Екатерина Ивановна Никитина
Заслуженный учитель, методист, автор книг по развитию речи, профессор, доктор педагогических наук, почётный гражданин Ульяновской области
(25.08.1923 – 18.02.2006)
УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЕЙ
Имя Екатерины Ивановны Никитиной известно многим поколениям учителей не только в России, но и далеко за ее пределами.
После окончания семилетки - педагогическое училище, затем учеба в Ульяновском педагогическом институте, который Екатерина Ивановна с отличием закончила в 1946 г. Много лет она работала в школах Ульяновска. В 1959 г. ей было присвоено звание Заслуженного учителя школ РСФСР. С 1963 г. Екатерина Ивановна преподавала на кафедре русского языка Ульяновского государственного педагогического института. До последних дней жизни Е.И. Никитина вела плодотворную исследовательскую, учебную работу, писала новые книги и статьи.
Тот, кто жил для вещей,
Всё теряет с последним дыханьем.
Тот, кто жил для людей,
После смерти живёт средь живых.
Как вы понимаете эти строки?
Согласны ли вы с автором?
Почему?
Какой тип речи (описание, повествование, рассуждение) вы использовали при ответе на вопросы?
Я согласен с автором в том, что…
Потому что….
Упражнение1.
Прочитайте слова и выражения, при помощи которых обычно связываются части рассуждения. Какие из них используются для связи тезиса и доказательств, доказательств и вывода? Распределите их по пунктам композиции текста-рассуждения.
Средства связи частей рассуждения.
1. Обобщим все сказанное
2. Докажем это…
3. Это можно доказать так ( следующим образом)
4. Таким образом,…
5. Следовательно,…
6. Это объясняется следующим
7. Во-первых,… Во-вторых,… В- третьих,…..
8. К примеру (например),….
9. Почему? И вот почему…
10. И наконец,…
Упражнение 2
Дни недели рассказывают о себе
Каждый народ по-своему называл дни недели. В русском языке тоже есть специальные названия для каждого дня. И названия эти даны были не случайно: дни недели могут сами рассказать о себе.
Сформулируйте основную мысль этого текста – тезис, который надо будет доказать
Используя справочные материалы и собственный опыт, подберите аргументы, иллюстрирующие происхождение названий дней недели в русском языке. Употребите необходимые лексические средства. Сделайте вывод-заключение, грамотно его оформив.
Прочитайте полученный текст-рассуждение.
Оцените работу одноклассников, обосновав свое мнение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.