Поурочный план
Урок: 9.2. А Растворение и растворы Дата: Класс: 9 |
Школа: НИШ ФМН г. Нур-Султан ФИО учителя: Количество присутствующих: Количество отсутствующих: |
|
Тема урока |
Принцип растворимости веществ в различных растворителях |
|
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
- понимать принцип растворимости веществ в различных растворителях; - понимать, что большинство ионных соединений растворимо в воде; - понимать, что при растворении соединений в воде они ионизируются. |
|
Цели урока |
Учащиеся будут: - понимать, что различные вещества по-разному растворяются в различных растворителях. |
|
Критерии оценивания. |
Учащийся достиг цели обучения, если: - понимает, что различные вещества по-разному растворяются в различных растворителях; - понимает, что ионные соединения растворяются в воде; - понимает, что при растворении соединений в воде они ионизируются. |
|
Языковые цели |
Учащиеся должны: - устно и письменно уметь делать обобщения, о принципах растворимости;
Предметная лексика и терминология: - соединения, растворители, вещества; - растворяться; - растворимый и нерастворимый, ионный, ковалентный в целом, большинство, некоторые;
Серия полезных фраз для диалога/письма
X растворяется в Y, а Z не растворяется Почему X производит/не производит Y? Как правило/в общем/некоторые X растворяются в Y Ионные веществане растворяются в X, потому что Правило состоит в том, что… |
|
Привитие ценностей. |
Формирование основных нравственных ценностей у учащихся: доброжелательное отношение к одноклассникам на любом этапе деятельности, честность, инициатива при принятии решений. |
|
Межпредметные связи |
Физика, биология, биохимия |
|
Предварительные знания |
Кислоты и щелочи (6.2C) Вода как растворитель (6.2B) Простые химические реакции (7.2A) Растворы и растворимость (7.3C) Моль 8.3C) Вода (8.4C) Стехиометрические вычисления (8.4A) |
|
Ход урока
Этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
Начало
Середина
Конец урока |
Проверка домашнего задания Цель урока, критерии успеха
Растворы (дисперсные системы) – это физико-химические дисперсные системы, состоящие из двух или более компонентов. Дисперсная система, фаза, среда. В растворах частицы одного вещества равномерно распределены в другом веществе, возникает дисперсная система. Растворенное вещество называется дисперсной фазой, а вещество, в котором распределена дисперсная фаза, — дисперсионной средой (растворитель). Концентрация раствора.
Растворимость. Растворимость – способность вещества растворяться в растворителе при определенных условиях. Растворимость зависит от нескольких факторов: от природы растворителя и растворенного вещества, от температуры, от давления. Если молекулы растворителя неполярны или малополярны, то этот растворитель будет хорошо растворять вещества с неполярными молекулами. Хуже будет растворять с большей полярностью. И практически не будет с ионным типом связи.
Полярные и неполярные соединения. Рассмотрим некоторые полярные и неполярные соединения: https://www.youtube.com/watch?v=PVL24HAesnc (Видеоролик на английском языке!) (Необходимо смотреть только следующие промежутки времени: 0:00 – 1:32 мин и 6:09 – 6:27 мин).
Растворимость. К полярным растворителям относят воду и глицерин. К малополярным – спирт и ацетон. К неполярным – хлороформ, эфир, жиры, масла. Растворимость газов. Растворимость газов в жидкостях увеличивается с повышением давления и понижением температуры. При нагревании растворимость газов уменьшается, а кипячением можно полностью добиться освобождения раствора от газа. Газы лучше растворимы в неполярных растворителях. Растворимость жидкостей. Растворимость жидкости в жидкости увеличивается с повышением температуры и практически не зависит от давления. При некоторых температурах происходит полное взаимное растворение этих жидкостей. Эта температура называется критической температурой растворения и выше нее расслаивание не наблюдается. Растворимость твердых веществ. Растворимость твердых веществ в жидкостях мало зависит от температуры и не зависит от давления. Жидкость является растворителем, может растворять вещества до тех пор пока не достигается определенная концентрация, которая не может быть увеличена, как бы долго не происходил контакт между растворителем и растворенным веществом. При достижении подобного равновесия мы получаем насыщенный раствор. Раствор, в котором концентрация растворенного вещества меньше, чем в насыщенном растворе, и в котором при данных условиях можно растворить еще некоторое его количество, называется ненасыщенным раствором. Раствор, содержащий при данных условиях больше растворённого вещества, чем в насыщенном растворе, а избыток вещества легко выпадает в осадок, называется пересыщенным раствором.
Гидратная теория Менделеева. Сольватация – процесс взаимодействия молекул растворителя и растворяемого вещества. Сольватация в водных растворах называется гидратацией. Образующиеся в результате сольватации молекулярные агрегаты называются сольватами (в случае воды гидратами).
- Подведение итога урока - Домашнее задание: 1) Определить массовую долю растворенного вещества хлорида натрия в растворе, полученном растворением 15 г NaCl в 235 г воды. 2) Хлорид кальция уменьшает проницаемость сосудов, оказывает противоаллергическое и противовоспалительное действие. Найти массовую долю и процентную концентрацию раствора, если для приготовления лекарственного препарата 45 г хлорида кальция СаСl2 растворили в 400 мл воды.
- Рефлексия, Что я узнал? Где мне пригодятся эти знания? |
Слайды в презентации Microsoft PowerPoint
Слайды в презентации Microsoft PowerPoint
Интернет-источник: https://www.youtube.com/watch?v=PVL24HAesnc
Слайды в презентации Microsoft PowerPoint
Слайды в презентации Microsoft PowerPoint |
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье
и соблюдение техники безопасности |
Более способные учащиеся объясняют наиболее трудные и непонятные моменты остальным учащимся. |
В качестве оценки урока учащиеся предоставляют рефлексию. Также в ходе краткой дискуссии по просмотренному видеоролику будет выявлено, хорошо ли учащиеся понимают материал урока. |
Соблюдение техники безопасности в кабинете химии. |
Рефлексия Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся выучили сегодня? Какая атмосфера царила в классе? Сработала ли дифференциация, проводимая мною? Уложилась ли я в сроки? Какие отступления от плана и почему? |
Используйте данный раздел для рефлексии урока. Ответьте на вопросы об уроке из левой колонки. |
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1.
2.
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.