Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифици-ровать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Русский язык
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ
Урок 114 (87).
Тема: Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.
Цель: развитие умений обозначать звук [й'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и
писать слова с разделительным ь.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
5 3
Проверка домашнего задания.
– Подчеркните в словах буквы, на месте которых слышится звук [й']:
яблоня, чайник, пью, шалунья, май.
– Подчеркните слова, в которых есть ь.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифици
© ООО «Баласс», 2012
1– Как он называется? (Разделительный.)
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
ΙΙI. Открытие
новых знаний.
1 3 3
Наблюдение над словами с ь и без ь в упр. 200.
Лучше, если наблюдение проводится без опоры на учебник, пары слов
записаны на доске.
– Прочитайте пары слов: полю – полью, Коля – колья, солю – солью.
– Чем они похожи и в чём отличие? (Похожи написанием и
произношением, отличаются одной буквой и значением.)
– Сформулируйте проблемный вопрос.
Зачем нужен ь и в каких случаях он пишется?
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
3 4 1
1. Звукобуквенный анализ слов.
– Произведите звукобуквенный анализ первой пары слов: полю
[пал'у] – 4 б., 4 зв., полью [пал'й'у] – 5 б., 5 зв.
– Сравните написание и произношение. Выполните эту же работу с
другими словами.
– Сделайте вывод: для чего нужен ь в словах, на что он указывает?
ровать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
© ООО «Баласс», 2012
2(Он нужен, чтобы показать, что за согласным произносится звук [й'].)
– А за какими буквами «прячется» этот звук? (За буквами гласных я, ю,
е, ё.)
2. Наблюдение над написанием ь в словах.
– Понаблюдайте, в каких случаях он пишется. Ваши версии?
Если затрудняются, можно переформулировать задание: между
какими буквами пишется ь?
Подчёркивают буквы перед ь и после него, затем делают вывод:
пишется после букв согласных перед буквами гласных ю, я.
– Предположите, почему ь в этом случае называется разделительным?
(Разделяет буквы гласных и буквы согласных и указывает, что перед
гласным есть звук [й'].)
– Сделайте общий вывод: для чего нужен раздельный ь и в каких
случаях он пишется?
3. Работа с правилом.
Чтение правила в рамке после упр. 200.
Сравните свои выводы и правило.
– Что нового из него вы узнали? (Разделительный ь пишется перед
буквой и.)
– Приведите пример с этой буквой (ульи).
– Давайте проверим: о каком звуке предупреждает разделительный ь? (О
звуке [й'].)
– Произнесите без этого звука. Что получится? (Теряется смысл: ули.)
© ООО «Баласс», 2012
3VΙ . Развитие
умений –
применение
знания.
Приведите свои примеры.
– Какая здесь орфограмма? Как её подчёркиваем?
– В каких буквах «спрятан» звук [й']? Как их подчёркиваем?
– Рассмотрите рисунок после правила. Что подумали мальчики?
1 3 4 3 1 2
1. Работа по учебнику.
Совместная выработка алгоритма по применению правила в беседе.
– Какие условия для написания разделительного ь мы открыли?
(Наличие звука [й'] после согласного и положение между буквами
согласных и гласных е, ё, ю, я, и.)
– Что нужно сделать вначале, прежде чем писать? (Послушать.)
– Прочитайте алгоритм, который дан в рамке учебника перед упр. 201.
Упр. 201 – развивается умение определять на слух звук [й'] в словах и
определять его место.
Ученики по алгоритму в учебнике проговаривают слова, выделяя звуки
и объясняя буквы, которые записывают.
2. Работа на доске.
– Замените предложение одним словом. Запишите его.
Животное, наиболее близкое к человеку по строению тела. (Обезьяна.)
Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье.)
Кондитерское изделие из печёного теста. (Печенье.)
– Обозначьте орфограмму. Как она называется?
– Как подчёркивается? Что подчеркнём двумя чертами?
– Устно составьте предложение с любым словом.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание
в соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
© ООО «Баласс», 2012
4– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
познавательной деятельности.
V. Итог урока.
Выполнение задания № 5, тема 14 в Рабочей тетради.
– Докажите, что в выбранном вами варианте ь разделительный.
– Какова функция ь в трёх остальных случаях? (Обозначает
мягкость согласных.) 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VΙ . Домашнее
задание.
Упр. 191 («Дидактический материал»).
Деятельность учеников:
– Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.
© ООО «Баласс», 2012
5