Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифици-ровать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur114.doc
Русский язык ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ Урок 114 (87). Тема:  Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь. Цель: развитие умений обозначать звук  [й'] после согласных  перед гласными с помощью ь, определять его функцию и писать слова с разделительным ь. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 5   3  Проверка домашнего задания. –  Подчеркните в словах буквы, на месте которых слышится звук  [й']: яблоня, чайник, пью, шалунья, май. – Подчеркните слова, в которых есть ь. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и классифици­ © ООО «Баласс», 2012 1– Как он называется? (Разделительный.) II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.   ΙΙI. Открытие  новых знаний. 1  3  3 Наблюдение над словами с ь и без ь в упр. 200. Лучше, если наблюдение проводится без опоры на учебник, пары слов записаны на доске. – Прочитайте пары слов: полю – полью, Коля – колья, солю – солью. –  Чем   они   похожи   и   в   чём   отличие?   (Похожи   написанием   и произношением, отличаются одной буквой и значением.) – Сформулируйте проблемный вопрос.  Зачем нужен ь и в каких случаях он пишется? – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) 3  4  1 1. Звуко­буквенный анализ слов. – Произведите звуко­буквенный анализ первой пары слов: полю [пал'у] – 4 б., 4 зв., полью [пал'й'у] – 5 б., 5 зв. –  Сравните   написание   и   произношение.   Выполните   эту   же   работу   с другими словами. – Сделайте вывод: для чего нужен ь в словах, на что он указывает? ровать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2012 2(Он нужен, чтобы показать, что за согласным произносится звук [й'].) – А за какими буквами «прячется» этот звук? (За буквами гласных я, ю, е, ё.) 2. Наблюдение над написанием ь в словах. – Понаблюдайте, в каких случаях он пишется. Ваши версии? Если   затрудняются,   можно   переформулировать   задание:   между какими буквами пишется ь? Подчёркивают   буквы   перед  ь  и   после   него,   затем   делают   вывод: пишется после букв согласных перед буквами гласных ю, я. –  Предположите, почему  ь  в этом случае называется разделительным? (Разделяет буквы  гласных  и буквы  согласных  и  указывает,  что перед гласным есть звук [й'].) –  Сделайте   общий вывод: для  чего нужен  раздельный  ь  и в  каких случаях он пишется? 3. Работа с правилом. Чтение правила в рамке после упр. 200. Сравните свои выводы и правило. –  Что   нового   из   него   вы   узнали?   (Разделительный  ь  пишется   перед буквой и.) – Приведите пример с этой буквой (ульи). – Давайте проверим: о каком звуке предупреждает разделительный ь? (О звуке [й'].) – Произнесите без этого звука. Что получится? (Теряется смысл: ули.) © ООО «Баласс», 2012 3VΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  Приведите свои примеры. – Какая здесь орфограмма? Как её подчёркиваем? – В каких буквах «спрятан» звук [й']? Как их подчёркиваем? – Рассмотрите рисунок после правила. Что подумали мальчики? 1  3  4  3  1  2     1. Работа по учебнику. Совместная выработка алгоритма по применению правила в беседе. – Какие условия для написания разделительного ь мы открыли? (Наличие   звука  [й']  после   согласного   и   положение   между   буквами согласных и гласных е, ё, ю, я, и.) – Что нужно сделать вначале, прежде чем писать? (Послушать.) – Прочитайте алгоритм, который дан в рамке учебника перед упр. 201. Упр. 201 – развивается умение определять на слух звук [й'] в словах и определять его место. Ученики по алгоритму в учебнике проговаривают слова, выделяя звуки и объясняя буквы, которые записывают. 2. Работа на доске. – Замените предложение одним словом. Запишите его. Животное, наиболее близкое к человеку по строению тела. (Обезьяна.) Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье.) Кондитерское изделие из печёного теста. (Печенье.) – Обозначьте орфограмму. Как она называется? – Как подчёркивается? Что подчеркнём двумя чертами? – Устно составьте предложение с любым словом. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  © ООО «Баласс», 2012 4– Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) познавательной деятельности. V. Итог урока. Выполнение задания № 5, тема 14 в Рабочей тетради. – Докажите, что в выбранном вами варианте ь разделительный. –  Какова   функция  ь  в   трёх   остальных   случаях?   (Обозначает мягкость согласных.)    4   4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? VΙ . Домашнее  задание. Упр. 191 («Дидактический материал»). Деятельность учеников:  – Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я. © ООО «Баласс», 2012 5

Посмотрите также