Разработка интегрированного урока изобразительного искусства на тему: «Весна наступает» 2 класс

  • doc
  • 30.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала urok.doc

Разработка интегрированного урока изобразительного искусства      

на тему: «Весна наступает» 2 класс                                                            

 

 

 

Цели: дать представления об изменениях в жизни растений весной; показать

пробуждение природы, радость весеннего дня, создаваемого словами, звуками и красками; учить понимать прекрасное, способствовать развитию творческой активности.

 

Оборудование: картины русских художников, грамзапись «Голоса птиц»,        листы цветной бумаги, карандаши, краски, кисти, баночки для воды.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

Учитель: Дети на наш необычный урок изобразительного искусства спешит гостья. А кто она? Догадайтесь!

Пришла улыбнулась –

Утихли метели,

Позванивать стал

Колокольчик капели

Река пробудилась,

Растаяли льды,

Наряд белоснежный

Надели сады,

Взревев, за работу

Взялись трактора,

А птицы пропели:

«Вить гнезда пора».

 

Дети: (хором) Весна!

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Будем слушать её песню, всматриваться в её краски. Постараемся понять, о чём щебечут птицы, журчит ручей, шепчутся первые листочки деревьев.

Звучит песня о весне.

 

Учитель: Давайте все вместе произнесём слово «Весна» и пригласим гостью к нам на урок.

Дети: Все хором «Весна красна, просим в гости к нам». (Выходят Весна и с ней её спутники Март, Апрель, Май).

Учитель: Проходите, дорогие гости. Мы рады вас видеть на нашем уроке. Весной восхищаются все, а многие писатели, художники и музыканты отражают её в своих произведениях.

У весны есть три завета.

1-й ученик – изгнать зимнюю стужу.                     

2-й ученик – превратить снег в воду и напоить живой водой землю.

3-й ученик – нарядить теплую землю в зелень. Это делает май.

 

Учитель: А как называется первый месяц весны?

Ученик: (Март) – В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны, и посвящался он богу Марсу, покровителю полей и стад. В честь него месяц и назвали март.

 

Учитель: Первыми приносят весну на крыльях птицы. Представьте, что мы с вами на лесной полянке, где весело щебечут птицы.

Грамзапись «Голоса птиц»

 

Учитель: Конечно, вы узнали голоса птиц. (Стихи читают ученики)

1-й ученик: Весна! Весна! Как, воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна! Весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам

Летают облака!

2-й ученик: Черемуха душистая с весною расцвела

И ветви золотистые, что кудри завила.

Кругом роса медвяная сползает по коре,

Под нею зелень пряная сияет в серебре.

А рядом у проталины, в траве, между корней,

Бежит, стремится маленький

Серебряный ручей.

3-й ученик: Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В мягком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам журчат.

Учитель: Ребята, а теперь выберите нужный цвет листа и постарайтесь передать своё настроение, которое произвели на вас эти стихотворения. (Дети выполняют задание). Поднимите, пожалуйста, свои листы. Каким красивым, веселым стал наш класс. В каждом рисунке «Весна».

Ученик: (Апрель) Слово «апрель» с латинского происхождения. Оно означает теплый, солнечный. Тает последний снег, земля прогревается солнцем, оживает, появляется первая травка.

Учитель: Ребята, какой вид искусства передаёт красоту через звуки?

Дети: Музыка.

Учитель: Послушайте пьесу П.И. Чайковского «Подснежник (Апрель)». Вслушаемся в звуки музыки и представим весеннюю картину. (Раскрывают лепестки первые цветы – подснежники. Весна пришла, ярче стало светить солнце, запели птички, расцвел подснежник).

 

              Физминутка.

 

Спал цветок и вдруг проснулся.

(Поворот туловища влево, вправо)

Больше спать не захотел.

(Наклон туловища вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся.

(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх, и полетел.

(Руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьётся.

(Круговые движения)

 

Учитель: Следующий месяц года – май. Прочитайте написанную на доске пословицу о мае: «Сухой март да май мокрый дают нам хлеб добрый». Как вы её понимаете? О происхождении названия этого месяца нам расскажет сам месяц Май.

Ученик: (Май) Это слово произошло от собственного имени Майя. Так в Древнем Риме звали богиню земли и плодородия.

Учитель: Весна волновала сердца не только поэтов и композиторов, но и художников. Посмотрим на картину А. К Саврасова «Грачи прилетели», и послушаем о её создании.

4-й ученик: Картина «Грачи прилетели» А.К.Саврасова была создана более 100 лет назад, но мы этого не чувствуем, потому что художник изобразил природу так мастерски, что она кажется нам живым уголком природы.

5-й ученик: А.К.Саврасов в картине «Грачи прилетели» изобразил приход весны. На полотне только серые и темные краски. Этим автор подчеркивает, что весна ещё ранняя, нет ни зелени, ни цветов, ни яркого солнца, но есть надежда на теплую весну.

6-й ученик: Талантливый русский художник И.И.Левитан все свои картины посвятил русской природе. Одна из его картин называется «Март». Она пронизана дыханием жизни, чувством взволнованного ожидания весны. В картине передана весенняя яркость неба, жёлтый солнечный свет. Тёплую ноту в пейзаж вносит незримое присутствие человека.

Учитель: Остановимся подробнее ещё на одной картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» Какое время года изображено на картине?

Дети:       Весна.

Учитель: Какие признаки говорят, что это весна?

Дети:      Светит солнышко, тает снег – много света и воды.

Учитель: Какой месяц весны на ней изображен?

Дети:       В апреле на водоёмах тает лёд, кругом разливается вода.

Учитель: Какое время суток изображено на картине?

Дети:       Полдень.

Учитель: Как И.И.Левитан показал это?

Дети:      Мы видим чёткие тёмные синие тени на песке.

Учитель: Почему именно полдень?

Дети:       В это время дня лучше всего заметны все приметы весны.

Учитель: Почему художник назвал свою картинку «Весна. Большая вода»?

Дети:       Половодье – это большая вода.

Учитель: Каково сочетание красок на картине?

Дети:       Краски нежные, прозрачно-золотистые, розоватые, голубоватые, фиолетовые.

Учитель: Какое настроение они создают у зрителя?

Дети:      Они точно передают радостное, весеннее настроение. Это настроение художник создаёт путём применения голубовато-жёлтых тонов.

Учитель: Что художник изобразил на ней?

Дети:      Воду, рощу, деревья, лодку, небо, воздух, дома, лес, берег.

Учитель: Какая основная примета говорит о том, что на картине изображена весна?

Дети:      Всё пронизано лучами искрящегося тёплого солнца, погружено в золото тепла, имеет золотистый оттенок.

Учитель: Почему вода занимает большую часть картины?

Дети:      Снег растаял, вода затопила все низкие места, лес, дома.

Учитель: Какая вода в реке?

Дети:      Чистая, прозрачная, синевато-голубая, холодная, светлая.

Учитель: С чем её можно сравнить?

Дети:      С зеркалом. В Воде отражаются деревья, кусты.

Учитель: Если нижнюю часть картины занимает вода, то что занимает верхнюю?

Дети:      Небо.

Учитель: Какое оно?

Дети:      Бледно-голубое, лазурное, ласковое, светлое, ясное, бездонное)

Учитель: С чем можно сравнить плывущие по небу облака?

Дети:       С белыми барашками, с лёгкими корабликами, с белыми комьями ваты, с льдинками.

Учитель: Какой стоит день?

Дети:      Солнечный, яркий, тихий, тёплый, лучезарный, дивный.

Учитель: Середину картины занимают деревья, которые расположены группами. Что изображено справа?

Дети:      Берёзовая роща.

Учитель: Как выглядит эта роща?

Дети:      Вода затопила березовую рощу, не одетую листвой. Она просматривается насквозь. Тоненькие веточки на берёзках покраснели и кажутся красивыми кружевами, зелёная дымка только ещё будет окутывать деревья.

Учитель: Какие ещё деревья растут в роще?

Дети:      Старая осина и ёлочка.

Учитель: Как они выглядят?

Дети:      Зелёная стройная ёлочка и старая осина с корявыми сучьями. Рядом тонкие стройные березки.

Учитель: Что изображено на картине слева?

Дети:     Узкой полоской изображена рыжая земля. На подсушенной земле видны тёмно-фиолетовые тени. К песчаному берегу причалена лодка.

Учитель: Проснулся ли лес?

Дети:      Ёще нет, но скоро проснётся

Учитель: Как вы думаете удалась ли картина художнику?

Дети:      Да.

Учитель: Почему удалась?

Дети:      Художник любуется весной, передает своё настроение. Мы видим родная природа как дорога  его сердцу.

Учитель: О чём мы должны помнить находясь на природе, любуясь её красотой?

Дети:      О бережном отношении к природе, об охране её богатства.

Весна:    Дорогие ребята! Я рада, что побывала на вашем уроке. Мне понравилось как вы красиво и выразительно читаете стихи, отвечаете на вопросы. Очень красивы у вас получились рисунки.

А теперь исполним песню о весне «Ой, бежит ручьем вода».

I куплет:  Ой бежит ручьём вода

 Нету снега, нету льда.

Припев:   Ой, вода! Ой вода!

  Нету снега, нету льда.

II куплет: Прилетели журавли

И соловушки малы

Припев:    Журавли, журавли

   И соловушки малы

III куплет: Мы весняночку поём,

Весну красную зовём.

Припев:    Ой, поём! Ой, поём!

  Весну красную зовём.

III.Домашнее задание.

 Наблюдать за пробуждением природы.