Разработка интегрированного урока изобразительного искусства
на тему: «Весна наступает» 2 класс
Цели: дать представления об изменениях в жизни растений весной; показать
пробуждение природы, радость весеннего дня, создаваемого словами, звуками и красками; учить понимать прекрасное, способствовать развитию творческой активности.
Оборудование: картины русских художников, грамзапись «Голоса птиц», листы цветной бумаги, карандаши, краски, кисти, баночки для воды.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
Учитель: Дети на наш необычный урок изобразительного искусства спешит гостья. А кто она? Догадайтесь!
Пришла улыбнулась –
Утихли метели,
Позванивать стал
Колокольчик капели
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Наряд белоснежный
Надели сады,
Взревев, за работу
Взялись трактора,
А птицы пропели:
«Вить гнезда пора».
Дети: (хором) Весна!
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Будем слушать её песню, всматриваться в её краски. Постараемся понять, о чём щебечут птицы, журчит ручей, шепчутся первые листочки деревьев.
Звучит песня о весне.
Учитель: Давайте все вместе произнесём слово «Весна» и пригласим гостью к нам на урок.
Дети: Все хором «Весна красна, просим в гости к нам». (Выходят Весна и с ней её спутники Март, Апрель, Май).
Учитель: Проходите, дорогие гости. Мы рады вас видеть на нашем уроке. Весной восхищаются все, а многие писатели, художники и музыканты отражают её в своих произведениях.
У весны есть три завета.
1-й ученик – изгнать зимнюю стужу.
2-й ученик – превратить снег в воду и напоить живой водой землю.
3-й ученик – нарядить теплую землю в зелень. Это делает май.
Учитель: А как называется первый месяц весны?
Ученик: (Март) – В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны, и посвящался он богу Марсу, покровителю полей и стад. В честь него месяц и назвали март.
Учитель: Первыми приносят весну на крыльях птицы. Представьте, что мы с вами на лесной полянке, где весело щебечут птицы.
Грамзапись «Голоса птиц»
Учитель: Конечно, вы узнали голоса птиц. (Стихи читают ученики)
1-й ученик: Весна! Весна! Как, воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам
Летают облака!
2-й ученик: Черемуха душистая с весною расцвела
И ветви золотистые, что кудри завила.
Кругом роса медвяная сползает по коре,
Под нею зелень пряная сияет в серебре.
А рядом у проталины, в траве, между корней,
Бежит, стремится маленький
Серебряный ручей.
3-й ученик: Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В мягком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам журчат.
Учитель: Ребята, а теперь выберите нужный цвет листа и постарайтесь передать своё настроение, которое произвели на вас эти стихотворения. (Дети выполняют задание). Поднимите, пожалуйста, свои листы. Каким красивым, веселым стал наш класс. В каждом рисунке «Весна».
Ученик: (Апрель) Слово «апрель» с латинского происхождения. Оно означает теплый, солнечный. Тает последний снег, земля прогревается солнцем, оживает, появляется первая травка.
Учитель: Ребята, какой вид искусства передаёт красоту через звуки?
Дети: Музыка.
Учитель: Послушайте пьесу П.И. Чайковского «Подснежник (Апрель)». Вслушаемся в звуки музыки и представим весеннюю картину. (Раскрывают лепестки первые цветы – подснежники. Весна пришла, ярче стало светить солнце, запели птички, расцвел подснежник).
Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся.
(Поворот туловища влево, вправо)
Больше спать не захотел.
(Наклон туловища вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся.
(руки вверх, потянуться)
Взвился вверх, и полетел.
(Руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьётся.
(Круговые движения)
Учитель: Следующий месяц года – май. Прочитайте написанную на доске пословицу о мае: «Сухой март да май мокрый дают нам хлеб добрый». Как вы её понимаете? О происхождении названия этого месяца нам расскажет сам месяц Май.
Ученик: (Май) Это слово произошло от собственного имени Майя. Так в Древнем Риме звали богиню земли и плодородия.
Учитель: Весна волновала сердца не только поэтов и композиторов, но и художников. Посмотрим на картину А. К Саврасова «Грачи прилетели», и послушаем о её создании.
4-й ученик: Картина «Грачи прилетели» А.К.Саврасова была создана более 100 лет назад, но мы этого не чувствуем, потому что художник изобразил природу так мастерски, что она кажется нам живым уголком природы.
5-й ученик: А.К.Саврасов в картине «Грачи прилетели» изобразил приход весны. На полотне только серые и темные краски. Этим автор подчеркивает, что весна ещё ранняя, нет ни зелени, ни цветов, ни яркого солнца, но есть надежда на теплую весну.
6-й ученик: Талантливый русский художник И.И.Левитан все свои картины посвятил русской природе. Одна из его картин называется «Март». Она пронизана дыханием жизни, чувством взволнованного ожидания весны. В картине передана весенняя яркость неба, жёлтый солнечный свет. Тёплую ноту в пейзаж вносит незримое присутствие человека.
Учитель: Остановимся подробнее ещё на одной картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» Какое время года изображено на картине?
Дети: Весна.
Учитель: Какие признаки говорят, что это весна?
Дети: Светит солнышко, тает снег – много света и воды.
Учитель: Какой месяц весны на ней изображен?
Дети: В апреле на водоёмах тает лёд, кругом разливается вода.
Учитель: Какое время суток изображено на картине?
Дети: Полдень.
Учитель: Как И.И.Левитан показал это?
Дети: Мы видим чёткие тёмные синие тени на песке.
Учитель: Почему именно полдень?
Дети: В это время дня лучше всего заметны все приметы весны.
Учитель: Почему художник назвал свою картинку «Весна. Большая вода»?
Дети: Половодье – это большая вода.
Учитель: Каково сочетание красок на картине?
Дети: Краски нежные, прозрачно-золотистые, розоватые, голубоватые, фиолетовые.
Учитель: Какое настроение они создают у зрителя?
Дети: Они точно передают радостное, весеннее настроение. Это настроение художник создаёт путём применения голубовато-жёлтых тонов.
Учитель: Что художник изобразил на ней?
Дети: Воду, рощу, деревья, лодку, небо, воздух, дома, лес, берег.
Учитель: Какая основная примета говорит о том, что на картине изображена весна?
Дети: Всё пронизано лучами искрящегося тёплого солнца, погружено в золото тепла, имеет золотистый оттенок.
Учитель: Почему вода занимает большую часть картины?
Дети: Снег растаял, вода затопила все низкие места, лес, дома.
Учитель: Какая вода в реке?
Дети: Чистая, прозрачная, синевато-голубая, холодная, светлая.
Учитель: С чем её можно сравнить?
Дети: С зеркалом. В Воде отражаются деревья, кусты.
Учитель: Если нижнюю часть картины занимает вода, то что занимает верхнюю?
Дети: Небо.
Учитель: Какое оно?
Дети: Бледно-голубое, лазурное, ласковое, светлое, ясное, бездонное)
Учитель: С чем можно сравнить плывущие по небу облака?
Дети: С белыми барашками, с лёгкими корабликами, с белыми комьями ваты, с льдинками.
Учитель: Какой стоит день?
Дети: Солнечный, яркий, тихий, тёплый, лучезарный, дивный.
Учитель: Середину картины занимают деревья, которые расположены группами. Что изображено справа?
Дети: Берёзовая роща.
Учитель: Как выглядит эта роща?
Дети: Вода затопила березовую рощу, не одетую листвой. Она просматривается насквозь. Тоненькие веточки на берёзках покраснели и кажутся красивыми кружевами, зелёная дымка только ещё будет окутывать деревья.
Учитель: Какие ещё деревья растут в роще?
Дети: Старая осина и ёлочка.
Учитель: Как они выглядят?
Дети: Зелёная стройная ёлочка и старая осина с корявыми сучьями. Рядом тонкие стройные березки.
Учитель: Что изображено на картине слева?
Дети: Узкой полоской изображена рыжая земля. На подсушенной земле видны тёмно-фиолетовые тени. К песчаному берегу причалена лодка.
Учитель: Проснулся ли лес?
Дети: Ёще нет, но скоро проснётся
Учитель: Как вы думаете удалась ли картина художнику?
Дети: Да.
Учитель: Почему удалась?
Дети: Художник любуется весной, передает своё настроение. Мы видим родная природа как дорога его сердцу.
Учитель: О чём мы должны помнить находясь на природе, любуясь её красотой?
Дети: О бережном отношении к природе, об охране её богатства.
Весна: Дорогие ребята! Я рада, что побывала на вашем уроке. Мне понравилось как вы красиво и выразительно читаете стихи, отвечаете на вопросы. Очень красивы у вас получились рисунки.
А теперь исполним песню о весне «Ой, бежит ручьем вода».
I куплет: Ой бежит ручьём вода
Нету снега, нету льда.
Припев: Ой, вода! Ой вода!
Нету снега, нету льда.
II куплет: Прилетели журавли
И соловушки малы
Припев: Журавли, журавли
И соловушки малы
III куплет: Мы весняночку поём,
Весну красную зовём.
Припев: Ой, поём! Ой, поём!
Весну красную зовём.
III.Домашнее задание.
Наблюдать за пробуждением природы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.