Размышления о преобразованиях в школах Казахстана.
Оценка 4.6

Размышления о преобразованиях в школах Казахстана.

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
администрации
Взрослым
01.05.2017
Размышления о преобразованиях в школах Казахстана.
Изменения, происходящие в школах Казахстана затронули все стороны образовательного процесса.В работе рассмотрены проблемы, возникающие на пути преобразований.Показаны пути их преодоления и даны результаты применения. Автор приводит обоснования своих выводов на примере конкретной школы и размышляет над необходимостью внедрения обновления образовательной среды.
Размышления о преобразованиях в школах Казахстана.docx
Размышления о преобразованиях в школах Казахстана. сообщества,      Своими сегодняшними достижениями человечество обязано эволюции, т.е. развитию, а развитие это в первую очередь перемены.   Еще недавно кажущиеся   фантастикой   достижения,   становятся   реальностью.   Ни   для кого   не   секрет,   наши   дети   настолько   продвинуты   в   компьютерных технологиях,   что   многим   учителям   уже   сейчас   приходится   их догонять.   Учитель   обязан   быть   в   курсе   всего   происходящего   вокруг, учитывать   все   изменения     и   внедрять   их   в  свою   практику.  Необходимо менять систему и меняться самим. Приступая к преобразованиям, необходимо учитывать три взаимосвязанные составляющие:  «1.Формирование   личностного   осмысления   проблем   преподавания   и обучения и значимости новых подходов в преподавании и обучении.     2.Содействвие   коллегам   в   разработке   и   реализации   эффективного обучения   посредством   процессов   коучинга   ,   менторинга   и   совместных научных исследований. 3.Инициирование и содействие обучению коллег в рамках профессионального способствующего преобразованию школьной практики» («Руководство   для учителя». Первый (продвинутый) уровень. Третье издание.стр.117)  Хочется разобраться, что уникального есть в образовании стран, вышедших на   лидирующие   позиции   в   рейтинге   ОЭСР.  К   традиционно   лидирующим странам,   таким   как   Великобритания,   Япония,   Финляндия,   Канада,   на сегодняшний   день   присоединились   Корея,   Гонконг,   Сингапур.  Чтобы понять как им это удалось, какие шаги они предприняли, что можно нам взять   для   себя   я   попробую   подойти   к   оценке   эффективности   через несколько критериев. Мотивация – вот один из критериев, который, на мой взгляд, сейчас очень актуален. Так, например, в Соединенных Штатах Америки ученикам дают возможность самим выбирать дополнительные предметы, что способствует формированию   умения   учиться,   через   возможность   планирования   своих действий,   развивает   саморегуляцию,   целеустремленность,   настойчивость. Можно разобрать пример Швеции, где школьник может сам планировать учебный   день,   а   в   школе,   уже   исходя   из   этого,   составляют   расписание групповых   занятий.   Таким   образом,   мы   видим   пример   учета индивидуальных   интересов   и   особенностей     каждого   ребенка,   т.е. проявление личностно­ориентированного подхода в обучении уже на стадии организации процесса. Большое   внимание   в   школах   Японии,   Германии,   Швеции   уделяют свободному   времени   учащихся,   а   точнее   его   времяпровождению.   Так, немецкие   школьники   обязательно   путешествуют   в   выходные   и каникулярные   дни   вместе   со   своими   классами.   В   Японии   школьники 1 http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_res.htm]      обязаны посещать кружки по интересам, а также платные школы дзюку, которые являются аналогом наших групп продленного дня,  японские дети занимаются здесь с репетиторами, которые помогают детям не только в обучении, но и способствуют их развитию, через получение дополнительной информации.   Различные   аналоги   школы   продленного   дня   работают   и   в Швеции.   Таким   образом,   решается   вопрос   не   только   обучения,   но   и воспитания, так как ребенок находится под постоянным присмотром, при этом   проводит   время   с   пользой   –   занимается   полезными   делами,   а   не предоставлен сам себе, пока родители на работе. Стоит рассмотреть и систему оценивания в этих странах. В Швеции оценки начинают выставлять в старших классах, что приучает ребенка изначально посещать школу ради познавательного процесса и не бояться оказаться в неловком   положении   из­за   своих   оценок.   В   Германии   оценивание   не оглашается,   не   принято   там   также   открыто   хвалить   отличников     и противопоставлять  их менее успешным одноклассникам. Таким образом, уделяется   внимание   психическому   здоровью   ребенка,   а   также   развитию саморегуляции. По исследованиям PISA сингапурские школьники показали второй результат по развитию математической грамотности и заняли 2 и 4 места   по   развитию   читательской   и   естественнонаучной   грамотности [онлайн   на (получена 20.08.2015). Резко   поднялись   показатели   математической   грамотности   учащихся Шанхая, Гонконга – 2­5 место, Макао – 6­8 место, Японии – 6­9 место; естественно­научная грамотность на очень высоком уровне у школьников Шанхая, Гонконкга, Японии; читательская грамотность учащихся Шанхая – 1 на http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_res.htm] (получена 20.08.2015). Образовательные   организации   этих   стран   нацелены   на   получение конкретных результатов, соответствующих текущему моменту.  Мне   кажется,   необходимо   сказать   об   организации   профессионального развития в этих странах. В Ю.Корее, Сингапуре, Японии, Финляндии очень популярна профессия учителя, получают работу далеко не все выпускники университета,   а   лучшие,   проявившие   себя   еще   в   период   обучения   и способные принять все нововведения. Для нас очень интересным является подход Lesson Study, где предполагается ряд исследовательских циклов и целью становится усовершенствование школьной практики,  когда учителя работают не только над качеством преподавания, а в большей степени над собственным   саморазвитием,   создавая   условия   для   комфортного самочувствия учащихся.Дети должны ходить в школу с радостью, чего к сожалению еще очень не хватает. А ведь формирование модели ученика 21 века   начинается   с   формирования   его   мироощущения,   а   уж   потом способности применять на практике все знания, умения и навыки.  Ученик 2 Гонконга–2­4место,Япония–2­5место[онлайн     место, будущего   должен   уметь   критически   мыслить,   быть   грамотным, обладающим   метасознанием,   готовым   развиваться   самостоятельно   на протяжении всей жизни.  Анализируя  достижения   Англии,  Германии,  Канады,  Сингапура,  Японии, Гонконга   необходимо   наметить   план   преобразований,   направленных   на решение   главной   задачи   –   создание   системы,   удовлетворяющей   и потребностям   ученика   в   качественном   образовании,   и   возможностям проявить   свои   индивидуальные   возможности,   а   также   способствующей профессиональному   росту   учителя,   обусловленному   повышением компетентности и обмену опытом через сетевые сообщества.         Наша   страна   в   вопросе   модели   ученика   21   века   не   отступает   от международных стандартов. Как говорит Президент РК Н.А.Назарбаев, что только   будучи   высокообразованной   нацией   наша   страна     сможет   стать конкурентноспособным   государством.   В   своем     Послании   «Стратегия «Казахстан ­ 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» (14.12.2012)   Нурсултан   Абишевич     говорит   о   том,   что   создание эффективной   системы   образования   является   первостепенной   целью,   и именно на это  направлены  все реформы в образовании Казахстана.  Очень   большие   изменения   предусмотрены   Программой     развития образования республики Казахстан на 2011­2020 г.г., они должны охватить всю   структуру   образования   от   дошкольных   организаций   до   вузовского образования.   Некоторые   результаты   реализации   данной   программы   уже видны сегодня.  Хорошие показатели дал охват предшкольной подготовкой детей     5­летнего   возраста   (   на   начальной   стадии   обучения   такие   дети показывают высокие результаты, так как ускоряется процесс адаптации); целесообразным   стал   шаг   по   организации   школ   для   одаренных   детей (НИШ). В настоящее время опыт этих школ изучается и распространяется на   всех   участников   образовательного   процесса.   Большое   внимание уделяется   материально­технической   базе   школ   (в     школах   по необходимости проводится капитальный ремонт в рамках государственной программы   Дорожная   карта,   поставляется   современное   оборудование   и т.д.)     Но   пока   еще   не   работает   программа   перехода   на   12­летнее образование,   хотя   мы   ожидали,   что   уже   в   2015   году   обучение   станет полностью профильным, а на практике профильные школы до сих пор не открыты,   до   сих   пор   не   ясен   механизмы   перехода,   например   отбор учителей, инструментарий для   более точного выявления направленности каждого ребенка, сейчас эти исследования, в большей степени, ведутся по старым параметрам. Неясен вопрос и с Попечительскими советами, чаще всего   их   работа   подменяется   составлением   документации,   хотя   налицо необходимость в их реальном функционировании. Участие Казахстана в международных исследованиях качества образования имеет очень важное значение для развития нашей страны. Высокий уровень 3 знаний в области математики, естествознания и чтения рассматривается в мире как показатель высокой конкурентоспособности страны на мировой арене. Правительством   нашей   страны   проводится   очень   много   работы   по исследованию   и   реформированию   системы   образования,   опираясь   на положительный   международный   опыт.   Однако   нововведения,   дающие высокие результаты за рубежом не всегда работают в Казахстане. Пытаясь разобраться и анализируя собственный опыт, я прихожу к выводу (и думаю, что   не   буду   оригинальной)   –   надо   менять   психологию   и   учителей,   и учеников и родителей. В нашей стране есть печальный опыт «упущенного поколения»   ­   это   школьники   девяностых,   именно   они   сейчас   приводят своих   детей   в   школу,   не   понимая   для   чего.   Низкий   образовательный уровень   родителей   способствует   проявлению   низкой   мотивации   детей. Поэтому мы сейчас имеем такие показатели в международном мониторинге PISA  (несмотря   на   улучшение  по   естественнонаучной   и   математической функциональной   грамотности   по   сравнению   с   2009   годом)   [онлайн   на http://strategy2050.kz/ru/news/4180]   (получена   20.08.2015).     Именно   эти причины   являются   ведущим   фактором   для   проведения   преобразований, причем преобразования должны идти изнутри, т.е. сами участники учебного процесса должны быть настроены и стремиться к этому. Я считаю очень верным   шаг   по   использованию   лучшего   международного   опыта, адаптированного под особенности нашего государства. Главным носителем преобразований является учитель.   И очень верно решение правительства начать   преобразования   с   изменения   взглядов   учителя.   Этот   вопрос призваны   решить   трёхмесячные   трёхуровневые   курсы,   подготовленные ЦПМ АОО «НИШ» совместно с факультетом образования Кембриджского университета.   Результатом   этих   курсов   является   изменение   взглядов обучающихся учителей  на  образовательный  процесс. Конечно,  не  просто поломать наработанные привычки и опыт, но педагоги  готовы поменяться сами   и   помочь   измениться   остальным,   т.е.   они   готовы   стать   лидерами, увлеченными, компетентными, готовыми к сотрудничеству. Такие лидеры сегодня очень нужны школе и очень важно, что на курсах обучаются люди сознательно   пришедшие   к   этому,   не   назначенные   сверху,   а   добровольно изъявившие   желание.   Такие   лидеры   смогут   проанализировать   работу школы,   выявить   проблемы   и   составить   план   их   решения   совместно   с единомышленниками; смогут увлечь своих коллег и сделать потребностью изучение   новых   подходов   обучения;   используя   систему   менторинга   и коучинга повысят уровень мотивации и потребность к самообразованию.  Да, преобразования в системе образования нашей страны необходимы. На примере  школы, в которой я работаю: из 38учителей 30% имеют высшую квалификационную категорию, все они очень опытные педагоги, умеющие работать   и   любящие   свою   работу.   Но   это   учителя­одиночки,   они 4 систематически   повышают   свою   квалификацию,   их   ученики   показывают неплохие результаты, но, по их же словам, достичь большего невозможно (т.е выжали все, что можно, а выше головы не прыгнешь). В подтверждение этому приводится масса доводов, а мне кажется, что это способ прикрыть свое   нежелание   меняться.   Сейчас   я   вижу   своей   основной   задачей   – пробудить своих коллег от спячки. В школе проводились коучинги учителями из других школ, прошедшими курсы первого уровня, но ожидаемой  реакции со стороны моих коллег не последовало.   Мне   очень   хотелось   увидеть   их   загоревшиеся   взгляды,   а вместо этого шепот, что им это не надо. И после этого я твердо решила, что должна сама научиться тому, как сдвинуть педагогический коллектив моей школы с мертвой точки. Порой мне кажется, что если бы у каждого учителя появилась возможность пройти трехуровневые курсы, учителя моей школы нашли бы тысячу и одну причину, чтобы этого не делать. И мне становиться обидно   в   первую   очередь   за   детей   как   будто   их   лишают   чего­то   очень важного   и,   я   не   побоюсь   быть   резкой,   обворовывают,     не   давая   им возможности   стать   участниками   процесса   преобразования   и   на   себе почувствовать   результаты   грядущих   перемен.   Я   думаю,   надо   начинать изменения с каждодневной работы учителя в классе. Очень сложно будет говорить об обучении для обучения с моими коллегами, именно потому, что они к этому не готовы. Но я считаю, очень важным научить наших учеников   учиться,   что   поможет   повысить   мотивацию   и,   соответственно, качество знаний.      Проблема повышения профессиональных возможностей учителей, тоже остается   еще   не   решенной.   Хотя   в   этом   году   секционные   заседания учителей в нашем городе проводились в новом формате, но свое мнение я не могу высказать, так как нахожусь на курсах, однако достойна похвалы уже   даже   только   попытка   ГорОО   отойти   от   традиционных   скучных докладов, пусть даже с хорошей наглядностью. Лучше бы, как мне кажется, решались проблемы затруднений учителей и поиски их ликвидации.       Я думаю, что учителя  школы, в которой я работаю, не отозвались на нововведения потому, что это было представлено учителями других школ и при грамотной организации коучинга и менторинга все­таки многие учителя не захотят оставаться в стороне. Мне довелось быть свидетелем того, как представление   подхода  Lesson  Study  пробудило   желание   саморазвития, несколько учителей выразили желание прийти еще на несколько занятий и подробнее познакомиться с эти модулем. А ведь это затягивает, помогает увидеть ученика с разных сторон, помогает посмотреть на себя, а ещё и на урок другого учителя. Потом захочется высказать свое мнение, послушать мнение других и идти дальше вместе с другими единомышленниками. Мне   всегда   не   хватало   полученных   в   университете   знаний,   хотя   и подкрепленных большим опытом, поэтому я из обычной школы перешла в 5 экспериментальной   площадкой   по   внедрению школу,   являющуюся   технологии   Коллективного   Способа   Обучения,   и   самостоятельно   под руководством   сертифицированных   учителей   освоила   его   для   работы.   С удовольствием я посещала курсы по распространению опыта работы эко­ школы. Самостоятельно изучила модульную технологию, используя опыт не только казахстанских коллег, но и учителей стран СНГ. Я всегда хотела познавать что­то новое, повышать свое профессиональное мастерство   и   делиться   своими   впечатлениями   и   сейчас   я   вижу   такую возможность через организацию сетевого сообщества. Мое жизненное кредо «Учитель не должен стоять на месте», для меня движение – это жизнь. В нашей профессии это очень важно, каждый учитель должен развиваться и вносить изменения в свою работу, потому что мы не имеем права стоять на месте   и   должны   всегда   стремиться   к   достижению   более   высоких результатов, как в своих действиях, так и в действиях своих учеников.      Я долго вынашивала желание пойти на уровневые курсы. Все, чему нас учат, мне очень близко. Уже сейчас мне стали понятны ответы на многие мои вопросы. Думаю, что смогу увлечь коллег идеями преобразований, тем самым   подтвердить   свое   лидерство   в   организации   процессов   изменения школьного обучения через руководство профессиональным сообществом.  Список использованной  литературы   ГОСУДАРСТВЕННАЯ     ПРОГРАММА   развития   образования 1. Республики Казахстан на 2011­2020 годы. 2. Материалы сайта http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_res.htm    3. Материалы сайта http://strategy2050.kz/ru/news/4180 4. Послание Президента Республики Казахстан ­ Лидера нации Нурсултана Назарбаева   народу   Казахстана   «Стратегия   «Казахстан­2050»:   новый политический курс состоявшегося государства». 5.   «Руководство   для   учителя».   Первый   (продвинутый)   уровень.   Третье издание. 6

Размышления о преобразованиях в школах Казахстана.

Размышления о преобразованиях в школах Казахстана.

Размышления о преобразованиях в школах Казахстана.

Размышления о преобразованиях в школах Казахстана.

Размышления о преобразованиях в школах Казахстана.

Размышления о преобразованиях в школах Казахстана.

Размышления о преобразованиях в школах Казахстана.

Размышления о преобразованиях в школах Казахстана.

Размышления о преобразованиях в школах Казахстана.

Размышления о преобразованиях в школах Казахстана.

Размышления о преобразованиях в школах Казахстана.

Размышления о преобразованиях в школах Казахстана.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017