Расы. Происхождение рас.
Оценка 5

Расы. Происхождение рас.

Оценка 5
Разработки уроков
doc
биология +1
7 кл—8 кл
21.02.2023
Расы. Происхождение рас.
Целями данного интегрированного урока является научное обоснование причин появление рас на Земле и доказательство равенства всех людей на Земле вне зависимости от цвета кожи, национальности, воспитание в учениках толерантности.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК.doc

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК «РАСЫ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАС»

(7-8 классы)

В современном мире существует 194 государства, 22 больших рели­гии, около 7 тысяч языков и еще больше этносов и национальностей. Вся эта пестрота и противоречивость интересов и устремлений разных групп и сообществ может производить впечатление Вавилонского стол­потворения. На самом деле в современном мире происходят конфликты - межэтнические, религиозные и т. д. Все эти конфликты небеспочвен­ны и имеют глубокие корни.

Одна из причин межнациональных конфликтов, которые происхо­дили с момента начала европейской колониальной экспансии - это ра­совая теория. Расизм как теория сформировалась в XIX веке. Расизм ви­новен в разжигании многих межнациональных конфликтов. Как мы зна­ем, расизм стал официальной идеологией фашизма. Уже давно доказана несостоятельность этой теории, лженаучность домыслов и доказа­тельств ее последователей.

Тем не менее, влияние этой антинаучной теории и сегодня велико, особенно в определенных кругах молодежи. В расизме как бы концен­трируется вся острота и злободневность национально-расовой пробле­мы в современном мире.

Целями данного интегрированного урока является научное обосно­вание причин появление рас на земле и доказательство равенства всех людей на Земле вне зависимости от цвета кожи, национальности, воспи­тание в учениках толерантности.

Задачи:

-    изучить причины появления различий;

-    ознакомить учащихся с расовыми признаками человечества;

-  сформировать умения и навыки работы в группах, информационно­поисковой деятельности с учебником и дополнительной литературой;

-    создать условия для увлеченного учения;

-   воспитывать чувства гордости за совместный результат своей дея­тельности.

Тип урока: изучение новой темы

Формы работы: индивидуальная, групповая.

ХОД УРОКА

Этап 1. Актуализация знаний.

Учитель биологии: На Земле уже насчитывается около 6 млрд, лю­дей. Среди них нет, и не может быть двух совершенно одинаковых лю­дей; даже близнецы, развившиеся из одного яйца, несмотря на огромное сходство их внешнего облика, и внутреннего строения, всегда какими- то мелкими чертами отличаются друг от друга. Наука, изучающая из­менения физического типа человека, известна под именем «антро­пологии» (греч, «антропос» - человек). Давайте рассмотрим фотогра­фии и ответим на вопрос:

-    Чем же отличаются все люди?

Ответы учащихся

Этап 2. Вводная часть урока

Сегодня мы с вами должны выяснить причины появле­ния этих различий и какое они имеют значение в жизни человека.

Цвет кожи.

Учитель: За цвет кожи ответственны кожные клетки, содержащие пигмент, называемый меланином. Все люди, за исключением альбино­сов, имеют в клетках кожи меланин. Важность цвета кожи в качестве расового признака объясняется связью между солнечным освещением и продукцией витамина D, который необходим для поддержания в орга­низме баланса кальция. Избыток этого витамина сопровождается отло­жением кальция в костях и ведет к их хрупкости, тогда как недостаток кальция имеет следствием рахит. Между тем количество витамина D, синтезируемого в норме, контролируется дозой солнечного облучения, которое проникает в клетки, находящиеся глубже слоя меланина.

Чем больше меланина в коже, тем меньше света он пропускает. До периода, когда были разработаны способы искусственного обогащения пищи витамином D, люди были зависимы в продукции витамина D от солнечного света. Чтобы витамин D синтезировался в оптимальных ко­личествах, т.е. достаточных для поддержания нормального баланса кальция, люди со светлой кожей должны были обитать на определенной географической широте далеко от экватора, где солнечная радиация более слабая. Напротив, люди с черной кожей должны были находиться ближе к экватору. Как видно, территориальное распределение людей с разной пигментацией кожи является функцией географической широты.

Волосы.

Волосы на голове бывают:

-    прямые, волнистые и курчавые, могут быть мягкими или тугими;

-  курчавые волосы лучше предохраняют голову от перегрева, так как создают воздухоносную прослойку;

-  на теле и лице варьируют от значительной густоты до почти пол­ного отсутствия (значение).

Форма носа.

Значительно выступающий узкий нос у европеоидов удлиняет носоглоточный путь, благодаря чему холодный воздух нагре­вается, что защищает от переохлаждения гортань и легкие.

Губы.

-    форма губ варьирует у разных людей от удлиненной до округлой.

-    какие губы будут больше испарять воду?

Ответы учащихся: развитие слизистых способствует большей теплоотдаче и испарению.

Форма головы.

-вытянутая высокая голова тоже нагревается слабее, чем широкая и низкая.

Учитель биологии: Особенно сильно заметны телесные различия между территориальными группами людей, удаленными друг от друга и живущими в различной естественно-географической обстановке. Деление вида Homo Sapiens на расы произошло два с половиной столетия назад.

Справочная (помощники учителя).

Происхождение термина «раса» точно не установлено; возможно, что он представляет собой видоизменение арабского слова «рас» (голо­ва, начало, корень). Есть также мнение, что термин этот связан с италь­янским razza, что значит «племя». Слово «раса» примерно в том смысле, как оно употребляется теперь, встречается уже у французского ученого Франсуа Бернье, который опубликовал в 1684 г. одну из первых клас­сификаций человеческих рас.

Наука о расах называется Расоведение.

Основные задачи науки:

-    характеризовать и классифицировать расы;

-    выяснить процесс их развития;

-    оценить роль биологических и общественно-экономических факторов.

Учитель географии: Какие расы вам известны? (Ответы учащихся).

Центр происхождения человека один, предок один и все мы отно­симся к одному виду Homo sapiens, но откуда появились расы?

Что способствовало образованию рас? Расы начали формироваться в период позднего палеозоя (30-40 тыс. лет назад). К этому времени чело­век жил уже во всех частях света. Отдельные группы людей, находясь в очень разных природных условиях, приобретали отличия во внешнем облике и другие биологические особенности.

По данным Я.Я.Рогинского, еще в 1949 г., все расы возникли от од­ного предка, на одной территории. Предполагается, что формиро­вание рас произошло на территориях, Восточного Средиземномо­рья, Западной и, возможно Южной Азии.

Очаги происхождения.

-   работа в парах - найти ареалы формирования рас по атласу (пооче­редно);

-работа с географической картой - климатические условия;

-    описание природных условий.

 

 

 

 

 

 

Раса

Ареалы

Природные условия

Негроид (юг от Сахары)

- Центральная, Восточная и Южная Африка

Высокая температура, очень жаркий климат, большое ко­личество солнечного света и тепла т.к. солнце стоит высо­ко над горизонтом - Преобладает субэкватори­альный климатический пояс и природная зона - саванны

Европоид

Южная Европа, Юго- западная Азия, Северная Африка

 

 

Температура ниже, чем в эк­ваториальных широтах. Тем­пература зимы может опус­титься до минус 20 - 30 град. Центральная и северная Ев­ропа получает большее коли­чество осадков Количество солнечного тепла и света тоже меньше.

А в Южной Европе более жаркий климат и количество солнечного тепла и света больше, чем в северной Ев­ропе, но меньше, чем в эква­ториальных широтах.

Монголоид

Центральная и Восточная Азия

Территория Центральной и Восточной Азии преимуще­ственно характеризуется су­хим климатом, сильными ветрами и пыльными бурями. Преобладает континенталь­ный климат. Большое коли­чество света. Выпавший зи­мой на долго снег ослепляет глаза.

 

Учитель географии: Влияние природных условий на развитие че­ловеческих рас, несомненно, первоначально в древнем человечестве оно было, наверное, более сильным.

-   Эксперимент. Обучающемуся у доски предлагается встать против вен­тилятора, окружающие внимательно следят за поведением испытуемо­го. Включается вентилятор. Что происходит?

Вывод обучающихся. При сильном ветре люди рефлекторно прищури­вают глаза.

Физкультминутка.

Итак, люди, с какими внешними признаками могли сформироваться в этих трех ареалах:

-    Центральная, Восточная и Южная Африка?

-    Южная Европа, Юго-западная Азия, Северная Африка?

-    Центральная и Восточная Азия?

Деление учащихся на 3 группы.

Этап 3. Работа учащихся в группах - музыка.

Этап 4. Проверка работ учащихся в группах - защита (см. Приложе­ние № 1).

Справочная.

О существовании рас люди знали еще до нашей эры. Тогда же были предприняты и первые попытки, объяснить их происхождение. Напри­мер, в мифах древних греков возникновение людей с черной кожей объ­яснялось неосторожностью сына бога Гелиоса Фаэтона, который на солнечной колеснице так приблизился к Земле, что обжег стоявших на ней белых людей. Греческие философы в объяснениях причин возник­новения рас большое значение придавали климату.

1    группа - негроидная раса (звучат ритмы Африки).

Справочная.

В соответствии с библейской историей родоначальниками белой, желтой и черной рас были сыновья Ноя - любимый богом Яфет, Сим и проклятый богом Хам, соответственно.

2  группа (звучит монгольская мелодия) - приглашаются сыновья Ноя - Симы.

Учитель географии рассказывает легенду: Североамериканские ин­дейцы, увидев бледнолицых (так они называли европейцев), и завезен­ных ими в Новый Свет из Африки темнокожих рабов, объясняли при­чину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из гли­ны и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кир­пично-красный оттенок - это были индейцы. В следующий раз боги за­болтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, выну™ их раньше времени, и они полу­чились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.

Защита и проверка правильности выполнения заданий.

3  группа (звучит скандинавская мелодия). Защита.

Учитель географии: к какой расе, по - вашему, относятся чуваши?

Беседа с обучающимися.

В настоящее время у 11 % чувашей преобладают монгольские черты, причем около 4 % из них составляют относительно «чистые» монголои­ды, 69 % относятся к смешанным монголоидно-европеоидным типам, 21% чувашей - представители различных европеоидных типов, как темноокрашенных (преобладают), так и русоволосых и светлоглазых. Это говорит о сложности этногенеза чувашей.

Учитель биологии: расовые особенности наследственны и явля­ются приспособительными к условиям существования. При расселении по Земле люди попадали в разные природные условия. Но эти условия, столь сильно влияющие на виды и подвиды животных, не могли так же и с той же интенсивностью действовать на качественно отличны от них расы человечества, все более и более использующего природу (жилье, пища) и преобразующего ее в процессе общественного труда.

Учитель географии: Расовое чувство появилось в Европе в конце 15 века и это связано с великими географическими открытиями. Тогда ев­ропейцы узнали, что мир населен разными людьми. Началась экспансия западной цивилизации и в тоже время сложилась особое отношение ев­ропейцев к представителям других рас. Наиболее четко это можно заме­рить в одном из стихотворений Р. Киплинга «Бремя белых»:

Несите бремя белых,

- И лучших сыновей

На тяжкий труд пошлите

За тридевять морей;

На службу к покоренным

Угрюмым племенам,

На службу к полудетям,

А может быть чертям.

В этих стихах мы не можем не заметить пренебрежительного отно­шения европейцев к представителям других народов, других рас.

Расизм как антинаучная теория появилась в XIX веке и связана с французским социологом и писателем Жозефом Артюром де Гобино.

Расисты стремятся представить человеческие расы как группы лю­дей, несходные по морфологическим, физиологическим и психическим особенностям, не связанные между собой узами родства, враждебные друг другу. Если же они и допускают общность происхождения рас, то все же утверждают, что «быстрее развившиеся» расы призваны господ­ствовать над другими и процветать, а «отставшие» обречены на подчи­нение, рабство и вырождение.

Понимание того, что все люди разных рас рав­ны, складывалось в обществе очень медленно. Лишь только 10 декабря 1948 г. ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой провозглашены права и свободы человека.

Вывод. В статье 2, в которой говорится, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии.

Мир разный, люди земли тоже разные, но все мы принадлежим к одному виду Homo Sapiens. Ребята, к какому выводу мы пришли с вами на уроке?

Ответы обучающихся.

ООН в 1995 16 ноября объявил всемирным днем толерантности, который означает терпимость к различным взглядам, нормам поведения, привычкам, отличным от тех, которые разделяет субъект.

Рефлексия.

Основные признаки рас

Приложение 1

Морфологи­ческие

признаки

 

Европеоидная

Монголоидная

Негроидная

Цвет кожи

Светлокожи: розова­тость кожи благодаря просвечиванию кровеносных сосудов: у одних более светлая окраска кожи, у дру­гих более смуглая

Кожа смуглая, желтоватых от­тенков, иногда желто-коричневая.

Шоколадно-­коричневая или даже почти чер­ная кожа.

Окраска и форма волос и глаз

Прямые или волнис­тые светло-русые или темно-русые мягкие волосы. Серые, серо­зеленые или каре­зеленые глаза.

 

 

Прямые жесткие иссиня черные во­лосы, узкие и слегка раскосые глаза со складкой верхнего века

Курчаво­шерстистые тем­ные волосы, ка­рие или черные глаза.

Форма носа и губ

Узкий и сильно вы­ступающий нос, не­толстые губы.

Плоский и до­вольно широкий нос, губы развиты средне.

Довольно пло­ский и мало вы­ступающий нос с широкими крыльями, тол­стые губы.

Волосяной по­кров

Среднее или сильное развитие волос на те­ле и на лице.

 

 

Волосяной покров развит слабо: бо­рода и усы у муж-

чин появляются поздно, редко дос­тигают густоты.

Волосяной по­кров

развит слабо.

 

 

Форма лица и подбородка

Мазо выступающие вперед челюсти и верхний отдел лица, средне выступающий подбородок.

Лицо плоское, скулы широкие, подбородок и че­люсти мало выда­ются вперед.

Лицо узкое и низкое, умеренно развитый подбо­родок, скулы вы­ступают слабо.

Рост

У большинства рост средний, нередко вы­сокий.

 

Рост у большин­ства средний или ниже среднего.

 

Рост у большин­ства высокий или ниже высокого.

 


Скачано с www.znanio.ru

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК «РАСЫ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК «РАСЫ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Напротив, люди с черной кожей должны были находиться ближе к экватору

Напротив, люди с черной кожей должны были находиться ближе к экватору

Раса Ареалы Природные условия

Раса Ареалы Природные условия

Защита. Учитель географии: к какой расе, по - вашему, относятся чуваши?

Защита. Учитель географии: к какой расе, по - вашему, относятся чуваши?

Цвет кожи Светлокожи: розова­тость кожи благодаря просвечиванию кровеносных сосудов: у одних более светлая окраска кожи, у дру­гих более смуглая

Цвет кожи Светлокожи: розова­тость кожи благодаря просвечиванию кровеносных сосудов: у одних более светлая окраска кожи, у дру­гих более смуглая
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2023