Сначала ученики называют признак, по которому сгруппировали слова: общее в значении (род деятельности, уменьшительно-ласкательное значение, животные/детёныши животных/птиц).
Далее выделяют суффиксы, объясняя слова через однокоренные названия предметов или действий.
Самостоятельно записывают слова по группам:
Истребитель, мыслитель, читатель; пчельник, мельник.
Лисонька, чемоданчик, Танечка, изюмчик, нолик, рябинушка, крестик, Серёженька.
Галчонок, соколёнок, кукушата, козлята, воробьиха.
– Объясните, почему в одной группе оказались слова с разными суффиксами. (Эти суффиксы имеют одинаковое значение.)
Русский язык
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Урок 84 (75).
Тема: Разбор имён существительных по составу
– Развитие умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов
(на основе словообразовательного анализа), соблюдение правильного порядка и графического оформления разбора по
составу, умений подбирать слова к заданным схемам.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Формирование УУД,
Ход урока
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 4
1. Анализ сочинений и конкурс рисунков.
Ученики (по желанию) читают свои сказкисочинения и
демонстрируют рисунки.
Далее проводится работа над типичными ошибками.
2. Проверка задания № 10, тема 7 в рабочей тетради. 1–2 варианта
текста прослушиваются.
– Почему вы подобрали похожие слова? Какие в тексте есть
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
© ООО «Баласс», 2013
1II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
Открытие знаний.
III. Развитие
умений.
«подсказки»?
– У каких суффиксов есть «подходящие» значения? (Маленький –
нок, мама – их, ласкательный – ек, очек.) Назовите суффиксы,
которые вы использовали.
1 3 3
Учитель называет ключевые слова.
Имя существительное, состав слова, разбор.
– Сформулируйте цель урока. (Учим разбирать имена существительные
по составу.)
План.
Учитель вместе с детьми составляет план.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план,
планировали свою деятельность.)
3 4 6 1 3
1. Работа в учебнике.
Упр. 281.
Сначала ученики называют признак, по которому сгруппировали
слова: общее в значении (род деятельности, уменьшительно
ласкательное значение, животные/детёныши животных/птиц).
Далее выделяют суффиксы, объясняя слова через однокоренные
названия предметов или действий.
Самостоятельно записывают слова по группам:
Истребитель, мыслитель, читатель; пчельник, мельник.
Лисонька, чемоданчик, Танечка, изюмчик, нолик, рябинушка, крестик,
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
© ООО «Баласс», 2013
2понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Серёженька.
Галчонок, соколёнок, кукушата, козлята, воробьиха.
– Объясните, почему в одной группе оказались слова с разными
суффиксами. (Эти суффиксы имеют одинаковое значение.)
– Можно ли суффиксы с одинаковым значением назвать одинаковыми?
(Нет, у них разное написание, буквенный состав.)
Комментированный разбор по составу существительных женского
рода единственного числа (кисоньк а , Танечк а , рябинушк а , воробьих
а) и существительных во множественном числе (кукушат а , козлят
а).
Методическая рекомендация: при разборе по составу напоминаем
общий порядок: выделяем окончание, затем основу и части внутри
основы, начиная с конца, т.е. с суффикса, отмечаем значение
суффикса, заканчиваем разбор выделением корня и подбором
однокоренных слов.
При разборе существительных во множественном числе следует
напомнить, что они обозначают детёнышей (во множественном
числе), соотносятся с теми же словами в единственном числе
(кукушонок и козлёнок) и образуются заменой суффиксов онок (
ёнок) на ат, ят.
– Назовите слова, в которых написание буквы безударного гласного в
корне надо запомнить. Проговорите их написание орфографически.
2. Словарная работа.
Введение слова багаж.
а) Лексическое значение.
1) Вещи, груз пассажиров.
2) Запас знаний (перенос.).
© ООО «Баласс», 2013
3б) Грамматические признаки.
Багаж (что?) – сущ., неодуш., м.р., ед.ч.
в) Орфографическая работа.
– Запишите слово, обозначьте орфограмму. Образуйте при помощи
суффиксов другие имена существительные (багажник), другие части
речи (багажное). Запомните написание этих слов.
3. Упражнение в подборе и записи слов по схемам.
1. Упр. 282.
2–3 схемы ученики анализируют вслух.
Например, по 1й схеме в упражнении ник. В этом слове нулевое
окончание, а основа состоит из корня и суффикса ник.
К этой схеме подходят слова: кофейник, мельник.
Суффикс ник в них имеет разное значение.
2. Упр. 283.
Схемы слов правильно разделены на группы:
1) существительные с уменьшительноласкательными суффиксами;
2) с суффиксами тель и ник, значения слов – названия людей по их
занятиям, действиям;
3) существительныеназвания животных и их детёнышей;
4) сложные словаимена существительные.
(Нужно обратить внимание детей, что это ещё один способ
образования имён существительных.)
Ученики подбирают к схемам слова и записывают их группами в
соответствии со схемами. (Можно по рядам, вариантам и т.п.)
© ООО «Баласс», 2013
44. Самостоятельная работа.
Упр. 284.
Сначала ученики читают задание, а учитель записывает из него
опорные слова на доске:
1) Однокоренные слова (часть речи).
2) Спиши (орфограммы).
3) По составу (однокоренные).
4) Разбор как части речи (коса, косец).
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
IV. Итог урока.
4 4
– Чему учились на уроке? Было ли интересно? Когда?
– Что было труднее всего? Легче всего?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
© ООО «Баласс», 2013
5V. Домашнее
задание.
Упр. 5, с. 57.
Деятельность учеников:
Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно
ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения.
© ООО «Баласс», 2013
6