Растения – производители

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одним из возможных элементов урока может быть самостоятельная работа по проверке читательских умений. На материале текста учебника под рубрикой «Дополнительный материал» на с. 83 проверяются читательские умения третьеклассников, а именно: 1) умение вычитывать из текста фактуальную информацию, подтекстовую (неявную, скрытую «между строк») и концептуальную (главный смысл, авторский замысел); 2) умение ориентироваться в структуре текста; 3) умение объяснять и оценивать прочитанное; 4) умение определять тематическую принадлежность текста; 5) умение составлять небольшой собственный текст на основе творческого пересказа. Задания по проверке перечисленных умений предложены в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир (Обитатели Земли)» (авторы Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.), М.: Баласс, 2008.
Иконка файла материала konsp_okr_3kl_ur20_+.doc
Урок 20. Окружающий мир (3­й класс) Глава IV. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ Тема:  Растения – производители Одним из возможных элементов урока может быть самостоятельная работа по проверке читательских умений.  На материале текста учебника под рубрикой «Дополнительный материал» на с. 83 проверяются читательские умения третьеклассников, а именно: 1)   умение   вычитывать   из   текста   фактуальную   информацию,   подтекстовую   (неявную,   скрытую   «между   строк»)   и концептуальную (главный смысл, авторский замысел); 2) умение ориентироваться в структуре текста; 3) умение объяснять и оценивать прочитанное; 4) умение определять тематическую принадлежность текста; 5) умение составлять небольшой собственный текст на основе творческого пересказа. Задания по проверке перечисленных умений предложены в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир (Обитатели Земли)» (авторы Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.), М.: Баласс, 2008. Цели:  – ознакомить учащихся с различными группами растений и чертами их строения;   – уметь перечислять особенности хвойных и цветковых растений. Оборудование: комнатное цветущее растение; гербарии: цветковых, хвойных, споровых растений, водорослей; таблица «Органы растения», плакат «Растения­производители» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3­го класса». © ООО «Баласс», 2013Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы. 1  3 –  На комнатном растении покажите, какие части растения вы знаете. (Стебель, лист, цветок.) – Как вы думаете, для всех растений характерно такое строение? (Да.) –  А   что   вы   скажите   о   строении   этих   растений?   (Показать   водоросли.)   (Мы затрудняемся назвать части у этого растения.) – Какой у вас возникает вопрос? Как устроено растение? – А хотите узнать, как устроено растение? Работа в учебнике. – Откройте учебники на с. 78. Давайте ответим на вопросы. Вспоминают, какие вещества необходимы растению и какую роль растения играют в экосистеме. – Давайте составим план урока. Составляется план на основе мнений, которые высказывают дети. План (примерный)  3 Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить   ответы   на вопросы в иллюстрации. © ООО «Баласс», 2013. Совместное  ΙΙ открытие знаний.  – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? 4 3 2 4 3  Работа в учебнике. Работа в группах. –  Рассмотрите   рисунки   и   ответьте   на   вопрос   на   с.   78.   (Надземным   частям   – стеблю и листу – доступен свет, а подземным частям – корню – вода.)  –  Сложные задачи приходиться решать различным частям растения. Поэтому у растений есть органы. Давайте с ними познакомимся. Работать будем в группах. Задание для групп: 1) Определите, какую роль лист выполняет в растении. Какие качества листа вы бы отметили? Используйте текст на с. 78. Лист отвечает за производство питательных веществ. В листьях идёт фотосинтез. Лист имеет нежные внутренние части. 2) Определите, какую роль стебель выполняет в растении. Какие качества стебля вы бы отметили? Используйте текст на с. 78–79. Стебель   –   опора   для   листьев.   Связывает   все   органы   растения.   По   стеблю передвигаются вещества. Прочный. 3) Определите, какую роль корень выполняет в растении. Какие качества корня вы бы отметили? Используйте текст на с. 79. Корень закрепляет растение в почве, всасывает воду и минеральные вещества. Сильно разветвлён. 4) Определите, какую роль цветок выполняет в растении. Какие качества цветка Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли  в устной форме. 4. Умение работать в паре  и в группах. Личностные результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  © ООО «Баласс», 2013вы бы отметили? Используйте текст на с. 79. Цветок – орган размножения. Яркий, душистый. 5) Определите, какую роль плод выполняет в растении. Какие качества плода вы бы отметили? Используйте текст на с. 80. Плод участвует в распространении семян. Сочный. целенаправленной  познавательной  деятельности. –  Как   ответим   на   вопрос   урока?   (Наземные   растения   имеют   органы:   корень, стебель, лист, цветок, плод.) –    Как вы думаете, такие органы характерны всем наземным растениям? (Судя   по   тексту   учебника,   эти   органы   есть   у   цветковых   растений,   а   корень, стебель и лист – ещё у хвойных.) Работа в рабочих тетрадях. – Выполните задание в рабочей тетради на с. 43–44. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? 2 2 3 1 © ООО «Баласс», 2013 Регулятивные УУДΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний. 1. Работа в учебнике.  Организация и проведение работы: 1. Учащиеся читают текст в учебнике на с. 83 самостоятельно про себя. 2.   Письменно   выполняют   задания   1–9.   Порядок   выполнения   заданий произвольный.   Детям   нужно   объяснить,   что   лучше   выполнять   задания последовательно, но в случае затруднения нужно двигаться дальше и вернуться к пропущенному   заданию   ещё   раз.   На   результат   влияет   то,   сколько   заданий выполнено, и качество их выполнения.  План проверочной работы № зада­ ния 1 2 3 Группа заданий Уровень сложности Форма Бал­ лы Учимся понимать текст и  находить факты Учимся понимать текст и  находить факты Учимся понимать текст и  находить факты необходимый необходимый повышенный с выбором  ответа с кратким  ответом с выбором  ответа 1 1 1 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 20134 5 6 7 8 9 Учимся понимать текст,  сравнивать информацию и  делать выводы Учимся понимать текст,  сравнивать информацию и  делать выводы Учимся понимать текст,  сравнивать информацию и  делать выводы Учимся понимать главную  мысль текста Учимся понимать главную  мысль текста Учимся понимать главную  мысль текста необходимый повышенный с выбором  ответа с кратким  ответом максимальный с выбором  ответа повышенный повышенный повышенный с выбором  ответа с развёрнутым ответом с выбором  ответа 1 2 2 1 2 2 За полностью выполненные задания № 5 и 8 ученик получает по 2 балла, за  частично выполненные задания – по 1 баллу.  Порядок оценивания.  Выполнение работы в целом показывает, какой уровень подготовки достигнут  © ООО «Баласс», 2013учащимися – недостаточный, низкий, средний или высокий. Если в результате  выполнения всей работы ученик набрал 5 баллов или меньше – это недостаточный уровень (отметка 2), если от 6 до 7 баллов – низкий уровень (отметка 3), если от 8 до 10 баллов – средний уровень (отметка 4), от 11 до 13 баллов – высокий  уровень (отметка 5). Ответы. 1. – 1 (1 балл) 2. – Все споровые растения предпочитают селиться во влажных местах, где они  могут размножаться (1 балл) 3. – 4 (1 балл) 4. – 3 (1 балл) 5. Не все погруженные в воду растения – водоросли. Воду освоили и многие  цветковые растения (2 балла) 6. – 4 (2 балла) 7. – 1 (1 балл) 8. Произвольный ответ, оценивается аргументированность суждений (2 балла) 9. – 3 (2 балла)  2. Работа в рабочей тетради. – Задания из рабочей тетради на выбор. 3. Проверочная работа № 9. Возможные ответы на задания проверочной работы № 9. Вариант 1. 1) Повышенный уровень. Лист кормит растение (создаёт органическое © ООО «Баласс», 2013вещество в результате фотосинтеза) и испаряет воду. Стебель даёт опору листьям и   связывает   все   части   растения.   Корень   служит   для   укрепления   в   почве   и всасывания воды. 2)  Необходимый уровень. Цветковые – растения с цветками, размножающиеся с помощью семян. Хвойные – семенные растения с листьями в виде иголок, не имеющие семян.     Вариант 2. 1) Повышенный   уровень. Лист служит для фотосинтеза органических веществ и испарения воды. Стебель даёт опору листьям и связывает все части растения.   Корень   служит   для   укрепления   в   почве   и   всасывания   воды.   2) Необходимый уровень. Хвойные – семенные растения с листьями в виде хвоинок, не   имеющие   цветков.  Цветковые  –   растения   с   цветками,   размножающиеся   с помощью семян. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.   Чтение текста темы 19, 1 задание на выбор из рабочей тетради. ТОУУ VΙ . Домашнее  задание. 4 © ООО «Баласс», 2013V. Итог урока. – Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали? – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? © ООО «Баласс», 2013