В зависимости от государственного устройства различают отношения, возникающие между: центральными органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации (например, между Правительством РФ и правительствами (администрациями) субъектов РФ); органами исполнительной власти субъектов федерации, находящимися на одном уровне (например, администрациями Краснодарского и Красноярского краев); органами исполнительной власти субъектов федерации, стоящими на разных уровнях (например, правительством и префектурами округов города Москвы).
Лекция 2. Административные правоотношения
1. Особенности административных правоотношений.
2. Виды административных правоотношений.
3. Состав административных правоотношений.
1. Административно-правовые отношения - это регулируемые
нормами административного права общественные отношения субъекты
которых выступают носителями прав и обязанностей в сфере и по
поводу государственного управления.
Особенности административно-правовых отношений, обладающих
всеми основными признаками, свойственными всяким иным
правоотношениям, выражаются рядом отличительных черт:
♦ возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного
управления в связи с практической реализацией исполнительно-
распорядительных функций органов публичной власти в лице
соответствующих органов и должностных лиц;
♦ одной из сторон и обязательным участником этих отношений
всегда выступает орган публичной власти, представляющий публичный
интерес государства;
♦ являются публично-властными управленческими отношениями,
построенными на началах "власть-подчинение";
♦ имеют разнообразие субъектов при отсутствии юридического
равенства сторон;
♦ связаны с правовым управляющим воздействием субъекта
управления на объект, которым выступают воля, сознание, поведение
управляемых;
♦ могут возникать независимо от желания (согласия) сторон по
инициативе любой из них (в том числе не обязательно наделенной
публично-властными полномочиями или третьей стороны, не
участвующей в данном правоотношении);
♦ многие органы исполнительной власти и их должностные лица
обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению
государства;
♦ субъективные права сторон, равно как и споры, связанные с ними,
рассматриваются уполномоченными на то органами и должностными
лицами и разрешаются ими, как правило, в административном, т.е. вовнесудебном, порядке путем непосредственно юридически властного и
одностороннего распоряжения;
♦ в случае нарушения одной из сторон требований административно-
правовых норм ответственность наступает перед государством в лице
его органов и должностных лиц, в чем проявляется их публичность.
2. Виды административно-правовых отношений различаются рядом
оснований.
По исполнению функции административного права, относящиеся к
его предмету, общественные отношения делят на регулятивные
(возникающие на основе норм административного права и строго им
соответствующие) и охранительные (возникающие вследствие
неправомерного поведения субъектов как реакция общества,
государства, граждан на такое поведение).
По юридическому содержанию они делятся на материальные
(возникающие в сфере управления) и процессуальные (складываются в
сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных
дел).
В зависимости от государственного устройства различают
отношения, возникающие между: центральными органами
федеральной исполнительной власти и органами исполнительной
власти субъектов федерации (например, между Правительством РФ и
правительствами (администрациями) субъектов РФ); органами
исполнительной власти субъектов федерации, находящимися на одном
уровне (например, администрациями Краснодарского и Красноярского
краев); органами исполнительной власти субъектов федерации,
стоящими на разных уровнях (например, правительством и
префектурами округов города Москвы).
По состоянию прав и обязанностей участников: вертикальные
(возникающие на основе одностороннего волеизъявления
управомоченного государственного органа или должностного лица,
которому подчинен другой) и горизонтальные (между
несоподчиненными субъектами и в связи с реализацией гражданами
прав в управленческой сфере).
В зависимости от конкретных целей возникновения общественных
отношений: внутренние (связанные с формированием управленческих
структур, определением основ взаимодействия между ними и их
подразделениями, с распределением полномочий и ответственности
между служащими аппарата органа управления) и внешние (связанныес непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему
исполнительной власти, например на граждан, общественные
объединения, коммерческие структуры).
В зависимости от субъектов: между вышестоящими и нижестоящими
(например, ректоратом и факультетом), различными неподчиненными
друг другу органами, а также между ними и гражданами.
По характеру юридических фактов, порождающих административно-
правовые отношения, они делятся на отношения, порождаемые
правомерными или неправо-мерными фактами (именуемыми по
аналогии с гражданско-правовой терминологией административными
деликтами).
В зависимости от характера самих отношений они бывают связаны с
непосредственным управлением и не связаны с непосредственным
управлением.
По областям управленческой деятельности: в сферах хозяйственно-
экономической, социально-культурной, административно-
политической.
По способам защиты: в административном либо в судебном порядке.
В теории административного права выделяют также основные и
неосновные административно-правовые отношения. К основным
относятся: 1) отношения между должностными лицами и подчиненным
им по службе административно-управленческим аппаратом; 2)
отношения между должностными лицами и гражданами, несущими
определенные административно-правовые обязанности. Неосновными
считаются отношения между двумя сторонами, функционирующими в
сфере государственного управления, не связанными между собой
соподчиненностью (например, между двумя однопорядковыми
органами исполнительной власти, возникающие при подготовке
совместного акта).
3. Структурный состав административных правоотношений имеет
свойственную им организацию, элементами которой выступают их
субъект, объект и содержание.
Субъекты - это те, кто наделены государственно-властными
полномочиями и на кого административно-правовыми нормами
возложены определенные обязанности по осуществлению
управленческих функций.Объекты регулирования административно-правовых норм -
общественные отношения, возникающие в процессе осуществления
исполнительной власти (общие), и поведение субъектов
(непосредственные). В каждом конкретном административно-правовом
отношении его участники осуществляют те предоставленные им права
и возложенные на них обязанности, которые связаны с объектом
данного правоотношения.
Содержание - юридические факты, т.е. такие конкретные
обстоятельства, с наличием которых законодатель связывает
основания возникновения, изменения или прекращения
административно-правовых отношений (действия и события).
Вопросы для самопроверки
1. Каковы особенности административных правоотношений?
2. Какие виды отношений регулируются административным правом?
3. Из каких элементов состоит структура правоотношения?
4. Что подразумевается под содержанием состава административных
правоотношений?