Разбор имён существительных по составу

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сначала ученики называют признак, по которому сгруппировали слова: общее в значении (род деятельности, уменьшительно-ласкательное значение, животные/детёныши животных/птиц). Далее выделяют суффиксы, объясняя слова через однокоренные названия предметов или действий. Самостоятельно записывают слова по группам: Истребитель, мыслитель, читатель; пчельник, мельник. Лисонька, чемоданчик, Танечка, изюмчик, нолик, рябинушка, крестик, Серёженька. Галчонок, соколёнок, кукушата, козлята, воробьиха. – Объясните, почему в одной группе оказались слова с разными суффиксами. (Эти суффиксы имеют одинаковое значение.)
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur84_+.doc
Русский язык СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Урок 84 (75). Тема: Разбор имён существительных по составу  – Развитие умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов (на основе словообразовательного анализа), соблюдение правильного порядка и графического оформления разбора по составу, умений подбирать слова к заданным схемам. П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Формирование УУД, Ход урока ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3  4   1.  Анализ сочинений и конкурс рисунков. Ученики   (по   желанию)   читают   свои   сказки­сочинения   и демонстрируют рисунки. Далее проводится работа над типичными ошибками. 2. Проверка задания № 10, тема 7 в рабочей тетради. 1–2 варианта текста прослушиваются. –  Почему   вы   подобрали   похожие   слова?   Какие   в   тексте   есть Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать  выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. © ООО «Баласс», 2013 1II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  Открытие знаний. III. Развитие  умений. «подсказки»? – У каких суффиксов есть «подходящие» значения? (Маленький –         ­нок­, мама – ­их­, ласкательный – ­ек­, ­очек­.) Назовите суффиксы, которые вы использовали.  1  3  3  Учитель называет ключевые слова. Имя существительное, состав слова, разбор. – Сформулируйте цель урока. (Учим разбирать имена существительные по составу.) План. Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) 3  4   6  1  3 1.  Работа в учебнике. Упр. 281. Сначала   ученики   называют   признак,   по   которому   сгруппировали слова:   общее   в   значении   (род   деятельности,   уменьшительно­ ласкательное значение, животные/детёныши животных/птиц). Далее   выделяют   суффиксы,   объясняя   слова   через   однокоренные названия предметов или действий. Самостоятельно записывают слова по группам: Истребитель, мыслитель, читатель; пчельник, мельник. Лисонька, чемоданчик, Танечка, изюмчик, нолик, рябинушка, крестик, 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё  предположение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии  с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению  и целенаправленной познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  © ООО «Баласс», 2013 2понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Серёженька. Галчонок, соколёнок, кукушата, козлята, воробьиха. –  Объясните,   почему   в   одной   группе   оказались   слова   с   разными суффиксами. (Эти суффиксы имеют одинаковое значение.) –  Можно ли суффиксы с одинаковым значением назвать одинаковыми? (Нет, у них разное написание, буквенный состав.) Комментированный   разбор   по   составу   существительных   женского рода единственного числа (кисоньк а , Танечк а , рябинушк а , воробьих а) и существительных во множественном числе (кукушат а , козлят а). Методическая рекомендация:  при разборе по составу напоминаем общий порядок: выделяем окончание, затем основу и части внутри основы,   начиная   с   конца,   т.е.   с   суффикса,   отмечаем   значение суффикса,   заканчиваем   разбор   выделением   корня   и   подбором однокоренных слов. При   разборе   существительных   во   множественном   числе   следует напомнить,   что   они   обозначают   детёнышей   (во   множественном числе),   соотносятся   с   теми   же   словами   в   единственном   числе (кукушонок  и  козлёнок)   и   образуются   заменой   суффиксов  ­онок­  (­ ёнок­) на ­ат­, ­ят­. –  Назовите слова, в которых написание буквы безударного гласного в корне надо запомнить. Проговорите их написание орфографически. 2. Словарная работа. Введение слова багаж. а) Лексическое значение. 1) Вещи, груз пассажиров. 2) Запас знаний (перенос.). © ООО «Баласс», 2013 3б) Грамматические признаки. Багаж (что?) – сущ., неодуш., м.р., ед.ч. в) Орфографическая работа. –  Запишите   слово,   обозначьте   орфограмму.   Образуйте   при   помощи суффиксов   другие   имена   существительные   (багажник),   другие   части речи (багажное). Запомните написание этих слов. 3. Упражнение в подборе и записи слов по схемам. 1. Упр. 282. 2–3 схемы ученики анализируют вслух. Например, по 1­й схеме в упражнении  ­ник­. В этом слове нулевое окончание, а основа состоит из корня и суффикса ­ник­. К этой схеме подходят слова: кофейник, мельник. Суффикс ­ник­ в них имеет разное значение. 2. Упр. 283. Схемы слов правильно разделены на группы: 1) существительные с уменьшительно­ласкательными суффиксами; 2) с суффиксами ­тель­ и ­ник­, значения слов – названия людей по их занятиям, действиям; 3) существительные­названия животных и их детёнышей; 4) сложные слова­имена существительные. (Нужно   обратить   внимание   детей,   что   это   ещё   один   способ образования имён существительных.) Ученики   подбирают   к   схемам   слова   и   записывают   их   группами   в соответствии со схемами. (Можно по рядам, вариантам и т.п.) © ООО «Баласс», 2013 44. Самостоятельная работа. Упр. 284. Сначала   ученики   читают   задание,   а   учитель   записывает   из   него опорные слова на доске: 1) Однокоренные слова (часть речи). 2) Спиши (орфограммы). 3) По составу (однокоренные). 4) Разбор как части речи (коса, косец). Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. IV. Итог урока. 4  4 – Чему учились на уроке? Было ли интересно? Когда? – Что было труднее всего? Легче всего? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? © ООО «Баласс», 2013 5V. Домашнее  задание. Упр. 5, с. 57. Деятельность учеников:  Образовывать  с   помощью  суффиксов   и  употреблять  в   речи   имена   существительные   (с   уменьшительно­ ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения. © ООО «Баласс», 2013 6

Посмотрите также