Финансовая деятельность государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства.
Финансовая деятельность осуществляется разнообразными методами. Государство вступает в отношения с различными субъектами финансовой деятельности по поводу собирания денежных средств или их распределения, применяются методы собирания, распределения и использования фондов денежных средств.
Лекция 2. Основы финансового права РФ
1. Определение, метод источники финансового права РФ. Финансовая
деятельность государства
2. Финансовая система РФ
3. Финансовый контроль
1. Финансовое право - это совокупность юридических норм,
регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе
финансовой деятельности государства.
У финансового права нет самостоятельного метода правового
регулирования, поэтому используется административно-правовой
метод. Он включает обязательный характер правил, неравное
положение сторон в правоотношении, разный объем прав и
обязанностей субъектов.
Источниками финансового права являются Конституция РФ,
нормативные акты представительных и исполнительных органов
государственной власти, местного самоуправления, органов
управления специальной компетенции. Все это в совокупности
образует финансовое законодательство.
Финансовая деятельность государства представляет собой процесс
собирания, распределения (перераспределения) и использования
денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение
функций государства.
Финансовая деятельность осуществляется разнообразными
методами. Государство вступает в отношения с различными
субъектами финансовой деятельности по поводу собирания денежных
средств или их распределения, применяются методы собирания,
распределения и использования фондов денежных средств.
Среди методов собирания денежных средств наиболее
распространен налоговый метод, при котором часть доходов, прибыли
организаций, учреждений и граждан в обязательном порядке, в
установленные законом сроки и в назначенных размерах отчисляется в
бюджет.
В обязательном порядке осуществляются также взносы во вне-
бюджетные фонды: социального страхования, медицинского стра-
хования, занятости населения, Пенсионный фонд РФ. Они уплачиваютсяорганизациями, учреждениями и гражданами и идут на выплаты
пенсий и различных пособий.
Источником поступления денежных средств в бюджет государства
являются также государственные пошлины. Они взимаются за
различные услуги, оказываемые государственными учреждениями.
Помимо обязательных взносов денежных средств организациями,
учреждениями и гражданами, за счет которых до недавнего времени
формировалась доходная часть бюджета государства, все более
широкое распространение получают добровольные взносы денежных
средств (приобретение облигаций и других ценных бумаг, лотерейных
билетов, вклады населения в банки и т.п.).
Основными методами распределения и использования денежных
средств являются финансирование и кредитование. Финансирование -
это плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача
государственных денежных средств из бюджета. Метод фи-
нансирования в настоящее время имеет довольно ограниченное
применение, как правило, он используется для покрытия расходов
государственных учреждений, учреждений социальной сферы,
обороны. Производственная сфера в значительной степени находится
на самофинансировании, своими доходами возмещая расходы.
В отличие от финансирования кредитование является плановой,
целевой, возвратной и возмездной выдачей денежных средств в виде
банковских ссуд, которые подлежат возврату в назначенный срок и за
которые взимается определенный процент.
2. Совокупность экономических отношений, однородных по формам и
методам собирания и использования денежных средств, называют
финансовым институтом (например, все отношения в области бюджета,
все отношения в области страхования или в области кредитования).
Все вместе взятые финансовые институты образуют финансовую
систему. Финансовая система РФ представляет собой совокупность
входящих в состав финансов РФ звеньев и их взаимосвязи. Такими
звеньями (институтами) являются: бюджетная система с входящими в
нее государственными (федеральными, региональными) и местными
бюджетами; внебюджетные целевые фонды; финансы предприятий,
организаций; имущественное и личное страхование; кредит
(государственный и банковский).
Государственные финансы включают: бюджет страны;
внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, фонды социальногострахования, занятости населения, обязательного медицинского
страхования и другие фонды); государственный кредит.
Финансы предприятий, учреждений, организаций состоят из:
финансов коммерческих и некоммерческих учреждений и организаций,
финансов общественных объединений.
Страхование как важнейшее звено финансовой системы делится на
две формы: обязательное и добровольное. Эти формы, в свою очередь,
подразделяются по видам страхования: социальное страхование;
личное страхование; имущественное страхование; страхование
ответственности; страхование предпринимательских рисков;
перестрахование.
Важным институтом финансовой системы является кредитование -
отношения, возникающие между вкладчиками и коммерческими
банками и иными кредитными учреждениями по поводу привлечения
денежных средств и предоставления банковских ссуд.
Государство имеет достаточно широкую систему органов,
занимающихся финансовой деятельностью. Прежде всего это высшие
представительные и исполнительные органы государственной власти:
Федеральное Собрание и представительные органы субъектов
Федерации, Правительство РФ, администрации субъектов Федерации,
Министерство финансов РФ. Помимо них финансовую деятельность
осуществляют специальные органы: ЦБ РФ, Счетная палата РФ,
Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, налоговая
полиция, разнообразные инспекции, контролирующие финансовую
деятельность.
3. Для того чтобы обеспечить своевременную и полную аккумуляцию
денежных ресурсов и затем их целевое использование, государство
осуществляет финансовый контроль за образованием, распределением
и применением ресурсов всех институтов финансовой системы.
Финансовый контроль - это осуществляемая с использованием
специальных организационных форм и методов деятельность
государственных или негосударственных органов, наделенных законом
соответствующими полномочиями в целях установления законности и
достоверности финансовых операций, объективной оценки
экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности
и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных
поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности.Важным видом финансового контроля является общегосудар-
ственный контроль, осуществляемый органами государственной власти
и государственного управления общей компетенции, а также
специальными контрольными органами (Федеральное Собрание,
Правительство, Министерство финансов, Федеральная налоговая
служба, федеральные органы налоговой полиции, Федеральное
казначейство, Счетная палата, банки и т.п.).
Каждое министерство и ведомство проводит ведомственный
контроль за финансовой деятельностью подотчетных предприятий и
организаций. Такой контроль должен способствовать соблюдению
финансовой дисциплины, эффективному использованию выделенных
денежных средств.
Финансовый контроль частного сектора, ревизия его финансово-
хозяйственной деятельности организуется негосударственными,
независимыми, хозрасчетными, контрольно-ревизионными органами -
аудиторскими фирмами. Предпринимательская деятельность
аудиторов направлена на осуществление независимых
вневедомственных проверок финансовой отчетности, платежно-
расчетной «документации, налоговых деклараций и других финансовых
обязательств.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение «финансового права».
2. К подотрослям финансового права относится…
3. Какой метод применяется в финансовом праве?
4. Назовите источники финансового права.
5. Какие бывают виды финансового контроля?
6. Какие органы в РФ занимаются финансовой деятельностью?
7. Что представляет собой финансовая система РФ?
8. Какими методами осуществляется финансовая деятельность?