Разработка, апробация и внедрение новых элементов содержания образования с использованием новых технологий.
Соколова-Ийамуремье Элизабет Эноковна
Первая категория
Технология проектной деятельности
«В гостях у сказки» средняя-старшая группа.
1. Форма обучения обучающихся: групповая, состав 32 человека.
2. Форма организации:
· Непосредственная образовательная (НОД) или занятие. Может строиться на одной или 2–3 сказках, сочетать чтение и анализ произведения, изобразительную деятельность (комплексное занятие) либо состоять из нескольких игр по содержанию сказок, объединённых общим сюжетом (интегрированное).
· Дидактическая игра. Игры по сказкам могут быть настольно-печатные (лото, парные картинки, пазлы), словесные («Продолжи предложение», «Из какой сказки герой?»), с предметами («В какой сказке это встречается?», «Подари подарок сказочному герою»).
· Пальчиковая игра, пальчиковый театр. С помощью пальчиковых кукол, изображающих персонажей, дети разыгрывают сказку или стихотворное произведение по её мотивам.
· Игра-драматизация, инсценизация. Иногда этот вид деятельности называют развлечением, но так он может расцениваться только для детей-зрителей. Участники драматизации должны запомнить слова и действия своей роли, исполнить её выразительно, эмоционально. Педагог готовит сценарий и костюмы, продумывает музыкальное и сценическое оформление, атрибуты. Подготовку к игре-драматизации можно назвать серьёзной совместной деятельностью воспитателя и детей, результатом которой нередко является красивое и интересное представление для родителей, младших товарищей по ОУ.
· Развлечение (вечер загадок, викторина, квест, музыкально-игровое мероприятие). Этот вид деятельности не несёт существенной образовательной нагрузки, а призван вызвать у детей радость, удовольствие от приобщения к чудесному миру сказок, желание встретиться с ними вновь.
3. Методы и приемы обучения обучающихся
· Чтение и рассказывание
· Вопросы по содержанию сказки
· Пояснение, словарная работа
· Беседа, обсуждение событий
· Подготовка к инсценизации
· Наглядные и практические приёмы работы со сказкой
4. Потребность в применении данной технологии
Сказка является универсальным педагогическим инструментом, который призван передавать богатый жизненный опыт предков, обучать и воспитывать новые поколения, причём в форме простой и ненавязчивой — в виде увлекательного и забавного повествования.
Авторские сказки продолжают традиции народных. В них точно так же раскрываются взаимоотношения между людьми, добро побеждает зло, торжествует справедливость, утверждаются лучшие моральные качества. Читая или слушая сказку, ребёнок удовлетворяет одну из своих главных потребностей: играть, фантазировать, изменять реальность, становясь участником событий.
Разнообразие сказок позволяет использовать их с первых дней пребывания ребёнка в ОУ. Особое значение сказки приобретают в среднем дошкольном возрасте. Стремительное развитие любознательности и пытливости у детей 4–5 лет сочетается с недостаточно сформированным произвольным вниманием, неумением регулировать своё поведение, контролировать эмоции.
Цели и задачи сказкотерапии в средней группе детского сада
В первую очередь ознакомление детей со сказками подразумевает цели:
· Расширять представления об этом литературном жанре, его особенностях, отличии от произведений других жанров.
· Формировать стойкий интерес к сказке, желание слушать, творчески интерпретировать, делиться своими впечатлениями, воспроизводить полюбившиеся ситуации и персонажей в продуктивной деятельности (изобразительной, театрализованной, свободной игровой).
· Прививать понятия о добре и зле, лучших моральных качествах, положительных моделях поведения.
· Сюжеты полюбившихся сказок ребята могут воспроизводить в свободной игровой форме
Сказка помогает решать многие обучающие и развивающие задачи, предусмотренные программой в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:
· Учит детей внимательно слушать произведение, понимать его смысл, вызывает эмоциональный отклик на описываемые события, поступки героев.
· Способствует социализации ребёнка, обогащает его представления не только о предметах и явлениях окружающего мира, но и о взаимосвязях между ними. Следя за сюжетом сказки, дети усваивают, что поступки, действия персонажей влекут за собой другие события и поступки.
· Развивает мышление, память. Ребёнок учится делать простые умозаключения, поясняет цепь событий, высказывает собственное мнение о произошедшем. В средней группе дети начинают понимать разницу между реальными и сказочными событиями. Дошкольникам становится доступна юмористическая составляющая сказок, что свидетельствует о быстром развитии интеллекта, его «взрослении».
· Развивает речь: монологическую (при пересказывании) и диалогическую (рассказывание по ролям). Если сказка интересна детям и вызвала отклик, ребята охотно участвуют в её обсуждении, отвечают на вопросы по содержанию.
· Активизирует навыки словотворчества (дети дают имена героям, придумывают новых персонажей и сказочные предметы, их качества, волшебные свойства).
· Обогащает речь эпитетами, сравнениями, уменьшительно-ласкательными формами слов (травушка, коровушка, землица и пр.), способствует выработке плавности речи.
· Учит воспринимать не только короткие художественные произведения, которые читают целиком, но и большого объёма, разделённые на 2–3 части.
В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о русских народных сказках.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, детей и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Проектный метод, используемый в работе с детьми среднего дошкольного возраста, предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать продуктивную деятельность. Он поможет детям овладеть разными средствами речевой выразительности, и использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности.
5. Оснащение ППРС в группе, наглядные пособия, демонстрационный материал используемый в работе
· в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения;
· в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (плоскостной, на палочках, пальчиковый, магнитный);
· в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок;
· в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ;
· Сбор экспонатов для организации мини - музея "В гостях у сказки";
· Подбор и изготовление атрибутов к играм-драматизациям.
· Изготовление альбома для рассматривания:
· «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)
· «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)
6. Планирование
· Апрель
ü Драматизация сказки «Репка»
ü «Репка» - аппликация
ü Обыгрывание эпизодов сказки «Репка».
ü Работа с родителями: создание своей сказки/рассказа с иллюстрациями совместно с детьми.
· Май
ü Чтение сказки «Козлятки и волк»
ü Дидактические игры «Узнай сказку», «Собери сказку», «Расскажи сказку»
ü «Любимая сказка» рисование по мотивам знакомых сказок.
ü Игра «Угадай, из какой сказки и расскажи о нем».
ü Подвижная игра: «Козлятки и волк».
ü Выставка детского художественного творчества.
ü Памятка для родителей «Считалочки, упражнения для развития артикуляционного аппарата ребёнка»
· Июнь
ü Тема «Театр»
ü Беседа о театрах
ü Просмотр презентаций, м/ф про театр
ü Просмотр эпизодов оперы, балета
ü Закрепление знаний о поведении в общественных местах
ü Рисование и аппликация на тему «Театр»
ü Постановка по мотивам сказок/рассказов созданные детьми и родителями.
· Июль
ü Тема «Мы режиссёры»
ü Беседа «Знакомство с профессией режиссер»
ü Просмотр м/ф о профессии режиссер
ü Рисование по мотивам сказки «Царевна лягушка»
ü Лепка по мотивам сказки «Царевна лягушка»
ü Снятие совместно с детьми сценки по мотивам сказки «Царевна лягушка»
· Сентябрь
ü Тема «Мы декораторы»
ü Беседа «Декораторы, кто они?»
ü Просмотр м/ф о профессии декоратор
ü Обсуждение способов украшения группы
ü Рисование «Расписные ткани»
ü Аппликация «Короны и кокошники»
ü Работа с родителями: создание осенних украшений для группы
· Октябрь
ü Беседа «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается»
ü Рисование: «Алёнушка у пруда» по мотивам картины Виктора Михайловича Васнецова
ü Лепка: «Козлёночек»
ü Театральная деятельность: разыгрывание мини-сценок по сказке
ü Д/и: «Из какой сказки герой?», «Угадай героя»
ü Художественное чтение: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (волшебная сказка)
ü Репродукция картины: «Алёнушка» Васнецова
ü Работа с родителями: «Моя любимая книга сказок»: дети приносят книги из дома и составляется мини-библиотека или мини-магазин.
· Ноябрь
ü Беседа: «Народная сказка – волшебная, про животных, бытовая»
ü Сюжетно-ролевая игра «В библиотеке»
ü Рисование: по сказке «Журавль и цапля»
ü Лепка: «Тарелка и кувшин»
ü Аппликация: «Украшение кувшина»
ü Театральная деятельность: разыгрывание мини-сценок по сказке
ü Д/и: «Опиши героя»
ü Художественное чтение: «Журавль и цапля» (сказка про животных)
ü Рассматривание иллюстраций к сказке.
ü Беседа: «Книжная иллюстрация»
ü Работа с родителями: просьба сходить с детьми в книжный магазин.
· Декабрь
ü Беседа «Герои сказок – какие они?»
ü Сюжетно-ролевая игра: «Книжный магазин»
ü Рисование: изображение отрицательного и положительного героев
ü Лепка: «Горшочек каши»
ü Аппликация: «Петушок-золотой гребешок»
ü Театральная деятельность: разыгрывание мини-сценок по сказке
ü Д/и: настольно-печатная игра «Сказка за сказкой», «Какому героя принадлежит предмет?»
ü Художественное чтение: «Каша из топора» (бытовая сказка), «Заяц-хваста», Заяц-трусишка и Заяц-храбришка» и т.д.
· Январь
ü Беседа «Васнецов – художник-иллюстратор сказок»
ü Сюжетно-ролевая игра: по желанию детей
ü Творческая деятельность:
ü Рисование: по любой из выбранной сказке
ü Лепка: по любой из выбранной сказке
ü Аппликация: по любой из выбранной сказке
ü Театральная деятельность: разыгрывание мини-сценок по сказке
ü Художественная чтение на выбор: «Снегурочка», «Иван-царевич и серый волк», «Подземные царства».
· Февраль
ü Беседа «Чему учат сказки?»
ü Сюжетно-ролевая игра: по желанию детей
ü Творческая деятельность:
ü Рисование: сюжет из сказки на выбор.
ü Лепка: «Лягушка»
ü Аппликация: «Лебеди в пруду»
ü Театральная деятельность: разыгрывание мини-сценок по сказке
ü Д/и: «угадай загадку», собери картинку из пазлов.
ü Художественная литература: «Царевна-лягушка»
ü Рассматривание репродукции Васнецова.
· Март
ü Знакомство с творчеством Г. Андерсена. Рассматривание иллюстраций к сказкам.
ü Чтение сказок Г. Андерсена: «Огниво», «Пастушка и трубочист», «Соловей», «Стойкий оловянный солдатик», «Оле – Лукойе», «Дюймовочка».
ü Рисование «Мои любимые книжные герои».
ü Лепка «Мой любимый герой сказки».
ü Пересказ детьми прочитанных сказок
ü Викторина по прочитанным сказкам.
ü Просмотр видеоролика по отснятому материалу по постановкам сказок
ü Подготовить иллюстрации к сказке «Дюймовочка» (совместные работы детей и родителей)
7. Желаемый результат.
· Дети умеют внимательно слушать сказки, понимают содержание, следят за развитием действий.
· У детей развивается мышление, память, выразительность речи.
· Развивается активный словарь детей.
· Дети самостоятельно пересказывают знакомые сказки.
· Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
· Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
· Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
· Ответственность за свои дела и поступки.
Приложение №1
Наглядные пособия, демонстрационный материал
![]() |
||||||
![]() |
||||||
![]() |
||||||
![]() |
||||||
Приложение №2
Маски-ободки сказка «Репка»
![]() |
Маски-ободки сказка «Сказка об умном мышонке»
Приложение №3
Раскраски по сказкам
![]() |
Приложение №4
Д/и лото «Расскажи мне сказку»
![]() |
Приложение №5
Д/и пазл «Собери сказку»
![]() |
|||
![]() |
|||
Приложение №6
Д/И «Назови, что за сказка»
![]() |
|||
![]() |
Зона театрализованной деятельности
![]() |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.