ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК «РАСЫ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАС»
(7-8 классы)
В современном мире существует 194 государства, 22 больших религии, около 7 тысяч языков и еще больше этносов и национальностей. Вся эта пестрота и противоречивость интересов и устремлений разных групп и сообществ может производить впечатление Вавилонского столпотворения. На самом деле в современном мире происходят конфликты - межэтнические, религиозные и т. д. Все эти конфликты небеспочвенны и имеют глубокие корни.
Одна из причин межнациональных конфликтов, которые происходили с момента начала европейской колониальной экспансии - это расовая теория. Расизм как теория сформировалась в XIX веке. Расизм виновен в разжигании многих межнациональных конфликтов. Как мы знаем, расизм стал официальной идеологией фашизма. Уже давно доказана несостоятельность этой теории, лженаучность домыслов и доказательств ее последователей.
Тем не менее, влияние этой антинаучной теории и сегодня велико, особенно в определенных кругах молодежи. В расизме как бы концентрируется вся острота и злободневность национально-расовой проблемы в современном мире.
Целями данного интегрированного урока является научное обоснование причин появление рас на земле и доказательство равенства всех людей на Земле вне зависимости от цвета кожи, национальности, воспитание в учениках толерантности.
Задачи:
- изучить причины появления различий;
- ознакомить учащихся с расовыми признаками человечества;
- сформировать умения и навыки работы в группах, информационнопоисковой деятельности с учебником и дополнительной литературой;
- создать условия для увлеченного учения;
- воспитывать чувства гордости за совместный результат своей деятельности.
Тип урока: изучение новой темы
Формы работы: индивидуальная, групповая.
ХОД УРОКА
Этап 1. Актуализация знаний.
Учитель биологии: На Земле уже насчитывается около 6 млрд, людей. Среди них нет, и не может быть двух совершенно одинаковых людей; даже близнецы, развившиеся из одного яйца, несмотря на огромное сходство их внешнего облика, и внутреннего строения, всегда какими- то мелкими чертами отличаются друг от друга. Наука, изучающая изменения физического типа человека, известна под именем «антропологии» (греч, «антропос» - человек). Давайте рассмотрим фотографии и ответим на вопрос:
- Чем же отличаются все люди?
Ответы учащихся
Этап 2. Вводная часть урока
Сегодня мы с вами должны выяснить причины появления этих различий и какое они имеют значение в жизни человека.
Цвет кожи.
Учитель: За цвет кожи ответственны кожные клетки, содержащие пигмент, называемый меланином. Все люди, за исключением альбиносов, имеют в клетках кожи меланин. Важность цвета кожи в качестве расового признака объясняется связью между солнечным освещением и продукцией витамина D, который необходим для поддержания в организме баланса кальция. Избыток этого витамина сопровождается отложением кальция в костях и ведет к их хрупкости, тогда как недостаток кальция имеет следствием рахит. Между тем количество витамина D, синтезируемого в норме, контролируется дозой солнечного облучения, которое проникает в клетки, находящиеся глубже слоя меланина.
Чем больше меланина в коже, тем меньше света он пропускает. До периода, когда были разработаны способы искусственного обогащения пищи витамином D, люди были зависимы в продукции витамина D от солнечного света. Чтобы витамин D синтезировался в оптимальных количествах, т.е. достаточных для поддержания нормального баланса кальция, люди со светлой кожей должны были обитать на определенной географической широте далеко от экватора, где солнечная радиация более слабая. Напротив, люди с черной кожей должны были находиться ближе к экватору. Как видно, территориальное распределение людей с разной пигментацией кожи является функцией географической широты.
Волосы.
Волосы на голове бывают:
- прямые, волнистые и курчавые, могут быть мягкими или тугими;
- курчавые волосы лучше предохраняют голову от перегрева, так как создают воздухоносную прослойку;
- на теле и лице варьируют от значительной густоты до почти полного отсутствия (значение).
Форма носа.
Значительно выступающий узкий нос у европеоидов удлиняет носоглоточный путь, благодаря чему холодный воздух нагревается, что защищает от переохлаждения гортань и легкие.
Губы.
- форма губ варьирует у разных людей от удлиненной до округлой.
- какие губы будут больше испарять воду?
Ответы учащихся: развитие слизистых способствует большей теплоотдаче и испарению.
Форма головы.
-вытянутая высокая голова тоже нагревается слабее, чем широкая и низкая.
Учитель биологии: Особенно сильно заметны телесные различия между территориальными группами людей, удаленными друг от друга и живущими в различной естественно-географической обстановке. Деление вида Homo Sapiens на расы произошло два с половиной столетия назад.
Справочная (помощники учителя).
Происхождение термина «раса» точно не установлено; возможно, что он представляет собой видоизменение арабского слова «рас» (голова, начало, корень). Есть также мнение, что термин этот связан с итальянским razza, что значит «племя». Слово «раса» примерно в том смысле, как оно употребляется теперь, встречается уже у французского ученого Франсуа Бернье, который опубликовал в 1684 г. одну из первых классификаций человеческих рас.
Наука о расах называется Расоведение.
Основные задачи науки:
- характеризовать и классифицировать расы;
- выяснить процесс их развития;
- оценить роль биологических и общественно-экономических факторов.
Учитель географии: Какие расы вам известны? (Ответы учащихся).
Центр происхождения человека один, предок один и все мы относимся к одному виду Homo sapiens, но откуда появились расы?
Что способствовало образованию рас? Расы начали формироваться в период позднего палеозоя (30-40 тыс. лет назад). К этому времени человек жил уже во всех частях света. Отдельные группы людей, находясь в очень разных природных условиях, приобретали отличия во внешнем облике и другие биологические особенности.
По данным Я.Я.Рогинского, еще в 1949 г., все расы возникли от одного предка, на одной территории. Предполагается, что формирование рас произошло на территориях, Восточного Средиземноморья, Западной и, возможно Южной Азии.
Очаги происхождения.
- работа в парах - найти ареалы формирования рас по атласу (поочередно);
-работа с географической картой - климатические условия;
- описание природных условий.
Раса |
Ареалы |
Природные условия |
Негроид (юг от Сахары) |
- Центральная, Восточная и Южная Африка |
Высокая температура, очень жаркий климат, большое количество солнечного света и тепла т.к. солнце стоит высоко над горизонтом - Преобладает субэкваториальный климатический пояс и природная зона - саванны |
Европоид |
Южная Европа, Юго- западная Азия, Северная Африка
|
Температура ниже, чем в экваториальных широтах. Температура зимы может опуститься до минус 20 - 30 град. Центральная и северная Европа получает большее количество осадков Количество солнечного тепла и света тоже меньше. А в Южной Европе более жаркий климат и количество солнечного тепла и света больше, чем в северной Европе, но меньше, чем в экваториальных широтах. |
Монголоид |
Центральная и Восточная Азия |
Территория Центральной и Восточной Азии преимущественно характеризуется сухим климатом, сильными ветрами и пыльными бурями. Преобладает континентальный климат. Большое количество света. Выпавший зимой на долго снег ослепляет глаза. |
Учитель географии: Влияние природных условий на развитие человеческих рас, несомненно, первоначально в древнем человечестве оно было, наверное, более сильным.
- Эксперимент. Обучающемуся у доски предлагается встать против вентилятора, окружающие внимательно следят за поведением испытуемого. Включается вентилятор. Что происходит?
Вывод обучающихся. При сильном ветре люди рефлекторно прищуривают глаза.
Физкультминутка.
Итак, люди, с какими внешними признаками могли сформироваться в этих трех ареалах:
- Центральная, Восточная и Южная Африка?
- Южная Европа, Юго-западная Азия, Северная Африка?
- Центральная и Восточная Азия?
Деление учащихся на 3 группы.
Этап 3. Работа учащихся в группах - музыка.
Этап 4. Проверка работ учащихся в группах - защита (см. Приложение № 1).
Справочная.
О существовании рас люди знали еще до нашей эры. Тогда же были предприняты и первые попытки, объяснить их происхождение. Например, в мифах древних греков возникновение людей с черной кожей объяснялось неосторожностью сына бога Гелиоса Фаэтона, который на солнечной колеснице так приблизился к Земле, что обжег стоявших на ней белых людей. Греческие философы в объяснениях причин возникновения рас большое значение придавали климату.
1 группа - негроидная раса (звучат ритмы Африки).
Справочная.
В соответствии с библейской историей родоначальниками белой, желтой и черной рас были сыновья Ноя - любимый богом Яфет, Сим и проклятый богом Хам, соответственно.
2 группа (звучит монгольская мелодия) - приглашаются сыновья Ноя - Симы.
Учитель географии рассказывает легенду: Североамериканские индейцы, увидев бледнолицых (так они называли европейцев), и завезенных ими в Новый Свет из Африки темнокожих рабов, объясняли причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок - это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, выну™ их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.
Защита и проверка правильности выполнения заданий.
3 группа (звучит скандинавская мелодия). Защита.
Учитель географии: к какой расе, по - вашему, относятся чуваши?
Беседа с обучающимися.
В настоящее время у 11 % чувашей преобладают монгольские черты, причем около 4 % из них составляют относительно «чистые» монголоиды, 69 % относятся к смешанным монголоидно-европеоидным типам, 21% чувашей - представители различных европеоидных типов, как темноокрашенных (преобладают), так и русоволосых и светлоглазых. Это говорит о сложности этногенеза чувашей.
Учитель биологии: расовые особенности наследственны и являются приспособительными к условиям существования. При расселении по Земле люди попадали в разные природные условия. Но эти условия, столь сильно влияющие на виды и подвиды животных, не могли так же и с той же интенсивностью действовать на качественно отличны от них расы человечества, все более и более использующего природу (жилье, пища) и преобразующего ее в процессе общественного труда.
Учитель географии: Расовое чувство появилось в Европе в конце 15 века и это связано с великими географическими открытиями. Тогда европейцы узнали, что мир населен разными людьми. Началась экспансия западной цивилизации и в тоже время сложилась особое отношение европейцев к представителям других рас. Наиболее четко это можно замерить в одном из стихотворений Р. Киплинга «Бремя белых»:
Несите бремя белых,
- И лучших сыновей
На тяжкий труд пошлите
За тридевять морей;
На службу к покоренным
Угрюмым племенам,
На службу к полудетям,
А может быть чертям.
В этих стихах мы не можем не заметить пренебрежительного отношения европейцев к представителям других народов, других рас.
Расизм как антинаучная теория появилась в XIX веке и связана с французским социологом и писателем Жозефом Артюром де Гобино.
Расисты стремятся представить человеческие расы как группы людей, несходные по морфологическим, физиологическим и психическим особенностям, не связанные между собой узами родства, враждебные друг другу. Если же они и допускают общность происхождения рас, то все же утверждают, что «быстрее развившиеся» расы призваны господствовать над другими и процветать, а «отставшие» обречены на подчинение, рабство и вырождение.
Понимание того, что все люди разных рас равны, складывалось в обществе очень медленно. Лишь только 10 декабря 1948 г. ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой провозглашены права и свободы человека.
Вывод. В статье 2, в которой говорится, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии.
Мир разный, люди земли тоже разные, но все мы принадлежим к одному виду Homo Sapiens. Ребята, к какому выводу мы пришли с вами на уроке?
Ответы обучающихся.
ООН в 1995 16 ноября объявил всемирным днем толерантности, который означает терпимость к различным взглядам, нормам поведения, привычкам, отличным от тех, которые разделяет субъект.
Рефлексия.
Основные признаки рас
Приложение 1
Морфологические признаки
|
Европеоидная |
Монголоидная |
Негроидная |
Цвет кожи |
Светлокожи: розоватость кожи благодаря просвечиванию кровеносных сосудов: у одних более светлая окраска кожи, у других более смуглая |
Кожа смуглая, желтоватых оттенков, иногда желто-коричневая. |
Шоколадно-коричневая или даже почти черная кожа. |
Окраска и форма волос и глаз |
Прямые или волнистые светло-русые или темно-русые мягкие волосы. Серые, серозеленые или карезеленые глаза.
|
Прямые жесткие иссиня черные волосы, узкие и слегка раскосые глаза со складкой верхнего века |
Курчавошерстистые темные волосы, карие или черные глаза. |
Форма носа и губ |
Узкий и сильно выступающий нос, нетолстые губы. |
Плоский и довольно широкий нос, губы развиты средне. |
Довольно плоский и мало выступающий нос с широкими крыльями, толстые губы. |
Волосяной покров |
Среднее или сильное развитие волос на теле и на лице.
|
Волосяной покров развит слабо: борода и усы у муж- чин появляются поздно, редко достигают густоты. |
Волосяной покров развит слабо.
|
Форма лица и подбородка |
Мазо выступающие вперед челюсти и верхний отдел лица, средне выступающий подбородок. |
Лицо плоское, скулы широкие, подбородок и челюсти мало выдаются вперед. |
Лицо узкое и низкое, умеренно развитый подбородок, скулы выступают слабо. |
Рост |
У большинства рост средний, нередко высокий.
|
Рост у большинства средний или ниже среднего.
|
Рост у большинства высокий или ниже высокого. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.