рассуждать и доказывать свою точку зрения

  • pptx
  • 05.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 93f3b2359d84afe7c442ba6a15188f4c.pptx


Екатерина Ивановна Никитина


Заслуженный учитель, методист, автор книг по развитию речи, профессор, доктор педагогических наук, почётный гражданин Ульяновской области

(25.08.1923 – 18.02.2006)

УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЕЙ

Имя Екатерины Ивановны Никитиной известно многим поколениям учителей не только в России, но и далеко за ее пределами.
После окончания семилетки - педагогическое училище, затем учеба в Ульяновском педагогическом институте, который Екатерина Ивановна с отличием закончила в 1946 г. Много лет она работала в школах Ульяновска. В 1959 г. ей было присвоено звание Заслуженного учителя школ РСФСР. С 1963 г. Екатерина Ивановна преподавала на кафедре русского языка Ульяновского государственного педагогического института. До последних дней жизни Е.И. Никитина вела плодотворную исследовательскую, учебную работу, писала новые книги и статьи.

Эти книги – настоящая помощь словесникам страны, работающим над развитием речи школьников

Всего Е.И. Никитиной написано свыше 100 книг и десятки методических пособий к ним.


Тот, кто жил для вещей,
Всё теряет с последним дыханьем.
Тот, кто жил для людей,
После смерти живёт средь живых.
В. Шефнер


Тот, кто жил для вещей,
Всё теряет с последним дыханьем.
Тот, кто жил для людей,
После смерти живёт средь живых.

Как вы понимаете эти строки?

Согласны ли вы с автором?

Почему?

Какой тип речи (описание, повествование, рассуждение) вы использовали при ответе на вопросы?

Я согласен с автором в том, что…

Потому что….

- мне нужно научиться..

Сегодня на уроке

-мы будем говорить о типе речи…

Рассуждение

- мне нужно узнать…

особенности , признаки , структуру и лексические средства данного типа речи.

Рассуждать, создавать тексты-рассуждения

РАС-СУЖД-ЕНИ-Е

Тема урока

Рассуждать- значит

доказывать


Упражнение1.
Прочитайте слова и выражения, при помощи которых обычно связываются части рассуждения. Какие из них используются для связи тезиса и доказательств, доказательств и вывода? Распределите их по пунктам композиции текста-рассуждения.
Средства связи частей рассуждения.
1. Обобщим все сказанное
2. Докажем это…
3. Это можно доказать так ( следующим образом)
4. Таким образом,…
5. Следовательно,…
6. Это объясняется следующим
7. Во-первых,… Во-вторых,… В- третьих,…..
8. К примеру (например),….
9. Почему? И вот почему…
10. И наконец,…

Упражнение1

Тезис: 2,3,6,9

Аргументы: 7,8,10

3. Вывод: 1,4,5

Сверьте свои ответы по эталону

Лингвистическая зарядка

Упражнение 2
Дни недели рассказывают о себе
Каждый народ по-своему называл дни недели. В русском языке тоже есть специальные названия для каждого дня. И названия эти даны были не случайно: дни недели могут сами рассказать о себе.


Сформулируйте основную мысль этого текста – тезис, который надо будет доказать
Используя справочные материалы и собственный опыт, подберите аргументы, иллюстрирующие происхождение названий дней недели в русском языке. Употребите необходимые лексические средства. Сделайте вывод-заключение, грамотно его оформив.
Прочитайте полученный текст-рассуждение.
Оцените работу одноклассников, обосновав свое мнение.

Тезис
В русском языке названия дням недели даны не случайно. Докажем это…

Аргументы
Во-первых,.. во-вторых,..
Например,.. Из этого следует, что…

Вывод
Таким образом,…
Обобщим сказанное…
Итак,…

Рефлексия


Сегодня на уроке мы говорили о…

Мы учились (что делать?)…

Особенно мне запомнилось


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

§90.
Написать сочинение-рассуждние на тему по выбору:

1 Упр. 477.
2. О чем нам говорят названия растений (животных, улиц, фамилий, дней недели).