомился   с   Г. Белых.   После   школы   жил   в   Ленинграде   и   работал   журналистом.   Широкую известность получила написанная совместно с Г. Белых книга «Республика Шкид» (1927).  Рассказы писателя о детях и для детей − это всем известные «Честное слово», «Новенькая», «Буква „ты”» и другие. Л. Пантелеев обсуждает с детьми серьезные, «взрослые» проблемы честности и справедливости, смелости и   трусости   так   по­доброму   и   ненавязчиво,   что   оставляет   за   ребенком   право   самому   сделать   правильный нравственный выбор. С конца 30­х годов ХХ века, когда Г. Белых был репрессирован, Пантелеева перестали печатать и имя его практически не упоминалось. Лишь в 1954 году стараниями К. Чуковского и С. Маршака Пантелеева возвращают литературе. Умер писатель 9 июля 1987 года в Ленинграде. 2− О ком я вам читала? Заголовок – «Буква „ты”». Заменим заголовок синей рамочкой. Назовите заголовок. −   Это   рассказ,   сказка   или   стихотворение?   Нарисуем   прямоугольник   вместо   слова   «рассказ».   Закрасим прямоугольник желтым цветом, так как этот рассказ – о девочке, то есть о детях. − Посмотрите на модели обложек на доске. Сравните с новой моделью. Что заметили?  −   Почему   получились   одинаковые   модели?  (Произведения   В.   Железникова   «История   с   азбукой»   и   Л. Пантелеева «Буква „ты”» − рассказы о детях.) 2 . О ф о р м л е н и е  книжки­самоделки. − Кто хотел бы нарисовать иллюстрацию к рассказу? Задание можно выполнить дома. Завтра мы дополним ими нашу книжку­самоделку. Учитель собирает листочки, вкладывает их в обложку и вместе с детьми оформляет ее. Модель обложки Обложка Титульный лист Фамилия автора Л. Пантелеев рисунок заголовок рисунок Буква «ты» Л. Пантелеев Книжка­самоделка Буква «ты» Волгоград СОШ № ____ 20__ 3. Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у .  − Подчеркните одинаковые части слов в столбиках. − Прочитайте название рассказа. Подчеркните имя девочки в тексте. В каком предложении вы его нашли? 4. В ы п о л н е н и е   з а д а н и й  в тетради (по желанию). IV. Итог урока. − Что в рассказе заинтересовало вас больше всего? − Как герои вышли из создавшейся ситуации? − Как вы думаете, чтение – это трудное дело? Объясните свой ответ.   (Трудно запоминать буквы – они постоянно перепутываются. Когда читаешь, надо очень­очень стараться, чтобы все было понятно.)  Много с буквами хлопот, Уж такой они народ, Но когда с умом, толково Их поставишь в чёткий ряд, Превратятся буквы в слово И – с тобой заговорят…      А. Шибаев Д л я   с а м о с т о я т е л ь н о й   р а б о т ы   (по   желанию):   подготовить   рассказ   о   своих   собственных переживаниях,   связанных   с   умением   читать;   найти   и   прочитать   (прослушать)   дома   книгу   с   рассказом   Л. Пантелеева «Буква „ты”». 3