лучшедома
Разработка: использование дидактических игр на уроках математики

Разработка: использование дидактических игр на уроках математики

Документация +1
docx
12.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Использование дидактических игр на различных этапах урока математики.docx

Использование дидактических игр на различных этапах урока математики

 

Игра содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся.

Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения  между школьниками начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.

Проводить игру, можно на разных этапах учебного процесса:

·      при объяснении нового учебного материала;

·      при усвоении и закреплении учебного материала;

·      при повторении пройденного материала.

Рассмотрим методику проведения дидактических игр на различных этапах урока     (содержание игр будет представлено в приложении).

 

Дидактические игры на этапе объяснения нового учебного материала.

При объяснении нового учебного материала педагог может подготовить подсказки, которые косвенно дают представление о новом знании, а ученики попытаются в групповом обсуждении найти принцип, по которому учитель подобрал эти подсказки, и найти ключ к правильному решению и т. п.

Структура урока ознакомления с новым материалом определяется его основной дидактической целью: введение понятий, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил, алгоритмов и т.д.

Приведем несколько примеров проведения дидактических игр на этапе объяснения нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Составь фигуру».

При изучении темы «Прямоугольный параллелепипед» можно провести игру «Составь фигуру».

Дидактическая цель: познакомить детей с новой фигурой – прямоугольный параллелепипед, ввести понятие ребер, граней и вершин.

Содержание: на столе у каждого ученика развертка прямоугольного параллелепипеда, им предлагается сложить фигуру. Главное – не рвать развертку, а последовательно складывать. Первым пяти участникам быстрее всех сложившим фигуру начисляется по баллу.

 

 

 

 

 

Далее учитель дает название новой фигуры: прямоугольный параллелепипед, говорит, что стороны прямоугольного параллелепипеда – это грани, а также показывает, что стороны граней называются ребрами прямоугольного параллелепипеда. Также учитель указывает на то, что в прямоугольном параллелепипеде три измерения: длина, ширина и высота. Учитель просит посчитать количество граней, вершин и сторон прямоугольного параллелепипеда. Каждый ученик, кто быстрее всех и верно посчитает необходимое количество, получает по баллу.

Так как фигура у учеников перед глазами, то учитель предлагает им раскрасить противоположные грани одним цветом. Ученикам здесь необходимо заметить равенство противоположных граней, за верный ответ начисляется по два балла.

После проведения такого элемента игры, учитель может задать вопрос, «Какие фигуры в виде прямоугольного параллелепипеда вы знаете?» и ученики с легкостью будут на него отвечать, потому что уже на начальном этапе учитель начал формировать интерес у учащихся, а в результате этого развивать мыслительную деятельность. После этого ученикам можно дать другую развертку и предложить им составить иную фигуру.

 

 

 

 

 

Затем ученики предлагается сравнить две полученные фигуры. Ученики с радостью отвечают, что новая фигура имеет столько же вершин, ребер и граней, только все грани у неё равны и имеют форму квадрата. За каждый ответ ученикам начисляется по два балла.

Теперь учитель может сказать название данной фигуры – куб, и что это прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения одинаковы, и, смотря на полученную фигуру, ученики убеждаются в этом. Последним же этапом изучения нового материала является работа с еще одной разверткой. Ученикам дается развертка куба, а на доске нарисованы три различных куба. Необходимо узнать, какие из изображенных кубиков можно склеить из этой развертки.

 

 

 

 

 

 

 

 


За каждый ответ ученикам начисляется по три балла. В конце игры учитель подсчитывает количество баллов, набранных учащимися, и объявляет трех победителей.

Форма: работа учащихся в парах

Средства: наглядные материалы: развертка прямоугольного параллелепипеда, различные развертки куба, модель  прямоугольного параллелепипеда, записи на доске.

Методы:  Наглядные методы обучения, метод демонстраций

Данная игра эффективна при изучении прямоугольного параллелепипеда, так как она дает ученику самому сделать объемную фигуру и выяснить количество её компонентов: граней, ребер, вершин, узнать что-то новое. Игра «Составь фигуру» развивает не только мышление, но и познавательный интерес к предмету, так как ученики работают не в традиционной форме, и урок не кажется им скучным. При проведении такого вида игры ученикам не придется долго думать о том, какая фигура является прямоугольным параллелепипедом, а какая кубом.

Такие виды игр можно проводить в 5 классе и на теме «Площади», где ученикам необходимо понять формулу  площади  квадрата и треугольника, а также на теме «Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник» и других.

 

 

Игра «Запятая»

При изучении темы «Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.»  можно провести игру «Запятая».

Дидактическая цель: научить умножать десятичную дробь на натуральное число 10, 100, 1000 и т.д.

Содержание: ученики примерно одинакового роста надевают колпаки с написанными на них цифрами, а ученик поменьше одевает колпак с запятой. Учитель говорит ученику с запятой, что он может перебегать на различные места, в ряду учеников-цифр, но только в право и не очень быстро.  Учитель  объясняет ученикам, что происходит с запятой при умножении на 10, когда ученик с запятой перебежал на одну цифру вправо. Когда же ученик перебегает на две цифры вправо, ученикам предлагается самим понять, на какое число была умножена десятичная дробь.

 

 

 

После этого учитель предлагает ученикам самим попробовать сформулировать правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. Выслушав все предложения, учитель говорит четкое правило, и с помощью плаката еще раз показывает, как умножать десятичные дроби на 10, 100, 1000..

Дальше учитель вызывает других учеников и дает им другие колпаки.

 

 

 

 

 


Теперь ученик с колпаком перебегает право, а ученики говорят, на сколько была умножена десятичная дробь.

Форма: групповая работа учащихся, диалог

Средства: колпаки с цифрами и запятой, плакат с правилом умножения десятичных дробей на 10,100,1000.

Методы: словесный метод (беседа), наглядный метод (демонстрация), практический метод (подвижные действия)

Игра «Запятая» является очень наглядной и развивает мыслительную деятельность учащихся и познавательный интерес, и поэтому удобна при изучении нового материала. Также эту игру можно применять при прохождении тем «Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000», «Умножение десятичных дробей на 0,1, 0,01, 0,001 и т.д.», «Деление десятичных дробей на 0,1, 0,01, 0,001»

Игра «Письмо от сказочного героя»

При изучении темы «Проценты»  можно провести игру «Письмо от сказочного героя».

Дидактическая цель: познакомить учащихся с понятием проценты.

Содержание: учитель говорит ученикам, что получил сегодня письмо от героини сказки «Золушка», в котором она хочет поделиться своими знаниями о процентах. Учитель зачитывает письмо.

Вертикальный свиток: Здравствуйте, дорогие ученики 5 класса. Я очень рада, что мое письмо дошло до вас.
Я пишу вам из далеких стран и хочу поделиться интересной темой, которую я недавно изучила. Это тема «Проценты».  
Я хочу вам рассказать, что такое процент и как он обозначается, историю этого слова, и научу вас различным действиям с процентами.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


После прочтения начала письма, учитель предлагает записать тему урока и дальше продолжает читать письмо и параллельно объяснять тему урока.

Форма: игровая форма, индивидуальная работа учащихся

Средства: плакат с письмом от Золушки, записи на доске

Методы: наглядный метод (иллюстрации) , словесный метод(беседа)

В конце урока ученикам предлагается написать письмо Золушке с благодарностью за её рассказ.

Данная игра эффективна при изучении нового материала, потому что она изначально возбуждает у учащихся интерес к уроку письмом от сказочного героя и дает самому уроку некий сказочный нетрадиционный мотив.

Итак, мы показали возможность использования дидактических игр на этапе изучения нового материала. Игры активизируют заинтересованность школьников в изучении нового, увеличивают работоспособность учащихся, повышают познавательный интерес.

 

 

Дидактические игры на этапе закрепления учебного материала

 

Игры с успехом можно применять не только при изучении нового материала, но и на уроках закрепления. С игрой лучше усваивается изученный ранее материал. Классическим применением игры может быть составление кроссворда по заданной теме. Эта игра может быть частично подготовлена дома.

Урок закрепления изученного материала имеет основную дидактическую цель – формирование определенных умений. На уроках закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д.   В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закреплении материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее число очков), учитель должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и заработает звезду. В конце урока учитель вместе с учениками подводит итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к школьникам, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления от игры.

Предлагаем следующие виды игр, которые подходят на этапе закрепления материала. Это  игры-эстафеты, игры-загадки, игры-беседы.

Игра-эстафета

Игра-эстафета на тему «Десятичные дроби».

Дидактическая цель: сформировать знания по теме «Десятичные дроби»

Содержание: ученики делятся на три команды, равномерно распределяясь их знаниям (в одной команде и сильные ученики, и слабые), в каждой одинаковое количество человек.

В эстафете проводится шесть конкурсов, в которых ученики должны вместе как можно быстрее решить примеры, выписанные на доске или нарисованные на плакате. Они выходят по очереди, записывают ответ, возвращаются на место, и только после этого следующий ученик команды может пойти к доске. Такая цепочка продолжается, пока одна из команд не закончит решать все примеры задания. Затем учитель смотрит правильность решенных заданий и за каждое правильно решенное задание команда получает по баллу. В нашем случае -  звездочке. Если команда решила все примеры первой и правильно, то им достается еще одна звездочка. За плохую дисциплину, подсказки, выкрикивание учитель может забрать одну звездочку. Часть заданий ученики выполняют в виде эстафеты, по цепочке, но некоторые задания в игре являются групповыми и решаются всей командой на скорость.

Форма: игра-эстафета, групповая работа, индивидуальная работа

Средства: плакаты с заданиями, записи на доске, ксерокопии заданий, звездочки за правильный ответ.

Методы:  наглядные методы (иллюстрации), практические методы (подвижные действия).

Данная игра не только познавательна и подвижна, она не является скучной, потому что ученики всегда в движении и у них происходит быстрый процесс мыслительной  и познавательной деятельности. В ней продуманы все возможные варианты примеров, которые ученики решали раньше, поэтому если было недопонимание материала, то в процессе игры они смогут усвоить его благодаря своей команде. Поэтому игра-эстафета эффективна на уроке закрепления изученного материала.

Игра-загадка

Урок закрепления изученного материала можно провести в виде игры-загадки «Дерево» на тему «Умножения десятичных дробей на натуральное число».

Дидактическая цель: закрепить правило умножения десятичных дробей на натуральное число.

Содержание: перед учениками плакат с изображением дерева и висящих на нем плодов, в которых написаны буква и число. Рядом с плакатом на доске выписаны примеры, соответствующие данной теме. Ученикам необходимо вписать в кружки буквы соответствующие найденным ответам на дереве. Ученики по очереди выходят, поговаривают правило умножения десятичной дроби на натуральное число и вписывают правильные ответы, остальные ученики следят за правильным выполнением того или иного примера. Если ученик решил неправильно, то они поправляют его или сами выходят к доске. Затем читают получившееся слово.

Учитель может пояснить значение получившегося слова или попросить учеников объяснить.

В данной игре учитель поясняет значение получившегося слова.

«Полученное слово «КИГАЛИЯ» является названием дерева, которое растет в Африке и называется «колбасным» деревом. Его зрелые плоды похожи на вареные колбаски длиной до 60 см. этими колбасками охотно питаются животные, но для человека они не съедобны. Их используют для производства некоторых лекарств и красок».

 

 


3,6·3=   

0,25·4=

0,05·4=

0,004·6=

2,6·5=

0,125·8=

0,02·15=

                                                             

 

 

 

 

 

После проведения игры учитель еще раз просит учеников проговорить правило, и если некоторые ученики затрудняются решать или сказать правило, учитель еще раз показывает решение на каком-либо примере, или вызывает ученика, который усвоил тему.

Форма: индивидуальная работа учащихся

Средства: рисунок дерева с фруктами на нем, записи на доске

Методы:  практический метод (упражнения), наглядный метод(иллюстрация), логические методы обучения (приемы выделения главного)

Игры загадки можно проводить на любом уроке при повторении изученного материала, во время устного счета, на первичном этапе закрепления знаний. В этой игре учащимся не только интересен сам ход решения заданий, но и результат, ведь конце они получают информацию, о которой ранее и не слышали.

Такая игра не отнимает много времени на уроке, но помогает учащимся быстро войти в рабочую обстановку, и в то же время не создает атмосферу уныния и скуки. Поэтому её очень удобно проводить на уроке закрепления изученного материала.

 

 

 

 

Игра-беседа

На этапе закрепления знаний можно провести дидактическую игру в виде игры-беседы на тему «Микрокалькулятор».

Дидактическая цель: закрепить знания учащихся по теме

Содержание: на уроке учитель предстает перед учениками в виде немецкого физика, изобретателя и математика Готфрильда Вильгельма Лейбница, который изобрел первый калькулятор – арифмометр. Он рассказывает о своем изобретении, что арифмометр был создан им в 1673 году и выполнял все четыре арифметических действия. Идея создания машины, выполняющей вычисления, появилась у него после его знакомства с голландским математиком и астрономом Христианом Гюйгенсом. Огромное количество вычислений, которое приходилось делать астроному, навело его на мысль о создании механического устройства, которое могло бы облегчить такие расчёты.

Далее ученый показывает свой арифмометр.

2524_905

 

 

 

Также ученый говорит, что слышал, что современные люди пользуются новыми видами калькуляторов и просит их показать. Ученики с удовольствием показывают свои калькуляторы. Далее он просит учеников рассказать о функциях калькулятора и показать, как он применяется для решения различных примеров. Учеников, которые много отвечали, Лейбниц (учитель) поощряет оценкой.

Форма: групповая работа

Средства: костюм Лейбница, плакаты с калькулятором Лейбница, записи на доске

Методы: словесный метод (беседа), логические методы обучения (приемы выделения главного).

Такой вид игры побуждает каждого ученика работать на уроке. Даже такие ученики, которые стесняются отвечать и стоять у доски, будут рассказывать ученому о своих знаниях о микрокалькуляторе.

Благодаря показанным нами примерам, видно, что именно игры-эстафеты, игры-загадки и игры-беседы, помогают учащимся работать упорно и активно на этапе закрепления изученного материала.

 

 

 

Дидактические игры на этапе обобщения  изученного материала

 

Этап обобщения изученного материала является одним из наиболее актуальных  методов и средством игровой педагогики. На этом этапе ученик должен уметь применять усвоенные ранее знания на практике в условиях, отличных от стандартных. Здесь необходимо учитывать то, что педагог должен знать, чем интересуются школьники, что они любят делать, о чем фантазируют, что читают, с кем и как общаются. Педагогу необходимо спланировать и провести игру, целью которой было бы обобщение пройденного материала.

Нередко педагоги относятся к этому этапу как  второстепенному, путая или смешивая его с этапом проверки знаний. Результатом такого «повторения» становятся скучные, сухие математические диктанты, самостоятельные и проверочные работы. Школьнику необходимо поверить, что те знания, которые он должен применить, сейчас ему действительно необходимы в силу каких-либо причин. Не находя этой мотивации в решении задачи, школьник относится к заданию как к рутинной работе, не понимая ее необходимость.

Противовесом этому методу повторения являются игровые уроки и творческие домашние задания. Ученики придумывают задачи, кроссворды, ребусы, используя материал, изготовленный своими руками.

Без уроков обобщения и систематизации знаний нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала, так как в них выделяют наиболее общие и существенные понятия.[19;15].

На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме условного путешествия  или экскурсии на природу с элементами игры.

Игра-сказка.

Например, на уроке «Упрощение выражений. Уравнение» нами была проведена игра «Страна чисел и букв».

Дидактическая цель: обобщить и систематизировать знания по теме, закрепить правила решения уравнений и упрощения выражений.

Содержание: учитель начинает рассказывать сказку с истории жизни Царства чисел, чтобы постепенно подготовить учеников к дальнейшей работе. Далее он переходит к проблеме. Учитель говорит об истории, которая случилась с цифрами и буквами, о том что однажды буква «а», принцесса Буквенного королевства потерялась в лесу и не могла вернуться домой. Прогуливаясь по лесу принц царства Чисел «5», увидел плачущую принцессу и решил ей помочь. Теперь всей семье царства Чисел предстояло пройти преграды и дойти до Буквенного королевства.

Учитель просит учеников помочь вернуть букву в семью латинских букв. И теперь ученикам необходимо идти через болота, зыбучие пески, вулканы и решать задания, соблюдая дисциплину, чтобы помочь героям сказки справиться с трудностями.

После того как в Буквенном королевстве узнают, что их принцесса нашлась, все отправляются в обратный путь и проходят те же препятствия. Ученикам также предстоит решать задания. В конце сказки ребята узнают, что принц и принцесса полюбили друг друга и оба царства были только этому рады. Они сыграли свадьбу, на которой решали уравнения и задачи на составление уравнений, и ученики тоже радуются за них и решают, иначе свадьба будет очень грустной.

Вот так и появилось Буквенно-числовое королевство, в котором ученики мы решаем уравнения, упрощаем выражения.

Форма: групповая работа учащихся

Средства: изображение двух царств, плакаты с заданиями

Методы:  словесный метод (рассказ), наглядный метод (иллюстрации), репродуктивный метод обучения (повторение и воспроизведение учебного материала)

Данная игра эффективна на этапе обобщения и систематизации знаний, так как задания для учеников построены таким образом, что им по несколько раз приходится повторять и вспоминать одни и те же правила. Игра развивает познавательный интерес, так как ученики не просто решают примеры и задачи, но и делают это с большим желанием, чтобы помочь героям сказки.

В конце игры учитель поощряет отличной оценкой ребят, активно работающих на уроке, а также может раздать каждому ученику небольшую грамоту за помощь в создании нового царства.

 

Игра-путешествие

На уроке «Сложение и вычитание натуральных чисел» мы провели игру «Путешествие в галактику арифметики»

Дидактическая цель: закрепить и обобщить знания по теме, подготовить к контрольной работе

Содержание: каждый ученик вешает себе на грудь табличку с именем известного космонавта, которые дает им учитель. На доске нарисованы четыре планеты: Земля, Сложение, Вычитание, Геометрические фигуры. Чтобы попасть на планету, ученикам нужно ответить на теоретические вопросы, а на самой планете решить задачи.

Каждая планета состоит из определенных компонентов. Например, планета Сложение состоит из равнин, где живет народ Слагаемые и из моря, где живет народ Сумма. Планета Вычитание состоит из гор с народом Вычитаемое, из океана Разности и на суше Уменьшаемого.  И на планете Геометрические фигуры, мы встречаемся с народом Периметр.

Овал: ЗЕМЛЯ
У каждого народа ученикам предлагается решить задания, которые будут соответствовать названию этих народов, после чего ученики отправляются к другим. После прохождения по всем народам планета дает свой символ и дарит школьникам свои знания. Получив все символы и знания, ученики будут готовы к контрольной работе.(см. приложение)

 

 

 

 

 

 

 

 


Форма: групповая работа учащихся

Средства: плакаты с заданиями, иллюстрации планет, изображение символов планет.

Методы:  словесный метод (рассказ), наглядный метод (иллюстрации), репродуктивный метод обучения (повторение и воспроизведение учебного материала).

Как видно игра-путешествие эффективна на этапе обобщения и систематизации знаний, потому что в ней учащиеся занимаются групповой формой работы и сильные ученики помогают слабым ученикам. Таким образом, ученики повторяют все правила по теме и закрывают пробелы в знаниях.

Игра-путешествие может проводиться целый урок, главное, чтобы в процессе игры учитель видел, насколько усвоена детьми тема урока, и что нужно закрепить еще раз. Для этого в резерве могут быть некоторые дополнительные задания на каждый элемент пройденной темы и небольшой сюжет путешествия, чтобы учитель смог сымпровизировать в момент затруднения учащихся решить какое-либо задание.

 

 

 

 

Игра-экскурсия

Игра-экскурсия может быть проведена при обобщении тем «Умножение и деление десятичных дробей», «Среднее арифметическое».

Дидактическая цель: обобщить знания по темам, устранить пробелы в знаниях.

Содержание: ученикам предлагается «поехать» на экскурсию в северную столицу нашей страны, в Санкт-Петербург. Учитель дает краткую справку о данном городе, показывая места, о которых он ведет речь. Все фотографии и плакаты вывешены на доске.

Изначально ребята покупают билеты и считают, сколько денег им придется потратить на все билеты. После покупки, учитель раздает билетики и просит учеников их сохранить. Потому что на обратный путь будет скидка.

Ученики садятся в поезд и учитель предлагает им посчитать среднюю скорость поезда, с которой он будет ехать до Санкт-Петербурга.

Приехав в город, ученики расселяются в 6 комнат по 4 человека и в группах считают площадь своих комнат, далее они считают деньги, затраченные ими на завтрак, отправляются на автобусную экскурсию по городу. В обед они помогают продавцу посчитать среднее количество яблок в ящике, и тот дает им один ящик бесплатно.

Ближе к вечеру ученики отправляются на экскурсию в Екатерининский дворец, где им также предстоит вычислить различные задания. И в ночь они уезжают обратно в Москву, купив билеты со скидкой, после того как посчитают стоимость за проезд со скидкой.

Форма: групповая работа, индивидуальная работа

Средства: фотографии с изображениями достопримечательностей города, билеты, плакаты с рисунками, записи на доске.

Методы: словесный метод (рассказ), наглядный метод (иллюстрации, демонстрации), репродуктивный метод обучения (повторение и воспроизведение учебного материала).

Данная игра очень занимательна и повышает познавательный интерес. Здесь учащиеся решают задания с определенной целью что-либо получить и узнать. Каждое задание мотивировано, она с легкостью может быть проведена с использованием компьютерных технологий, если, конечно, такие в школе имеются.

Игры-экскурсии удобно использовать на этапе обобщения и систематизации знаний, так как они содержат много интересных фактов и учащиеся не замечают как в процессе игры им легко дается решение различных заданий.

Таким образом, видно, что на этапе обобщения и систематизации знаний удобно использовать игры-сказки, игры-путешествия и игры-экскурсии.

Проведя и проанализировав наши исследования, мы делаем вывод, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении школьников младшего подросткового возраста.

Итак, дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

Отметим, что на разных этапах урока наиболее продуктивны различные виды игр, а именно:

·  на этапе изучения нового материала эффективны игры с использованием практических действий детей с группами предметов или рисунков;

·  игры-эстафеты, игры-загадки и игры-беседы, помогают учащимся работать упорно и активно на этапе закрепления изученного материала.

·  на этапе обобщения и систематизации знаний удобно использовать игры-сказки, игры-путешествия и игры-экскурсии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апробация в школе.

 

В ходе исследования было проведено анкетирование учителей и учащихся с целью выяснения их мнения по поводу проведения игр на уроках математики.

В анкетировании учителей участвовало 30 преподавателей школы №745. Оно позволило выяснить, что учителя положительно относятся к урокам в игровой форме и активно используют их в своей педагогической деятельности, несмотря на объективные трудности, и не считают данную форму работы пустой тратой времени. Однако, некоторым учителям кажется, что проведение игр создает дополнительную нагрузку преподавателю, занимает дополнительное время на уроке. Кроме того они считают, что существует мало разработок уроков в игровой форме, наглядного материала и соответствующей литературы.

Но необходимо учитывать и то, что проведение уроков в игровой форме, в большей мере зависит от самого учителя. Хорошо продуманная игра занимает довольно много времени для её подготовки, но не отнимает время на уроке, а позволяет донести до ученика необходимый материал в доступной и непринужденной форме.

В анкетировании учащихся участвовали ученики двух пятых и двух шестых классов. Отметим, что из всех опрошенных четырех классов, игры проходили только в одном, но основная масса детей считает, что игра на уроках приносит большую пользу, с удовольствием в них участвуют, стараются узнать что-то новое, интересное и познавательное.

Кроме анкетирования учащимся 5 класса были предложены сочинения на темы: «Мои любимые уроки в школе», «За что я люблю математику?», «Почему я люблю играть на уроке математики?»

Ниже представлена диаграмма выбора тем сочинений.

 

Путем анализа сочинений учащихся был установлен факт наличия интереса школьников к математике.

Большинство учащихся выбрали тему «Почему я люблю играть на уроке математики?». Это  говорит о том, что интерес учащихся к предмету был развит в большей степени через дидактические игры, проводимые на уроке.

Приведем цитаты из сочинений учащихся.

«Я люблю играть на уроке математики, потому что игры веселые, развлекательные и многому учат…» (Таня Витранюк).

«Я люблю играть на уроке математики, потому что игры очень познавательные и интересные…» (Настя Уткова).

«Я люблю играть на уроке математики, потому что, играя, мы раскрываем свои способности, а сами игры очень интересные…» (Лена Макашова).

«Мне очень нравятся играть на уроке математики, потому что в играх очень интересные задания…» (Хаграс Ясмин).

Таким образом, ученики с нетерпением ждут каждой новой игры, ведь в ней они узнают много познавательного, интересного и нового.

Так как дидактическая игра была одной из основных форм работы в нашей практике, то именно их мы в основном использовали на уроках  с первого дня обучения школьников математике.

Таким образом, мы с первого дня прививали учащимся любовь к предмету, а также развивали познавательный интерес через дидактическую игру.

Первый урок заключался в том, что ученикам предлагалось разгадать кроссворд на темы, пройденный ими в начальной школе и именно этим уроком, было положено начало формирования познавательного интереса к учению на уроке математики.

На различных этапах урока проводились элементы дидактических игр, но огромное значение придавалось дидактической игре на этапе обобщения и систематизации знаний.

Игровая форма работы была немного необычна для детей, так как ранее у них не проводились уроки такого вида, но они быстро к этому привыкли и с нетерпением ждали игр на каждом уроке.

Практически все игры были придуманы самостоятельно. На уроках в классе были проведены следующие игры:

·  «Математическое соревнование» - игра-соревнование на тему «Натуральные числа», где ученики делятся на три команды и решают задания на листочке, в конце урока учитель сверяет задания и выявляет победителя.

·  «Путешествие в галактику Арифметики» - игра-путешествие на тему «Сложение и вычитание натуральных чисел», где учащимся предлагалось путешествовать по планетам Сложение, Вычитание, Геометрические фигуры, и на которых они выполняли различные задания, чтобы овладеть знаниями и заработать символы всех планет.

·  «Страна чисел и букв» - игра-сказка на темы «упрощение выражений», «Уравнение», где учитель рассказывает ученикам сказку о букве «а» и числе «5», и как их семьям пришлось отправиться в дальний путь, чтобы найти принцессу. Ученики, решая задания, помогают пройти преграды и в сказке узнают как появились уравнения и буквенные выражения.

·   «Математический марафон» – игра-соревнование на тему «Арифметические действия и их свойства»,  где учащиеся делятся на три равные по знаниям команды: «Сложение», «Вычитание», «Умножение» и где присутствует жюри. Учащимся предлагается участвовать в пяти конкурсах, в которых они решают кроссворд, отгадывают слова по примерам, решают сложные задачи, составляют задачи по уравнениям.

·  «Отгадай стихотворение»- игра-загадка на тему «Упрощение выражений», где учитель читает все задания и связки стихами, а ученикам приходится не только выполнять задания, но также найти в стихотворениях главную мысль, ведь именно тогда они поймут, что нужно решать.

·  «Наш дом»  - игра-поручение на темы «Площади», «Объемы», где учащимся дается задания построить дом и считать, сколько понадобиться денег на его постройку, какова будет площадь участка, периметр забора, объем всего дома, количество окон, дверей комнат.

·  «Холодное сердце принцессы»  – игра-поручение на тему «Обыкновенные дроби»,  где ученикам поручается помочь принцу добраться до своей принцессы, решив различные задания и растопить её ледяное сердечко. После чего девочкам вручается титул почетных дам королевства, а мальчикам титул рыцаря королевства.

·  «Математическая эстафета» - игра-эстафета на темы «Сложение и вычитания десятичных дробей», «Приближенные значения десятичных дробей», где ученики делятся на три команды и по очереди решают задания по данным темам.

·  «Скачки» - игра-соревнование на тему «Умножение и деление десятичных дробей», где учащиеся делали ставки на игроков, в том или ином заезде, а когда приходило время решать наперегонки три участника заезда работали и решали, а остальным ученикам было предложено тоже решать аналогичные задания. Победители заезда получали оценку, а также те, кто угадал всех победителей, тоже получали оценку.

·  «Экскурсия в Санкт-Петербург» - игра-экскурсия на темы «Умножение десятичных дробей», «Деление десятичных дробей», где ученики отправляются в северную столицу и по пути решают предложенные им задания и узнают много нового о городе.

·  «Встреча со знаменитым ученым» - игра-беседа на тему «Микрокалькулятор», где учитель предстает в виде великого ученого и рассказывает о своем открытии, а также просит учащихся рассказать о новых микрокалькуляторах и их функциях.

·  «Письмо от сказочного героя» - игра-беседа на тему «Проценты», где учитель читает письмо от Золушки, которая рассказывает о интересной теме «Проценты».

·  «Запятая», - игра-загадка на тему «Умножение десятичных дробей на 10, 100 и т.д.», где учитель с помощью учеников вводит данную тему, развивая логическое мышление учеников.

·  «Дерево», «Бабочка» - игры-загадки на темы «Умножения десятичных дробей на натуральное число», «Деление десятичных дробей на натуральное число», где ученикам необходимо отгадать слово путем решения примеров на соответствующие темы.

·  «Математическое лото» - игра-соревнование на тему «Угол. Чертежный треугольник. Транспортир», где ученикам предлагается вытащить листочек с номером и решить задание.

·  «Лотерея» - игра-соревнование на тему «Действия с натуральными числами», где ученики разыгрывают лотерейный билет, отвечают на теоретические вопросы по теме и решают задания.

·   «Геометрическое поле чудес» - игра-соревнование на тему «Геометрические фигуры»

Таким образом, мы решили создать сборник дидактических игр (см. приложение.)

Так как дидактические игры часто проводились на уроках математики и, таким образом, привили учащимся любовь к предмету и математическим играм, то было решено провести творческую работу.

На каникулы школьникам было предложено придумать любую дидактическую игру или элемент дидактической игры. Ученики с радостью взялись за данную творческую работу и в начале четвертой четверти принесли игры.

В основном были игры-загадки, например, игра «Яблоко», «Шиповник», «Лебеди», где ученики решали задания и находили ответы в соответствующих картинках и отгадывали слово.

Например, игра «Шиповник»,  авторами которой были Солотина Лера и Мартышевская Ира. На  плакате нарисован цветок шиповника, а рядом 11 божьих коровок,        на которых нарисованы число и буква. На доске записаны примеры, ответы которых можно найти на божьих коровках и составить слово.

 

 

 

 

 

 



5,3:2,5=

11,22:0,01=

4,2·2=

10,7-1,5=

1,05:0,15=

1,06+2=

2,5·3,7=

5,2-1,15=


Также, присутствовали и игры путешествия, например, игра «Путешественница», где ребята делятся на три команды и решают девять заданий. Тот, кто выполняет первый, поднимает табличку «Решено», и если ответ его правильный, то команда получает 100 баллов, если нет, то баллов нет. Игра «Кладоискатели», где ребята делятся на две команды, выбирают себе капитана, решают различные задания и получают за них баллы. В конце игры им предлагается обменять свои баллы на слитки золота в магазине. Победителями становятся те, у кого больше всего золота.

Игр, придуманные учениками, были использованы на уроке, где авторы сами проводили свои игры при участии учителя.

Таким образом, видно, что дидактическая игра прививает ученикам любовь к математике, формирует у них познавательный интерес, не дает ученикам чувствовать себя неловко и сковано на уроке, а также развивает их как творческих личностей.

 

Итак, мы увидели, что дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего подросткового возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)