РАЗДЕЛ V АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Лекция 3. Субъекты административных правоотношений.
Оценка 5
Лекции
docx
правоведение
Взрослым
12.04.2018
Субъектами административного права признаются лица и организации, которые в соответствии с установленными действующим законодательством нормами могут выступать участниками (сторонами) административных правоотношений. По российскому административному законодательству ими являются:
· граждане России;
· иностранные граждане и лица без гражданства;
· государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации;
· общественные (негосударственные) объединения;
· служащие государственных органов и организаций, общественных (негосударственных) объединений;
· представители общественных формирований, наделенные административными обязанностями и правами.
лекция3.docx
3.
административных
Субъекты
Лекция
правоотношений
1. Теория вопроса.
2. Физические лица как субъекты административных
правоотношений.
3. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления
как субъекты административных правоотношений.
4. Общественные объединения и их административно-правовой
статус.
1. Субъектами административного права признаются лица и
организации, которые в соответствии с установленными действующим
законодательством нормами могут выступать участниками (сторонами)
административных правоотношений. По российскому
административному законодательству ими являются:
· граждане России;
· иностранные граждане и лица без гражданства;
· государственные органы, их структурные подразделения,
предприятия, учреждения и иные государственные организации;
· общественные (негосударственные) объединения;
· служащие государственных органов и организаций, общественных
(негосударственных) объединений;
· представители общественных формирований, наделенные
административными обязанностями и правами.
Как видно, субъектами административно-правовых отношений могут
быть индивиды и организации. При этом они объединены одним общим
для них свойством - обладанием административной
правосубъектностью, позволяющей различать момент, с которого
субъекты становятся элементами административно-правовых
отношений:
♦ российские граждане - с момента рождения;
♦ иностранные граждане и лица без гражданства - с момента
пересечения ими государственной границы РФ, т.е. нахождения под ее
юрисдикцией; ♦ юридические лица - с момента образования (регистрации) их в
установленном порядке;
♦ государственные и общественные (негосударственные) служащие -
с момента назначения их на соответствующую должность.
2. Административно-правовое положение граждан определяется,
прежде всего, объемом и характером их административной
правосубъектности, которая состоит из административной
правоспособности и дееспособности.
Административная правоспособность - это признаваемая законом
возможность гражданина быть субъектом административного права,
иметь права и обязанности административно-правового характера.
Правоспособность возникает с момента рождения гражданина и
прекращается с его смертью.
Административная дееспособность граждан - это способность
личными действиями приобретать права и обязанности
административно-правового характера, осуществлять их, а также
нести личную ответственность за совершенные правонарушения.
Дееспособность в полном объеме возникает по достижении 18 лет.
Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
закреплены Конституцией РФ. В административно-правовой литературе
их подразделяют на две основные группы: статутные и адекватные.
Статутные указывают на положение гражданина в социальной
структуре страны. Они не связаны с какими-либо сферами общества и
имеют универсальное значение; К этой группе относятся: право на
жизнь, на пользование родным языком, запрет на принудительный
труд и др. Адекватные права и обязанности связаны с теми сферами, в
которых эти права и обязанности могут реализоваться. К этой группе
относятся: личные права и обязанности, социально-экономические,
социально-культурные и социально-политические.
Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются
следующие права и свободы. Во-первых, право граждан участвовать в
управлении государством как непосредственно, так и через своих
представителей. Это право, в свою очередь, закреплено правом
избирать и быть избранным в центральные и местные органы
самоуправления. Во-вторых, право граждан на объединение, включая
право на создание профсоюзов. В-третьих, право граждан проводить
собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Помимо прав, граждане имеют ряд обязанностей. К ним относятся
обязанности платить законно установленные налоги и сборы; сохранять
природу и окружающую среду; сохранять природные богатства;
защищать Отечество; соблюдать Конституцию РФ и законы страны.
Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного
права является соблюдение ими административно-правовых норм.
3. Органы исполнительной власти - это учреждения, созданные для
осуществления государственной власти и наделенные государственно-
властными полномочиями. Органы исполнительной власти являются
субъектами именно исполнительной ветви власти, призванные
обеспечить ее формальную и фактическую реализацию.
Органы исполнительной власти делятся на федеральные и местные.
Такое деление осуществляется в соответствии с федеративным
государственным устройством.
Более детальным является деление органов исполнительной власти
по организационно-правовым формам. Это правительство,
министерства, государственные комитеты, главные управления,
инспекции, агентства, администрации краев, областей и т.д., мэрии и
др.
По характеру компетенции органы исполнительной власти делятся
на:
Органы общей компетенции - например, правительства и
администрации субъектов Федерации. Они обеспечивают
экономическое и социально-культурное развитие в отраслях и сферах
управления на подведомственной территории.
Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство
подведомственной отраслью.
Органы межотраслевой компетенции осуществляют руководство
несколькими отраслями и сферами управления.
Органы внутриотраслевой компетенции функционируют в рамках
отраслей на конкретных участках деятельности.
По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются
коллегиальные и единоначальные органы. В коллегиальных органах
решения принимаются большинством членов при персональной
ответственности руководства. Соответственно в единоначальных
органах право принимать решения принадлежит возглавляющему
данный орган руководителю. Система органов исполнительной власти в РФ построена на основе
принципов:
Принцип федерализма обусловлен государственным устройством
России. Существуют федеральные органы исполнительной власти и
органы исполнительной власти субъектов Федерации - республик,
краев, областей, городов федерального значения, автономных областей
и автономных округов.
Принцип сочетания централизации и децентрализации тесно связан с
принципом федерализма. Централизация вытекает из единства
федеративной системы. Децентрализация означает закрепление
законодательством полномочий за тем или иным органом.
Принцип законности проявляется в том, что все органы
государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать
Конституцию РФ и изданные на ее основе законы, и подзаконные акты.
Основными звеньями системы федеральных органов исполнительной
власти являются Правительство РФ и федеральные органы
исполнительной власти, среди которых федеральные министерства и
иные федеральные органы исполнительной власти. В систему
субъектов административных правоотношений входят также органы
местного самоуправления.
4. Общественное объединение - это добровольное некоммерческое
формирование, созданное по инициативе граждан. Основанием для
формирования объединения являются общие интересы или общие цели,
указанные в уставе общественного объединения. Характерными
признаками объединений является то, что все они образуются
физическими и юридическими лицами на добровольной основе; они не
обладают государственно властными полномочиями; действуют от
своего имени; не являются коммерческими организациями.
В зависимости от территориальной сферы деятельности
общественные объединения делятся на общероссийские, действующие
на территории более половины субъектов Федерации;
межрегиональные, действующие на территории менее половины
субъектов Федерации; региональные, действующие в пределах
территории одного субъекта Федерации; местные, действующие в
пределах территории органа местного самоуправления.
Более подробной является классификация общественных
объединений в зависимости от их организационно-правовых форм: Общественные организации - создаются на основе совместной
деятельности для достижения целей, определенных уставом, и защиты
общих интересов постоянных членов организации. Членами
общественных организаций могут быть как физические, так и
юридические лица.
Общественные движения - это массовые общественные объединения
без постоянного членства. Они преследуют социальные, политические
и общественные цели.
Общественные фонды - это не имеющие членства некоммерческие
общественные объединения. Целью фондов является формирование
имущества на основе добровольных взносов и использование
полученных средств на общественно полезные цели.
Общественные учреждения - это общественные объединения,
созданные для оказания конкретного вида услуг, без постоянного
членства.
Органы общественной самодеятельности создаются для решения
социальных проблем, возникающих у широкого круга граждан по месту
жительства, работы или учебы. Эти органы не имеют постоянного
членства.
Все перечисленные общественные объединения могут создавать
союзы (ассоциации), которые, в свою очередь, образуют новые
общественные объединения.
Основным требованием к общественным объединениям является
запрет на преследование незаконных целей, на деятельность, идущую
во вред здоровью и интересам граждан.
Формами взаимодействия между государством и общественными
объединениями является согласование либо участие в объединении и
решении вопросов. Общественные объединения вправе участвовать в
выработке решений органов государственной власти и органов
местного самоуправления; представлять и защищать свои права в
органах государственной власти; участвовать в митингах, собраниях,
демонстрациях. Общественные объединения не могут самостоятельно
заниматься правотворчеством, но участвуют в этом процессе в
пределах, установленных законом. Самым известным и
распространенным видом общественных организаций являются
профсоюзы.
Вопросы для самопроверки 1. Назовите субъекты административного права.
2. Дайте определение административной правоспособности.
3. Дайте определение административной дееспособности.
4. Каковы права и обязанности граждан в сфере государственного
управления?
5. Дайте определение органов государственной власти.
6. На основе каких принципов построена система органов
государственной власти в РФ?
7. Назовите виды общественных объединений.
РАЗДЕЛ V АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Лекция 3. Субъекты административных правоотношений.
РАЗДЕЛ V АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Лекция 3. Субъекты административных правоотношений.
РАЗДЕЛ V АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Лекция 3. Субъекты административных правоотношений.
РАЗДЕЛ V АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Лекция 3. Субъекты административных правоотношений.
РАЗДЕЛ V АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Лекция 3. Субъекты административных правоотношений.
РАЗДЕЛ V АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Лекция 3. Субъекты административных правоотношений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.