«Разнообразие внутренних вод России. Реки»
Оценка 4.8

«Разнообразие внутренних вод России. Реки»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
география
8 кл
01.03.2018
«Разнообразие внутренних вод России. Реки»
Цели Изучить особенности рек России. Расширить и углубить знания о реках. Сформировать понятия уклон, падение реки. Показать влияние климата и рельефа на реки. Формировать умение определения уклона и падения рек. Задачи: Образовательные: сформировать представление о разнообразии внутренних вод России, расширить и углубить знания о реках на примере российских рек в ходе формирования понятий «режим реки», «падение реки», «уклон реки», «годовой сток» Развивающие: содействовать развитию у обучающихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний; продолжить формировать умения самостоятельно работать с разными источниками географической информации; развивать логическое мышление и творческие способности через проблемные вопросы, сравнение; Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, формировать научное мировоззрение и познавательный интерес к предмету
Разнообразие внутренних вод России. Реки..doc
Урок географии в 8 классе по теме:  «Разнообразие внутренних вод России. Реки» Цели  Изучить   особенности   рек   России.   Расширить   и   углубить   знания   о   реках. Сформировать понятия уклон, падение реки. Показать влияние климата и рельефа на реки. Формировать умение определения уклона и падения рек. Задачи: Образовательные: сформировать представление о разнообразии внутренних вод России,  расширить и углубить знания о реках на примере российских рек в ходе формирования  понятий «режим реки», «падение реки», «уклон реки», «годовой сток» Развивающие: содействовать развитию у обучающихся познавательного интереса к  самостоятельному поиску знаний; продолжить формировать умения самостоятельно  работать с разными источниками географической информации; развивать логическое  мышление и творческие способности через проблемные вопросы, сравнение; Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, формировать научное  мировоззрение и познавательный интерес к предмету Оборудование: Физическая карта России. Ход урока I. Организационный момент (слайд 1) II. Актуализация знаний ­ Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней   имеют   в   запасе   горноспасатели,   которые   ведут   спасение   шахтеров,   оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. Вода ­ это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше ­ это внутренние воды. ­    Вспомните, какие виды внутренних вод мы изучали на уроках географии в 6 и 7 классах?  (Реки,   озера,   болота,   ледники,   подземные   воды,   вечная   мерзлота, водохранилища, снега, пруды, каналы). Внутренние   воды   зависят   от   многих   компонентов   природы,   являясь   частью природного  комплекса,  и  сами   оказывают  огромное  влияние   на почвы,  растительность, рельеф, климат, жизнь и деятельность человека. Но главными компонентам, влияющими на воды, являются климат и рельеф. Климат  влияет на замерзаемость рек. В условиях длительной  холодной зимы на реках длительный ледостав, более мощный лед. В засушливом климате речная сеть редкая, реки маловодны и даже могут пересыхать. В России, где зимой выпадает снег, реки имеют весеннее половодье, связанное со снеговым питанием. Реки, текущие в муссонном климате, где зимой снега выпадает мало (вспомните почему? ­ зимой ветры дуют с суши и не несут влаги), не разливаются весной, а разливаются летом, когда идут муссонные дожди. На реки влияет и рельеф: на равнинах реки имеют спокойное течение, широкую долину, а в горах реки бурные с порогами и водопадами, текут в глубоких ущельях. Итак, сегодня мы знакомимся с главной частью вод суши ­ реками. ­ Вспомним части реки (слайд 2) Учитель на доске рисует схему, а дети в тетрадях. Что такое исток? Покажите истоки рек на схеме, найдите исток Волги на карте. Что такое устье реки?  (Устье ­ конец реки, место впадения реки в море, озеро, другую реку.) Что   такое   речная   система?  (Главная   река   с   притоками  ­  речная   система.) Покажите на карте речную систему Волги.  Что   такое   речная   долина?   Расскажите   по   схеме   о   строении   речной   долины   (слайд 3) ­   Вспомните,   что   такое   бассейн   реки?  (Местность,   с   которой   река   получает питание, называется бассейном реки.)   Бассейны рек отделены водоразделами, которыми могут возвышенности, кряжи, горы. На карте найдите водораздел рек Печоры и Оби, Волги и Сев. Двины. Работа по карте: ­  Найдите и покажите реки, несущие свои воды в Северный Ледовитый океан (реки бассейна Северного Ледовитого океана текут на север): Онега, Сев. Двина, Печора, Обь с Иртышем, Енисей, Лена, Яна, Индигирка, Колыма. Истоки Лены, Енисея, Оби ­ в горах, поэтому в верховьях течение рек быстрое. ­  Почему крупнейшие реки России текут на север? (Большая территория России имеет уклон к северу.) ­    Найдите и покажите реки бассейна Тихого океана: Амур с Шилкой и Аргунью, Анадырь.   Почему   крупных   рек   на   востоке   России   не   так   много,   как   на   севере?  (На побережье   Тихого   океана   горные   хребты,   реки   короткие,   стекающие   с   восточных склонов хребтов.) ­    Рельеф влияет на падение и уклон реки.  III. Изучение нового материала (слайд 4) Падение  ­  это превышение истока реки над устьем в метрах (Н1  ­ Н2), где Н1  ­ абсолютная высота истока; Н2 ­ абсолютная высота устья. Отношение   падения   реки   (в   сантиметрах)   к   ее   длине   (в   километрах)   называют уклоном реки. По   уклону   и   падению   реки   определяют   скорость   течения,   характер   долины, скорость и вид эрозионной работы реки. Чтобы   вычислить   падение   реки,   надо   определить   высоту   ее   истока   и   устья   по физической карте. Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0 м. Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой ее устья. Если река вытекает из   озера   (Ангара   из   озера   Байкал),   то   уровень   поверхности   воды   в   Байкале   является высотой истока реки. слайд 5 Определим падение реки Волги, которая начинается с Валдайской возвышенности. Высота истока =300 м, Волга впадает в Каспийское море, уровень поверхности воды в котором равен (­28 м.) Падение Волги: 300 м ­ (­28 м) = 328 м.  Задание 1 Определить падение Лены (высота истока 930 м, ученики могут определить высоту истока по карте = 1000 м). Н1 = 930 м Н2=0м                                   Н1­Н2 = 930м. Падение Лены ­ 930 м.  Задание 2 Определить падение Ангары. Высота истока Ангары ­ это уровень поверхности воды в озере Байкал ­ 456 м. Высота устья ­ места впадения реки Ангары в Енисей ­ 76 м. Н1 = 456м Н2 = 76 м                                 Н1 ­ Н2 = 380 м. Падение Ангары – 380м Для определения уклона реки надо падение реки разделить на длину реки, которую можно взять из статистического материала (см. справочный материал к уроку). Уклон Ангары 38000 см : 1826 км = 21 см/км. Уклон горных рек ­ более 1 м/км. Уклон Терека 5 м на 1 км. На реки влияет климат. Он определяет характер питания реки (источники питания): дождевое, снеговое, подземное, ледниковое, смешанное. Большая часть рек России имеет смешанное питание. слайд 6 Климат   определяет   и   режим   реки,   то   есть   поведение   реки   в   течение   года: половодье, паводок, межень, ледостав, ледоход. Реки России делятся по режиму на три группы: 1)   Реки   с   весенним   половодьем   (это   реки,   имеющие   смешанное   питание   с преобладанием снегового). На этих реках (Волга, Обь, Печора и другие) весной бывает ожидаемый подъем уровня воды ­ половодье. слайд 7 2)   Реки   с   летним   половодьем.   Это   реки,   текущие   в   муссонном   климате, разливающиеся во время сезона муссонных дождей (Амур и его притоки).  слайд 8 3) Реки с паводковым режимом. Разливаются после дождей. (паводок  ­ внезапный непредсказуемый  подъем  уровня воды.) Зимой на реках России  бывает низкий  уровень воды ­ межень, т. к. остается только один источник питания ­ грунтовые воды. слайд 9 Вся вода, которая протекает в речном русле за год, называется годовым стоком. Это показатель многоводности реки. Самая многоводная река России ­ Енисей, его годовой сток ­ 600 км2. У Амура годовой сток равен 350 км2. У Лены ­ 500 км2.  ­   Почему Енисей ­ самая полноводная река России, несмотря на то, что осадков в бассейне Енисея выпадает меньше, чем в бассейне Печоры, Сев. Двины, Оби? (Во­первых, вечная мерзлота является водоупорным слоем; во­вторых, в бассейне Енисея меньше потери воды на испаряемость, т. к. здесь долгие очень холодные зимы.) Реки играли очень важную роль в жизни русского человека. На Руси всегда любили реки. Они были дорогами. На берегах рек люди ставили дома. В реках ловили рыбу. По рекам сплавляли лес во время половодья. Но половодье  может  обернуться паводком.  Тогда  могут возникнуть наводнения. (слайд 10) Наводнения ­ это стихийные явления, сопровождающиеся затоплением местности, населенных   пунктов,   хозяйственных   объектов,   полей.   Они   приносят   огромный   ущерб: разрушаются дома, гибнет урожай. Необходима эвакуация людей из районов затопления. Могут быть и человеческие жертвы. Такие наводнения называют катастрофическими. ­   Как  защититься   от   наводнения?  (Самым   надежным   способом   защиты   от наводнений   является   регулирование   стока   рек   с   помощью   создания   водохранилищ, задерживающих избыток воды в половодье) III. Закрепление (слайд 11) ­ В чем различие паводка от половодья?  (Половодье ожидаемый, закономерный подъем уровня воды в реке, а паводок ­ внезапный подъем воды.) ­  Почему Волга разливается весной, а Амур ­ летом?  (Волга имеет смешанное питание   с   преобладанием   снегового,   а   Амур   ­   дождевое   питание   муссонными дождями.) ­ Самая полноводная река России? (Енисей.) ­ Самая длинная река? (Обь с Иртышем.) ­ Если уклон реки равен 3 м/км, то, что можно сказать о скорости течения реки, о глубине долины, о судоходности реки? ­ Что такое годовой сток? Во сколько раз годовой сток Волги меньше стока Енисея. (Годовой сток ­ это расход воды в реке за год, т. е. вся вода, протекающая через поперечное сечение русла в устье реки за год. По табл. на с. 125 определяем годовой сток Енисея ­ 624 км3, Волги ­ 254 км3. 624 км3 : 254 км3 = 2,45 раза.) ­  В   чем   различие   внутренних   вод   областей   избыточного   и   недостаточного увлажнения?  (При   избыточном   увлажнении:   густая   речная   сеть;   реки   полноводны; возможны болота; близко уровень  грунтовых  вод; много  озер. При недостаточном увлажнении: редкая речная сеть; реки транзитные; глубже подземные воды; озера бессточные соленые.) слайд 12 Задание по контурным картам: На контурной карте обозначить крупные речные системы: Волга с Окой и Камой, рукав   Волги   ­   Ахтуба,   Печора,   Онега,   С.   Двина,   Обь   с   Иртышом,   Енисей   с   Ангарой, Подкаменная   и   Нижняя   Тунгуски,   Лена,   Яна,   Индигирка,   Колыма,   Анадырь,   Амур   с Уссури, Зеей, Буреей, Западная Двина, Днепр и Дон.  Домашнее задание (слайд 9)  § 12; вопросы к параграфу, Подготовить сообщение о болотах, озерах, ледниках, вечной мерзлоте. Дополнительный материал к уроку  А. П. Чехов. Из Сибири. Собрание сочинение о Енисее «Я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость. На Волге человек начал удалью, а кончил стоном, который зовется песнью. На Енисее же жизнь началась стоном, а кончится удалью, какая нам и во сне не снилась. Так, по крайней мере, думаю я, стоя на берегу широкого Енисея и с жадностью глядя на его воду, которая со страшной быстротой и силой мчится в суровый Ледовитый океан.   В   берегах   Енисею   тесно.   Невысокие   валы   обгоняют   друг   друга,   теснятся   и описывают спиральные круги, и кажется странным, что этот силач не смял еще берегов и не пробуравил   дна...   Я   стоял   и   думал:   какая   полная,   умная   и   смелая   жизнь   осветит   со временем эти берега». Амур Тот, кто едет  по Транссибирской  магистрали  на восток, впервые  видит  Амур в Хабаровске. Великая река потрясает своей мощью. Широкая неудержимая лавина воды. Летом Амур сильно разливается. Вода поднимается иногда на высоту пятиэтажного дома. Однажды во время наводнения пароход прошел по главной улице Благовещенска. В дни летних наводнений высокая вода покрывает острова, оставляя снаружи лишь верхушки деревьев. В берег, как на море, бьют волны. В Амуре водится вдвое больше видов рыбы, чем в Волге. Рыба калуга достигает размеров акулы. Попадались калуги весом в одну тонну. Справочный материал «Реки России» Длина реки в км Высота истока, м Высота устья Притоки Сунгари, Уссури, Шилка, Аргунь Кама, Ока Северный Донец, Хопер Ангара, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска Омолон, Анюй Алдан, Вилюй, Олекма, Витим Иртыш 0 ­28 0 0 0 0 0 Реки Амур Волга Дон Исток Устье Б.Хинган Валдайская возвышенность Среднерусская возвышенность Охотское море Каспийское море Азовское море 4440 3531 1870 1000 256 300 Енисей Восточный Саян Карское море 4102 1000 Индигирка Лена Обь хребет Сантар­ Хаяга Байкальский хребет Телецкое озеро Восточно­ Сибирское море море Лаптевых Карское 2129 4400 5410 1500 930 1000 Табличные данные используются при описании рек для определения падения реки, уклона и т.д. море

«Разнообразие внутренних вод России. Реки»

«Разнообразие внутренних вод России. Реки»

«Разнообразие внутренних вод России. Реки»

«Разнообразие внутренних вод России. Реки»

«Разнообразие внутренних вод России. Реки»

«Разнообразие внутренних вод России. Реки»

«Разнообразие внутренних вод России. Реки»

«Разнообразие внутренних вод России. Реки»

«Разнообразие внутренних вод России. Реки»

«Разнообразие внутренних вод России. Реки»

«Разнообразие внутренних вод России. Реки»

«Разнообразие внутренних вод России. Реки»

«Разнообразие внутренних вод России. Реки»

«Разнообразие внутренних вод России. Реки»

«Разнообразие внутренних вод России. Реки»

«Разнообразие внутренних вод России. Реки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018