Урок
14
РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ НА ЗЕМЛЕ
Цель: обобщить знания детей о разнообразии растений на Земле.
Оборудование: рисунки с ядовитыми и лекарственными растениями, гербарные экземпляры папоротника, мхов, хвойных растений и цветковых растений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного и проверка знаний.
Вопросы и задания:
– Разделите данные растения на две группы. (На доске представлены иллюстрации с лекарственными и ядовитыми растениями.)
– Почему лекарственные растения получили такое название?
– Были ли у вас случаи, когда растение помогло вам излечиться от какого-нибудь недуга?
– Расскажите правила обращения с ядовитыми растениями.
– Какое растение является лекарственным и ядовитым одновременно? Почему? (Ландыш.)
III. Знакомство с новым материалом. Работа в группах.
1. Составление рисунка-схемы «Разнообразие растений на Земле».
Учитель. На ваших столах лежат гербарии. Вы должны их внимательно рассмотреть, обсудить общие и различные признаки и назвать группу, к которой относятся предложенные вам растения (или это водоросли, или мхи, или хвойные растения, или цветковые).
После обсуждения ученики называют группы растений, а учитель на доске строит схему.
2. Характеристика каждой группы растений.
1) Цветковые растения.
– Почему они так называются?
– Чем они отличаются от других растений?
– Приведите примеры цветковых растений.
– Почему цветы красивы и душисты?
– Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.
Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важны лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других – пыльцой, третьих – тем и другим.
2) Хвойные растения.
– Почему эта группа получила такое название?
– Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев они имеют еще семена, которые расположены открыто (голо) на чешуйках шишек.
– Почему у елки зеленые иголки?
– Дело в том, что иголочки-хвоинки для ели, сосны, кедра – то же самое, что для других деревьев листья. На ели хвоинок гораздо больше, чем листьев на самом большом раскидистом дереве. Сбрось елка осенью свой колючий зеленый наряд – ей, чтобы вновь одеться густой хвоей, всей весны не хватит. Листья у деревьев так устроены, что готовят строительный материал для веток, ствола и корней куда быстрее, чем хвоя. Вот и приспособились хвойные деревья, чтобы не отставать в росте, просыпаться раньше лиственных, а засыпать позже.
Хвойные деревья меняют зеленый наряд постепенно. Елке, чтобы полностью «переодеться» (сменить все старые иголки), нужно около 9 лет.
3) Водоросли.
– Какие особенности строения имеют водоросли?
Чтение и анализ текста «Водоросли», с. 54–55 учебника.
4) Мхи.
– Прочитать самостоятельно текст в учебнике «Мхи».
– Где можно встретить мхи?
– Чем мхи отличаются от других растений?
– От чего зависит продолжительность жизни мхов?
– На болотах растет мох сфагнум. Он образует не просто ковер, как другие мхи, а целую перину. Растет он всю свою жизнь. А если сказать точнее, то растет его верхняя часть, а нижняя постепенно отмирает, образуя торф. Торф состоит в основном из остатков отмершего сфагнума. Недаром этот мох еще называют торфяным.
Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка. И действительно, торфяной мох способен впитывать невероятно много воды – в 30–40 раз больше, чем весит сам.
Люди пользуются этим свойством сфагнума. Поскольку он впитывает больше влаги, чем хорошая вата, его издавна применяют при перевязке ран.
5) Папоротники.
– Что вы знаете об этой группе растений?
IV. Итог урока.
– Назовите группы растений, с которыми вы сегодня познакомились.
Домашнее задание: прочитать текст учебника на с. 54–58; по выбору подготовить сообщения о заинтересовавших вас растениях или выполнить задание в рабочей тетради № 1.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.