РАЗДЕЛ V АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Лекция 3. Субъекты административных правоотношений.
Оценка 5

РАЗДЕЛ V АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Лекция 3. Субъекты административных правоотношений.

Оценка 5
Лекции
docx
правоведение
Взрослым
12.04.2018
РАЗДЕЛ V АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Лекция 3. Субъекты административных правоотношений.
Субъектами административного права признаются лица и организации, которые в соответствии с установленными действующим законодательством нормами могут выступать участниками (сторонами) административных правоотношений. По российскому административному законодательству ими являются: · граждане России; · иностранные граждане и лица без гражданства; · государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации; · общественные (негосударственные) объединения; · служащие государственных органов и организаций, общественных (негосударственных) объединений; · представители общественных формирований, наделенные административными обязанностями и правами.
лекция3.docx
3. административных   Субъекты   Лекция правоотношений 1. Теория вопроса. 2. Физические лица как субъекты административных правоотношений. 3. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления как субъекты административных правоотношений. 4. Общественные объединения и их административно-правовой статус. 1. Субъектами административного права признаются лица и организации, которые в соответствии с установленными действующим законодательством нормами могут выступать участниками (сторонами) административных правоотношений. По российскому административному законодательству ими являются: · граждане России; · иностранные граждане и лица без гражданства; · государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации; · общественные (негосударственные) объединения; · служащие государственных органов и организаций, общественных (негосударственных) объединений; · представители общественных формирований, наделенные административными обязанностями и правами. Как видно, субъектами административно-правовых отношений могут быть индивиды и организации. При этом они объединены одним общим для них свойством - обладанием административной правосубъектностью, позволяющей различать момент, с которого субъекты становятся элементами административно-правовых отношений: ♦ российские граждане - с момента рождения; ♦ иностранные граждане и лица без гражданства - с момента пересечения ими государственной границы РФ, т.е. нахождения под ее юрисдикцией; ♦ юридические лица - с момента образования (регистрации) их в установленном порядке; ♦ государственные и общественные (негосударственные) служащие - с момента назначения их на соответствующую должность. 2. Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которая состоит из административной правоспособности и дееспособности. Административная правоспособность - это признаваемая законом возможность гражданина быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Правоспособность возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Административная дееспособность граждан - это способность личными действиями приобретать права и обязанности административно-правового характера, осуществлять их, а также нести личную ответственность за совершенные правонарушения. Дееспособность в полном объеме возникает по достижении 18 лет. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления закреплены Конституцией РФ. В административно-правовой литературе их подразделяют на две основные группы: статутные и адекватные. Статутные указывают на положение гражданина в социальной структуре страны. Они не связаны с какими-либо сферами общества и имеют универсальное значение; К этой группе относятся: право на жизнь, на пользование родным языком, запрет на принудительный труд и др. Адекватные права и обязанности связаны с теми сферами, в которых эти права и обязанности могут реализоваться. К этой группе относятся: личные права и обязанности, социально-экономические, социально-культурные и социально-политические. Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются следующие права и свободы. Во-первых, право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Это право, в свою очередь, закреплено правом избирать и быть избранным в центральные и местные органы самоуправления. Во-вторых, право граждан на объединение, включая право на создание профсоюзов. В-третьих, право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Помимо прав, граждане имеют ряд обязанностей. К ним относятся обязанности платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; сохранять природные богатства; защищать Отечество; соблюдать Конституцию РФ и законы страны. Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм. 3. Органы исполнительной власти - это учреждения, созданные для осуществления государственной власти и наделенные государственно- властными полномочиями. Органы исполнительной власти являются субъектами именно исполнительной ветви власти, призванные обеспечить ее формальную и фактическую реализацию. Органы исполнительной власти делятся на федеральные и местные. Такое деление осуществляется в соответствии с федеративным государственным устройством. Более детальным является деление органов исполнительной власти по организационно-правовым формам. Это правительство, министерства, государственные комитеты, главные управления, инспекции, агентства, администрации краев, областей и т.д., мэрии и др. По характеру компетенции органы исполнительной власти делятся на: Органы общей компетенции - например, правительства и администрации субъектов Федерации. Они обеспечивают экономическое и социально-культурное развитие в отраслях и сферах управления на подведомственной территории. Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственной отраслью. Органы межотраслевой компетенции осуществляют руководство несколькими отраслями и сферами управления. Органы внутриотраслевой компетенции функционируют в рамках отраслей на конкретных участках деятельности. По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются коллегиальные и единоначальные органы. В коллегиальных органах решения принимаются большинством членов при персональной ответственности руководства. Соответственно в единоначальных органах право принимать решения принадлежит возглавляющему данный орган руководителю. Система органов исполнительной власти в РФ построена на основе принципов: Принцип федерализма обусловлен государственным устройством России. Существуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. Принцип сочетания централизации и децентрализации тесно связан с принципом федерализма. Централизация вытекает из единства федеративной системы. Децентрализация означает закрепление законодательством полномочий за тем или иным органом. Принцип законности проявляется в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и изданные на ее основе законы, и подзаконные акты. Основными звеньями системы федеральных органов исполнительной власти являются Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, среди которых федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. В систему субъектов административных правоотношений входят также органы местного самоуправления. 4. Общественное объединение - это добровольное некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан. Основанием для формирования объединения являются общие интересы или общие цели, указанные в уставе общественного объединения. Характерными признаками объединений является то, что все они образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе; они не обладают государственно властными полномочиями; действуют от своего имени; не являются коммерческими организациями. В зависимости от территориальной сферы деятельности общественные объединения делятся на общероссийские, действующие на территории более половины субъектов Федерации; межрегиональные, действующие на территории менее половины субъектов Федерации; региональные, действующие в пределах территории одного субъекта Федерации; местные, действующие в пределах территории органа местного самоуправления. Более подробной является классификация общественных объединений в зависимости от их организационно-правовых форм: Общественные организации - создаются на основе совместной деятельности для достижения целей, определенных уставом, и защиты общих интересов постоянных членов организации. Членами общественных организаций могут быть как физические, так и юридические лица. Общественные движения - это массовые общественные объединения без постоянного членства. Они преследуют социальные, политические и общественные цели. Общественные фонды - это не имеющие членства некоммерческие общественные объединения. Целью фондов является формирование имущества на основе добровольных взносов и использование полученных средств на общественно полезные цели. Общественные учреждения - это общественные объединения, созданные для оказания конкретного вида услуг, без постоянного членства. Органы общественной самодеятельности создаются для решения социальных проблем, возникающих у широкого круга граждан по месту жительства, работы или учебы. Эти органы не имеют постоянного членства. Все перечисленные общественные объединения могут создавать союзы (ассоциации), которые, в свою очередь, образуют новые общественные объединения. Основным требованием к общественным объединениям является запрет на преследование незаконных целей, на деятельность, идущую во вред здоровью и интересам граждан. Формами взаимодействия между государством и общественными объединениями является согласование либо участие в объединении и решении вопросов. Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; представлять и защищать свои права в органах государственной власти; участвовать в митингах, собраниях, демонстрациях. Общественные объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но участвуют в этом процессе в пределах, установленных законом. Самым известным и распространенным видом общественных организаций являются профсоюзы. Вопросы для самопроверки 1. Назовите субъекты административного права. 2. Дайте определение административной правоспособности. 3. Дайте определение административной дееспособности. 4. Каковы права и обязанности граждан в сфере государственного управления? 5. Дайте определение органов государственной власти. 6. На основе каких принципов построена система органов государственной власти в РФ? 7. Назовите виды общественных объединений.

РАЗДЕЛ V АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Лекция 3. Субъекты административных правоотношений.

РАЗДЕЛ V АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Лекция 3. Субъекты административных правоотношений.

РАЗДЕЛ V АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Лекция 3. Субъекты административных правоотношений.

РАЗДЕЛ V АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Лекция 3. Субъекты административных правоотношений.

РАЗДЕЛ V АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Лекция 3. Субъекты административных правоотношений.

РАЗДЕЛ V АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Лекция 3. Субъекты административных правоотношений.

РАЗДЕЛ V АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Лекция 3. Субъекты административных правоотношений.

РАЗДЕЛ V АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Лекция 3. Субъекты административных правоотношений.

РАЗДЕЛ V АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Лекция 3. Субъекты административных правоотношений.

РАЗДЕЛ V АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Лекция 3. Субъекты административных правоотношений.

РАЗДЕЛ V АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Лекция 3. Субъекты административных правоотношений.

РАЗДЕЛ V АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Лекция 3. Субъекты административных правоотношений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018