Разработка "Картотека релаксационных упражнений"
Оценка 4.9

Разработка "Картотека релаксационных упражнений"

Оценка 4.9
docx
01.04.2023
Разработка "Картотека релаксационных упражнений"
kartoteka_relaxatsionnykh_uprazhneniy.docx

 

 

Kартотека

релаксационных

упражнений

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:
учитель-дефектолог Бардацкая Ксения Олеговна

 

РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ РУК

Цель: расслабление мышц рук.

Ход игры: дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку. Руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставлены. (Логопед показывает и помогает детям принять позу покоя)

Внимание!
Все умеют танцевать,
Но не все пока умеют
Прыгать, бегать, рисовать,
Расслабляться, отдыхать.

Формула общего покоя произносится логопедом тихим голосом, в замедленном темпе, с длительными паузами.

Есть у нас игра такая –
Исчезает напряженье...
Очень легкая, простая:
И становится понятно:
Замедляется движенье,
Расслабление – приятно!

 


 

УПРАЖНЕНИЕ «ОЛЕНИ»

Цель: расслабление мышц рук.

Ход игры: дети представляют себе, что они олени. Поднимают над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами.

- Вот такие рога у оленя! И вы поднимите так руки!
Напрягите руки.

 (Логопед показывает напряжение, с силой раздвигая пальцы.)

- Руки стали твердыми, как рога у оленя.

(Логопед проверяет степень напряженности мышц каждого ребенка.)

- Нам трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки. Уроните на колени.

(Руки уже не скрещивают.)

- Расслабились руки. Отдыхают. Слушайте и делайте, как я: вдох – выдох! (Два раза.)
Посмотрите:
 – мы – олени,                                    Ветер стих,                               
Рвется ветер нам навстречу!        Расправим плечи,
Руки снова на колени,                      А теперь – немного лени...
Руки не напряжены                        И рассла-а-бле-ны...

Логопед легким движением пальцев проводит по руке каждого ребенка от плеча до кончиков пальцев.

Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко... ровно... глубоко...


 

УПРАЖНЕНИЕ «КУЛАЧКИ»

Цель: расслабление мышц рук.

Ход игры: дети сжимают пальцы в кулачок покрепче (логопед показывает, руки лежат на коленях). Чтобы косточки побелели.

- Вот как напряглись кисти рук! Сильное напряжение! Нам неприятно так сидеть. Руки устали.

Дети перестают сжимать пальцы, распрямляют их.

- Вот и расслабились руки. Отдыхают. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало.

(Упражнение выполняется три раза)

- А теперь слушайте и делайте, как я. Спокойный вдох – выдох, еще раз: вдох – выдох...
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряженьем,
Пальчики прижаты
.

(Большой палец прижимаем к остальным.)

Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем.

Легко приподнять и уронить расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!

 

 

 

УПРАЖНЕНИЕ «ПРУЖИНКИ»

Цель: расслабление мышц ног.

Ход игры: дети представляют, что ставят ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол. (Логопед показывает движения.) Снова прижимают стопы к полу.

- Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело! Ноги напряжены.

Дети перестаютт нажимать на пружинки.

- Ноги расслабились! Как приятно!
Отдыхаем... Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох! (Два раза.)

Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?

Дети приподнимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу.

Ты носочки опускай,            Крепче, крепче нажимай,
На пружинки нажимай,     Нет пружинок – отдыхай!

(Упражнение повторяется три раза.)

Руки не напряжены, –       Знайте, девочки и мальчики:
Ноги не напряжены          Отдыхают ваши пальчики!
И рассла-а-бле-ны...         Дышится легко... ровно... глубоко...


 

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАГОРАЕМ»

Цель: расслабление мышц ног.

Ход игры: дети представляют, что их ноги загорают. (Логопед показывает, как вытянуть ноги вперед, сидя на стуле.)

- Ноги поднимаем, держим... держим... Ноги напряглись!

Логопед подходит к каждому из детей и проверяет напряжение мышц ног. Затем опускают ноги. Упражнение повторяется.

- Напряженные наши ноги стали твердые, каменные. А потом ноги устали и отдыхают, расслабились!.. Как хорошо, приятно стало, ноги ненапряженные. Слушайте и делайте, как я.

Вдох – выдох!..
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим... Держим... Напрягаем...
Загорели! Опускаем!  (
Ноги резко опустить на пол)
Ноги не напряжены
И рассла-а-бле-ны...

Упражнение повторяется три раза. Руки расслаблены, лежат на коленях. Можно предложить детям рукой ощутить напряжение мышц ног, а затем сравнить с их расслаблением.

 

 

 

 

 

УПРАЖНЕНИЕ «ШТАНГА»

Цель: расслабление мышц рук, ног и корпуса.

Ход игры:
- Будем заниматься спортом!

Дети встают и представляют, что поднимают тяжёлую штангу. Наклоняются, берут её. Сжимают кулаки. Медленно поднимают руки.

- Тяжело! Подержали штангу... Устали руки и бросили штангу.

Руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища. Руки расслабились, не напряжены, отдыхают.

- Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть – выдохнуть!..

Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом.
(Наклониться вперед.)
Штангу с пола поднимаем...
(Распрямиться.)
Крепко держим...

Логопед прикасается к мышцам плеча и предплечья детей, обращает их внимание на напряжение и последующее расслабление.

– И бросаем! (Упражнение повторяется три раза.)
Наши мышцы не устали –
И еще послушней стали!
Нам становится понятно:
Расслабление – приятно.

 

 

УПРАЖНЕНИЕ «КОРАБЛИК»

Цель: расслабление мышц рук, ног и корпуса.

Ход игры: дети представляют, что они на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставляют ноги пошире и прижимают
их к полу. Руки сцепляют за спиной. Качнуло палубу – прижимают к полу правую ногу. (Правая нога напряжена. Левая – расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола.)

- Выпрямились! Расслабились!

Качнуло в другую сторону – прижимают левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога расслаблена.)

- Выпрямились. Слушайте и делайте, как я.
Вдох – выдох!

Стало палубу качать.               Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
         А другую – расслабляем!

Логопед обращает внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.

– А теперь сядьте и слушайте. (Логопед говорит медленно, спокойно.)

Снова руки на колени,               Наши мышцы не устали
А теперь – немного лени.
            И еще послушней стали.
Напряженье улетело –               Дышится легко... ровно...
И расслаблено все тело...                                     глубоко...

 

 

УПРАЖНЕНИЕ «ЦВЕТОЧЕК»

Цель: расслабление мышц рук, ног и корпуса.

Ход игры: дети тянутся вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела.

- Цветочек растет и тянется к солнцу.

 Затем последовательно уронить кисти.

- Солнышко село, спряталось, и головка цветка поникла.

 Расслабить предплечья, согнув руки в локтях.

- Стебелек сломался.

Сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени.

- Цветочек завял.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАЖНЕНИЕ «ШАРИК»

Цель: расслабление мышц живота.

Ход игры: дети представляют, что надувают воздушный шар. Кладут руку на живот. ( на область диафрагмы.) Надувают живот так, будто это большой воздушный шар. Тогда мышцы живота напрягаются.

(Логопед показывает, как поднимается стенка живота при утрированном вдохе.)

- Это сильное напряжение, неприятно! Не станем надувать большой шар.

Надувают живот спокойно, как будто маленький шарик. Делают спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. (плечи нельзя поднимать). Логопед обходит всех детей, проверяет, правильно ли они выполняют это задание. Для наглядности можно встать рядом, положить руку ребенка себе на живот, на область диафрагмы, и предложить сделать одновременно с логопедом вдох – выдох. Ребенок при этом продолжает второй рукой контролировать сокращение собственных мышц при дыхании.

– Вдохнуть! Выдохнуть!

Мышцы живота расслабляются. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. И выдох свободный, ненапряженный.

Делайте, как я.
Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем. (
Делается вдох.)
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем!
Дышится легко... ровно... глубоко... (
Повторить три раза.)

УПРАЖНЕНИЕ «ЛЮБОПЫТНАЯ ВАРВАРА»

Цель: расслабление мышц шеи.

Ход игры: дети поворачивают голову влево, стараются повернуть
ее так, чтобы увидеть, как можно дальше.

- Сейчас мышцы шеи напряжены!

Трогают шею справа, ощущают напряженность мышц. Возвращаются в исходное положение.  Смотрят прямо. Мышцы шеи расслабляются. Легко дышится. Потом поворачивают голову вправо. Стараются справа увидеть как можно дальше. Теперь мышцы шеи слева напряглись, стали как каменные. Смотрят прямо. Расслабились мышцы шеи. Легко дышится. Логопед подходит к каждому ребенку и учит его ощущать напряжение и расслабление шейных мышц.

- Слушайте и делайте, как я.

Любопытная Варвара         А потом опять вперед –
Смотрит влево...                 Тут немного отдохнет.
Смотрит вправо...               Шея не напряжена!
И рассла-а-бле-на...           

 Движения повторяются по два раза в каждую сторону.

Теперь поднимают голову вверх. Посмотреть на потолок. Больше откинуть голову назад.

- Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно!.. Выпрямились! Легко стало, свободно дышится.
Слушайте и делайте, как я.

 

 

А Варвара смотрит вверх!               Расслабление приятно!
Выше всех, все дальше вверх!           Шея не напряжена
Возвращается обратно–                  И рассла-а-бле-на...

Медленно опускают голову вниз. Напрягаются мышцы шеи сзади. Стали твердые. Выпрямитесь. Шея расслаблена.

- Приятно! Хорошо дышится. Слушайте и делайте, как я.

А теперь посмотрит вниз –            Расслабление приятно!  
Мышцы шеи напряглись!                 Шея не напряжена.
Возвращается обратно–                И рассла-а-бле-на...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАЖНЕНИЕ «ХОБОТОК»

Цель: расслабление артикуляторных мышц.

Процедура выполнения: Дети принимают позу общего покоя.

- Слушайте и делайте, как я: вдох – выдох!.. Руки, ноги ненапряженные, расслаблены. Все тело расслаблено.

Логопед (показывает, как надо вытянуть губы).

- Вытяните губы «хоботком». Напряглись губы. А теперь они
стали мягкими, ненапряженными.

Логопед показывает спокойное положение губ. Рот слегка приоткрыт, губы расслаблены.

- Слушайте и делайте, как я.
Подражаю я слону:
Губы «хоботком» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Губы не напряжены
И рассла-а-бле-ны...

Упражнение повторяется по три раза. Дети могут ощутить напряжение и расслабление губ, прикасаясь к ним чистым пальцем.

 

 

 

 

 

УПРАЖНЕНИЕ «ЛЯГУШКИ»

Цель: расслабление артикуляторных мышц.

Процедура выполнения: дети принимают позу общего покоя.

Логопед показывает движение губ, соответствующее артикуляции звука [и]. Фиксирует внимание детей на напряжении и расслаблении губ.

- А теперь слушайте и делайте, как я. Вот понравится лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам!
Потяну – перестану.
И нисколько не устану!
Губы не напряжены
И рассла-а-бле-ны...

Упражнение повторяется по три раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАЖНЕНИЕ «СЕРДИТЫЙ ЯЗЫК»

Цель: расслабление артикуляторных мышц.

Процедура выполнения: дети принимают позу общего покоя.

Логопед показывает, как кончик языка с силой упирается в верхние зубы. Объясняет, что язык при этом напрягается, что это напряжение неприятно.

- Опустили язык! Он расслабился, как будто спит... Слушайте и делайте, как я.

С языком случилось что-то:
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за губы!
Он на место возвращается
И чудесно расслабляется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАЖНЕНИЕ «ГОРКА»

Цель: расслабление артикуляторных мышц.

Процедура выполнения:

Логопед показывает, как, удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть спинку языка высокой горкой. Объясняет, что долго удерживать это напряжение неприятно. Просит детей несколько раз повторить это упражнение. При выполнении упражнения логопед обращает внимание детей, что при расслаблении языка наступает приятное ощущение.

- Слушайте и делайте, как я!
Спинка языка сейчас
Станет горочкой у нас!
Я растаять ей велю–
Напряженья не люблю.
Язык на место возвращается
И чудесно расслабляется.

 

 

 

 

 

 

 

УПРАЖНЕНИЕ «УЛЫБКА»

Цель: расслабление артикуляторных мышц

Процедура выполнения широко улыбнуться и показать зубы в течение 5 сек. Обратить внимание на напряжение в щеках.

Упражнение выполняется 3 раза.

 

 

 

УПРАЖНЕНИЕ «ТРУБОЧКА»

Цель: расслабление артикуляторных мышц

Процедура выполнения: вытянуть губы трубочкой и дуть в течение 10 сек. Обратить внимание на напряжение в губах.

Упражнение выполняется 3 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАБОРЧИК»

Цель: расслабление артикуляторных мышц

Процедура выполнения: на 5-10 сек сжать зубы. Обратить внимание на то, как напряжение распространяется от челюсти к вискам.

Упражнение повторяется 3 раза.

 

УПРАЖНЕНИЕ «ЗЕВАНИЕ»

Цель: расслабление артикуляторных мышц

Процедура выполнения: Зевнуть легко, более глубоко, очень глубоко. На последнем зевке закрыть глаза и растянуть мышцы рта и глотки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАЖНЕНИЕ «ВПЕРЕД-НАЗАД»

Цель: расслабление артикуляторных мышц

Процедура выполнения:

·        прижать язык к передним зубам на 10 сек, обращая внимание на напряжение в языке.

 

·         оттянуть язык назад на 10 сек. Напряжение должно возникнуть в языке, на дне полости рта и в шее.

 

Упражнение выполняется 3 раза.


 

УПРАЖНЕНИЕ «ЧАСИКИ»

Цель: расслабление артикуляторных мышц

Процедура выполнения: рот приоткрыт. «Узкий» кончик языка дви­жется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет логопеда. (15-20 секунд).

Упражнение выполняется 3 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ

Цель: расслабление мимических мышц

Процедура выполнения:

·          Слегка откинуть голову назад, напрячь | мышцы шеи на 5-10 сек, концентрируя внимание на этом ощущении. Уронить расслабленно голову вперед.

 

·          Наморщить лоб, подняв брови на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в области лба.

·          Сильно нахмуриться на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения между глазами.

 

·          Плотно сомкнуть веки на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в них.


 

УПРАЖНЕНИЕ «ДОЖДЬ»

Цель: расслабление мышц шеи.

Ход игры: принимают позу общего покоя. Голову поднимают и тянут шею вверх. Мышцы шеи напряжены. Затем голову опустить вниз и расслабить мышцы шеи.

- Поглядите, поглядите –

Потянулись с неба нити!

Эта тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить.

 


 

K артотека релаксационных упражнений

K артотека релаксационных упражнений

УПРАЖНЕНИЕ «ОЛЕНИ» Цель : расслабление мышц рук

УПРАЖНЕНИЕ «ОЛЕНИ» Цель : расслабление мышц рук

УПРАЖНЕНИЕ «КУЛАЧКИ» Цель: расслабление мышц рук

УПРАЖНЕНИЕ «КУЛАЧКИ» Цель: расслабление мышц рук

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАГОРАЕМ» Цель: расслабление мышц ног

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАГОРАЕМ» Цель: расслабление мышц ног

УПРАЖНЕНИЕ «КОРАБЛИК» Цель: расслабление мышц рук, ног и корпуса

УПРАЖНЕНИЕ «КОРАБЛИК» Цель: расслабление мышц рук, ног и корпуса

УПРАЖНЕНИЕ «ШАРИК» Цель: расслабление мышц живота

УПРАЖНЕНИЕ «ШАРИК» Цель: расслабление мышц живота

А Варвара смотрит вверх!

А Варвара смотрит вверх!

УПРАЖНЕНИЕ «ЛЯГУШКИ» Цель: расслабление артикуляторных мышц

УПРАЖНЕНИЕ «ЛЯГУШКИ» Цель: расслабление артикуляторных мышц

УПРАЖНЕНИЕ «ГОРКА» Цель: расслабление артикуляторных мышц

УПРАЖНЕНИЕ «ГОРКА» Цель: расслабление артикуляторных мышц

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАБОРЧИК» Цель: расслабление артикуляторных мышц

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАБОРЧИК» Цель: расслабление артикуляторных мышц

УПРАЖНЕНИЕ «ЧАСИКИ» Цель: расслабление артикуляторных мышц

УПРАЖНЕНИЕ «ЧАСИКИ» Цель: расслабление артикуляторных мышц

УПРАЖНЕНИЕ «ДОЖДЬ» Цель: расслабление мышц шеи

УПРАЖНЕНИЕ «ДОЖДЬ» Цель: расслабление мышц шеи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2023