Проект
Раздумья о Базарове
Выполнила: Булычева Вероника, ученица 10 класса
Учитель: Войнич Татьяна Альбертовна.
Оглавление
Введение __________________________________________1стр.
Глава I ____________________________________________2-4 стр.
Глава II ___________________________________________ 4-9 стр.
Глава III __________________________________________ 9-10 стр.
Заключение ________________________________________10 стр.
Список литературы _________________________________ 11 стр.
Литература:
1) П.Г. Пустовойт р. «Отцы и дети». М. Просвещение №2 1969 г.
2) Русское слово №3, 9, 10 1962 г.
3) Г.П. Пичугина «О Тургеневе»! Журнал литература в школе №3 1999 г.
4) И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Введение
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году. Работа над романом длилась с августа 1860 по август 1862 года. Произведение «Отцы и дети» вышло в свет после многочисленных исправлений лишь в следующем году в февральской книжке «Русского вестника»
Меня заинтересовало это произведение, и я решила над ним поработать.
Цель: выявить причину создания произведения.
Задачи:1) изучить дополнительную литературу;
2) раскрыть образ Базарова через его отношение к окружающим людям, через любовь, которая изменила его;
3) понять и осмыслить жизнь и смерть главного героя.
Глава I
Сложность характера главного героя.
Необходимо раскрыть взгляды тургеневского героя и проследить преломление этих взглядов в сюжетной динамике романа. Евгений Базаров – главный герой романа привлек внимание всей читающей публики и меня в том числе. Человек огромной силы воли, твердых убеждений, он выделялся на фоне многочисленных гамлетов (во взглядах Базарова Тургенев запечатлел характерные особенности философских учений, распространенных в те годы). Каковы же взгляды этого героя, который так ополчается против «благородного смирения» дворян и призывает своих будущих единомышленников «драться»? Тургенев наделил Базарова своеобразным отношением к философии, политике, народу, науке, искусству. Только выяснив это своеобразие, можно понять все поступки героя, объяснить его противоречивость, его взаимоотношения с другими персонажами романа.
Образ демократа – разночинца 60-х годов получился у Тургенева еще более сложным и противоречивым. Эта сложность проявляется во взглядах героя на народ, науку, искусство. С одной стороны, Базаров ощущает свою кровную связь с народом: его дед землю пахал; крестьянские мальчишки к нему привязались; слуги чувствуют в нем своего брата, а не барина. С другой стороны, он порою как будто даже презирает народ, относится к нему иронически. Например, Базаров говорит: «Русский мужик бога слопает», «мужик наш рад сам себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке. И народ, в свою очередь, платит ему той же монетой. Разговор Базарова с мужиком в конце романа свидетельствует об их полной взаимной отчужденности.
Научные эксперименты Базарова, анатомирование лягушек, вызвавшие резкие нападки и насмешки самых консервативных кругов русской общественности, - это обобщение конкретных жизненных фактов. Известно, например. Основоположник русской физиологии И.М.Сеченов производил свои опыты именно с лягушками и что его книга «Физиология нервной системы» появилась в результате многочисленных исследований головного мозга лягушки.
Базаров – экспериментатор. Он в такой же мере враг оторванной от жизни науки, как и идеалистической, умозрительной философии. Базаров смеется над врачебной деятельность своего отца, так как она базируется на устарелых медицинских системах. Он критикует ту науку, которая не обоснована опытом, а значит, отстала от жизни. Он признает медицину, в основе которой – новое материалистическое учение. Д.И.Писарев в своих статьях особо подчеркивал, что Базаровы были тружениками науки, деятельными и неутомимыми в своих научных исканиях. Экспериментируя над кроликами и лягушками, они обнаруживали закономерности развития организмов и, в конечном счете, совершали великие открытия.
Совершенно ясно, что Базаров по своим политическим и философским взглядам, по всему своему облику – единственный представитель «детей» в романе. Он изображен Тургеневым в динамике, в столкновениях с другими героями. После знакомства Базарова с Одинцовой Тургенев показывает, как в герое медленно назревают перемены, сопровождаемые внутренней борьбой.
Глава II
Перемены в герое.
До середины романа Базаров – человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и том деле, которому он себя посвятил, лишенный пессимизма. Гордый, целеустремленный и обладающий способностью влиять на других людей и даже подавлять некоторых своими знаниями, логикой и волей.
Тургенев не двусмысленно говорит о переменах, произошедших в герое: «В Базарове, которому Анна Сергеевна, очевидно, благоволила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая ранее тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что – то его подмывало. Отношения Базарова с Аркадием начали тоже меняться: приятели стали реже бывать вместе. «Базаров перестал говорить с Аркадием об Одинцовой, перестал даже бранить ее «аристократические замашки». Что же явилось причиной всех этих перемен? Тургенев недвусмысленно говорит о романтическом чувстве Базарова к Одинцовой. «Настоящею причиной всей этой «новизны» было чувство, внушенное Базарову Одинцовой, чувство, которое его мучило и бесило, и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто – нибудь, хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нем происходило. Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…». И вот он, высказывающий всегда «свое равнодушное презрение ко всему романтическому», «с негодованием сознавал романтика в самом себе» и понял, что отвернуться от Одинцовой, у него нет силы. Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость…» Поведение героя становится довольно странным: то он «отправлялся в лес и ходил по нему большими шагами, ломая попадавшиеся ветки и браня вполголоса и ее и себя…», то забирался на сеновал в сарай, и, упрямо закрывая глаза, заставлял себя спать…», то представлял ее руки, которые обовьются вокруг его шеи», ее «гордые губы», которые «ответят на его поцелуй», то отгонял от себя с негодованием все эти мечты и при этом «топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе кулаком». Тургенев постепенно подводит своего героя к главному испытанию в романтической интриге.
Фактически спровоцированный Анной Сергеевной на объяснения, Базаров со всей прямотой и резкостью говорит ей о своей любви. Но изнеженную аристократку Одинцову, привыкшую руководствоваться рассудком, а не чувством, пугает искренний порыв Базарова. Тургенев замечает, что от базаровской страсти, «сильной и тяжелой: похожей на злобу», Одинцовой «стало страшно». Анна Сергеевна спешит остановить героя: «Вы меня не поняли», - прошептала она с торопливым испугом. Тургенев заставил своего героя потерпеть фиаско в любви. Потерпеть поражение в любви может любой человек. Никто от такого поражения не застрахован. Различие характеров сказывается в отношении различных людей к постигшему их горю. Здесь проверяются и воля, и выдержка, и стойкость человека. Но как бы Базаров не храбрился, ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. Рана нанесена глубокая, и пессимизм не покидает героя до конца романа.
Почувствовав свое бессилие, «скуку да злость», Базаров называет себя «сломанный», философствует о любви и даже завидует своим родителям, которые «заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве». Герою приходят в голову грустные различные сопоставления, вроде сравнения себя с муравьем, который тащит полумертвую муху.
Встреча Базарова с Одинцовой в 25 главе романа подводит итог их взаимоотношениям. Оба они понимают, что все кончено, что большого взаимного чувства у них быть не может и что несостоявшаяся любовь должна быть заменена примирением и дружбой. Базаров успокаивает Анну Сергеевну, уверяя ее в том, что он сам давно опомнился и надеется, что другие забыли его глупости. Одинцова отвечает ему в том же духе: «Кто старое помянет, тому глаз вон… Одно слово: будемте приятелями по-прежнему. То был сон, не правда ли? А кто же сны помнит?!»
Неудачная любовь породила те действия, которые привели Базарова к смерти.
Глава III.
Смерть Базарова
Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева. Обрезав себе палец при рассечении трупа, и не имевши возможности тотчас прижечь ранку железом, Базаров через четыре часа после этого события прижигает себе больное место. Как медик, он видел, что зараженные люди всегда умирают. Как медик и как человек, Евгений не утешает себя миражами. Рассудочность Базарова в нем простительною и понятною крайностью; эта крайность, заставлявшая его мудрить над собою и ломать себя, исчезла бы от действия времени и жизни; она исчезла точно так же во время приближения смерти. Он сделался человеком, вместо того, чтобы быть воплощением теории нигилизма, и, как человек, он выразил желание видеть любимую женщину. Анна Сергеевна приезжает, Базаров говорит с ней ласково и спокойно, не скрывая легкого оттенка грусти, любуется ею, просит у нее последнего поцелуя, закрывает глаза и впадает в беспамятство.
Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Когда умер такой человек, как Базаров и когда его геройской смертью решена такая важная психологическая задача, произнесен приговор над целым направлением идей. «Умереть так, как умер Базаров – все равно, что сделать великий подвиг».
Размышляя и думая над судьбой Базарова, я поняла, что Евгений Базаров – это человек, который способен повести за собой людей, чтобы сделать их жизнь лучше. «Жаль погибшей, напрасно потраченной силы», - писал Добролюбов. Во все времена был нужен, да и будет необходим такой человек, который указывает на наши недостатки. Мне роман понравился еще тем, что вызывает желание подумать и поспорить. Я полностью согласна с точкой зрения Тургенева. Он считает, что «время Базаровых еще не пришло».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.