РАЗДЕЛ VIII ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ.

  • Лекции
  • docx
  • 13.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы государственного регулирования в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения, которые характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение субъектов. Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они через экономические интересы без прямого властного воздействия влияют на мотивацию должного поведения и создание материальных стимулов, как материального поощрения, так и ответственности.
Иконка файла материала лекция 1.docx
Лекция   1.   Правовое   регулирование   экономической деятельности 1. Правовое регулирование и управление экономикой 2. Лицензирование предпринимательской деятельности 3. Антимонопольное законодательство и ответственность за его нарушение 1. Основные объекты государственного регулирования: ■ экономический цикл; ■ секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; ■ условия накопления капитала; ■ занятость; ■ денежное обращение; ■ платежный баланс; ■ цены; ■ условия конкуренции; ■ социальные отношения, социальное обеспечение; ■ подготовка и переподготовка кадров; ■ окружающая среда; ■ внешнеэкономические связи. Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы государственного регулирования в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения, которые характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение субъектов. Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они через экономические интересы без прямого властного воздействия влияют на мотивацию должного поведения и создание материальных стимулов, как материального поощрения, так и ответственности.Средства административного регулирования в сфере экономики чрезвычайно разнообразны. Среди них следует назвать разрешение совершения определенных действий, например, лицензирование; утверждение конкретных заданий тем или иным субъектам предпринимательской деятельности; обязательные предписания совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрацию определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; выдача государственных заказов; контроль и надзор и т.д. Административные методы государственного регулирования находят эффективное применение в таких основных областях, как: 1. прямой контроль государства над монопольными рынками; 2. административное регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса, которые отнесены к монополии государства, с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов; 3. обеспечение экономической безопасности производства; 4. разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической деятельности и контроля над их выполнением; 5. определение и поддержание минимально допустимых параметров и норм жизнедеятельности человека; 6. защита национальных интересов в сфере международных экономических отношений. К экономическим средствам относятся - средства денежно- кредитной, налоговой и, бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и другие. Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование. Его задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов регулирования. По мере усложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решений, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования. Объектами таких целевыхпрограмм обычно являются отрасли; регионы; социальная сфера; различные направления научных исследований. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно- стимулирующий характер, тем не менее, оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило, программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Особо следует отметить самостоятельную группу средств государственного регулирования экономики, так называемые правовые средства. К числу правовых средств относятся такие широко применяемые инструменты, как договор, юридическая ответственность, юридическое лицо и др. 2. Одним из основных видов государственного контроля за предпринимательской деятельностью является лицензирование. Лицензия - это специальное разрешение соответствующих органов на ведение определенной деятельности. Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в ней вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления. К лицензируемым относятся те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Например: банковская и иная кредитная деятельность, производство этилового спирта, разработка и производство боеприпасов и их составных частей и другие. В современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема надзора государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Этот надзор преследует двоякую цель. Во-первых, с помощью надзора происходит упорядочение создания и деятельности предпринимателей. Во-вторых, государство стремится извлечь доход для себя и защитить свои монополии на наиболее приоритетные виды деятельности. Современный этап развития лицензирования характеризуется сокращением числа лицензируемых видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток лицензируемых видов деятельностипорождает т.н. «административные барьеры», которые мешают развитию государства с рыночной экономикой. После получения лицензии ее соискатель именуется лицензиатом. Данные о выдаче ему лицензии (как и о приостановлении и отзыве) заносятся в реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий. Для получения лицензии соискатель предоставляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы: заявление, учредительные документы, свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе, квитанцию об уплате лицензионного сбора, а также документы, подтверждающие квалификацию работников соискателя. Лицензирующими органами являются только органы исполнительной власти РФ или субъектов РФ, в чьей компетенции в соответствии с законом находится тот или иной лицензируемый вид деятельности. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии по общему правилу в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Решение о предоставлении лицензии (отказе в предоставлении) оформляется приказом лицензирующего органа. Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в письменной форме. В течение 3 дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии. Вид деятельности, на который лицензия выдана, может выполняться только лицом, ее получившим, т.е. отсутствует право лицензиата передавать ее другому лицу. Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, т.е. лицензиату приходится опять платить соответствующий сбор, обращаться в лицензирующийорган и т.д. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной в следующих случаях: · прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя; · по решению суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда. Основанием для аннулирования лицензии являются: · обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии; · неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий; · незаконность решения о выдаче лицензии, например, в случае обнаружения подделки документов. 3. Важнейшим комплексом законов, призванных обеспечивать эффективное продвижение реформ, становление и развитие рыночной экономики, являются законы, регулирующие отношения, влияющие на конкуренцию на рынках России. Монополистической деятельностью признаются только противоречащие антимонопольному законодательству и ограничивающие конкуренцию действия хозяйствующих субъектов. Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Недобросовестная конкуренция - это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливостии могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Видами монополистической деятельности признаются так называемые горизонтальные и вертикальные соглашения хозяйствующих субъектов. Горизонтальное слияние означает объединение нескольких до того независимых фирм, принадлежащих к одной отрасли. Подобные слияния регулируются наиболее жестко, так как предполагают уменьшение числа конкурентов в отрасли, что отождествляется с уменьшением конкуренции. Вертикальное слияние является объединением фирм, осуществляющих последовательные стадии производства и поэтому связанных отношением «поставщик-покупатель». Недобросовестная конкуренция, так же как и монополистическая деятельность, является правонарушением, могжет повлечь за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность. В проекте нового закона «О конкуренции…» предполагается многократное увеличение стоимостного порога сделок, требующих одобрения антимонопольной службой. Порог повышается в 100 раз - примерно до 1 млрд руб. Это позволит вывести из предварительного контроля огромное количество сделок, которые не влияют на конкуренцию. Штрафы за монополистическую деятельность предполагается высчитывать исходя не из МРОТ, а из показателя годового оборота компаний. Наказание будет соразмерным тем доходам от монополистической деятельности, которые получила компания. Доказывать нарушения станет проще. Вопросы для самопроверки 1. Как называются методы государственного регулирования в основном связанные с использованием административных средств воздействия на экономические отношения? 2. Как называется политика изменения государственных доходов и расходов? 3. Что считается высшей формой государственного регулирования экономики? 4. Какой характер носит государственное экономическое программирование?5. Что относится к числу правовых средств государственного регулирования экономики? 6. Чем характеризуется современный этап развития лицензирования? 7. В какой срок лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии? 8. Что является основанием для аннулирования лицензии? 9. Дайте определение добросовестной и недобросовестной конкуренции. 10. В чем различие горизонтального и вертикального слияния? 11. Что могут повлечь за собой действия, нарушающие антимонопольное законодательство.

Посмотрите также